Меренков Виктор Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Меренков Виктор Алексеевич

В.П.Меренков

Родился 1 Сентября 1923 года в городе Орёл, в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал электриком. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Августа 1943 года Младший лейтенант В. П. Меренков на фронтах Великой Отечественной войны.

К Январю 1945 года штурман эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка  (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт)  Старший лейтенант В. П. Меренков совершил 166 боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил 22 самолёта противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 200 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, сбил 27 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. С 1953 года Подполковник В. А. Меренков - в запасе. Жил и работал в городе Орёл. Умер 14 Декабря 1975 года. Похоронен в Орле на воинском участке Троицкого кладбища. На доме где жил Герой установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Виктор Меренков родился 1 Сентября 1923 года в Орле, в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал электриком. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Августа 1943 года в действующей армии. Летая на истребителе Як-9, сражался на Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах.

Свои первые победы он одержал уже в первых боевых вылетах, сбив 2 истребителя Ме-109 в Августе 1943 года.

Осенью 1943 года, после освобождения Запорожья, в 288-й истребительной авиадивизии пришлось провести некоторые организационные изменения. Все полки были вооружены самолётами Як-1, Як-7 и Як-9. В-принципе все эти машины были одной конструкции, но с некоторой технической модернизацией и разницей в вооружении. Для лётного состава воск комплекс этих модернизаций не имел особого значении. Пилотировать все машины было одинаково, но для технического состава наличие разных типов самолётов в одном подразделении очень затрудняло подготовку машин к боевым вылетам. Не случайно инженеры давно стремились упорядочить этот вопрос, и вот выкроилось время для такого мероприятия - самолёты стали передаваться из одних эскадрилий в другие. Проходило это с детальной проверкой их технического состояния.

Казалось бы, чего проще - обменяться самолётами. Однако не обошлось без осложнений. Дело в том, что каждый авиационный техник знал свою машину до винтика, а лётчик, как говорят, чувствовал её в полёте каждой своей клеточкой. Словом, был тот обмен дли многих точно расставание с живым и близким существом.

Так, Лейтенант В. Меренков обратился к командованию с просьбой оставить ему его истребитель. Доводы простые и ясные: сбивать фашистов, как прежде, лишившись своего самолёта с 37-мм пушкой, он не сможет, мол, приспособился к нему и в особенности к пушке. Меренков говорил правду. Все помнили, как в одном из боёв он предупредил командира дивизии Б. А. Смирнов по радио, что будет снимать "Фоккера", и просил наблюдать за ним. Действителыю, сбил немца на глазах у всех, израсходовав при этом всего 4 снаряда из своей пушки.

Пришлось уступить. С разрешения командира дивизии, В. Меренкову был оставлен его старый самолёт.

Весной 1944 года советские войска с боями продвигались к берегам Южного Буга. Так же, как и на Днепре, противник предпринимал всё возможное, чтобы перебросить свежие части и закрепиться на противоположном берегу. Бомбардировочная и штурмовая авиация 17-й Воздушной армии громила скопища отступающих. Железнодорожные станции, шоссейные дороги, мосты и речные переправы, занятые фашистами, находились под контролем с воздуха. А в дополнение к наземным коммуникациям немецкое командование пыталось организовать и "воздушные мосты". Многие десятки транспортных самолётов были задействованы, но и это не помогло противнику. 12 Ju-52 были сбиты в районе Южного Буга нашими лётчиками Меренковым, Твердохлебовым, Посуйко, Гура, Барченковым.

В Мае 1944 года 288-ю истребительную авиационную дивизию посетил бывший министр авиации Франции, представитель французского движения Сопротивления господин Пьер Кот.

В первый день визита Пьер Кот знакомился с самолётами, живо интересовался вооружением машин, подолгу беседовал с лётчиками, возвращающимися после боевых заданий. На следующий день гость приехал рано утром. Именно тогда состоялись полёты с целью ознакомить молодых лётчиков 897-го авиаполка с районом боевых действий. "Старики" надёжно прикрывали в воздухе своих питомцев, да так, что при встрече с 4 Me-109 опытные бойцы В. Меренков и Р. Сидоренко сбили 2 "Мессера", а спустя некоторое время командир звена Д. Барченков с молодым пилотом В. Колягиным срезали ещё один вражеский самолёт.

В один из Майских дней, после воздушного боя в силу каких-то обстоятельств Старший лейтенант В. Меренков остался в воздухе один, а в километре от него летел "Мессер" в сторону нашей территории. Оба не видели друг друга, но, получив необходимые координаты с земли, Меренков атаковал первым. С дистанции не более 50 метров потребовалось всего лишь 3 снаряда, чтобы на приблудном "Мессере" поставить крест.

Осенью 1944 года, с выходом 3-го Украинского фронта на границу Югославии, советские войска получили возможность нанести удар на Белградском направлении. Цель этой наступательной операции заключалась в том, чтобы разгромить противостоявшие силы противника в Югославии, сорвать его стратегический план перегруппировки войск, освободить восточную часть территории Югославии и её столицу Белград.

Важное политическое и стратегическое значение Белграда предопределило крайне ожесточённый характер боевых действий в ходе операции.

В первой половине Сентября 1944 года противник начал отводить свои части с юга Балканского полуострова. 17-я Воздушная армия в период с 15 по 21 Сентября провела воздушную операцию с целью приостановить железнодорожное движение от Салоники на Белград, уничтожить войска и технику противника по дорогам, идущим из Греции и Южной Югославии на север и северо - запад.

В.П.Меренков.

Лётчикам приходилось действовать в очень трудных условиях. Горно - лесистая местность и плохие метеорологические условия стесняли маневр, затрудняли ориентировку и почти исключали полёты большими группами.

Командир 288-й истребительной авиадивизии Генерал - майор авиации Б. А. Смирнов вспоминал:

"В ясную погоду леёчики направлялись к целям "верхом", то есть над вершинами гор. Но погода в большинстве случаев вынуждала их лететь к линии фронта ущельями. Такие маршруты лётчики называли "воздушными лазами" или "чёртовыми воротами". Выстроившись в хвост ведущему самолёту по одному, истребители цепочкой летели по оси ущелья, маневрируя на изгибах. Здесь всё зависело от ведущего, маневр которого точно повторяли остальные самолёты. Из-за ошибки ведущего при развороте ведомые могли врезаться в каменную стену".

Но большой опыт, высокое лётное мастерство позволили авиаторам преодолеть все трудности, с честью выполнить боевую задачу. Для действий по отходящим войскам противника наряду со штурмовиками и бомбардировщиками привлекались и истребители.

"Проявляйте инициативу. Ищите наземные цели, - требовал Командующий 17-й Воздушной армией. - Штурмуйте и уничтожайте живую силу противника, автоколонны, железнодорожные эшелоны, паровозы, склады с горючим и боеприпасами. Истребители должны быть грозной силой подавления противника на земле".

Мастерами штурмовых удавов зарекомендовали себя Капитаны М. Ф. Батаров, Н. Г. Сурнев, Старшие лейтенанты И. Т. Фролов, Д. Г. Барченков, В. А. Меренков.

Вечером 21 Декабря 1944 года пара Як-9 во главе с ведущим Капитаном М. С. Дворниковым в сложных метеоусловиях сопровождала группу штурмовиков в район северо - западнее города Секешфехервара. При подходе к цели штурмовики были атакованы шестью Ме-109. Капитан М. С. Дворников и его ведомый Старший лейтенант В. А. Меренков лобовой атакой отсекли истребители противника от штурмовиков. Старший лейтенант В. А. Меренков завязал с "Мессерами" бой и 3 из них сбил. Через некоторое время над целью советские лётчики встретили ещё одну группу вражеских самолётов. Вступив с ними в бой, М. С. Дворников сбил один "Хеншель" и три "Мессершмитта". По - видимому, это был самый удачный вылет пары истребителей в истории советских ВВС, когда было сбито сразу 7 самолётов противника.

Виктор Алексеевич был самым молодым из советских лётчиков, одержавших более 20 официальных побед.

К Январю 1945 года штурман эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант В. А. Меренков произвёл 166 боевых вылетов, из них: 63 - на сопровождение, 50 - на прикрытие наземных войск. Участвуя в 39 воздушных боях сбил лично 22 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Старшему лейтенанту Меренкову Виктору Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4891).

Всего за время войны он выполнил более 200 боевых вылетов. Проведя более 50 воздушных боёв, сбил 27 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные победы. ]

После войны Виктор Алексеевич продолжал службу в ВВС. Подполковник В. А. Меренков демобилизовался в 1953 году. Жил на родине, в Орле. Работал инструктором Орловского аэроклуба. Умер 14 Декабря 1975 года. Похоронен в Орле на воинском участке Троицкого кладбища. На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. А. Меренкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.08.1943 г.1  Ме-109вост. ИвановкаЯк-9.
225.08.1943 г.1  Ме-109юж. Долгенькая
325.04.1944 г.1  Ме-109Пари - Штубей
409.05.1944 г.1  Не-111юж. Бендеры
511.05.1944 г.1  Ме-109сев. Спея
61  FW-190Тохмадзея
714.05.1944 г.1  Ме-109сев. Финтиница
81  Ме-109сев. окр. Финтиница
917.05.1944 г.1  Ме-109зап. Спея
1020.05.1944 г.1  Ju-87юж. Кошница
1102.06.1944 г.1  "Шторх"юж. выс. 226  (Румыния)
1208.12.1944 г.1  Ме-109зап. Аба
1321.12.1944 г.3  Ме-109зап. Секешфехервар
1424.12.1944 г.2  Ме-109сев. - зап. Бичке
1506.01.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Самор
1622.01.1945 г.1  Ме-109юж. Секешфехервар
1709.03.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Лепшень
1819.03.1945 г.1  Ме-109Секешфехервар
1920.03.1945 г.1  Ме-109юж. Секешфехервар

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0;  боевых вылетов - более 200;  воздушных боёв - более 50.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz