КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Леонов Николай Иванович |
Родился 20 Апреля 1919 года в селе Кремяное, ныне Кореневского района Курской области, в семье служащего. После окончания 7 классов начальной средней школы работал токарем в Курске на ремонтном заводе имени М. И. Калинина, одновременно учился в городском аэроклубе. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году успешно окончил военную авиационную школу лётчиков. С Июня 1942 года Младший лейтенант Н. И. Леонов на фронтах Великой Отечественной войны. Вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Якименко Антон Дмитриевич: "Коля Леонов - смелый воздушный боец, отличный товарищ и, если вдаваться в детали, - мой "крестник". Мы познакомились в Мае 1942-го, в одном из запасных полков, где я получал пополнение. Иду по стоянке и вижу: сидит молодой пилот и плачет. - В чём дело ? - спрашиваю. - Что натворил ? Оказалось, на посадке один за другим поломал два самолёта, и командир эскадрильи Козлов решил отчислить его как неспособного. А он с хорошей оценкой окончил военную школу, мечтал, как и другие, попасть на фронт, драться с фашистами... - Всё, отлетался, - говорит Николай, заливаясь слезами, - кончено. Странное дело, подумалось мне. Бывает, ломают пилоты машины, но две, одну за другой, - такого ещё не слышал. И главное, лётчик даже не знает свою ошибку, не знает причину поломок. После контрольных полётов впервые вылетел на Як-1. Всё шло хорошо: взлетел, построил маршрут, рассчитал и вдруг перед самой посадкой... чиркнул о землю крылом. Командир эскадрильи дал ему ещё 3 контрольных полёта, и Леонов снова пошёл один. Взлетел, рассчитал и... получилось точь-в-точь как и в первом полёте. Задумался я. Чувствую, не лётчик здесь виноват, а командир: чего-то он не учёл, недоделал, выпуская пилота на "Яке". Спрашиваю: - А на чём ты в школе летал ? Оказалось, на И-15. Всё стало ясно: И-15 в сравнении с "Яком" имеет очень большой стояночный угол. Это видно даже со стороны. И-15 нос поднимает чуть ли не в небо, "Як" - немного выше горизонта. Но командир не учёл эту особенность, не сказал ничего лётчику, а тот, задирая при посадке нос самолёта так, как и прежде, перетягивал ручку, машина теряла устойчивость, падала с креном... - В наш полк хочешь ? - спросил я Леонова. Он посмотрел недоверчиво, но ответил твёрдо: - Хочу. Я взял у Козлова спарку, проверил лётчика в воздухе и выпустил на своём самолёте. Через 3 месяца боёв с Леоновым прибыл в запасной полк, взял с собой Леонова специально для того, чтобы Козлов сделал правильный вывод. За эти 3 месяца бывший его подчинённый Младший лейтенант Коля Леонов сбил 8 фашистских машин, был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, стал Капитаном. Через год Николай ушёл от меня с повышением, возглавлял эскадрилью в соседнем полку, а затем стал моим заместителем, Майором, Героем Советского Союза". По Июль 1943 года Николай Леонов служил в составе 427-го ИАП, летал на Як-1; по Май 1945 года - уже в 183-м ИАП (150-м Гвардейском ИАП), летал на "Яках". К Ноябрю 1943 года командир эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка (294-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Старший лейтенант Н. И. Леонов совершил 173 боевых вылета, в 31 воздушном бою сбил 15 самолётов противника. Вспоминает Антон Дмитриевич Якименко: "В воздух выходит десятка из группы "Меч". Во главе Коля Леонов. Когда я сказал, что малыми группами больше ходить не будем, только большими, у него загорелись глаза. "Порядочек ! - воскликнул Леонов, потирая крепкие сильные руки. - Сейчас мы с ними поборемся, покажем силу русского медведя". Это любимое его выражение, а потирание рук - привычка. Группа ушла. Проходит какое-то время, слышу доклад Шаменкова ведущему: - Вижу пару Mе-109. - Пара, она ни к "чаму", - дурачится Коля, - нам подавай масштабы. Не называя свой позывной, сообщает лейтенант Орлов: - А вот эти, пожалуй, для нас... Правее и ниже. Двенадцать - пятнадцать штук. Ого !.. За ними ещё одна группа ! Ещё !.. Леонов уже не шутит. Говорит спокойно, ровно, но чувствую, весь подобрался, сконцентрировал волю и нервы. - Да, это для нас. - Уточняет: - Их и в полсотни не впишешь. - Командует своему заместителю, старшему лейтенанту Шишкину, ведущему группы прикрытия: - Иван ! Бей сверху, я снизу. - А это для всех: - Атака ! Леонову будет трудно. Надо послать на помощь. В готовности № 1 сидит шестёрка Проскурина. - Дайте ракету ! - говорю начальнику штаба. Минута, и лётчики в воздухе. "Торопитесь", - передаю им по радио, хотя и знаю, что сердца их и мысли давно уже там, в бою. По себе знаю, по опыту. - Коля, держись ! - кричит капитан Проскурин. - Держись ! На помощь идём. Леонов мой заместитель, Майор, но его мало кто называет по званию: очень он прост и молод. Но уважают: каждое слово Майора - закон. И любят за смелость в бою, за верную дружбу. - Спасибо, Саша ! - отвечает Леонов. - Держимся, бьём. Боюсь, что группа Проскурина в спешке проскочит район воздушного боя - всё застилает дымка. Жаль, что нет у меня экрана локатора. Я бы им подсказал, направил полёт, навёл на противника. - Парашюты ! Парашюты ! - кто-то кричит из группы Проскурина. И уточняет: - Немцы. "Юнкерс" горит. - Коля ! - кричит Проскурин. - Пришли. Атакуем. - Спасибо ! - отвечает Леонов. - Давайте дружненько. Покажите силу русского медведя. Бой закипает с новой силой. Слышатся возгласы: "Ещё один горит !". "Ещё !", "Уходят ! Бегут..." По коротким командам, докладам слышу: Леонову дали команду идти домой, Проскурину - охранять переправу. Группы сейчас собираются, всё идёт по порядку, и вдруг встревоженный голос Леонова: - Серёжа ! Где твой ведомый ? Коновалов молчит. Знаю, сейчас он глядит вокруг, суматошно кладёт самолёт с крыла на крыло, ищёт Виргинского. Проходит минута. - Не вижу. - Куда он девался ? - кричит Леонов. - Не знаю... Приближаются 9 машин. Садятся. Виргинского нет. Может, пристроился к группе Проскурина ? Нет, не может этого быть. Он бы сказал, сообщил. Отказала радиостанция ? Возможно. Но тогда сообщил бы Проскурин. Очевидно, что-то случилось. Лётчики вышли из самолётов, собрались, поговорили, идут ко мне. Идут и всё время смотрят направо, в сторону линии фронта. Я тоже смотрю туда. И знаю, туда же смотрят и техники. Особенно техник Юры Виргинского. Леонов докладывает: - Задание выполнено. Удар по переправе сорвали. Дрались со смешанной группой: "Юнкерсы", "Фоккеры", "Мессеры". Примерно с полсотни, сбили 3 самолёта. - А где Виргинский ? Молчит Леонов. Молчат лётчики. Спрашиваю: - Ну что ? Не видели, как всегда ? Понимаю: "как всегда" - это, конечно, лишнее. Вырвалось от обиды. А что обижаться ? Что гневаться ? Потери были и будут. Полки уходят со сцены, и какие полки ! И довольно в короткие сроки. А немецкие авиагруппы ? "Легион Кондор", "Вевер", "Удэт", "Мёльдерс", "Рихтгофен"... Лучшие силы фашистской Германии. Асы. Но мы их разбили всех. А наша группа живёт. Набирается сил. Слава её гремит по всему фронту. О ней знают не только наши, но и немецкие леёчики. Знали румынские. Сначала нас было 16, потом стало 22, а теперь ещё больше. И я твёрдо уверен, что "серых" скоро не будет. Будет лишь группа "Меч". Коллектив мастеров воздушного боя. Так я думаю, а сказал совершенно другое. И как она вырвалась, эта обидная фраза ? Леонов уставился в землю, помрачнел ещё больше. Наверное, ждал, что я его поддержу, как старший товарищ, я его успокою, а сам... - Там нелегко увидеть, - говорит Николай. - Дымка. Пожары. Закрутились в бою, кажется, и земля горит, и небо... Говорил, а глаз так и не поднял. Опять молчит. - Ладно, - говорю, - успокойся. Чувствую, Юра вернётся. Не такой он, чтобы пропал ни за что. Расскажите, что нового в тактике немцев. Может, заметили что ? - Заметили, - оживляется мой заместитель, - "Фокке - Вульфы", как и "Юнкерсы-87", бомбят с пикирования. В пике входят с полупереворота. Увидев наших, сразу становятся в круг. Характерно, что между самолётами очень большая дистанция, такое впечатление, будто оставляют место для нашего. Заманивают... Ого ! Это надо учесть. И я говорю пилотам о том, что заметил в последнее время, к чему надо готовиться. "Юнкерсы" стали летать значительно реже и меньшими группами. Почему ? Потому что их стало меньше. Их теперь берегут, охраняют большими отрядами истребителей. Сократились полёты бомбардировщиков на наши аэродромь. Отсюда вывод: борьбу за господство в воздухе немцы будут вести посредством воздушных боёв. Хуже это для нас или лучше ? Сложнее. Одно дело драться с истребителями сопровождения, когда они привязаны к группе, и совсем другое, если они свободны в маневре, в выборе места боя, в выборе высот... Виргинский прибыл через несколько дней. Доложил и стоит, улыбается. Длинный, худой, но невредимый. Гляжу на него снизу вверх, прошу доложить поподробнее: почему не вернулся вместе со всеми, где его самолёт, откуда сюда припожаловал. Оказалось, когда немцы пошли наутёк, Юра не выдержал, начал преследовать, на чём, как говорит, и попался. Машину покинул, приземлился нормально, но немецкая пуля слегка поцарапала кожу, и врачи продержали Виргинского несколько дней..." В Январе 1944 года Николай Леонов таранил фашистский бомбардировщик Ju-87. Сам совершил посадку на повреждённом самолёте. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Апреля 1944 года Леонов Николай Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1450). В начале Ноября 1944 противник в районе Надькерепта танками и пехотой пытался восстановить ранее утраченные позиции, контратаковав советских войска. Противник, стремясь сорвать наступление советских войск или хотя бы замедлить его, повысил активность своей авиации, однако успешные действия советских истребителей в большинстве случаев не позволяли фашистским лётчикам нанести прицельные удары. Истребительная авиация прочно удерживала господство в воздухе и не допускала фашистских лётчиков к полю боя. Результативный бой провела восьмёрка истребителей 150-го Гвардейского авиаполка под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника А. Д. Якименко. Прикрывая свои наземные войска в районе Ясберень, она встретила более 20 вражеских истребителей и провела лобовую атаку, в ходе которой А. Д. Якименко и Гвардии капитан Н. И. Леонов сбили по одному самолёту. В завязавшемся воздушном бою Гвардии лейтенант И. Ф. Шаменков и Гвардии младший лейтенант А. А. Сергеев обили по одному Ме-109, а Гвардии младший лейтенант В. Г. Лапшин - FW-190. Потерь группа не имела. К концу войны Гвардии майор Н. И. Леонов выполнил более 200 успешных боевых вылетов, лично сбил 21 самолёт противника. Вспоминает Антон Дмитриевич Якименко: На память приходит и последнийй воздушный бой шестёрки из группы "Меч". Во главе был Коля Леонов. Они прикрывали наши войска и где-то в районе Брно встретили 8 FW-190 и Mе-109. Немцы направлялись на запад. Они все уходили на запад, к нашим союзникам. Сопровождая на боевые задания штурмовиков и бомбардировщиков, мы в последнее время редко встречали немецких истребителей. Проходя над вражескими аэродромами, мы видели на них только спортивные или учебные самолёты. И эта восьмёрка "Мессов" и "Фоккеров", вероятно, была последней восьмёркой в этом районе. Как и положено старшему, Коля возглавил атаку, по немцы так поспешно удрали, что наши успели сбить лишь один FW-190. - Не дали нам показать силу русского медведя, - смеялся, потирая руки, Леонов. Тот бой, возглавленный Колей Леоновым, был самым последним боем нашей особой группы "Меч". Выходит, что мой заместитель завершил войну..." После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1957 года Гвардии полковник Н. И. Леонов - в запасе. Жил в городе Батайске Ростовской области. Работал контролёром на заводе. Умер 3 Мая 1997 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. Список всех известных побед Гвардии
майора Н. И. Леонова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |