КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Николай Фёдорович Краснов относится к числу тех советских асов, информация о которых, имеющаяся в различных источниках, довольно разноречива. Это относится как к общему итогу его боевой деятельности, так и к обстоятельствам его гибели. Число воздушных побед одержанных Николаем Красновым трактуется в различной литературе весьма разнообразно, но при этом сводится к двум основным версиям: 46 личных побед и около 20 групповых, или же - 46 побед всего, то есть лично и в составе группы. Причина его гибели, так же, описывается по - разному: в одном случае Николай Краснов погиб в воздушном бою под Будапештом, в другом - вылетев для облёта отремонтированной машины, при таране вражеского самолета - разведчика. Общее в этих описаниях лишь одно - пилот погиб при вынужденной посадке, в результате капотирования машины. Вашему вниманию предлагается 2 отрывка из мемуаров участников Великой Отечественной войны, лично знавших Николая Краснова и совершенно по - разному описывающих его последний вылет. Какой из них соответствует действительности, я не знаю. Возможно, кто - то из читателей поможет разобраться в этом вопросе. "В конце 1944 - начале 1945 годов Советские ВВС вели довольно напряжённые длительные бои в небе Венгрии. В один из дней я получил приказ уничтожить вражеские танки в районе Пустасабольч. В прикрытие нам выделялись истребители Николая Краснова. Две группы "Илов" поднялись в воздух и взяли курс к цели. Когда мы набрали высоту около 400 метров, к нам пристроились истребители сопровождения. Увидев, что Майор Краснов после взлёта не убрал "ногу", я не сдержался и крикнул по радио: - Николай ! У тебя не убралось левое шасси ! - Знаю ! - спокойно ответил он. Его ответ показался мне самонадеянным. Я хорошо представлял себе, как трудно придётся ему в воздушном бою. А в последние дни не было ни одного вылета, который бы не заканчивался встречей с противником. - Краснов ! Иди обратно ! - передал я. - За меня не беспокойся, - ответил он. - И на таком самолёте я любого гада загоню в землю. Я хорошо знал этого мужественного лётчика - истребителя и верил ему. Больше того, я всегда завидовал его выдержке и хладнокровию. Ведь не зря ему присвоено звание Героя Советского Союза, не зря его грудь украшена ещё двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Ленина и Отечественной войны. Я согласился с Майором Красновым, но внутренне чувствовал неудовлетворённость таким решением. Если его подобъют, как он будет сажать самолёт в поле на одно колесо ?.. Слева под крылом показался Дунай, а вот и Пустасабольч ! Южнее его видны танки и автомашины противника. Наши "Илы" атакуют вражескую технику реактивными снарядами и бомбами. Шестерка истребителей кружится над нами. Краснов держится недалеко от меня. Изредка слышен его спокойный басок: - Поточнее, ребята ! Танки под деревьями, у дороги ! Наблюдая за атаками. Горят уже несколько танков и автомашин. Наконец все бомбы сброшены. Снарядов осталось не более трети боекомплекта - их нужно приберечь на случай воздушного боя. Наша группа перестраивается, готовясь к возвращению домой. В этот момент в небе появляется шестёрка "Фоккеров"... Вражеские истребители ринулись в атаку на приотставшие "Илы", но Краснов был начеку. Меткой очередью он срезал ведущего вражеской группы. Все штурмовики успели встать в оборонительный круг и начали отбивать атаки немецких истребителей. Вскоре ещё 2 "Фоккера" упали на землю. - Шмелёв, уходи домой ! Мы с ними сами справимся, - передал мне Краснов. - Понял, ухожу ! - ответил я и приказал штурмовикам перестроиться в "змейку". Прижимаясь к земле, возвращаемся на свой аэродром. Под крылом уже промелькнула широкая лента Дуная. Но где же наши истребители ? - Краснов ! Тебя не вижу ! Приём ! - Всё в порядке ! Противник скован ! Вы в безопасности ! Сейчас догоним ! Вокруг нас действительно не осталось ни одного "Фоккера". Мы продолжаем полёт и вскоре над нами появляются истребители прикрытия. Однако самолёта ведущего среди них почему - то нет. - Краснов ! Ты где ? - Он подбит, пошёл на вынужденную... - ответил мне чей - то взволнованный голос. В эфире стало тихо. Мы летели над Венгерской равниной. Сели. А Краснов не вернулся... Через некоторое время мы узнали подробности его гибели. После ухода штурмовиков от цели истребители прикрытия свалили ещё 2-х "Фоккеров" и одного "Мессера" из вновь подошедшей группы. Но и самолёт Краснова был подбит - вражеский снаряд угодил ему прямо в мотор. Николаю удалось выпустить вторую "ногу". Но при посадке на рыхлый снег его самолёт, едва коснувшись колёсами земли, перевернулся. Так погиб прекрасный человек и мужественный воздушный боец Николай Фёдорович Краснов, сын гороховецкого котельщика из деревни Княжиничи, Владимирской области, Герой Советского Союза. На его боевом счету было 39 уничтоженных самолётов противника". Версия вторая - гибель при таране "Юнкерса." "...Тяжело мы переживали гибель талантливого лётчика Героя Советского Союза Н. Ф. Краснова. Мы познакомились с ним ещё весной 1943 года, когда шли бои в районе Днепропетровска. Тогда он был командиром истребительной эскадрильи. По ряду причин его затем направили к нам, в инженерно - авиационную службу, на должность лётчика - испытателя. Краснов пробыл у нас больше года. А когда под Будапештом разгорелись тяжёлые бои, командование разрешило ему вернуться в строевую часть и снова возглавить истребительную эскадрилью. Николай Краснов воевал храбро и мастерски, в некоторые дни сбивал по 2, а то и по 4 вражеских самолета. Погиб он при облёте истребителя, на котором заменили мотор. Поскольку полёт носил испытательно - технический характер и совершался в районе аэродрома, боекомплекта на машине не было. Во время выполнения задания лётчик заметил на подступах к аэродрому немецкий самолёт - разведчик Ju-88. Сердце воздушного бойца не вытерпело, и он погнался за противником. По всей вероятности, Краснов таранил "Юнкерса". Его последнее сообщение по радио было лаконичным: "Срубил фрица !" Лётчик, к сожалению, не вернулся на аэродром. Перетянув через Дунай повреждённую машину, он спланировал на левый берег, угодил на старые окопы, и истребитель скапотировал. Николай оказался зажатым в кабине самолёта, повиснув головой вниз на привязных ремнях. Наших солдат поблизости не оказалось. Когда же поисковая группа добралась до машины Краснова, лётчик был уже мёртв, он умер от кровоизлияния в голову..." |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |