КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Дудкин Александр Павлович |
Родился 30 Октября 1920 года в деревне Перерва, ныне Вышневолоцкого района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. Учился в Вышневолоцком аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. По путёвке комсомола поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Отличился в боях на Курской дуге и при форсировании Днепра. К Августу 1944 года заместитель командиpa, он же штурман эскадрильи 166-го Гвардейского штурмового авиационного полка (10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Дудкин совершил 103 боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 4 Января 1945 года погиб при выполнении боевого задания в боях за освобождение Югославии. Похоронен в братской могиле на площади города Нови - Сад (Югославия). Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 2-й степени; медалями. Аэродром, с которого взлетели 2 шестёрки "Илов", остался позади. Горбатые профили штурмовиков. Тёмно - зелёные с пятнами камуфляжа широкие крылья, с направленными вперёд стволами пушек и подвешенными реактивными снарядами, приподнятые стволы пулемётов. Вся эта картина группового полёта штурмовиков стала настолько привычной, что Дудкину казалось, будто всю жизнь он вот так и летал, водя за собой эти грозные машины. А ведь не так давно он, Саша Дудкин, ученик слесаря на прядильно - ткацкой фабрике в городе Вышний Волочек, с завистью смотрел, как перед окнами фабрики, на пустыре, рабочие парни и девушки летали на планерах. Случалось, вместе с другими толкал планер, чтобы выкатить его в нужное место, помогал подтаскивать и натягивать длинный толстый резиновый канат - амортизатор. Тогда же родилась у него затаённая мечта - летать на самолёте. Он закончил курсы планеристов. А в Январе 1939 года стал курсантом военного авиаучилища. Когда началась Великая Отечественная война, молодой лётчик - штурмовик находился на одном из аэродромов в районе города Котовск (Молдавия). Здесь принял боевое крещение, здесь был первый раз ранен и попал в госпиталь. Советским лётчикам приходилось подниматься в воздух по 3 - 4 раза в день, биться с большими группами неприятельских самолётов. О действиях пилота Дудкина в тот напряжённый период в штабных документах записано: "Тов. Дудкин меткими штурмовыми и бомбардировочными ударами изматывал и уничтожал живую силу и технику противника. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и патрулирование истребителей врага, смело отражал атаки в воздухе и производил умелые противозенитные маневры, точно выходил на цель, с отвагой и мужеством атаковывал её". Сослуживцы удивлялись способностям молодого лётчика. Он отлично знал машину, метко стрелял, хорошо ориентировался в воздухе, был пунктуален и исполнителен. На Южном и Воронежском фронтах крепли его крылья, а под Сталинградом и Курском обогащался боевой опыт, оттачивалось мастерство. ...Маршрут, по которому за последнюю неделю не один раз водил свою экскадрилью Дудкин, хорошо знаком. Вот справа показался и растаял в дымке Тернополь. Под левым крылом виден Метенюв. Уже 3 дня в оврагах у этого села он, вместе со своим другом лётчиком Фоминым, штурмовал технику и живую силу врага. Вон там, у опушки рощи, видна коробка обгоревшего танка. Это он, Дудкин, меткой атакой поджёг его 5 дней назад. Тогда штурмовиков атаковали 4 FW-190, и пришлось защищаться от истребителей и одновременно атаковать танки, автомашины и зенитные батареи противника. Воздушные стрелки отогнали "Фоккеры", не дав им сбить ни одного штурмовика. А враг, кроме танка, подожжённого Дудкиным, потерял 6 автомашин, 2 батареи зенитной артиллерии, от метких ударов "Ильюшиных" взлетел на воздух склад боеприпасов. В Курской битве Александр Дудкин командовал звеном. Не раз после успешной штурмовки ему приходилось завязывать бой с вражескими самолётами. Так, 17 Августа 1943 года группу Дудкина в районе станции Сыроватка атаковали 2 Ме-109. Ведущий смело ринулся в атаку, сбил одного истребителя, а другой поспешил удалиться. Через день штурмовики Дудкина при подходе к цели у станции Ахтырки провели ещё один знаменательный бой. ...Штурмовики подходили к линии фронта. Справа и слева от ведущего, слегка опускаясь и поднимаясь, словно качаясь на невидимых волнах, держались своих мест в строю ведомые. На небе - ни облачка. Время от времени вспыхивают ослепительные отблески яркого солнца, отражённые фонарями кабин. Вдруг справа впереди Дудкин увидел группу самолётов, по которой вели огонь зенитчики. Около 30 "Юнкерсов" намеревались бомбить наши наземные войска. - Внимание ! Бомбы не сбрасывать ! В атаку ! - передал по радио Дудкин и, повернув самолёт вправо, повёл свою группу прямо на фашистские бомбардировщики. Штурмовики ощерились яркими вспышками выстрелов. Загорается и, оставляя за собой хвост чёрного дыма, падает бомбардировщик, на который навёл перекрестье своего прицела Дудкин. Строй "Юнкерсов" нарушился. Шарахаясь от советских штурмовиков, они бросали бомбы куда попало, разворачивались и уходили восвояси. Бомбометание по нашим войскам было сорвано ! Теперь Дудкин со своей группой взял направление к цели, которую предстояло бомбить и штурмовать. Вскоре прозвучал властный голос ведущего: - Перестроиться в правый пеленг ! Приготовиться к бомбометанию ! Грозные "Ильюшины" ринулись в пикирование. Бомбы и снаряды с воем и свистом падали на голову врага... Так же искусно и храбро он сражался и осенью 1943 года, поддерживая наши части, закреплявшиеся на Днепровских плацдармах. За боевые подвиги к этому времени неустрашимый штурмовик был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и двумя орденами Красного Знамени. В Феврале 1944 года Александра Дудкина назначили штурманом эскадрильи. Свои новые обязанности он выполнял блестяще. В Июле 1944 года эскадрилья за 2 недели во время наступления 1-го Украинского фронта произвела 186 успешных боевых вылетов. Благодаря отличной выучке лётного состава, умелому вождению группы, грамотным противозенитным маневрам, эскадрилья потеряла лишь 1 самолёт, а потерь в личном составе не имела. При этом штурман увлекал лётчиков личным примером, показывая образцы отваги и ориентировки в воздухе. Трудными были дни прорыва обороны немцев на Львовском направлении. По 2 - 3 раза в день появлялся Дудкин над позициями врага и каждый раз заставлял замолкать артиллерийские и миномётные батареи, уничтожал танки и взрывал переправы противника. Бешеный огонь зениток и атаки фашистских истребителей требовали большой выдержки и хладнокровия от экипажей "Ильюшиных". Враг, окружённый под Бродами, пытался прорваться на юго - запад. В районе Белого Камня сконцентрировались его танки, артиллерия, живая сила. Вот туда и повёл Дудкин свой экипажи. Ночью прошёл дождь. К 9 часам утра солнце ещё не успело разогнать туман. Он только поднялся над землей и почти сплошной пеленой закрывал небо. Лишь кое-где попадались небольшие "окна", в которых виднелась синева. Над самыми макушками деревьев проносятся "Илы". Враг не ожидал, что в такую погоду могут появиться штурмовики и ударить с бреющего полёта. Только когда "Илы" оказались над позициями фашистов, к ним со всех сторон потянулись дымные шнуры и огненные пунктиры зениток. Разрывов снарядов не было видно, так как они скрывались выше, в облаках, но опытный глаз лётчика по частым вспышкам выстрелов, замелькавшим в лесу за холмом, сразу определил место расположения вражеских зениток. Низкие облака не позволяют атаковать с пикирования, поэтому Дудкин, чуть опустив нос самолёта, направляет его на вспышки и нажимает на гашетки. Длинная очередь разноцветных светлячков понеслась вниз. И вот уже замолчали фашистские зенитки. Вдруг кто-то из лётчиков передал по радио: - Пушки справа ! Ведущий повернул самолёт, увидел немецкую батарею, хотя она была замаскирована. Выпустив очередь из пулемётов по орудийной прислуге, он нажал кнопку сбрасывания бомб. Одновременно сбросил бомбы и напарник. Над батареей взметнулись чёрные султаны земли и дыма. Осмотревшись, Дудкин увидел на дороге вереницу автомобилей и повозок. Штурмовики принялись поливать их снарядами и пулями. Некоторые машины сворачивают с дороги. С них врассыпную бросаются гитлеровцы. Но захватчиков настигает беспощадный огонь крылатых мстителей. Обезумевшие лошади встают на дыбы и вместе с повозками опрокидываются в кюветы. На дороге пляшут огни костров. Горят автомашины. После выхода из очередной атаки Дудкин заметил впереди 2 тягача. Один из них остановился, а другой свернул с дороги к лесу. Первый меткой очередью Александр поджёг, второй - превратил в груду металлолома. Там, где прошли штурмовики, будто пронёсся огненный смерч. Более роты солдат, десятки автомашин, подвод, тягачей, орудий врага уничтожила эскадрилья Александра Павловича Дудкина. Не раз водил Дудкин эскадрилью на штурм отступавшего врага в районы Рогатина, Ходорова, Журавы. 103 успешных боевых вылета совершил он на самолёте Ил-2 к Августу 1944 года. За отвагу, мужество и героизм, проявленные Дудкиным во время боёв за Львов, он был удостоен ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Человек безупречной дисциплинированности и воинской чести, Гвардии капитан, Герой Советского Союза А. П. вместе со своими товарищами по полку сражался с врагами и на югославской земле. Здесь в одном из боёв вражеский зенитный снаряд оборвал жизнь прославленного лётчика. В центре югославского города Нови - Сад стоит обелиск на его могиле. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |