Владимир Плавский (настоящее имя - Владислав, но он не
любил когда его так называли) родился в 1915 году. После окончания военной
авиационной школы лётчиков служил в строевых частях ВВС.
Начало войны Младший лейтенант В. А. Плавский встретил в составе
191-го истребительного авиационного полка. Летая на И-16, защищал небо Ленинграда.
Налёты на город не прекращались. Днём противник наносил основные
бомбовые удары, а ночью налёты были рассчитаны на изматывание противовоздушной
обороны и деморализацию населения. Надо сказать, что многие лётчики полка не
были подготовлены к боевым действиям в ночных условиях. Поэтому те, кто мог
летать ночью, испытывали чрезмерное напряжение.
Сводки Совинформбюро очень часто рассказывали о боевых делах
защитников ленинградского неба. Так, например, в вечернем сообщении за 14 Сентября
1941 года говорилось:
"Многочисленные попытки фашистской авиации
прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими лётчиками.
На днях на подступах к Ленинграду произошёл воздушный бой, в
котором участвовало более 100 самолётов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков,
были отогнаны".
10 Сентября 1941 года после полудня противник, сосредоточив на
Красносельском направлении основную массу своей авиации, главным образом
бомбардировочной, усилил атаки. На фронте шириной в каких - нибудь 15 км
действовало около 200 вражеских танков и более 300 самолётов. Прикрывшись
сильными истребительными заслонами, "Юнкерсы" и "Хейнкели" яростно бомбили
боевые порядки наших войск и все дороги, ведущие к фронту.
В те дни в районе Коломенского и Ропши произошли 2 воздушных
боя, которые навсегда останутся одними из ярчайших героических страниц в истории
ленинградской авиации.
Под Коломенским 6 истребителей из 195-го ИАП вступили в схватку
с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием "Мессеров". Наши
лётчики сбили 5 самолётов противника.
Сходная ситуация в воздухе сложилась и под Ропшей. 16 Сентября
дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградила четвёрка истребителей
из 191-го ИАП. В жестокой схватке советские лётчики сбили 6 самолётов. Героями
её были Старший лейтенант Г. С. Жуйков, Младшие лейтенанты В. А. Плавский, А. П.
Савченко и Г. А. Мамыкин.
На следующий день начальник политотдела 7-го истребительного
авиакорпуса доносил старшим начальникам, что в строю осталось только 54 самолёта.
И всё же защитники ленинградского неба наносили врагу огромный урон. В тот же день,
17 Сентября Совинформбюро сообщало:
"В воздушных боях на подступах к Ленинграду
авиачасть Полковника С. Данилова сбила за один день 16 фашистских самолётов. Лётчики
части Неуструев, Пидтыкан, Абрамов, Харитонов, Жуйков и Плавский сбили в этот день
по 2 вражеских самолёта".
К тому времени имена наиболее отважных лётчиков 191-го ИАП
стали широко известны ленинградцам. Это Василий Добровольский, лично сбивший
6 вражеских машин, Егор Новиков, Пётр Олимпиев, Владимир Плавский, Вадим Лойко,
Павел Шевелёв и недавно переведённый к ним из соседнего полка Иван Грачёв,
уничтожившие по нескольку немецких самолётов.
...Неяркое осеннее солнце только к полудню появилось из-за
плотного слоя облаков. Плавский, Мамыкин и Кузнецов дежурили в кабинах. По
тревоге звено поднялось с аэродрома и взяло курс на Кронштадт. Высота 3500
тысячи метров. Под крыльями плывут белоснежные облака. В разрывах - окнах
хорошо видны суровые, свинцового цвета воды Финского залива. На подходе к
острову Котлин крутится около 20 вражеских истребителей. Чтобы не привлекать
их внимания, нырнули в одно из окон и оказались под облаками. Взору лётчиков
открылась страшная картина: несметное число немецких бомбардировщиков заклёвали
большой корабль, стоящий на малом рейде.
Казалось, вода кипит от бесчисленных разрывов бомб, а в небе
образовалась сизая облачность от стрельбы зенитных орудий - корабль отбивался
всеми огневыми средствами. Снаряды летели также с берега и с малых судов.
Кругом был сущий ад.
Лётчики врезались в гущу вражеских самолётов. Но что такое 3
маленьких лобастых истребителя против целой армады бомбардировщиков ? В
первые минуты, фашисты даже не заметили их. Воспользовавшись неразберихой в
воздухе, Кузнецов выбрал для атаки одну из неприятельских машин. За Плавского
он не беспокоился: это обстрелянный, инициативный лётчик. Тревожился за Германа
Мамыкина. Он ещё не имел достаточного опыта, не свыкся с боевой обстановкой.
Вот почему, атакуя "Юнкерс", Кузнецов вынужден был всё время
следить за Мамыкиным: оторвётся - и его тут же срежут. Но Герман, кажется,
проявлял благоразумие, шёл рядом. Заметив опасность, с борта бомбардировщика
открыли по И-16 свирепый огонь. Пришлось маневрировать. А Плавский тем временем
строчил по другому бомбовозу. Левый мотор тяжёлой машины уже начало лизать жадное
пламя.
Со второго захода Кузнецову удалось убить воздушного стрелка,
и огонь с верхней задней полусферы прекратился. "Теперь можно подойти поближе",
- решил он и тут же порадовался за Плавского: его противник дымной головёшкой
падал в воду.
Крылья "Юнкерса" вышли за пределы кольца прицела. Дистанция около
400 метров. Пора ! Кузнецов нажал на гашетку эрэсов. Залп был настолько
сильным, что самолёт как бы подскочил вверх, а жёлто - серая махина бомбардировщика
переломилась надвое, и из его чрева посыпались парашютисты.
"А где же Мамыкин ?" - хватился Кузнецов своего ведомого. Германа
рядом не было. Его машина кувыркалась внизу. Вскоре от падающего И-16 отделился
комочек. Значит, жив Мамыкин ! Вот он рванул кольцо парашюта и начал медленно
опускаться. Лётчики ссопровождали его до тех пор, пока он не плюхнулся в воду в
километре от берега. Его и нескольких немецких парашютистов подобрал наш катер.
Наши лётчики взмыли вверх, чтобы продолжить схватку с бомбардировщиками,
однако их уже не было над кораблем. Меж облаков шныряли Ме-109, но они не представляли
опасности для большого судна, и наша пара возвратилась домой. А на 4-е сутки
вернулся в полк и Герман Мамыкин.
В эти дни в полку работал замечательный советский художник
Яр - Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных
стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в
землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.
Яр - Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке
на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он
делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы
были так выразительны и реалистичны.
Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков
и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём
тёплую корреспонденцию:
"Славой овеяны имена наших лётчиков -
истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр - Кравченко
к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом.
Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное
значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы
чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой чёрточке лица...
Мы перелистываем альбом. Вот Герой Советского Союза младший
лейтенант Харитонов. Он сидит в кабине. Художник зарисовал его волевое лицо
перед вылетом в бой. Вот стоят на аэродроме Кузнецов, Грачёв, Плавский. Эти 3
крылатых богатыря сбили в воздушных боях 48 немецких самолётов. Вот мастер
штурмовки капитан Горохов, вот лётчики - ночники Апполонин, Мациевич, Григорьев
- люди зоркого взгляда, бесстрашно идущие за врагом по следу зенитных разрывов.
И вот лётчик Мурга. Под портретом лаконичные строки: "В воздушных боях он уничтожил
11 фашистских самолётов..."
Альбом издан редакцией газеты "Атака" в Ноябре 1941 года. Вы
перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам
не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество
и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя
лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце
каждого советского патриота".
В конце Ноября 1941 года 191-й ИАП перебрался в город Иваново,
где лётчики прошли курс переучивания на английские самолёты типа "Харрикейн". После
освоения новой техники, часть лётчиков была передана в другие части. Так, В. А.
Плавский в дальнейшем сражался уже в составе 127-го ИАП.
22 Марта 1942 года Старший лейтенант В. А. Плавский был сбит в
воздушном бою и погиб. По некоторым источникам его окончательный боевой счёт
составил 9 лично сбитых самолётов противника и 5 в группе с товарищами.
[ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных
и 2 групповые победы лётчика. ]
* * *
Список известных побед Старшего
лейтенанта В. А. Плавского: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 06.09.1941 г. | 1 Ju-88 (в группе - 1 / 4) | сев. Лезье | И-16. |
2 | 1 Do-215 (в группе - 1 / 4) | Ивановское |
3 | 10.09.1941 г. | 1 Ju-87 | Михайловка |
4 | 1 Ме-109 | Пулково |
5 | 11.09.1941 г. | 2 Ju-87 | Николаевское |
6 | 15.09.1941 г. | 1 Ме-109 | зап. аэродрома Пушкино |
7 | 21.09.1941 г. | 1 Ме-109 | Углово |
8 | 20.03.1942 г. | 1 Ju-88 | Басино |
9 | 21.03.1942 г. | 1 Ме-109 | зап. Кондуя |
Всего сбитых самолётов - 8 + 2.
|
|