КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 18 Ноября 1921 года в селе Полозово Частинсного района Пермской области в семье служащего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В 1937 году окончил семилетку и поступил в Свердловский строительный техникум на вечернее отделение. Одновременно занимался в городском аэроклубе. В 1938 году окончил аэроклуб и поступил в Пермскую военную школу пилотов. Проучился год, ускоренно выпустился и был направлен в Энгельсское военную школу лётчиков. В Мае 1940 года окончил училище, получил звание "Младший лейтенант" и убыл в 62-й авиационный разведывательный полк. С Октября 1940 года командир лётного экипажа в 126-м ближнебомбардировочном авиационном полку. Первый боевой вылет произвёл 23 Июня 1941 года. Всего за период Великой Отечественной войны М. П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника. Был командиром эскадрильи, а затем заместителем командира 800-го штурмового авиационного полка. Воевал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском, 2-й Украинском фронтах. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" капитану Одинцову Михаилу Петровичу присвоено 4 Февраля 1944 года. Второй медали "Золотая Звезда" майор Одинцов М. П. удостоен 27 Июня 1945 года. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I степени и одним II степени, орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооружённых Силах" III степени. После Великой Отечественной войны М. П. Одинцов в 1952 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина и в 1959 году Академию Генерального штаба. Командовал авиаполком, дивизией и авиацией военного округа, первым начальником Центра подготовки космонавтов, советником ВВС Войска Польского, занимал высокий пост в штабе Объединённых вооружённых сил государств - участников Варшавского Договора, в Группе генеральных инспекторов ВВС Вооружённых Сил СССР. В отставку ушёл в звании Генерал - полковника. В 1967 удостоен почётного звания - "Заслуженный военный лётчик СССР". М. П. Одинцов - почётный гражданин города Екатеринбурга. Автор книг "Испытание огнём" и "Преодоление". За его плечами 50 лет службы в военной авиации, из них 44 года лётной выслуги. В настоящий момент является Вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, председатель Российского комитета памяти, заместитель председателя Московского фонда мира, член президиума Всероссийского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Проживает в Москве. Чёрной тучей пришёл 1941 год. И уже на 4-й день войны младший лейтенант Михаил Одинцов полетел на выполнение своего первого боевого задания. В одном из воздушных боёв Одинцов был ранен. После лечения в госпитале снова вернулся в строй, но уже не на бомбардировщики. Лётчику предстояло освоить новый самолёт. Когда Михаил впервые увидел на аэродроме закованную в броню грозную машину, послушал отзывы о ней тех, кто уже побывал в боях, он понял, что придётся много и серьёзно учиться. Первые же полёты подтвердили это. Штурмовик требовал от лётчика исключительного самообладания, несокрушимого хладнокровия, высокой техники пилотирования. Много дерзких штурмовок произвёл Михаил Одинцов. Снижаясь до высоты бреющего полёта, он дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулемётов, а сам оставался невредимым. О нём скоро заговорили. Смелый и расчётливый, хладнокровный и физически закалённый, он стал одним из лучших лётчиков в полку. Однажды лейтенант Одинцов возвращался с группой самолётов с боевого задания. Над землёй висели серые облака. Ветер гнал их в сторону вражеских позиций, за которыми разрасталось космами багровое зарево огромного пожара. Настроение у всех было приподнятое. Поработали на славу. Когда аэродром Курск-Восточный остался далеко позади, ведущий - им был Одинцов - обнаружил несколько в стороне другой вражеский аэродром. Лётчик насчитал на нём до 20 истребителей Ме-109, а 3 "Мессера" уже бежали по полосе, чтобы взлететь на перехват. Обстрелять их было нечем - весь боекомплект штурмовики израсходовали. С минуты на минуту должна была последовать атака противника. Одинцов молниеносно принимает решение взять на себя удар истребителей, остальным штурмовикам уходить. Его самолёт разворачивается и идёт навстречу "Мессерам", поднявшимся в воздух. Даже отличавшиеся в боях отвагой и геройством лётчики были поражены храбростью своего командира. Они-то понимали, что означает эта встреча безоружного штурмовика с группой фашистских истребителей. Но Одинцов в тот момент думал о другом. Первая мысль была о товарищах. Нельзя подставлять их под удар. Сколько раз в тяжёлых воздушных боях они приходили ему на помощь, рискуя своей жизнью ! Да и разумно ли погибать всем, когда может рискнуть один. Расчёт лейтенанта был таков. Фашисты прежде всего кинутся на него. Ведь каждому из них захочется положить в свой карман 2000 марок, которые выплачивало гитлеровское командование за сбитый советский штурмовик. А в это время остальные наши самолёты успеют уйти на свою территорию. Так оно и случилось. И всё же устоять одному против большой группы казалось просто невозможным. Выручили Одинцова его мастерство, хладнокровие, "шестое чувство" лётчика. Под огнём наседавших со всех сторон вражеских истребителей его "Ил" проделывал замысловатые фигуры. Как бы дразня фашистов своим бесстрашием, штурмовик то взмывал высоко вверх, то уходил в сторону солнца, и ослепленные враги теряли цель, то стремительно падал вниз, делал резкие отвороты, азартно и смело маневрировал, уходя из-под огня врага. Однако нет-нет да и заденут его огненные трассы. Взбешённые гитлеровцы наседали. Победа казалась им совсем близкой. Но Одинцов не уступал. Из этой схватки он вышел изрешечённый пулями, но ещё более окрепший духом. ...Шёл Ноябрь 1942 года. Штурмовики - "охотники" полка, в котором Михаил Одинцов был командиром эскадрильи, действовали с маленького фронтового аэродрома. Наши войска с боями пробивались к городу Белый. Во главе наступающих шли танки. Противник пошёл на хитрость. Впустив танки в город, он охватил его со всех сторон плотным полукольцом. В месте прорыва фашисты создали сильные клещи и прилагали все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. Из района Смоленска в район боев немцы спешно перебрасывали мотодивизию СС "Мёртвая голова", на которую гитлеровское командование возлагало большие надежды. Создавалась тяжёлая обстановка. Танки и пехота, вклинившиеся глубоким и узким выступом в оборону немцев, были сильно потеснены и испытывали острый недостаток в боеприпасах и горючем. Все попытки расширить образовавшийся коридор результатов не дали. Подход, эсэсовской дивизии создавал реальную угрозу окружения наших войск. Нужна была срочная помощь... Погода стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности использовать большие группы авиации. Штурмовики - "охотники" ходили парами, а то и одиночными самолётами. Одинцов вылетел со своим ведомым - младшим лейтенантом Чернышёвым. До линии фронта тяжело нагруженным бомбами штурмовикам пришлось идти бреющим полётом - "утюжить землю", как говорят лётчики. Минуя снегопад (полосу в 20 - 30 километров), уже на линии фронта "Илы" вышли в район лучшей погоды. Летели под нижней кромкой облачности на высоте 150 - 200 метров. Снег прекратился, и можно было вести поиски. То, что открылось взору лётчиков, представляло ужасную картину развалин и остатков пожарища. Лишь черные глазницы окон уцелевших домов и торчавшие одиноко печные трубы напоминали о том, что раньше здесь было селение. В стороне от разрушенной деревни вилась дорога. Влево - широкая лощина. На карте, лежавшей на коленях Одинцова, она была обозначена как мокрый луг, по середине которого вырисовывал свои извилины не то ручей, не то маленькая речушка. Но это на карте. Сейчас эта равнина была покрыта снегом. Кое-где виднелись, грязные пятна с желтоватыми краями - следы разрывов снарядов. Недалеко от того места, где на карте пересекаются дороги, идущие из Смоленска в Белый и Ярцево, лётчики увидели скопление вражеских танков, машин и артиллерии. Одинцов и его ведомый сделали по 7 атак, обрушивая на головы фашистов пулемётно - пушечный огонь, бомбы, реактивные снаряды. Колонна понесла большие потери. Последующие боевые действия других лётчиков сорвали план переброски немецких войск. Дивизия "Мёртвая голова" не смогла своевременно подойти к Белому. Наступление наших войск продолжалось. ...Лето 1943 года. Разгар жарких боёв за Харьков. Днём и ночью в воздухе не смолкал гул сотен моторов. Помогая пехоте, штурмовики громили укрепления, технику и живую силу врага. В один из дней сражения за Харьков 22-летний Одинцов вёл в бой 150 самолётов ! Они должны были пробить брешь в обороне врага, открыть подступы к городу. И вот штурмовики над передним краем. С высоты на врагов обрушился мощный огневой ливень. Одна группа сменяла другую. Бой разгорался. Попытки фашистских истребителей отбить атаку штурмовиков не удались. Операция была выполнена отлично. Враг отступил. Наши войска ворвались в Харьков. Ещё в небе по радио лётчики услышали слова благодарности командующего фронтом Генерала И. С. Конева. Множились боевые задания, множились боевые подвиги Михаила Петровича Одинцова, которые отражены в лаконичных строках военных реляций. А сколько за каждой такой строкой поверженных в прах фашистских захватчиков, сколько мужества, сколько воли ! После каждого штурмового удара группы Одинцова гитлеровцы недосчитывались десятков танков, автомашин, орудий, бронетранспортеров. В туман и дождь штурмовал Одинцов посадочные площадки врага во время Корсунь - Шевченковской операции. Однажды он вылетел в паре с лётчиком Бабкиным. Отважные соколы сожгли 5 транспортных самолётов Ju-52 и 8 автомашин. Поле аэродрома было изрыто воронками. Едва фашисты успели его заровнять, как после повторного налёта штурмовиков оно снова покрылось огромными чёрными оспинами. И снова горели гитлеровские самолёты и ангары. Сколько таких эпизодов было за годы войны ! В части, в которой служил во время войны Михаил Петрович Одинцов, хорошо помнят дерзкую и смелую штурмовку военных складов, проведённую им на одной из станций, где враг сосредоточил большое количество боеприпасов. С утра зарядил моросящий дождь. Рваные облака висели над самой землёй. Одинцов решил вести группу над облаками. Операция требовала точного расчёта маршрута. Нужно было вывести штурмовики к цели, не видя земных ориентиров. На пути штурмовики встретили сплошную стену зенитного огня. Пулемётный и орудийный огонь прощупывал всё небо. Свернуть в сторону означало отклониться от цели. Одинцов старался не думать об опасности. Собрав всю свою волю, он вёл строй машин, не изменяя курса. Спокойный и твёрдый голос командира придавал уверенность остальным. Летевшие сзади видели, как несколько огненных трасс прошили плоскость самолёта Одинцова, как совсем рядом разорвался зенитный снаряд, а командир упорно вёл свой самолёт к цели. Строй штурмовиков не дрогнул. Никто, не думал, чем грозят "огненные тире", дымные облачка разрывов. Всё это переживалось уже после возвращения, на своём аэродроме. Пройдя зону огня, Одинцов решил выйти из облачности и лететь на бреющем полёте. Расчёт оказался точным. Внизу - вокзал, поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Бомбы и снаряды упали на платформу, на железнодорожные линии, составы, склады. Фонтаны огня и дыма... И вот уже штурмовики на обратном курсе. Ещё одна победа ! "...Став одним из лучших лётчиков в полку, он не останавливался на достигнутом. Даже в дни напряжённых боёв находил время заглянуть в учебник практической аэродинамики. Смелые и дерзкие атаки Михаила Одинцова враг ощутил на себе под Сталинградом и на Курской дуге, на Дуклинском перевале и в Берлине. В послевоенные годы Михаил Петрович успешно окончил Военно - политическую академию и Академию Генштаба. Командовал полком, дивизией, авиацией Московского военного округа. У него сложились добрые отношения с Тамбовским училищем лётчиков, в котором он был частым и желанным гостем, напутствовал на успешную службу выпускников. Связь Одинцова с Тамбовом продолжилась после открытия школы - интерната с первоначальной лётной подготовкой. В Ноябре нынешнего года Михаил Петрович отметил 85-летний юбилей. Даже в таком почтенном возрасте он находит силы для активной деятельности". "Когда началась Великая Отечественная война, легендарному лётчику штурмовой авиации, дважды Герою Советского Союза, генерал-полковнику Михаилу Петровичу Одинцову не было ещё и 20 лет. В 17 с небольшим он стал курсантом Пермской военной школы пилотов. 23 Февраля 1939 года принял присягу, а в Мае 1940 года в звании Сладшего лейтенанта лётчик Одинцов был направлен в войска. И с той поры отслужил в рядах Военно-Воздушных сил Российской армии 50 календарных лет. О начале войны молодой командир звена, состоящего из 3 самолётов, узнал в воздухе. Об этом по радио объявил Вячеслав Молотов. Вспоминает сам Михаил Петрович Одинцов: - Когда речь Молотова заканчивалась, я подлетал к Киеву. Город уже бомбили, пожар бушевал над нашим аэродромом, горели вокзал, дома. Так для меня началась война. Ранней осенью 1941 года в одном из воздушных боёв за Киев меня подбили. И хотя ранение было тяжёлое, но самолёт всё-таки я сумел посадить. Попал в госпиталь в Харьков. Оттуда - снова на фронт. Меня назначили командиром эскадрильи штурмовиков Ил-2. Это было непростое время. Многие лётчики старшего поколения уже погибли, основные тяготы легли на плечи молодых, которые в основном и выиграли войну. Мы одолели не только немецкую армию, но и разбили армии всех союзников фашистской Германии. Несмотря на трагическое начало войны, мы в тяжелейших условиях сумели выстоять и даже стали брать верх на тех или иных направлениях, доказав всему миру, что гитлеровские войска могут быть разбиты..." "Родился Михаил Одинцов 11 Ноября 1921 года в селе Полозове Пермской области в многодетной крестьянской семье. В начале 1930-х годов в ходе безжалостного раскулачивания крестьян, когда пострадало более 25 миллионов человек, дружная семья Одинцовых распалась. Родители разделили детей и увезли их в разные города. Так Михаил Петрович попал в Свердловск, где после семилетки несколько месяцев поучился в строительном техникуме, потом работал на обувной фабрике и одновременно учился в аэроклубе". |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |