КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Щапов Борис Дмитриевич |
Родился 17 Февраля 1921 года в городе Нерехта, ныне Костромской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, работал токарем на автозаводе в Ярославле. Окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1943 году Борис Щапов окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С Июля 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Марту 1944 года старший лётчик 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиацмонная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии младший лейтенант Б. Д. Щапов совершил 133 боевых вылета на штурмовку войск противника. В воздушных боях сбил 8 вражеских истребителей. 30 Мая 1944 года погиб в воздушном бою в районе города Яссы (Румыния). 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени. Именем Героя названы улицы в Нерехте и Ярославле; школа, где он учился. На школе и доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски. Со школьной скамьи Борис мечтал о профессии лётчика. На пионерском форпосте Фибролитового посёлка он руководил авиамодельным и фото кружком. "Дома, - вспоминал отец Дмитрий Иванович, мастер автозавода, постоянно висели модели самолётов, сделанные руками сына". После 8 класса Борис по примеру отца пошёл работать, на завод. Сначала трудился токарем на автозаводе, затем перешёл и отдел контрольно - измерительных приборов шинного завода. Там Борис Щапов вступил в комсомол, в 1939 году по путёвке комсомола в числе лучших ударников производства был зачислен в Ярославский аэроклуб Осоавиахима. Закончив аэроклуб, Борис учился в Балашовской военной авиационной школе пилотов. Потом 2 года инструктор - лётчик Щапов готовил лётные кадры для фронта, а когда под Харьковом погиб младший брат - пулемётчик, Винтор, добился отправки на фронт. В боях на Курской дуге лётчик - штурмовик прошёл боевую проверку, отвагой и бесстрашием заслужил уважение однополчан. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом Славы 3-й степени. Третью боевую награду - орден Красного Знамени - Борис Щапов получил за отвагу в боях при освобождение Белгорода и Харькова. "Сегодня сделал 60-й боевой вылет - и жив ! Мщу за Виктора !" - писал лётчик родителям в одном письме. За скупыми строчками было немало славных боевых дел. ...12 Сентября 1943 года эскадрилья штурмовиков, в составе которой летал Борис Щапов, разбомбила вражескую переправу через Днепр у Кременчуга. Немецкие зенитки открыли по эскадрилье губительный огонь. Самолёт Щапова получил 3 прямых попадания. Осколком снаряда лётчика ранило в лицо. Из облаков на группу напали фашистские истребители. Большого мужества потребовал от раненого пилота этот бой. Борис выдержал его с честью, схватка закончилась победой штурмовиков. По 2 - 3 боевых вылета в день совершал Щапов, штурмуя и уничтожая фашистские артиллерийские и миномётные позиции на Бородаевских высотах на Днепропетровщине, которые препятствовали продвижению частей 5-й армии. Неуязвимая, грозная "десятка" Бориса проносилась над самыми головами фашистов, сметая огневые точки, вызывая восхищение советских бойцов. Командование армии трижды объявляло благодарность ярославскому лётчику. Особенно эффективными были удары штурмовика по фашистам под Кировоградом, где Борис Щапов уничтожил 7 танков, 5 орудий, 3 зенитные батареи, 3 склада с боеприпасами, 6 бензовозов, 17 автомашин, сбил в воздушных боях Ме-109 и FW-190. При уничтожении окружённой группировки фашистов в районе Корсунь - Шевченковского звено Бориса Щапова уничтожило 11 транспортных самолётов Ju-52, 4 самолёта уничтожил сам Борис. Менее чем за год пребывания на фронте лётчик совершил 133 боевых вылета, в 53 воздушных боях сбил 8 фашистских истребителей. Был награждён 5-ю орденами. Советские войска, преследуя фашистских захватчиков, освобождали Румынию. 27 Мая 1944 года, собрав значительные силы, фашисты предприняли контрнаступление в районе Кишинёв - Яссы. ...Кончался день 30 Мая 1944 года. Лётчики обменивались мнениями о последнем вылете, когда из штаба соединения поступил срочный боевой приказ - сорвать наступление фашистской танковой колонны севернее города Яссы. Девятку штурмовиков, как всегда, повёл на задание Герой Советского Союза командир 2-й авиаэскадрильи Гвардии капитан Степан Пошевальников. Правым звеном командовал Борис Щапов. Штурмовики появились у цели внезапно. Фашистские зенитчики, выпустив только 4 снаряда, были быстро подавлены огнём "Илов". Но один из снарядов попал в самолёт Щапова. Ил-2 взорвался. Вместе с командиром погиб и воздушный стрелок Николай Дружинин. Вот что пишет о тех событиях Герой Советского Союза лётчик - штурмовик Михаил Иванович Коптев: "30 Мая 1944 года мы получили задание атаковать технику и живую силу противника в районе Радиул - Алдей и высоты 197 в Румынии. Группу в 9 самолётов повёл Степан Демьянович Пошивальников. В тот день это был мой 2-й вылет в этот район. К линии фронта идём довольно плотным строем. Внизу расстилается знакомая местность. Что ждёт нас, я уже знал. Будут бить зенитки. А будут ли истребители ? Прошло не более 3-х часов, как мы здесь бомбили и штурмовали артиллерийские позиции, замаскированные автомашины и другую технику в садах Радиул - Алдея. Пересекаем линию фронта. Немецкие зенитки открывают по нам огонь. Снаряды рвутся внизу и впереди. Значит, ставят заградительную завесу, надеются, что мы испугаемся и отвернём в сторону. Нам же не впервой прорываться через подобные завесы. Но и привыкнуть невозможно, страшно проходить через неё, ибо каждый последующий снаряд может быть твой или чей-либо из летящих в группе. Завесу преодолеваем успешно. Зенитчики ведут прицельный огонь. Ухожу резко влево. Вижу спрятавшуюся автомашину среди яблонь, по ней и открываю огонь из пушек и пулемётов. Трасса идет точно. Думать о зенитках некогда. Уничтожить автомашину, и больше никаких. До земли остается 300 метров, пора бросать бомбы, и только тут замечаю ещё несколько автомашин или ещё чего-то другого, хорошо замаскированных среди деревьев. Туда и сбрасываю бомбы серией. Выходим на свою территорию и продолжаем набирать высоту для новой атаки. Сейчас будем атаковать высоту 197, где засели фрицы. Нельзя допустить, чтобы они контратаковали наши войска. Звено Степана Демьяновича пикирует на цель. Вот-вот перейдёт в пикирование и звено Щапова. Мы звеном идём ещё с набором высоты по своей территории. В этот момент увидел, как в одном из самолётов звена Бориса Щапова разорвался зенитный снаряд. Хвост отваливается, а плоскость с работающим мотором, переворачиваясь, начинает падать вниз. Видны то голубой низ, то зелёный верх. Я направляю самолёт со снижением. Жду и надеюсь, что лётчик выбросится с парашютом. Стрелок наверняка погиб, снаряд разорвался прямо в его кабине. Но не видно белого купола парашюта. Плоскость падает кабиной вниз в камыши небольшой речушки, протекающей около высоты. Вверх взметнулся столб огня и дыма... Мы с яростью ведём огонь из пушек и пулёметов, пускаем РСы по окопам и траншеям, где прячутся фрицы. После 3-го захода кончились снаряды и патроны. Степан Демьянович берет курс на свой аэродром. Вот тут, когда идём плотным строем, я увидел, что нет самолёта Бориса Щапова. Погиб мой земляк, русоволосый, сероглазый, добродушный, всегда что-то разбирающий, что-то делающий вместе с Митей Кузнецовым, опекавший меня, Борис. Когда он узнал от Мити, что я тоже ярославец, то многие часы провели вместе, вспоминая аэроклуб и родной красавец - Ярославль. Он, воевавший с 1943 года, многому научил меня. Не верилось, что теперь никогда не увижу Бориса". 19 Августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику 144-го Гвардейского штурмового авиационного Львовского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка Гвардии младшему лейтенанту Щапову Борису Дмитриевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно занесен в списки рабочих Ярославского орденов Ленина, Октябрьской Революции шинного завода и в книгу Почёта завода. В Июле 1965 года имя Героя присвоено улице Ярославля (бывшей Безымянной). В Ярославской школе № 36 имени Н. К. Крупской, где учился Борис Щапов, его имя носил пионерский отряд. На фасаде школы, а также на стене дома по проспекту Октября, где жил Герой, установлены мемориальные доски. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |