КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Мудров Михаил Иванович |
Михаил Мудров родился в посёлке Гулушек, ныне Балахтинского района Красноярского края. Окончил 8 классов средней школы. В 1938 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии и был направлен на учёбу в 30-ю Читинскую военную авиационную школу пилотов. С 22 июня 1941 года младший лейтенант М. И. Мудров в действующей армии. Сражался на Карельском, Волховском, Ленинградском, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Летал на истребителях И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5. За годы войны дважды ранен, оба раза - в 1942 году. Свою первую победу Мудров одержал осенью 1941 года, летая на биплане И-153. В конце 1942 года направлен в 3-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Сражение в междуречье Волги и Дона летом и осенью 1942 года притянуло лучшие силы истребительной авиации с обоих сторон. В числе других авиаполков ВВС Красной Армии, направленных под Сталинград, был и 3-й Гвардейский ИАП. К тому времени Михаил был уже опытным лётчиком. В должности командира звена принимал участие в воздушной блокаде окружённой вражеской группировки в Сталинграде. В этих боях он одержал несколько побед. Самым успешным для лётчика стал день 28 ноября 1942 года, когда он сбил 3 немецких самолёта - 2 бомбардировщика (Ju-88 и Ju-87) и 1 истребитель Ме-109. 14 декабря 1942 года командир 3-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Дорошенко подписал наградной лист на командира звена Гвардии старшего лейтенанта М. И. Мудрова, в котором указывал: "Участвует в Отечественной войне с 22.06.1941 года. За этот период времени произвёл 142 боевых вылета при налёте 118 часов. На Волховском фронте сбил лично 1 самолёт противника и 3 самолёта в группе. На Сталинградском фронте за период с 21 ноября по 13 декабря 1942
года совершил 27 боевых вылетов при 23 часах налёта, сбил лично 3 самолёта противника
и 1 в составе группы: Все боевые задания выполняет отлично, за что имеет благодарности от командования. В бою смел и инициативен, всегда ищет противника и навязывает ему бой. Звено, которым он командует, за период боевых действий на Сталинградском фронте произвело 83 боевых вылета при 73 часах налёта. Лётчиками звена сбито 13 вражеских самолётов. Гвардии старший лейтенант Мудров М. И. должности командира звена соответствует. Достоин Правительственной награды - Ордена "ЛЕНИНА". За успехи в небе Сталинграда Гвардии старший лейтенант М. И. Мудров в декабре 1942 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Весной 1943 года участвовал в воздушной битве на Кубани. В центральной газете "Красная Звезда" № 140 от 16 июня 1943 года было опубликовано фото двух прославленных асов 3-го Гвардейского ИАП: Петра Базанова и Михаила Мудрова. Особенно результативно Михаил Иванович дрался на Курской дуге, где только с 4 по 13 августа он лично сбил 8 самолётов противника. При этом 12 августа 1943 года он повторил свой подвиг почти годичной давности, сбив за один день 3 самолёта - 2 пикирующих бомбардировщика Ju-87 и 1 истребитель Ме-109. В сентябре 1943 года к своим 12 сбитым самолётам он добавил ещё 2 - истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87. 18 августа 1943 года командир 3-го Гвардейского ИАП Гвардии майор Прокопенко подписал наградной лист на командира эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта М. И. Мудрова, в котором указывал: "Участвует в Отечественной войне с 22.06.1941 года. Произвёл 253 боевых вылета с налётом 254 часа 30 минут. Участвовал в 60 воздушных боях, в которых сбил лично 19 самолётов противника и в группе с другими лётчиками - 7 самолётов. Отличный лётчик истребитель. В проведённых воздушных боях показал высокое мастерство, самоотверженность и отвагу. Все бои под его командованием проведены организовано, активно и заканчивались победой. Большую работу проводит по обучению лётного состава и привитию им боевого опыта. Пользуется среди всего лётного состава полка большим авторитетом. За период с 3 по 15 августа 1943 года на Воронежском фронте произвёл 30 боевых вылетов, с налётом 29 часов 35 минут. Выполняя боевые задания по прикрытию своих войск в районе Тамаровка -
Белгород - Богодухов, лично сбил 8 самолётов противника и в группе с другими лётчиками
- 3 самолёта: Лётчики эскадрильи, которой он командует, за время боевых действий с 3 по 15 августа 1943 года сбили 19 самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования заслуживает Правительственной награды - Ордена "Красное Знамя". В боях над Днепром и на Правобережной Украине боевой счёт пилота продолжал быстро расти. Особенно тяжёлый бой провели летчики 3-го Гвардейского ИАП над Днепром, в районе Переяславль - Хмельницкого, 2 ноября 1943 года. В тот день командование полка поставило им задачу: прикрыть группу штурмовиков до цели и обратно. На сопровождение вылетела шестёрка Ла-5 под командованием Гвардии капитана М. И. Мудрова. Только перелетели линию фронта - сразу же встретили пару FW-190, которая тут же направилась к "Илам". Но путь им преградил Пётр Базанов (будущий Герой Советского Союза). Завязалась воздушная схватка. Немцу - ведущему нельзя было отказать в мастерстве пилотажа. Ведя бой на виражах, он стал уверенно заходить в хвост Базанову. Всё это увидел Михаил Мудров. Через 2 виража Базанов услышал по радио: "Делай переворот", а потом - в первой половине переворота: "Выводи, фашист готов !" Затем было ещё много боёв и побед... В январе 1944 года Михаил Мудров стал одним из самых результативных асов советских ВВС. Проведя к тому времени 420 боевых вылетов, сбил лично около 30 и в группе 7 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 9 групповых побед лётчика. ] 27 января 1944 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского Ростовско - Донского Краснознамённого истребительного авиационного полка (235-я Сталинградская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан М. И. Мудров не вернулся с очередного боевого задания (по некоторым данным, в этом последнем бою он одержал ещё 2 победы). В ходе боя самолёт Михаила Мудрова был подбит, раненный лётчик сумел посадить машину на лёд пруда у города Погребище Винницкой области Украинской ССР. Потерявшего сознание лётчика доставили в госпиталь, где он скончался 29 января 1944 года. Похоронен в городе Погребище. В своей части он считался пропавшим без вести, что стало причиной отказа в присвоении звания Героя Советского Союза. Соратники запомнили его исключительно целеустремлённым, организованным в воздухе и несколько рассеянным, мягким по меркам военного времени человеком на земле. Возможно, этим объясняется то, что он был обойдён наградами, хотя во всех 3-х наградных листах Мудров отмечен как "отличный лётчик - истребитель", грамотный и терпеливый наставник, умелый и расчётливый командир. Останки воздушного аса, числившегося без вести пропавшим, были обнаружины лишь спустя 50 лет... За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1995 года Гвардии капитану авиации Мудрову Михаилу Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации (медаль № 142). Награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени. Именем Героя названы улицы в его родном селе, а также в райцентре Балахта и селе Чистое Поле Красноярского края, где жили с 1938 года его родители, брат и сестра. Его имя присвоено средней школе в селе Светлолобово Новосёловского района. В Балахте и в Светлолобово установлены мемориальные доски. Очень хотелось бы, чтобы именем Мудрова была названа улица и в Красноярске, где он в аэроклубе совершил свои первые полёты на самолёте. Стоило бы также установить бюст героя на его родине, в селе Светлолобово Новосёловского района. Список известных побед Гвардии
капитана М. И. Мудрова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |