КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Вильямсон Александр Александрович |
Родился 13 августа 1918 года в городе Торжок, ныне Тверской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума. С 1937 года работал электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии, в 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С началом Великой Отечественной войны сержант А. А. Вильямсон в действующей армии. Служил в составе 298-го ИАП (с 25 августа 1943 года - 104-й Гвардейский ИАП). К маю 1945 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Гвардии полковник А. А. Вильямсон - в запасе. Работал диспетчером Симферопольского аэропорта. Умер 23 февраля 1986 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. Александра Александровича Вильямсона в Симферополе знали хорошо. Героя Советского Союза тепло встречали в школах, в местном аэропорту, лётчики которого проводили бывшего истребителя на пенсию, на отдых. Да и он всех знал. В этом городе Саша Вильямсон вырос, бегал в школу, получил первую жизненную закалку на заводе, в симферопольском аэроклубе впервые поднялся в небо. А вот родился Вильямсон на тверской земле, в городе Торжке. Предки его - выходцы из Эстонии. Дед, бедный крестьянин Христофор Вильямсон не от хорошей жизни в конце прошлого века переселился в Россию. Но на чужбине он не ужился и, оставив в Торжке жену и сына Александра, вернулся на родину. Сын подрос, стал опорой матери, служил в местной земской управе. В 1914 году его мобилизовали в армию. Вернулся он с войны больным. У Анны Михайловны, его жены, в 1918 году родился сын, которого тоже назвали Александром. Вскоре семья переехала в Крым, чтобы поддержать здоровье отца. Отец в 1919 году умер, и мужественная женщина Анна Михайловна, учительница начальных классов, одна воспитала четверых детей - двух дочерей и двух сыновей. Александр стал летчиком, а Борис - моряком. Борис, защищавший Одессу и Севастополь с первых дней войны, погиб в 1942 году. А Александр все 4 года войны прослужил в 298-м истребительном полку (с 25 августа 1943 года ставшем 104-м Гвардейским). Полк входил в дивизию, которой командовал прославленный воздушный ас Александр Покрышкин. Из дивизии вышла целая плеяда бесстрашных истребителей, Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Вильямсон. 25 июня 1941 года Александр Вильямсон с отличием окончил Качинское лётное училище и получил назначение в 298-й ИАП, куда прибыл в июле 1941 года. В это время полк базировался под Вознесенском, вблизи от южного участка реки Буг. Самолётов в полку было мало, а обстановка на Южном фронте с каждой неделей накалялась. Некоторые бывшие курсанты сели на самолёты, заменив выбывших из строя лётчиков. А Вильямсон взялся отремонтировать побывавший в аварии И-16. Долго и старательно лечил он "Ишачка" и своего добился - ввёл его в строй действующих и полетел на боевое задание. Первый вражеский самолёт Александр сбил в августе 1941 года, в районе Запорожья, второй - западнее города Красный Луг. Так начался боевой счёт лётчика, счёт уничтоженных немецких машин. С каждой воздушной схваткой крепли мастерство, уверенность в своих силах. Воодушевляла на подвиги и поддержка опытных пилотов, вся атмосфера дружного спаянного коллектива. Когда спустя много лет после окончания войны, А. А. Вильямсона просили рассказать о самом примечательном боевом эпизоде, он вспоминал февраль 1942 года. 298-й истребительный авиаполк находился тогда на полевом аэродроме под Кадиевкой. Из штаба Южного фронта поступил приказ - сопровождать бомбардировщики для удара по одной из железнодорожных станций, где по данным разведки немцы разгружали воинские эшелоны. По всем расчётам истребителям до станции и обратно не дотянуть - не хватит горючего. А если ещё придётся вступить в бой ? Но приказ есть приказ. Единственное, что могли сделать лётчики, это - лететь на самолётах, имеющих более экономичные моторы. Бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, благополучно достигли цели и сбросили бомбы. На станции всё заполыхало. Рвались цистерны с горючим, боеприпасы, горели здания... О том, что происходило потом вспоминает сам А. А. Вильямсон: "Когда возвращались назад, под Артёмовском заметали вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четвёрка "Мессеров". Чтобы не подставлять под удар "брюхо", резко нырнул вниз и перешёл на бреющий полёт. Оглянулся - один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьёт моего "ишачка", и тогда конец. Что делать. Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и "Мессер" падает на землю. Куда девались остальные фашисты - не знаю. Но если бы кому-то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта ещё далеко. И вдруг вижу: навстречу тянется пятёрка дорогих "ишачков". Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слёз. "Да разве такие дадут погибнуть" - подумал я и вклинился в их строй". На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Только на 3-й день А. Вильямсон смог отблагодарить боевых товарищей, не бросивших его в беде... В последующих боях лётчики полка, получая истребители новых марок, быстро осваивали их и часто малыми силами бились в небе с армадами врага и выходили победителями. Осенью 1941 года на борту И-16 А. Вильямсона появилась надпись "За Виталия", в память о друге Виталии Горохове, погибшем в сентябре 1941 года. В 1943 году лётчики полка участвовали в боях на Кубани, на Южном фронте. Затем освобождали Донбасс и Крым. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и всегда его спасали быстрота реакции, огромная сила воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты. 10 апреля 1943 года. Дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу вместе с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ju-88. Обнаружив погоню, "Юнкерс" пошёл вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота всё возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6000 метров, 7000... В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Ещё секунда, вторая, и "Юнкерс", накренившись, пошёл вниз. Подбитый вражеский разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его сесть в расположений наших войск. Взятый в плен немецкий лётчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок. 5 мая 1943 года. В неравном бою с 12 "Мессерами" Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не уходил из боя до конца вылета и вместе со своей группой выполнил задание. 28 августа 1943 года. Выполняя в этот день 5-й боевой вылет с группой из 6 "Аэрокобр", Вильямсон повёл свою шестёрку в бой с 12 "Мессерами". Его самолёт получил серьёзное повреждение, а сам он тяжело ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привёл самолёт на свой аэродром, посадил его и потерял сознание... ...104-й Гвардейский истребительный авиационный полк прикрывал с воздуха освободителей Львова, старинного украинского города. Освободителей прикрывал, а угнетателей жестоко карал, выкуривал с советской земли. Тесным был коридор, которым пытались выскользнуть из чужого дома непрошеные гости. Вдоль Самборской дороги проносились самолёты с красными звёздами на крыльях, они вражьей злою кровью окропляли свободу, мир, счастье. О воздушных боях в небе Львовщины вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Александр Александрович Вильямсон: "Миша Лиховид в составе четвёрки блокировал с воздуха бродовский "котел". Во время патрулирования он заметил немецкую "Раму" под прикрытием 6 Ме-109. Несмотря на количественное превосходство врага, Миша вступил в бой. Среди вражеских машин главной была "Рама", и Миша решил во что бы то ни стало уничтожить её. Первая атака была безрезультатной - фашисты отбились. Тогда Миша скомандовал парам разойтись в разные стороны, а сам пошёл вниз. Немцы бросились догонять вторую пару, а он, набрав бешеную скорость, сделал большую "горку", атаковал "Раму" снизу и сбил её. Потом стал помогать второй своей паре, отбивая атаки "Мессеров". На помощь немцам подоспела ещё одна четвёрка, и они нахально лезли в драку. Моя четвёрка в это время подходила на смену Мишиной. Понимая исключительную сложность положения, я предложил Мише выйти из боя. Он снизился и дал возможность мне, Брюханозу и Анищенко атаковать фашистов сверху... Тогда под Бродами мы сбили 6 вражеских самолётов ! Утром на КП полка собрали командиров эскадрилий. Там уже были командир корпуса Утин, командир дивизии Покрышкин и командир полка Крюков. Задание, как мы поняли, было очень ответственным: прикрывать юго - восточный район Каменки - Бугской всем составом эскадрилий, меняя патрули над целью. На каждый вылет был новый пароль для командной рации. Над указанным районом мы "висели" несколько суток. Всюду было спокойно, враг не давал о себе знать. На очередное патрулирование мы вышли в полном составе. Ходили на небольшой скорости, экономя горючее. По рации слышу - подходит на смену эскадрилья Комелькова. В это же время приближается плотный строй бомбардировщиков под усиленным конвоем истребителей. Я даю команду Мише Лиховиду прикрывать меня своей четвёркой, а сам веду в атаку восьмёрку. Наспех сообщаю на землю о появлении врага, а Миша уже ведёт бой. Нас атакуют истребители, а мы бьём бомбардировщиков. Выпускаю длинную очередь по "Юнкерсу", и он сваливается на правое крыло, из фюзеляжа вырываются дым и пламя. "Сработала" и Мишина четвёрка - сверху падает подбитый истребитель. Выйдя из атаки, увидел 2 бомбардировщика, охваченных пламенем. Чудесно ! Отстреливаясь от истребителей, хочу атаковать ещё одну девятку "бомбёров". Но тут меня опережает пара Лиховида. За ним - фашистские истребители. Я сразу же понял Мишин маневр, иду наперерез истребителям, а Миша врезается в шеренгу "бомбёров". Те, паникуя, сбрасывают бомбы где попало, круто разворачиваются и удирают, а один из них, развалившись на куски, падает. Я взглянул на землю и облегчённо вздохнул: изо всех рощ, оврагов, сёл, по всем дорогам и полям лавиной шли наши войска..." Группа лётчиков 104-го Гвардейского ИАП. Гвардии ст. лейтенант А. А. Вильямсон - 4-й слева. Летом 1944 года Вильямсон сражался над территорией Польши, а в 1945 году участвовал в наступлении на Берлин. Эскадрилья старшего лейтенанта Вильямсона прославилась в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Только за последний год войны она провела 793 успешных боевых вылета, 53 воздушных боя, в которых сбила 18 самолётов противника. Ведущим всегда был отважный комэск, подававший пример храбрости и точного расчёта. За этот период он уничтожил 8 вражеских самолётов. А всего за войну командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 9-й Гвардейской Мариупольской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии Гвардии капитан Александр Александрович Вильямсон совершил 382 успешных боевых вылета, провёл 66 воздушных боёв, сбил лично 18 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. Последний самолёт воздушный ас уничтожил в небе над Берлином 23 апреля 1945 года. Но с этим вылетом война для него и его однополчан ещё не кончилась. Дивизия Покрышкина сопровождала 3-ю Гвардейскую танковую армию Генерала Рыбалко в рейде через Рудные горы в Чехословакию на помощь восставшей Праге. Подвиги Александра Вильямсона заслуженно и по достоинству вознаграждены: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды - так отмечен боевой путь лётчика. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин о наградах Вильямсона писал: "Каждый орден - это рассказ о к подвиге, о том, как в бою проявлялись его отвага, хладнокровне в самый опасный момент, умение ориентироваться в трудной обстановке и никогда не терять веру в своё превосходство над врагом, в свою победу..." Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка Гвардии капитан Вильямсон Александр Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7875). Таков один из славных соратников Покрышкина. В числе лучших лётчиков знаменитой дивизии Александр Александрович участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года, после которого друзья поздравили его с высшим отличием - званием Героя Советского Союза. После войны А. А. Вильямсон продолжал службу в ВВС СССР. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Был заместителем командира, затем командиром истребительного авиационого полка ПВО. Лётчики полка участвовали в охоте на самолёт - разведчик У-2, позднее сбитый зенитчиками. В 1960 году уволен в запас в звании Гвардии полковника. Работал в Аэрофлоте: на Камчатке, затем в Симферополе диспетчером аэропорта. После выхода на пенсию, жил в Симферополе. Скончался 23 февраля 1986 года. Похоронен на почётном участке симферопольского городского кладбища "Абдал". Список известных побед Гвардии
капитана А. А. Вильямсона:
В День Победы в Перми боевому истребителю МиГ-31 присвоено имя Героя Советского Союза Александра Вильямсона. Полвека назад тот командовал тем самым истребительным полком, который и сегодня защищает Пермь в системе противовоздушной обороны. Церемония прошла на военном аэродроме "Сокол". Именные самолёты - особая честь для частей ВВС. 764-й истребительный авиационный полк, дислоцированный в Перми, постоянно занимает в своём роде войск 1-е место по боевой подготовке. "Помню, перед тем как я сдавал на 1-й класс, - вспоминает член президиума Совета ветеранов 5-й Воздушной армии полковник в отставке Гертруд Пастухов, прослуживший на пермском аэродроме в общей сложности 26 лет, - Вильямсон 5 раз поднимался со мной в воздух". Такая подготовка содержала полёты в том числе и с выключенными приборами. Зато "на классность" потом Пастухов сдал другой легенде ВВС - также Герою Советского Союза полковнику Евгению Георгиевичу Пепеляеву, который уже во время войны в Корее 1950 - 1953 годов - первом боевом крещении для отечественных реактивных военных машин - сбил 23 самолёта американцев (в том числе 20 - официально). Помимо боевой подготовки Александр Вильямсон много занимался, как сказали бы сегодня, социальной сферой. При нём строили военный городок, бурили скважину, снабжавшую тот водой. Ныне имя Вильямсона в соседстве "Золотой Звезды" написано цветами российского флага на борту МиГ-31 из состава части, которой Герой Советского Союза командовал полвека назад (бортовой номер "26"). Из "Тридцать первых" этот "почётный" самолёт в пермском полку первый; однако имена выдающихся соотечественников носили несколько "Двадцать пятых", когда часть, прикрывающая Пермь с воздуха, составляли машины этой модели. После торжественной церемонии за штурвал самолёта "Александр Вильямсон" сел подполковник Валерий Овчаренко. В 2006 году этот пилот получил орден Мужества за управление в исключительных условиях. Этот полёт выполнялся на "потолке" - в стратосфере на высоте в 18 000 метров. Для сравнения: на высоте в 13 - 14 километров закипает вода и кровь в жилах человека. Кабина машины разгерметизировалась: пилотов спасли костюмы. Экипаж Овчаренко сумел благополучно посадить самолёт. До конца года 2-м другим самолётам в пермском полку планируется дать ещё 2 собственных имени - конструктора авиадвигателей Павла Соловьёва и лётчика Сергея Сафронова. В партнёрах у полка по столь яркому увековеченью памяти известных людей в рамках проекта "Крылья памяти" - Пермский моторный завод. Неслучайно: на самолётах МиГ-31 стоят двигатели Д-36 его производства. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |