Леонович Иван Семёнович - военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Леонович Иван Семёнович

Леонович Иван Семёнович

Родился 14 ноября 1920 года в деревне Слободка, ныне Борисовского района Минской области, в семье крестьянина. После окончания средней школы работал слесарем на Минской кондитерской фабрике "Коммунарка". В 1938 году окончил аэроклуб. В 1939 году окончил Харьковскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота, работал инструктором - лётчиком Сталинградского областного аэроклуба. С 1940 года Иван Леонович в Красной Армии. В том же году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов, служил в ней лётчиком - инструктором.

В боях Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. В составе 154-го ИАП  (29-го Гвардейского ИАП)  сражался на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и одновременно штурманом эскадрильи.

В декабре 1942 года полк был перевооружён с американских истребителей Р-40 "Томагаук" и "Уорхаук" на новые советские Як-7Б и сразу же приступил к активным боевым действиям. 23 января 1943 года Леонович одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109 в районе Мустолово.

26 мая 1943 года посты наблюдения сообщили, что к переднему краю приближаются десятки бомбардировщиков и истребителей врага. Взлетев по тревоге, наши истребители завязали тяжёлый бой. В ходе его 7 самолётов противника были сбиты, остальные разогнаны. Один "Юнкерс" поджёг молодой лётчик Леонович. Товарищи горячо поздравили его с победой. А уже через год поздравляли и с "круглой" цифрой - 30 мая 1944 года Иван Семёнович уничтожил 25 по счёту самолёт врага. "Круглым" это счёт оставался недолго. Через 3 дня, бросившись на помощь раненому товарищу, Леонович с 50 метров сбил ещё один немецкий самолёт.

Особенно успешными стали для Гвардии лейтенанта И. С. Леоновича бои в марте 1944 года на Нарвском направлении, где за 20 дней на Як-9Д он сбил 8 самолётов противника.

К ноябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович совершил 330 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 26 самолётов противника.

2 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за время боевых действий штурман 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка, он же заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович, провёл 340 боевых вылетов  (из них 127 - на сопровождение, 95 - на разведку, 106 - на прикрытие наземных войск и 12 - на "свободную охоту"). В 51 воздушныом бою уничтожил 29 самолётов лично и 1 - в паре. В последнем бою одержал 2 победы. В воздушных схватках был трижды ранен. Полк прекратил боевую работу в ноябре 1944 года, после освобождения Советского Заполярья. 13 января 1946 года погиб в автомобильной катастрофе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

Товарищи хорошо запомнили его появление в полку. Было это в ноябре 1942 года. Невысокого роста, плотно сбитый крепыш, в ладно пригнанной шинели, с двумя кубиками в петлицах, перешагнув порог комнаты, прищёлкнул каблуками и чётко доложил:

- Товарищ майор, лейтенант Леонович прибыл для дальнейшего прохождения службы.

Всё правильно: лейтенант Леонович Иван Семёнович направлялся в распоряжение командира 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Выглядел прибывший очень молодо, над верхней губой только - только начал пробиваться едва заметный пушок. Начальник штаба спросил его:

- Прямо из училища ?

Лейтенант улыбнулся, поняв скрытый смысл вопроса.

- Из училища. Только выпущен давно - ещё в 1939 году.

- Сколько же вам лет ?

- Много: 22 уже стукнуло.

Несколько позже, когда молодой лётчик был представлен командиру части Гвардии подполковнику А. Матвееву, он рассказал свою нехитрую биографию.

Сын белорусского крестьянина - бедняка. Рано умер отец. Мать осталась с 4-мя малолетними детьми. Нелегко приходилось семье, и потому Иван с братом Леонидом поступили учениками на Минскую фабрику "Коммунарка". Однажды, возвращаясь с работы, а было это весной 1937 года, ребята увидели объявление о приёме в аэроклуб. Иван, давно "заболевший" авиацией, сказал:

- Пойду, браток, учиться. Лётчиком буду.

На следующий день прошёл медицинскую комиссию - и стал учлётом.

- А образование - 7 классов. Сами понимаете: трудно было учиться. Зато интересно. После аэроклуба закончил школу лётчиков. Потом 2 года служил командиром звена - инструктором. Теперь вот - здесь.

Последние слова Иван произнёс с нескрываемым удовлетворением. Все хорошо понимали его. Нелегко, видимо, было ему в то время, когда его сверстники дрались с врагом, "тянуть лямку" инструктора. Довод, что кто - то должен заниматься обучением новых лётчиков, являлся слабым утешением. Конечно же, он рвался на фронт, неустанно бомбардируя начальство рапортами. Всё так и было. И думы о фронте и рапорты начальству. Прошло несколько месяцев, пока наконец наступил день, когда его вызвал начальник Сталинградской авиационной школы Полковник Нечаев и сказал:

- Можете радоваться, лейтенант, всё - таки добились своего. Поедете на фронт. Только сначала отправитесь на курсы усовершенствования лётного состава.

Так лейтенант И. С. Леонович на несколько месяцев из обучавшего снова превратился в обучаемого.

Городок, в котором размещались "курсы воздушного боя", как называли их лётчики, встретил Ивана напряжённой, деловой жизнью. Теоретические занятия сменялись полётами. После полётов - снова занятия в классах. И так изо дня в день несколько месяцев. Хотя сроки обучения были жёсткими, но их вполне хватило для освоения нового типа самолёта, основательного испытания его в воздухе, изучения новых тактических приёмов воздушного боя, которые демонстрировали перед обучаемыми лётчики - фронтовики.

Леонович прибыл в полк в пору ожесточённых сражений в небе блокированного Ленинграда. Враг стремился держать город в кольце не только на земле, но и в воздухе. Ежедневно завязывались жестокие схватки, из которых наши лётчики, охранявшие от налётов вражеской авиации Дорогу жизни и другие важные объекты, выходили победителями. В первые дни войны таранили немецкие самолёты капитан Владимир Матвеев и лейтенант Сергей Титовка. По несколько самолётов уже сбили Пётр Пилютов, Георгий Петров, Алексей Сторожаков, Андрей Чирков, Пётр Покрышев, Фёдор Чубуков и другие.

Это были бесстрашные соколы Ленинградского неба. Их боевая слава вызвала у Леоновича страстное желание как можно скорее вступить в схватку с врагом, стать таким же мастером воздушного боя, как и его прославленные однополчане. Такая возможность представилась ему очень скоро.

...Четвёрка истребителей, возглавляемая Гвардии старшим лейтенантом Чемодановым, вылетела для отражения налёта вражеской авиации на перевалочные базы "Дороги жизни". На высоте 6000 метров под прикрытием 8 Ме-109 шла группа бомбардировщиков, чтобы обрушить смертоносный груз на ладожский лёд.

Качнув крылом и увлекая за собой ведомого Гвардии лейтенанта Ковалёва, Иван стремительно пошёл на сближение с "Мессерами". Когда крайний левый попал в перекрестие прицела, со всей силой нажал на гашетку и едва удержался от радостного возгласа: вражеский самолёт вспыхнул, клюнул носом и стремительно понёсся к земле.

Второго "Мессера" сбил Чемоданов. Советские лётчики бесстрашно атаковали врага, вели меткий огонь по истребителям. Противник не выдержал и покинул поле боя. Оставшиеся без прикрытия "Юнкерсы" поторопились сбросить бомбовый груз в болото.

Так пришла к молодому защитнику Ленинграда Ивану Леоновичу первая победа. А сколько их ещё было впереди !   Одна из них имела особое значение для города на Неве и как нельзя лучше подтвердила поговорку авиаторов о том, что и один в небе - воин. Конечно, если этот воин обладает такими высокими боевыми, волевыми и моральными качествами, которые свойственны советскому человеку - защитнику своей Родины. Впрочем, расскажем обо всём по порядку.

Стояла осень 1943 года. Утром в "последних известиях" сообщили о завершении Смоленской наступательной операции, которую проводили Калининский и Западный фронты. Наши войска полностью очистили Смоленскую, Брянскую области и вступили в Белоруссию, вышли на подступы к Витебску, Орше, Могилёву.

От Могилёва до Минска - 200 километров. А там и до родной Красной Слободы недалеко. На своём "Яке" за каких - нибудь 30 минут долетел бы. Хорошая машина !   Вчера на ней ещё одну звёздочку нарисовали. Юбилейную - 10-го врага в землю вогнал. А ведь не прошло и года, как пришёл в часть. Этот год дал ему многое. Побывал не в одном воздушном бою. Двумя орденами Красного Знамени награждён. Теперь он хорошо понимает, что значит быть воздушным бойцом. Ведь он, по существу, совмещает несколько профессий - лётчика, штурмана, радиста и стрелка. И не просто совмещает, а владеет каждой из них в совершенстве.

Як-7Б 29-го ГвИАП

Иван Леонович с полным правом мог сказать, что стал настоящим лётчиком - истребителем. Не случайно именно его командир эскадрильи рекомендовал в группу воздушных разведчиков. Вскоре его назначили командиром звена истребителей - разведчиков.

Даже в их знаменитом полку, где каждый лётчик был мастером воздушного боя, в группу разведки назначали после тщательного и всестороннего отбора только тех, кто уверенно летал при любой погоде, в любое время суток, кто хорошо ориентировался в воздухе и на земле, действовал смело и в то же время осмотрительно, хитро.

Много раз вылетал Иван Леонович на разведку переднего края противника, артиллерийских батарей, железнодорожных узлов, шоссейных дорог, различных объектов в тылу и во фронтовой полосе. Старался, конечно, появиться над расположением противника неожиданно, застать врага врасплох. Но и немцы не дремлют. Разведчикам тоже не раз приходится вступать в бой. Вот как вчера, например...

Так, перескакивая с одной мысли на другую, Иван внимательным взглядом обшаривал облака: не появятся ли вражеские самолёты ?   Нет, не видно.

Взглянув на часы, заметил, что время приближается к обеду, и невольно перевёл взгляд в сторону аэродрома. На лётном поле заметил оживление. А тут и сигнал сирены раздался.

"Тревога", - подумал Леонович и бросился к стоянке самолётов.

Дежурный по стартовому командному пункту подал сигнал тревоги по приказанию командира полка, переданному на аэродром по телефону. В штабе в это время находился Полковник - представитель Воздушной армии, в которую входила их часть. Он прибыл со специальным заданием, о котором уже сообщил командиру и о котором должен был рассказать лётчикам.

И.С.Леонович

Командир приказал построить полк. Он представил лётчикам Полковника, который рассказал о цели своего прибытия: необходимо найти тяжёлое орудие где - то в районе Гатчины, координаты которого ещё не удалось установить. Оно систематически ведёт огонь по Невскому проспекту и Дворцовой площади.

Выполнение этого задания было поручено Ивану Леоновичу в паре с Гвардии лейтенантом Ковалёвым. Через 30 минут пара "Яков" ушла на задание. Над линией фронта они были встречены шквальным, заградительным огнём. Неподалеку барражировала четвёрка вражеских истребителей. Не вступая в бой, разведчики резко спикировали и над самым лесом на бреющем полёте проскочили линию фронта.

Продолжая полёт на предельно малой высоте, прошли над Гатчиной. Внимательно вглядываясь в местность, Иван увидел среди паутины железнодорожных путей коротенькую, неизвестно почему обрывающуюся ветку.

"Она ! - подумал Иван. - Вот, значит, откуда ты ведёшь огонь".

Качнув крылом, Леонович дал понять ведомому, чтобы он следовал за ним, и резким маневром повернул обратно. Хитрость удалась. Немцы, думая, что истребители ушли, сняли с платформы маскировочные сети и, придав стволу необходимый угол возвышения, изготовились к стрельбе. Но советские самолёты возвратились. Леонович нажал кнопку фотопулемёта и тут же передал сообщение с координатами обнаруженной пушки по радио.

Воздушный разведчик знал, что уничтожение дальнобойных орудий - дело бомбардировщиков. Ему и его товарищу необходимо было немедленно возвращаться на базу, чтобы доложить точное местонахождение вражеской артиллерийской системы, подкрепить доклад фотоснимком. Но не удержался от искушения. Резко спикировав, он всей силой оружия "Яка" ударил по орудийной прислуге. То же сделал его ведомый. А ещё через час их дело довершили наши бомбардировщики...

В постоянных полётах на разведку, в жестоких схватках с врагами быстро пролетали дни. Приближался новый, 1944 год. Во время разведывательных полётов над войсками противника, по его тылам старший лейтенант Леонович замечал, что немцы по всей линии фронта ведут работы по укреплению своей обороны. Замечал он и перемены в нашей обороне: усилилось движение по дорогам, к переднему краю подходили всё новые части - стрелковые, танковые, артиллерийские.

- Будем наступать, не иначе ! - решил Иван. И не ошибся. 14 Января началось наступление войск Ленинградского фронта. Впереди стрелковых и танковых подразделений почти непрерывно находились группы штурмовиков, уничтожавших и подавлявших огневые средства противника.

26 марта группа самолётов 29-го Гвардейского авиационного полка, возглавляемая заместителем командира эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Леоновичем, патрулируя над полем боя, встретила группу немецких бомбардировщиков. "Юнкерсы" под прикрытием "Фокке - Вульфов" направлялись в сторону Ленинграда.

Леонович тут же связался с ведущим соседней группы, которую возглавлял командир эскадрильи Гвардии капитан Чемоданов. И спустя мгновение, идущая впереди шестёрка "Яков" ринулась на вражеские истребители. Тем временем Леонович и его ведомый Ковалёв с ходу атаковали ведущего "Юнкерсов". Другие "Яки" навалились на бомбардировщики с двух сторон. Строй "Юнкерсов" нарушился. Вражеские лётчики стали поспешно сбрасывать бомбы на свои войска. Туда же огромным пылающим факелом полетел ведущий Ju-87, сбитый Леоновичем.

В тот день Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович совершил 4 боевых вылета. Каждый из них - жаркая схватка с противником. В этих схватках он лично сбил 6 вражеских самолётов - 3 бомбардировщика и 3 истребителя. А всего его группа уничтожила 10 неприятельских самолётов.

Вечером командир полка подвёл итоги боевого дня и особенно отметил действия Ивана Леоновича, который ещё раз доказал, что и один в небе - воин !   Сбил 6 самолётов и ещё 4 - его группа. В этот знаменательный для полка день Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович довёл число своих личных воздушных побед до 20. Так он воевал и впредь - не ведая страха, не давая пощады врагу.

1 июня 1944 года в газете "Красная Звезда" была опубликована заметка "Победы Лениградских лётчиков - истребителей", в которой горорилось:

"Недавно группа немецких бомбардировщиков летела бомбить наши позиции. Советским лётчикам удалось перехватить "Юнкерсы" над вражеской территорией. Группа лётчиков, возглавляемая Гвардии старшим лейтенантом Леоновичем, внезапно со стороны солнца произвела первую атаку и разбила строй бомбардировщиков. При этом лётчики Зюзин и Богданов сбили по одному "Юнкерсу".

Немецкие бомбардировщики повернули обратно. На выручку им в этот момент подоспела группа "Фокке-Вульфов". Преследуя "Юнкерсов" и ведя бой с вражеским истребителями, наши лётчики сбили 3 "Фокке-Вульфа" и подбили 3 немецких бомбардировщика.

В другом районе лётчики части, которой командует дважды Герой Советского Союза Гвардии подполковник Покрышев, сбили в этот день в воздушных боях 4 самолёта.

Эти воздушные бои, были знаменательными для Гвардии старшего лейтенанта Леоновича и старшего лейтенанта Серова. Первый из них сбил 25-й немецкий самолёт, второй одержал 31-ю победу.

Ленинградский фронт, 31 мая 1944 г."

6 июня 1944 года в газете "Красная Звезда" была опубликована новая заметка о Леоновиче - "Боевые успехи молодого аса", в которой горорилось:

"Немцы предприняли новую попытку атаковать с воздуха один из наших военных объектов в Финском заливе. Большая группа фашистских бомбардировщиков шла под сильным эскортом "Фокке-Вульфов". Но "Юнкерсы" были перехвачены над заливом лётчиками Балтики. Группа же наших истребителей, которую вёл Гвардии старший лейтенант Иван Леонович, набросилась на "Фокке-Вульфов". Офицер Леоновпч с первой атаки зажёг один немецкий самолёт. Остальные "Фокке-Вульфы", опасаясь повторных атак со стороны советских лётчиков, бросались наутёк.

Офицер И. Леонович - молодой воздушный боец. Первую свою победу он одержал в мае прошлого года. Участвуя в отражении массированного налёта немецкой авиации на один из объектов под Ленинградом, Леонович сбил тогда первого "Юнкерса". После этого боя молодой лётчик качал внимательно присматриваться к методам и приёмам лучших ленинградских истребителей - своих однополчан. В каждой новой схватке он черпал знания и опыт. Год напряжённой боевой деятельности и учёбы в боях превратил начинающего истребителя в отличного мастера воздушных атак, который нападает на врага всегда стремительно и неожиданно и бьёт всегда наверняка.

Теперь на счету Гвардии старшего лейтенанта Ивана Леоновича - 26 лично сбитых им немецких самолётов.

Ленинградский фронт, 5 июня 1944 г."

9 октября 1944 года было отмечено особенно упорными воздушными схватками. В течение этого дня лётчики 7-й Воздушной армии провели 32 воздушных боя, в которых сбили 37 неприятельских самолётов. Характерно, что большая часть воздушных боёв происходила над территорией противника, что свидетельствует о наступательной тактике нашей авиации.

И.С.Леонович

Вместе с другими, отважно сражались и лётчики 29-го Гвардейского истребительного авиаполка. Сопровождая группу бомбардировщиков Ил-4, мужество и выдержку в воздушном бою проявил заместитель командира эскадрильи старший лейтенант И. С. Леонович. Отражая нападение вражеских истребителей на охраняемых бомбардировщиков, он на высоте 3000 метров атаковал пару Ме-109 и с короткой дистанции сбил ведомого. Командир немецкой пары, очевидно не заметивший гибели своего напарника, продолжал набирать высоту. Леонович воспользовался этим и следующей очередью поджёг ведущего "Мессера". Однако он сам был атакован 2-мя другими немецкими истребителями, а ещё одна пара Ме-109 напала на его ведомого.

В ходе дальнейшего боя, Леоновича ранило осколком снаряда, самолёт был повреждён. Но Гвардеец не вышел из схватки: вместе с товарищами он продолжал защищать бомбардировщиков. "Илы" вернулись на аэродром без потерь. В этом бою Иван Семёнович Леонович довёл свой боевой счёт до 30 сбитых самолётов. Спустя 3 недели, 2 ноября 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

...Когда 24 июня 1945 года дикторы Всесоюзного радио вели репортаж с Красной площади и называли имена многих прославленных фронтовиков - участников парада Победы, среди них был назван и Гвардии капитан Леонович Иван Семёнович, пролетавший в то время в парадном строю авиаторов над торжественной, праздничной Москвой.

- Герой Советского Союза, Гвардии капитан Леонович, - говорил диктор, - совершил более 300 боевых вылетов, уничтожил 30 вражеских самолётов.

Сгрудившись у репродуктора, многие мысленно были в эту минуту на Красной площади. И сердца однополчан наполнялись чувством гордости за своего боевого товарища, одного из тех, чьим мужеством, самоотверженностью и высоким боевым мастерством ковалась великая Победа...

*     *     *

13 января 1946 года Герой Советского Союза Леонович Иван Семёнович был сбит автомашиной на шоссе, возвращаясь со свадьбы своего товарища в селе Лопасня  (ныне город Чехов). Он был похоронен в деревне Волосово, на окраине дороги, там где базировался 196-й авиаполк. В 1965 году  (к 20-летию Победы)  был перезахоронен на городском кладбище города Чехова в братской могиле воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны...

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта И. С. Леоновича:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.01.1943 г.1  Ме-109Мустолово"Киттихаук",

Як-7, Як-9.
216.04.1943 г.1  FW-190Петергоф
326.05.1943 г.1  FW-190Шлиссельбург
41  Ju-88Шлиссельбург
527.05.1943 г.1  FW-190Синявино
608.06.1943 г.1  FW-190Малуксинские болота
726.07.1943 г.1  FW-190Пелла
827.07.1943 г.1  FW-190Мустолово
906.03.1944 г.1  Ju-87Васкнарва - Кривасо
101  FW-190Васкнарва - Кривасо
1107.03.1944 г.1  Ме-110вост. Кюремяэ - Кюля
1209.03.1944 г.1  Ju-87Нарва
1310.03.1944 г.1  FW-190Магдебург
141  Ju-87  (в паре - 1 / 2)Магдебург
1519.03.1944 г.1  FW-190сев. Удриа
1626.03.1944 г.1  FW-190юго - зап. Вайвара
171  Ju-87зап. Мустайыэ
181  Ме-109сев. - вост. Рауди
191  Ме-110Иыхви
202  Ju-87Вариметса
2121.04.1944 г.2  Ju-87Моонакюля
2226.05.1944 г.1  Ju-87Тюрсамяэ - Ранд
231  FW-190зап. Уснова
2430.05.1944 г.2  FW-190Кюремяэ - Кюля
2502.06.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Иыхви
2609.10.1944 г.2  Ме-109Луостари

      Всего сбитых самолётов - 29 + 1;  боевых вылетов - 340;   воздушных боёв - 50.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz