Маношин Константин Васильевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Маношин Константин Васильевич

Маношин К.В.

Родился 24 Мая 1917 года в посёлке Суксун, ныне посёлок городского типа Пермской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов. С 1935 года Константин Маношин в Красной Армии. В 1938 году окончил Энгельсское военное авиационное училище.

С Сентября 1942 года Старший лейтенант К. В. Маношин в действующей армии. Воевал на Калининском, Северо - Западном, Брянском и других фронтах.

К Апрелю 1944 года штурман 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт)  Гвардии майор К. В. Маношин совершил 132 боевых вылета, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 200 успешных боевых вылетов. В 50 воздушных боях сбил 16 самолётов противника лично и 5 - в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1964 года Гвардии полковник К. В. Маношин - в запасе. Жил в Воронеже. Умер 23 Августа 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В 1934 году в Суксунском райкоме 17-летнему пареньку вручили путёвку ЦК ВЛКСМ с направлением в лётную школу. Друзья - комсомольцы, провожая своего товарища, напутствовали:

- Отращивай, Костя, крылья. И смотри не подводи - за путёвку ЦК район весь, вся область в ответе.

Константин Маношин не подвёл. Он успешно закончил лётную школу и стал лётчиком - истребителем, навсегда полюбив свою трудную и гордую профессию. Оправдал он доверие земляков и тогда, когда фашисты напали на нашу страну. Его эскадрилья была грозой для фашистских стервятников.

В боях с немецко - фашистскими захватчиками он участвовал с Сентября 1942 года. В составе 271-го истребительного авиационного полка   (впоследствии преобразованного в 64-йГвардейский ИАП)  воевал на Калининском, Северо - Западном, Брянском и других фронтах.

В истории 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии, в которую входил 64-й Гвардейский авиаполк, об эскадрилье и её комэске записано:

"Гвардии майор Маношин, имея большой опыт воздушных боёв, повседневно умело передает его молодым лётчикам, раскрывает перед ними тактику противника и противопоставляет ей свою, испытанную в боях наступательную тактику.

Лично Гвардии майор Маношин проявил в боях с немецко - фашистской авиацией мужество, отвагу и геройство. В тяжёлые дни грандиозных воздушных боёв на Брянском фронте он своим примером воодушевлял весь личный состав полка. В эти дни он производил по 4 - 5 боевых вылетов в день и каждый раз вёл ожесточённые бои со значительно превосходящими силами противника. Несмотря на это, истребители под его командованием всегда выходили победителями. Победу приносили личная отвага, хорошая выучка лётного состава и умелое управление боем".

Здесь же приведены описания некоторых боёв эскадрильи Маношина:

"8 Июня 1943 года 8 Як-7 под командой Гвардии майора Маношина вылетели на блокировку немецкого аэродрома в районе Орла. Над целью группа была встречена сильным заградительным огнём зенитной артиллерии и 8 истребителями. Умело используя облачность, тов. Маношин прорвался сквозь заградительный огонь, вывел истребители к цели и в течение 6 минут блокировал аэродром, дав возможность штурмовикам выполнить боевую задачу. В бою с истребителями лично сбил Me-109 и помог своему ведомому сбить ещё один.

13 Июля 1943 года 8 Як-7 под командой тов. Маношина прикрывали действия 18 Ил-4. В районе цели на бомбардировщики набросилось 20 FW-190. В результате воздушного боя группа сбила 7 самолётов и обеспечила "Илам" успешное бомбометание. В этом бою тов. Маношин лично сбил 3 и подбил 1 FW-190. Все наши самолёты без потерь возвратились на свои базы.

19 Июля 1943 года 12 Як-7, прикрывая наземные войска, вступили в бой с 30 FW-190. В 10-минутной схватке было сбито 5 FW-190, 1 из них - тов. Маношиным".

Красноармейская газета 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса "Советский патриот" в канун сражений на Курской дуге из номера в номер публиковала материалы, призванные обеспечить всестороннюю подготовку личного состава частей к новым ожесточённым схваткам с врагом. А в период уже начавшихся боёв газета публиковала материалы о боевых делах лётчиков корпуса, рассказывала о наиболее отличившихся воинах.

Газета вела раздел: "Каждый лётчик - истребитель должен быть отличным воздушным бойцом", в котором регулярно публиковались статьи и корреспонденции об опыте воздушных боёв на Курской дуге. В одном из номеров она поместила интересный рассказ Гвардии капитана К. В. Маношина о том, как он в одном бою сбил 3 вражеских самолёта FW-190. Газета отвела рассказу целую страницу под заголовком: "Учись у лётчика Маношина !   В одном бою он уничтожил сразу 3 фашистских самолёта !". Передовая статья этой же газеты призывала воинов равняться на героев.

О событиях того дня вспоминает Капитан К. В. Маношин:

"Наши 10 "Яков" прикрывали 18 "Илов". Бой разгорелся в тот момент, когда полтора десятка FW-190 показались вблизи. Просигналив своим ведомым, я с четвёркой пошёл навстречу, "Фоккером". Старший лейтенант Комаров и лейтенант Пускин со своими ведомыми прикрывали "Илов" сверху. Использовав своё выгодное положение, истребители атаковали первыми и уничтожили огнём несколько FW-190... Итог боя выразился в 8 сбитых немецких самолётах. При этом, 3 из них пришлись на мою долю. Главный выигрыш состоял в том, что мы сберегли "Илов", дали им возможность выполнить задание".

Утром 19 Июля 1943 года около 100 советских бомбардировщиков подвергли ударам скопления войск и техники противника на станции Маховое. Вслед за этим части 3-й Гвардейской танковой армии покинули исходные позиции и начали движение на фронте протяжённостью до 10 км. Вражеская авиация попыталась остановить этот удар. В небе разгорелись ожесточённые воздушные баталии.

12 истребителей Як-7Б 64-го ГвИАП под командованием Гвардии капитана К. Маношина вступила в бой с 30 FW-190, вылетевшими на расчистку воздушного пространства. Наши лётчики решительно устремились на противника. Запылал первый "Фоккер". Наши лётчики усилили натиск. Меткой очередью Гвардии капитан К. В. Маношин отправил на землю второго FW-190, а Гвардии лейтенант Н. Ф. Денчик, умножая счёт поверженных врагов, сбил одного за другим 2 вражеских истребителя. Завершил разгром неприятельской группы Гвардии младший лейтенант И. Я. Горобец. Однако в этом тяжёлом бою погибли и 2 наших лётчика.

За героизм и доблесть проявленные в боях Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года Гвардии майору Маношину Константину Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Як-3 Гвардейского ИАП

27 Октября 1944 года после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление из района Вайноде, Приекуле, Брувери в общем направлении на север. Противник оказывал упорное и ожесточённое сопротивление. Концентрированным огнём и непрерывными контратаками его войска цеплялись за каждый метр земли - фашисты понимали, чем может кончиться успешное наступление наших войск. Вражеская авиация тоже была активна. В воздухе развернулись жаркие схватки.

Маношин К.В.

Первый воздушный бой в этот день провёл 64-й Гвардейский истребительный авиаполк. Группа из 8 Як-3, ведомая Гвардии майором К. В. Маношиным, встретила 7 FW-190, которые стремились воспрепятствовать нанесению удара нашими бомбардировщиками. Группой К. В. Маношина был сбит 1 FW-190, остальные покинули поле боя и ушли на свою территорию, не пытаясь больше ввязываться в бой.

В течение всего дня лётчики корпуса надёжно прикрывали наступающие войска, обеспечивали бомбардировщиков и штурмовиков, поддерживавших войска фронта.

К Маю 1945 года Гвардии подполковник К. В. Маношин выполнил около 200 успешных боевых вылетов. В 50 воздушных боях уничтожил 16 самолётов противника лично и 5 - в составе группы. Войну закончил в небе Берлина.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника К. В. Маношина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.11.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)зап. Великие ЛукиЯк-7, Як-9.
201.12.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Курово - Костелево
31  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Курово - Костелево
406.01.1943 г.1  Ме-109Шемякино
516.03.1943 г.1  FW-190Лосягино
608.06.1943 г.1  Ме-109аэр. Леженки
712.07.1943 г.1  FW-190Бортное
813.07.1943 г.2  FW-190вост. Архангельское
91  Ju-88вост. Топовино
1019.07.1943 г.1  FW-190Моховое - Ворошилово
1108.12.1943 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)сев. Невель
1215.12.1943 г.1  FW-190Веречье
1330.10.1944 г.1  FW-190аэр. Скрунда

      Всего сбитых самолётов - 16  [ 10 + 4 ];  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz