КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Середин Владимир Алексеевич |
Родился 9 Февраля 1917 года в городе Борисоглебске, ныне Воронежской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал электросварщиком на Борисоглебском вагоноремонтном заводе. С 1938 года Владимир Середин в Красной армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. С Июня 1941 года Младший лейтенант В. А. Середин на фронтах Великой Отечественной войны. По Июнь 1942 года служил в 66-м ШАП; по Февраль 1945 года - в 866-м ИАП; по Апрель 1945 года - в Управлении 295-й ИАД. К Июню 1944 года штурман 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) Капитан В. А. Середин совершил 195 боевых вылетов, в 76 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 308 боевых вылетов. Проведя около 80 воздушных боёв, лично сбил 17 самолётов противника. 6 Апреля 1945 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в посёлке Надьценк (15 км юго - восточнее города Шопрон, Венгрия). В городе Борисоглебске именем Героя названа улица, на заводе химического машиностроения установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского; медалями. Тысячи людей в годы Великой Отечественной войны отдали свои жизни в боях за Родину. В ряду героев, защищавших Отчизну, - Владимир Алексеевич Середин. В воспоминаниях бывших лётчиков 288-й истребительной авиационной дивизии часто упоминается фамилия командира эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Владимира Середина. В интонации ветеранов, как правило, угадывается боль утраты своего друга и командира, одного из лучших лётчиков 17-й Воздушной армии. В. Середин трагически погиб, когда самые жестокие бои Будапештской операции были уже позади. Похоронен с большими воинскими почестями в городке Надьценк на северо - западе Венгрии. Володя с детства вместе с другими мальчишками зачарованно смотрел в небо, не отрывая взгляд от самолёта. Мальчишки мечтали стать лётчиками. Мечтал и Володя Середин. Но родители - железнодорожники настояли на поступлении его в железнодорожное фабрично - заводское училище. После окончания школы ФЗУ Володя стал работать на вагоноремонтном заводе, но мечта стать лётчиком не оставляла его. И тогда заводской комитет комсомола направил его в аэроклуб. Учился Володя без отрыва от производства, но аэроклуб закончил отлично. Вскоре он также отлично закончил Борисоглебскую военную школу лётчиков. Под руководством опытных лётчиков Середин совершенствовал своё мастерство на одном из пограничных аэродромов под Львовом. Но началась Великая Отечественная война, и с первых же её дней В. А. Середин начал защищать Родину. В составе 66-го штурмового авиационного полка, вооружённого устаревшими бипланами И-15бис, участвовал в боях за Киев. Хотя уже 26 Июня 1941 года 35 лётчиков 66-го ШАП и их командир Полковник С. С. Щегликов убыли в Умань для переучивания на Ил-2, оставшиеся, ведомые Капитаном А. И. Севастьяновым, нанесли неприятелю немалый урон. Как отмечается в документах части, они полностью реализовали имеющиеся возможности устаревших самолётов, и в одних случаях с бреющего полёта, а в других случаях с пикирования, используя индивидуальное прицеливание, пулемётным огнём и мелкими бомбами поражали живую силу противника, подавляли огонь зенитных средств. К концу Июля 1941 года в 66-й ШАП прибыло пополнение - 17 И-15бис с пилотами из Батайской и Роганьской лётной школы, а в начале Августа - эскадрилья И-153 с экипажами из формируемой 49-й авиадивизии. Надо отметить, что на Киевском направлении достаточно активно действовала 15-я смешанная авиационная дивизия, большинство машин которой составляли истребители Н. Н. Поликарпова. Особенно интенсивно использовались бипланы и полуторапланы 66-го ШАП. Недоверие лётного состава к устаревшим тихоходным самолётам, имевшее место в первые дни войны, осталось в прошлом. Документы части выделяют многих лётчиков награждённых за успешные вылеты на "Чайках" и "Бисах". Только 4 Августа 1941 года 15-я САД, куда входили 28-й ИАП и 66-й ШАП, выполнила 61 самолёто - вылет и сбросила на врага 1600 кг бомб. Правда, несли потери и наши лётчики: от огня зенитной артиллерии и самолётов противника. К концу Августа в 66-м ШАП оставалось лишь 8 боеспособных самолётов. После тяжёлого ранения и лечения в госпитале, Середин снова прибыл на фронт, летал на "Яках". Опыт и мастерство его с каждым вылетом, с каждым боем росли. Будучи на фронте с первого дня войны В. Середин (один из немногих лётчиков полка, оставшихся в живых после Сталинградской битвы) стал наставником молодых "неоперившихся" лётчиков, прибывших в 866-й ИАП в период его переформирования весной 1943 года. Благодаря мудрости 25-летних отцов - командиров молодёжь осталась в живых в первых воздушных боях летней кампании, и особенно в сражениях на южном фланге Курской битвы. Несколько подопечных В. Середина к окончанию войны стали Героями Советского Союза, а Александр Колдунов, сбивший лично 46 фашистских самолётов, - дважды Героем Советского Союза, впоследствии Главнокомандующим войск ПВО СССР, Главным Маршалом авиации. 13 Августа 1943 года войска Юго - Западного фронта приступили к освобождению Донбасса. "Если бы кто-нибудь мог окинуть взглядом гигантскую панораму боёв и сражений за освобождение истерзанной гитлеровцами Украины, - писал Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, - перед ним предстала бы всесокрушающая лавина советских войск, оснащённых самой совершенной по тому времени боевой техникой - тысячами, десятками тысяч орудий всех систем и калибров, мощных танков, скоростных самолётов, всеми другими видами и типами вооружения". 17-я Воздушная армия основное усилие сосредоточила на поддержке войск фронта, которые при её содействии к концу Августа вклинились во вражескую оборону и овладели несколькими опорными пунктами, расширив плацдарм на правом берегу Северского Донца. За подготовительный период и в ходе операции Воздушная армия в августе совершила 16 188 боевых самолёто - вылетов. В воздухе проходили ожесточённые бои. Наивысшего накала они достигли 19 Августа. Наша истребительная авиация прочно удерживала инициативу и своими активными действиями срывала вражеские попытки наносить удары с воздуха по наступающим войскам. Так, группа "Яковлевых", ведомая Лейтенантом В. А. Серединым, встретила и атаковала 12 "Юнкерсов" и 6 "Хенкелей", которых прикрывали 10 "Мессеров". Бой длился немногим более 20 минут. За это время советские лётчики сбили 5 вражеских самолётов. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Середин Владимир Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3466). 7 Сентября 1944 года завершилась разработка оперативных планов по вступлению войск Красной Армии на территорию Болгарии, решение Командующего фронтом было передано войскам. За несколько часов до наступления был отдан приказ. В нём говорилось: "Советские воины ! Перед вами Болгария, правители которой продали свою страну немцам и ввергли болгарский народ в чуждую для него войну. Наступил час расплаты с гитлеровскими разбойниками и их подлыми прислужниками. Приказываю: войскам 3-го Украинского фронта перейти румыно - болгарскую границу, стремительным ударом разгромить встречающегося врага, уничтожить гитлеровских захватчиков в Болгарии и освободить родственный нам болгарский народ от немецко - фашистского ига". К утру 8 Сентября всё было готово к наступлению. Замерли в ожидании команды на взлёт истребители и штурмовики, бомбардировщики и транспортные самолёты с десантом. На старт вырулил связной самолёт. Майор Д. Д. Сырцов и штурман В. А. Середин получили не совсем обычное задание: произвести посадку на некоторые болгарские аэродромы, установить их пригодность для боевой работы и посмотреть, как встретят болгары советских лётчиков. Промелькнул под крылом Дунай. Тихо и спокойно на болгарской земле. Ни одного выстрела, ни одного разрыва зенитного снаряда. Воздушные разведчики держали курс на Балчик. Вот и аэродром. Подошли на бреющем полёте, используя каждый овражек как защиту от обстрела. На аэродроме спокойно. Посадка. Лётчики, не выключая мотор, вышли из самолёта. Болгарские солдаты и офицеры с возгласом "Братушки !" подбежали к Сырцову и Середину и взволнованно рассказали, что болгарский народ с нетерпением ждёт прихода Советской Армии. Весть о прибытии советских лётчиков быстро разнеслась по всему городу. К аэродрому начали стекаться местные жители с букетами цветов, виноградом, вином. То и дело было слышно вокруг: - Добро пожаловать, наши другари ! Песни, улыбки, объятия. Но пора расставаться с новыми друзьями, впереди - Варна и Бургас. Всюду с радостью и гостеприимством встречали болгарские друзья первых посланцев Красной Армии. С необыкновенным волнением и радостью возвращались Д. Сырцов и В. Середин на свой аэродром. А их боевые товарищи уже разбрасывали листовки - обращение советского командования к трудящимся и армии Болгарии. По всем дорогам двигались наземные войска фронта. Так, в 11 часов 8 Сентября без артиллерийской и авиационной подготовки началась операция по освобождению Болгарии. Без единого выстрела Советские войска перешли румыно - болгарскую границу и устремились в глубь Болгарии. В точно назначенный срок высадились воздушные десанты в Варне и Бургасе. В Бургасе к десантникам присоединились морские пехотинцы, высаженные с самолётов морской авиацией. Они быстро наладили взаимодействие с подразделениями болгарской армии, перешедшими на сторону восставшего народа, и организовали охрану порта. С торпедных катеров Черноморского флота высадился морской десант. Таким образом, последние опорные пункты фашистской Германии на Чёрном море прекратили своё существование. Как и предполагалось, болгарская армия не только не оказала советским войскам сопротивления, но и вместе с народом хлебом - солью встретила воинов - освободителей. 6 Апреля 1945 года Майор В. А. Середин погиб. Согласно некоторым источникам - при выполнении воздушного тарана. Вот как описаны эти события в одной из книг: "В тот день советским истребителям пришлось сражаться с численно превосходящим противником. Как всегда, смело атаковал фашистов Владимир Середин. В горячке боя он не заметил, как кончились патроны. Ему нужно было возвращаться, но товарищам понадобилась его помощь. И Середин остался в строю. Он делал ложные атаки, мешая врагу, предупреждал товарищей об опасности. Фашисты поняли, что советский "Ястребок" не опасен для них и стали всё чаще атаковать его. Один из "Мессершмитов" пошёл в лоб. Машины сблизились. Дав очередь, фашист круто взмыл вверх. В это же время Середин настиг гитлеровца и ударил винтом по хвосту "Мессера". Оба они сорвались в штопор и врезались в землю. Так, за месяц до победы, погиб отважный борисоглебец Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Середин". По другим источникам, всё произошло менее прозаично - Майор В. А. Середин разбился в авиационной катастрофе во время полёта на трофейном спортивном самолёте... ...На городском кладбище города Борисоглебска (Воронежская область) с памятника на нас смотрит одухотворённое лицо молодого человека, а внизу на плите надпись: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИР СЕРЕДИН. |
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 11.07.1942 г. | 1 Ме-109 | Ямное | Як-9, Як-3, Ла-7. |
2 | 26.12.1942 г. | 2 Ме-109 | Морозовский | |
3 | 18.07.1943 г. | 1 Ju-87 | сев. Петрополье | |
4 | 28.07.1943 г. | 1 Ju-87 | юго - вост. Богородичное | |
5 | 03.08.1943 г. | 1 Ju-88 | Голая Долина | |
6 | 26.09.1943 г. | 1 Ме-109 | сев. Григорьевна | |
7 | 22.10.1943 г. | 1 Ме-109 | Чачарныха | |
8 | 14.05.1943 г. | 1 Ju-87 | юго - зап. Телуш | |
9 | 15.05.1943 г. | 2 Ju-87 | Григорополь | |
10 | 22.01.1945 г. | 1 Me-109 | зап. Секешфехервар | |
11 | 18.03.1945 г. | 1 Me-109 | оз. Веленце | |
Всего сбитых самолётов - 17 [ 13 + 0 ]; боевых вылетов - 308; воздушных боёв - 76. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |