КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Кириллов Александр Семёнович |
Родился 30 Мая 1921 года в селе Япрынцево, ныне Переволоцкого района Оренбургской области, в семье крестьянина. Жил в Оренбурге. Окончил среднюю шкалу № 6. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С Августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Февралю 1945 года командир эскадрильи 41-го штурмового авиационного полка (198-я штурмовая авиационная дивизия, 6-й штурмовой авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Капитан А. С. Кириллов совершил 96 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку железнодорожных эшелонов, артиллерийских позиций, скоплений войск и техники противника. Уничтожил 22 танка, 77 автомашин, 37 орудий, много живой силы, сбил в воздушном бою 1 самолёт противника, взорвал 2 склада с горючим. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года Кириллов Александр Семёнович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. С 1976 года Полковник А. С. Кириллов - в запасе. Жил и работал в Липецке. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. В Сентябре 1944 года после успешных наступательных боёв Советские войска заняли плацдарм на правом берегу реки Нарев, севернее Варшавы в районе Пултусск - Сероцк. Немецкое командование ценою любых потерь стремилось сбросить наши части, закрепившиеся на правом берегу реки Нарев, вводя в бой танковые соединения, артиллерию и другую технику. В Сентябре немцы подтянули к линии обороны в районе Пултусск новые подкрепления танков. Утром я получил приказ: "Отыскать подошедшие танки юго - западнее Пултусска". Вылетел на Ил-2 в составе пары под прикрытием пары "Яков". Ведомым был мой заместитель (командир первого звена Старший лейтенант Симонов). Район разведки прикрывался сильным огнём зенитной артиллерии, что затрудняло ведение разведки. К Пултусску подошёл на высоте 1200 метров, затем, маневрируя по горизонтали и вертикали, плавными разворотами начал снижаться до высоты 600 метров. Юго - западнее Пултусска 15 - 20 км на западной опушке леса заметил до 15 - 20 танков; из них часть - на обочинах дорог, часть - по окраине леса у дороги. С воздуха танки просматривались хорошо. Закончив разведку, результаты передал открытым текстом на радиостанцию наведения, где лично присутствовал командир штурмового корпуса Генерал - майор Токарев. От него по радио получил приказ прилететь группой в составе 2-х авиаэскадрилий и ударить по обнаруженным танкам. Сразу же после посадки я пересел на подготовленный мне самолёт, поднялся в воздух в составе 2-х групп по 8 самолётов. Подгруппу вёл Старший лейтенант Симонов. Зарядка была: 75% "ПТАБ" и 10% "АО-25". В подгруппе первое звено было загружено бомбами "ПТАБ", второе звено - "АО-25" с целью подавления зенитных средств противника. При подходе к линии фронта связался с радиостанцией наведения. К цели подошёл на высоте 1100 метров, атаку производил с левого разворота с планирования по одному. С первого захода на цель ведомым приказал не бросать бомбы, а смотреть разрывы моих бомб. Сбросив одну кассету, тем самым обозначил цель. Уточнив цель, ведомые по одному с планирования атаковали танки, одновременно пушечно - пулемётным огнём подавляли огонь ЗА. После удачно сброшенных бомб возникли очаги пожаров. Сделали 4 захода. Уход и сбор производились на "змейке" по звеньям в направлении на восток. Потерь не было. В результате нанесённого удара было сожжено 8 танков и наблюдалось 3 пожара (не определено, что горело, предположительно - цистерны с горючим на прицепах). Наши войска, продвинувшись вперёд, также подтвердили эти результаты. Командующий армией, удерживающий плацдарм, объявил благодарность участникам штурмовки. Нашим недостатком было не совсем правильное распределение в группе самолётов для подавления огня. Между атаками имелся большой разрыв, поэтому огонь с земли прекращался только тогда, когда на зенитки обрушивались истребители или штурмовики, в результате чего ведомые получили некоторые повреждения. Необходимо в каждом звене выделять 1 - 2 самолета для подавления огня ЗА. Большую помощь в подавлении оказала часть истребителей прикрытия. Личная разведка ведущим и ведомым второй подгруппы, малый разрыв времени между разведкой и ударом обеспечили нам успех штурмовых действий. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |