Якубовский Петр Григорьевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Якубовский Пётр Григорьевич

Якубовский П.Г.

Родился 5 Июля 1923 года в Херсоне в семье рабочего. Окончил среднюю школу, Николаевский аэроклуб. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года сержант П. Г. Якубовский в действующей армии. Летал сначала на ЛаГГ-3, затем - на Ла-5ФН. В конце 1943 года воевал под Харьковом.

К Марту 1944 года заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка  (295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт)  Капитан П. Г. Якубовский совершил 344 боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника и 1 в группе.

В последующий период войны сражался над территорией Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии. Был назначен командиром 3-й эскадрильи.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени Фрунзе, в 1971 году - Высшие центральные офицерские курсы Гражданской обороны СССР. С 1973 года Полковник П. Г. Якубовский - в запасе. Жил в Москве, работал заместителем начальника службы информации Минстройдормаш СССР. Умер в 1995 году.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Трудового Красного Знамени, медалями, иностраннымии орденами. Имя Героя носил пионерский отряд школы № 15 в Херсоне.

*     *     *

Он родился 5 Июля 1923 года в Херсоне, в семье рабочего. Окончил среднюю школу, учился в аэроклубе в Николаеве. В 1941 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Своё первое боевое крещение П. Г. Якубовский получил под Харьковом. Четвёрка истребителей, сопровождавшая группу штурмовиков, была внезапно атакована 2 Ме-109. Лейтенант П. Г. Якубовский и его напарник круто развернулись и пошли в лобовую атаку. Ведущий фашистской пары пошёл вверх, в тучи, надеясь набрать высоту и ударить по советскому истребителю. П. Г. Якубовский - за ним. Немец, не обнаружив скрывшегося за тучами "ястребка", растерялся, вышел прямо под прицельный огонь пушки и пулемётов П. Г. Якубовского.

Много было ещё схваток c фашистами у молодого лётчика. Подобных и посложнее. Он с честью выходил из них, одерживал новые и новые победы. Грудь воина украсили 2 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, медаль "За отвагу".

В конце 1943 года П. Г. Якубовский стал командовать разведывательной эскадрильей. Он действовал также находчиво и смело, добывал исключительно ценные сведения о противнике.

18 Октября 1943 года в районе Запорожья он вступил в неравный бой с 4 Ме-109, одного сбил, а остальных обратил в бегство, но разведывательный полёт продолжал, обнаружил движение колонны противника с артиллерией, 37 танками и 150 автомашинами и вызвал по радио наши штурмовики. Они уничтожили много живой силы и техники противника.

13 Ноября 1943 года в районе Никополь - Томаковка - Концеровка Лейтенант П. Г. Якубовский обнаружил 2 полка фашистской пехоты, 500 автомашин, 24 танка и 13 броневиков.

18 Января 1944 года в треугольнике Апостолово - Кривой Рог - Долгинцево, П. Г. Якубовский обнаружил полк фашистов с артиллерией и танками, а на станции Павлополье засёк 2 железнодорожных эшелона, с которых сгружалась пехота и автомашины.

Начальник штаба 9-го смешанного авиакорпуса Полковник Бурак, отмечая успехи пилота, писал: "Якубовский с большим чуством ответственности выполняет боевые задания командования".

К Марту 1944 года заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка Капитан П. Г. Якубовский совершил 344 боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника и 1 в составе группы.

Ла-5ФН из состава 31-го ИАП.

В один из Мартовских дней 1944 года сразу же после освобождения Херсона от фашистских захватчиков над городом появился краснозвёздный самолёт. Сбросил над центром необычный вымпел - гаечный ключ с привязанным к нему кашне, на конце которого был небольшой узелок. Его подобрали возле западных ворот базара. В узелке находилась бумажка, на одной стороне которой было написано: "Товарищ незнакомый. Передайте эту записочку по адресу: г. Херсон  (Мельницы), Гончарная ул., дом 7, Григорию Ильичу Якубовскому. Буду очень благодарен. С приветом. Петр Якубовский", а на другой - "Дорогие отец, мама ! Клава, Лилечка - все живы и здоровы. Скоро прилечу. Мой адрес: п/п 26260-В".

Так необычно подал родным известие о себе Пётр Якубовский.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Петру Григорьевичу Якубовскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 2694).

После изгнания гитлеровцев с территории нашей Родины П. Г. Якубовский сражался в небе Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии.

20 Сентября 1944 года отгремели последние залпы на улицах югославской столицы. Подводя итоги боёв за Белград, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И эта оценка была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвёл 1949 боевых самолёто - вылетов. Личный состав 17-й Воздушной армии проявил в боях отвагу и мужество, высокое боевое мастерство. В те дни особенно отличились лётчики - истребители Майоры Д. С. Кравцов, Н. Ф. Краснов, Старший лейтенант А. П. Попов, Н. И. Рекин, П. Г. Якубовский и другие.

22 Ноября 1944 года группа в составе 10 самолётов Ла-5 под командованием Героя Советского Союза П. Г. Якубовского прикрывала свои войска в районе Ватина и Апатина. В 14:00 в районе прикрытия появилось 4 FW-490. Одновременно с другого направления к цели подошло 15 Ju-87 под прикрытием 10 Ме-109. Капитан П. Г. Якубовский по радио приказал паре Младшего лейтенанта А. В. Артемова связать боем "Фоккеры", четвёрке Лейтенанта М. Т. Савченко - атаковать "Мессеры", а сам со своей четвёркой атаковал группу "Юнкерсов". В первой же атаке ведомый Артемова лейтенант Митрофанов сбил один FW-190, после чего остальные 3 ушли на запад, не приняв боя. Используя свое преимущество в высоте, Артемов атаковал группу Ме-109 и сбил один вражеский истребитель.

Четвёрка Савченко, видя, что Артемов вступил в бой с истребителями, сверху атаковала группу "Юнкерсов". В ходе боя М. Савченко и В. Панютин сбили по одному Ju-87. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию. Преследуя их, Младший лейтенант А. Яковлев сбил ещё один бомбардировщик. Группа Капитана П. Г. Якубовского блестяще выполнила задачу.

Много раз он принимал участие в выполнении ответственных заданий командования. Одно из них - спасение американских лётчиков. За участие в этой операции президент США Франклин Рузвельт наградил Якубовского орденом "Золотой крест за боевые лётные заслуги".

Строгий, внимательный и выдержанный лётчик, П. Г. Якубовский отличался особенно точным и чётким пилотированием, был прекрасным воздушным стрелком. С блеском он проявил себя в ходе интенсивных воздушных боёв в Венгрии. Дважды в один день  (24 Декабря 1944 года и 3 Января 1945 года)  ему удавалось сбить по 2 вражеских самолёта.

Вскоре П. Г. Якубовский был назначен командиром 3-й эскадрильи. В Марте 1945 года полк был перевооружён самолётами Ла-7 и воевал в Австрии.

К концу войны Капитан П. Г. Якубовский произвёл 505 успешных боевых вылетов, сбил 23 самолёта противника лично  (11 бомбардировщиков и 12 истребителей)  и 1 - в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 1 групповую победы. ]  Сам сбит не был, серьёзных повреждений его самолёты не имели.

После окончания Великой Отечественной войны П. Г. Якубовский продолжал служить в Военно - Воздушных силах. В 1949 году окончил Военную академию имени Фрунзе, в 1971 году - Высшие центральные офицерские курсы Гражданской обороны СССР.

Демобилизовался в 1973 году в звании Полковника. Жил в Москве. Работал заместителем начальника службы информации Минстройдормаш СССР. Скончался 9 Февраля 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана П. Г. Якубовского:
(Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.06.1943 г.1  Ме-109ПеремогаЛа-5, Ла-7.
207.07.1943 г.1  Ме-109сев. Волчанск
317.07.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Студенок
418.07.1943 г.1  Ju-87юж. Долгенькая
521.07.1943 г.1  Ju-88Каменка
624.08.1943 г.1  Ме-109зап. Долгенькая
729.08.1943 г.1  Ме-109сев. Ново - Павловка
830.08.1943 г.1  Ме-110сев. - вост. Новониколаевка
919.09.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Татарка
1004.10.1943 г.1  Ме-109Еленовка
1119.11.1944 г.1  Ju-87сев. - зап. Печ
1221.12.1944 г.1  FW-190юго - вост. Секешфехервар
1324.12.1944 г.1  Ме-109сев. - вост. Бичке
141  FW-190сев. Чабди
1503.01.1945 г.1  Ju-88юж. Кемпод
161  FW-190юго - зап. Таряй
1706.04.1945 г.1  Ju-88зап. Тулльн
1815.04.1945 г.1  Ме-109пригород Вены

      Всего сбитых самолётов - 21 + 1  [ 18 + 0 ];  боевых вылетов - 407;  воздушных боёв - 86.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz