КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Иванов Степан Гаврилович |
Родился 20 Марта 1914 года в селе Тауш, ныне Чернушинского района Пермской области, в семье крестьянина. Окончил Таушинскую среднюю школу, Свердловский автодорожный техникум и аэроклуб. С 1936 года Степан Иванов в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. С Июня 1942 года Лейтенант С. Г. Иванов в действующей армии. По 1943 год служил в составе 152-го ИАП, летал на И-16 и "Харрикейне"; по Май 1945 года - в 910-м ИАП (9 Октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), летал уже на "Яках". К Апрелю 1944 года заместитель командира 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) Гвардии майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника. 22 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии полковник С. Г. Иванов - в запасе. Жил в Евпатории (Крым, Украина). Работал директором Станции Юных Техников. Умер 19 Июля 1983 года. На здании Таушинской средней школы установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Красной Звезды (дважды); медалями. Активист ДОСААФ, отважный лётчик - истребитель Гвардии полковник в отставке Степан Гаврилович Иванов - ветеран войны и труда. Даже в свои 60 с лишним лет он был ещё полон энаргии, всегда находился с людьми. Степан Гаврилович был желанным гостем на призывном пункте военкомата, в школах и здравницах курортов, в пионерских лагерях. Прославленный лётчик нёс в массы молодёжи правдивое и страстное слово фронтовика, долится своими воспоминаниями о боевых подвигах народа, своих однополчан, учил ребят любить Родину. Иванову было что рассказать юным друзьям. Его комсомольская юность, как говорил он сам, проходила под знаком дружбы с небом... Первые встречи с ним состоялись над аэродромом Свердловского аэроклуба, когда он постигал мастерство планериста и пилота. Потом по комсомольской путёвке пошёл в Оренбургское военное авиационное училище. Лётчик - истребитель С. Г. Иванов своё первое боевое крещение получил в период "Зимней войны" 1939 - 1940 годов против Финляндии. Потом Великая Отечественная... Она вошла в его биографию трудными страницами. В составе 2-х прославленных авиационных полков С. Г. Иванов прошёл славный боевой путь от Сталинграда до столицы фашистской Германии. Войну закончил в составе 148-й Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка, впоследствии стал его командиром. Он защищал небо Карелии, принимал участие в Сталинградской битве, громил врага на Курской дуге, под Корсунь - Шевченковским, защищал небо Белоруссии, Украины, в том числе и Ровенщины. Так, в небе над Сарнами, сбил несколько самолётов противника. Стояла ранняя весна 1944 года. Фашисты "варились" в грандиозном Корсунь - Шевченковском "котле". Окружённые советскими войсками стальным кольцом, они сопротивлялись с упорством обречённых. 28 Марта командир 148-го Гвардейского истребительного полка пригласил своего заместителя Майора С. Г. Иванова. - Задание важное, - сказал он, - штурмовики должны нанести удар по танкам врага вот в этом месте, смотрите. Офицеры склонились над картой. Место Иванову было знакомо. Сколько раз пролетал он здесь на своём "ястребке", дрался с врагом. На боевой счёт Иванова и его товарищей только за последние дни было записано 5 сбитых в воздушных боях истребителей, 10 бомбардировщиков, сожжённых на аэродромах, 60 автомашин. ...Штурмовики шли журавлиным клином. Над ними и по бокам, строго придерживаясь боевого порядка, шли истребители. Земля огрызалась: били зенитки и крупнокалиберные пулемёты. Вот и цель. В низкорослом леске видны характерные тёмные прямоугольники - танки. Их было много. Штурмовики сделали первый заход. И тут из-за облака выскочил FW-190. За ним ещё один, ещё и ещё... Иванов повёл группу в атаку на противника. Облюбовал себе ведущего. С чудовищной скоростью шли машины друг другу в лоб. Идёт испытание воли и нервов лётчиков. Иванов уже видит искажённое злобой лицо вражеского пилота. Ещё секунда - и машины столкнутся. Но не выдержал фашист. На какую-то долю секунды Майор увидел перед собой "брюхо" самолёта врага и прошил его очередью из пулемёта. "Фоккер" задымил и начал разваливаться. А Иванов преследовал уже вторую машину. Под самым облаком кружилась "карусель": группа Иванова навязала врагу бой. Фашисты поодиночке выходили из боя, удирали. А внизу горели дымные костры. Это пылали фашистские танки. К Апрелю 1944 года заместитель командира 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Гвардии майору Иванову Степану Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4053). - Порой приходилось очень тяжело, - вспоминал Степан Гаврилович, - это неправда, что на войне храбрые по натуре люди ничего не боятся. Однажды мне пришлось драться с 4-мя фашистами, очень трудный бой вести. Но вот снаряд из пушки моего "Яка" угодил в мотор одного стервятника. Видел, как подбитый вражеский самолёт сел на лесной поляне и к нему побежали наши бойцы. Так помог командованию достать свежего "языка". Последний, 22-й по счёту фашистский самолёт я сбил в самом конце войны, под Берлином... В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на сранице 368 написано следующее: "25 Апреля 1945 года лётчики 148-го ГвИАП Майор С. Г. Иванов и Младший лейтенант Б. В. Бочков на самолётах Як-9 вступили в бой в 35 км восточнее Берлина с 2 FW-190 и сбили их". Всего за годы войны С. Г. Иванов совершил 463 успешных боевых вылета, сбил 22 самолёта противника, из них 12 лично и 10 - в группе. Налетал свыше 2150 часов или 1 миллион 300 тысяч километров. Уничтожил много вражеских солдат и офицеров, а также - различной техники. После демобилизации из армии герой воздушных боёв работал военруком в Евпаторийской школе № 13 и много времени отдавал воспитанию молодой смены. Он дружил с красными следопытами, помогал в их нелёгкой, но благородной работе. Ему писали боевые друзья, знакомые и незнакомые. Много писем было и от ребят. Вот одно - из Химок, Московской области. Ребята просили прислать материалы о боевых действиях полка, в котором он служил. Степан Гаврилович откликнулся на их просьбу. Усилиями Иванова музей боевой славы этой и других школ города пополнились новыми зкспонатами о делах авиаторов - фронтовиков. О его же героической жизни наиболее красноречиво поведает посетителю специальный стенд, что в краеведческом музее. Затем ветеран руководил внешкольным учреждением - Станцией Юных Техников города Евпатории. Станция объединяла более 600 кружковцев, обучающихся в различных технических и спортивных секциях. Неутомимая деятельность на посту директора СЮТ снискала Герою - фронтовику особенно широкую известность, любовь школьников и их родителей. К высокому званию Героя Советского Союза прибавилось ещё звание "Почётный гражданин Евпатории", присвоенное С. Г. Иванову, активисту ДОСААФ, Исполкомом городского Совета народных депутатов. Список всех известных побед
Гвардии майора С. Г. Иванова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |