КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шитов Александр Михайлович |
Родился 23 июля 1916 года в Баку. В 1933 году окончил 9 классов средней школы. Работал мотористом в мастерских нефтепромысла. С 19 августа 1937 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1939 года окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. С 28 апреля 1940 года лейтенант А. М. Шитов служит младшим лётчиком 12-й КОАЭ КБФ, с 19 июня 1941 года - пилотом. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 30 октября 1941 года переведён в 71-й ИАП, с 29 марта 1942 года - командир звена 1-й эскадрильи. 19 апреля 1942 года cтарший лейтенант А. М. Шитов был сбит зенитной артиллерией противника при налёте на аэродром Красногвардейск (в районе Гатчины) и погиб. К тому времени в 40 воздушных боях сбил 9 самолётов противника. Награждён двумя орденами Красного Знамени (13.08.1941 г., 22.04.1942 г.). Его имя увековечено на мемориале Борки. Забвению не подлежит.19 апреля 1942 года первая эскадрилья 71-го ИАП вылетела в район Гатчины на штурмовку вражеского аэродрома, где базировались бомбардировщики, совершавшие налёты на блокадный Ленинград. 12 истребителей И-153 ударили по стоянкам самолётов, складу горючего, зенитным батареям противника. Около 20 вражеских бомбардировщиков было подожжено или повреждено в результате внезапных смелых действий наших лётчиков. Но и эскадрилья понесла потери. Одна из подбитых "Чаек" пылающим факелом врезалась в уцелевший "Юнкерс", вторая совершила посадку с убранными шасси на немецком аэродроме. В горячке боя товарищи не заметили, кто именно направил горящий самолёт на стоянку бомбардировщиков, а кто сел на вынужденную. О событиях того дня вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи, полковник в отставке Герой Советского Союза А. Г. Батурин: "Сами понимаете, в такой сутолке под огнём вражеских пушек и пулемётов трудно было "созерцать" происходящее. Прилетели домой, стали разбираться. Не вернулись на базу лейтенант Ю. А. Спицын и старший лейтенант А. М. Шитов. Оба - командиры звеньев, коммунисты, воспитанники Ейского училища. У обоих по 2 ордена Красного Знамени. Шитов имел на боевом счету 9 сбитых самолётов врага, Спицын - 6, но у него гораздо больше вылетов на штурмовку. Юрий Спицын - парень весёлый, компанейский, с юморком. Выступает, бывало, на собраниях - заслушаешься. Александр Шитов, напротив, скромный, молчаливый, не любитель хвастаться своими успехами. Поэтому, видимо, кто-то из лётчиков высказал предположение, что только Спицын мог решиться на огненный таран. Эту версию подхватили, других-то не было. В бригаду отправили соответствующее донесение. В полку провели митинг, выпустили листовку - молнию. Знаю, что шёл разговор о представлении Спицына к высокой награде посмертно..." А вот что пишет бывший командир 3-й эскадрильи того же авиаполка подполковник в отставке И. Гопкало: Мы в тот день летали на Выборг, а 1-я эскадрилья - на штурмовку аэродрома в Гатчине. Вечером у входа в столовую появился плакат: "Берите пример с лётчика Спицына, совершившего героический подвиг при штурмовке вражеского аэродрома !". Надо сказать, что командование авиабригады, в которую входил 71-й ИАП, не нашло тогда ни времени, ни возможности проверить и уточнить факты, связанные с огненным тараном. Спицын остался героем, а о Шитове просто забыли. Однако дальнейшин события показали, что в этом эпизоде далеко не всё ясно. Из воспоминаний А. Г. Батурина: "После освобождения Гатчины туда поехал навестить родителей командир 2-й эскадрильи Володя Абрамов. Он побывал на аэродроме, где до недавнего времени хозяйничали немцы, и там обнаружил скелет (без обшивки) самолёта Спицына. Как он узнал, что именно его самолёт ? Оказывается, ранее в одном из боёв истребитель Абрамова был серьёзно повреждён. Лётчик, чтобы ускорить ремонт, помогал в мастерских специалистам восстанавливать хвостовую часть фюзеляжа. Следы знакомой ему работы сразу бросились в глаза. А на этой "Чайке" после ремонта летал Спицын..." Прошу обратить внимание вот на какую деталь. Обнаруженный В. Ф. Абрамовым на оставленном немцами аэродроме истребитель хоть и был "раздет", но не имел, по словам Владимира Фёдоровича, заметных деформаций силовых элементов каркаса фюзеляжа и крыльев. И это-то после предполагаемого удара о землю и взрыва ?! Возвратившись в часть, Герой Советского Союза В. Ф. Абрамов доложил об увиденном и о своих сомнениях. В коллективе пошли слухи, начались пересуды, но всерьёз заниматься этим делом в период напряжённых боёв было некому и некогда... В середине 1945 года в полк, ставший к тому времени 10-м Гвардейским, прибыл и сам Спицын. Судя по записям в его личном деле, 3 года он находился в плену, в концлагерях под Ригой, в Мюльберге, Нюрнберге и Триере. Освобождён союзниками. О себе Юрий Андреевич рассказывал лётчикам разное. Батурину, например, говорил, что будто бы он направил горящую "Чайку" на стоянку "Юнкерсов". При взрыве его выбросило из кабины, оттого и прихрамывает с тех пор. Перед другими собеседниками хвастал, что летал у немцев на Ме-109. В полку Спицына начали вводить в строй на Ла-5УТИ. Но вскоре от полётов отстранили. Известно, что побывавшим в плену не очень-то доверяли. Поначалу он молчал, безропотно ходил в наряды. Потом всё громче стал требовать разрешения летать. Такая настойчивость кое-кому показалась подозрительной. Тем более что у лётчика случайно обнаружили немецкий пистолет, который он не сдал вопреки доведённому до всех под росписку приказу. В 1947 году старшего лейтенанта Ю. А. Спицына арестовали. Военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы за измену Родине. Накануне 10-й годовщины Дня Победы приговор Верховного Суда СССР был отменён за отсутствием состава преступления. Правда, в партии Юрия Андреевича так и не восстановили. Попытку узнать правду о тех событиях давних военных лет предпринял полковник в отставке, кандидат военно - морских наук В. Мельников. В мае 1988 года он встретился со Спицыным. По словам Юрия Андреевича, он и не пытался таранить вражеские самолёты на стоянке. Раненый в воздухе, просто пошёл на посадку. Перед самой землёй "Чайку" опрокинуло взрывной волной от взорвавшегося неподалёку самолёта. Его выбросило из кабины. Немцы подобрали, подлечили. Потом в плену горе мыкал. Нет сомнения, для меня во всяком случае, что эта "правда" - чуть обновлённая и подправленная автором прежняя легенда. Как было всё на самом деле ? Свет истины на происшедшее в Гатчине 19 апреля 1942 года могли бы пролить архивные документы, и прежде всего немецкие. Думается, со временем прояснится подлинная картина того боевого эпизода. Хочу заметить: у однополчан Шитова и Спицына, у меня самого нет сомнений в том, кто именно совершил тот огненный таран. И может быть, действительно не стоило бы пока ворошить прошлое, если бы не одно "но"... В брошюре И. Г. Иноземцева "Тараны в северном небе", изданной Воениздатом в 1981 году, читаем: "...тогда коммунист Спицын развернул свой И-153 и пылающим факелом врезался в уцелевшие вражеские бомбардировщики. Все лётчики группы были свидетелями этого подвига отважного товарища и отомстили врагу. А с Юрием Андреевичем Спицыным произошёл почти невероятный случай: взрывной волной его выбросило из самолёта, и лётчик остался жив". Не мог Иноземцев не знать и о втором действующем лице этого военного эпизода - о Шитове, но о нём ни слова. Ещё один пример. В книге В. П. Захарова "Первый военный аэродром", вышедшей в 1988 году, Спицын тоже упоминается как герой огненного тарана. И здесь о Юрии Шитове - молчок ! Нет вины лётчика в том, что лишь случайное стечение обстоятельств обрекло его имя и подвиг на забвение. Но наш долг, долг всех ныне живущих перед тысячами таких, как Шитов, - возродить их имена и дела, поднять на ту высоту, с которой отважные сыны Отчизны шагнули в бессмертие. заведующий музеем истории Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков) Список всех известных побед cтаршего
лейтенанта А. М. Шитова:
(Использована информация с сайта В. Харина - |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |