Жигарин Федор Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Жигарин Фёдор Александрович

Жигарин Ф.А.

Родился 21 Сентября 1920 года в селе Ольховка, ныне Сурского района Ульяновской области, в семье крестьянина. Образование среднее. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Августу 1943 года командир эскадрильи 299-го штурмового авиационного полка  (290-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт)  Старший лейтенант Ф. А. Жигарин совершил 61 боевой вылет, в воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов.

8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в армии. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1954 года Полковник Ф. А. Жигарин - в запасе. Жил в Ульяновске.

Умер 16 Ноября 1981 года. Похоронен на кладбище в посёлке городского типа Сурское Ульяновской области.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

*     *     *

Родился Фёдор Жигарин 21 Сентября 1920 года в трудолюбивой крестьянской семье в селе Ольховка Сурского района Ульяновской области. Отец - Александр Иванович и мать - Надежда Егоровна в 1930 году вступили в колхоз. В суровую военную пору, будучи в годах, они заменили ушедших на фронт мужчин, вносили посильный вклад в дело победы. В 1942 году Александр Иванович Министерством сельского хозяйства СССР был награждён нагрудным знаком "Отличник сельского хозяйства".

По воспоминаниям близких, Фёдор был трудолюбивым, рано приобщился к крестьянскому труду, к знаниям. Будучи учеником Сурской школы, всё свободное от школьных занятий время отдавал авиамоделизму, чтению книг об авиаторах. Он аккуратно следил за всеми книжными новинками из этой области. Навсегда врезались в память юноши подвиги советских лётчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, совершивших беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.

Задолго до окончания средней школы Фёдор Жигарин твёрдо решил стать лётчиком. И эта мечта сбылась. В 1939 году он стал курсантом Балашовской военной авиационной школы. Учился с большим старанием. Особым пристрастием его были учебные полёты. Поражал инструкторов своей выносливостью, смелостью, находчивостью и мастерством пилотирования. После окончания авиашколы Фёдор Жигарин стал лётчиком 217-го бомбардировочного авиационного полка.

В начале Великой Отечественной войны молодые лётчики рвались на фронт, хотели испытать себя на деле, в боевой обстановке, в борьбе с ненавистным врагом. Однако в Августе 1941 года лётный состав полка перебазировали в другую авиационную часть, надо было переучиваться на новую технику.

Полгода напряжённой учёбы: изучение техники и тактики пилотирования в сложных условиях, овладение вооружением и тактикой ведения воздушного боя.

В Феврале 1942 года вместе с товарищами был откомандирован в Москву, в распоряжение отдела кадров ВВС. Здесь с ним побеседовали, ознакомились с выпускной аттестацией и предложили должность командира авиационного звена. Фёдор поблагодарил за доверие и попросил направить на фронт рядовым лётчиком. Причину объяснил просто: штурмовики для него - дело новое. К тому же нет боевого опыта.

Вскоре он прибыл в один из штурмовых полков Северо - Западного фронта. Обстановка здесь была сложной. После боёв полк сильно поредел. На всех новичков не хватало самолётов. Командование провело конкурс на лучшего лётчика с правом допуска к боевым вылетам. Фёдор Жигарин все задачи выполнил и завоевал право сражаться с противником на равных со "стариками". Время показало, что он попал в дружный, сплочённый боевой коллектив - в звено Капитана Афанасия Якушева. Каждый лётчик считал для себя большой честью служить под его началом.

В одном из боевых вылетов был подбит самолёт командира полка Полковника Меркулова. Капитан А. Якушев, видя, что командир сел на территорию противника, не долго думая, сам заходит на посадку и сажает свой самолёт. Поджигают подбитый самолёт, оба садятся в одиночную кабину штурмовика и благополучно возвращаются домой.

В одном из боёв Афанасий Якушев геройски погиб. Он остался в памяти молодых лётчиков как образец верности воинскому долгу.

Время было горячее. Немецкие войска рвались в глубь нашей страны. Авиаторы полка сражались с врагом самоотверженно, проявляя мужество и смекалку. Фёдор Александрович сознавал, что авторитет лётчика, боевое мастерство не приходят сами собой. Их надо заслужить боевыми делами, настойчивым ратным трудом. И таких боевых дел в его послужном списке немало.

Особенно памятен один из первых боёв с противником. В тот день Фёдор Жигарин испытывал Ил-2 на работу двигателя. Находился в зоне. Здесь его атаковали 2 немецких истребителя. С земли поступила команда заходить на посадку. И вот над своим аэродромом на глубоких виражах на глазах однополчан Фёдор Жигарин принимает бой с численно превосходящим противником. И побеждает.

С каждым боевым вылетом росло лётное мастерство отважного сокола. Вскоре он считался уже одним из лучших лётчиков в полку. В Апреле удостоился первой награды - ордена Красной Звезды, в Мае - двух орденов Красного Знамени и был назначен командиром звена. В Августе - новое повышение. Высокое доверие оправдал с честью.

Вместе с Лейтенантом Иваном Вовкоганом разработал методику борьбы с немецкими истребителями. Часто случалось, что на выполнение боевого задания штурмовики уходили без прикрытия. Так было во время тяжёлых боёв под Ржевом. Молодой комэск повёл своих соколов на подавление артиллерийских средств противника. В небе появилась 12 вражеских истребителей. Надежда была только на себя. Эскадрилья смыкается в круг, охраняя хвосты. Когда до противника оставалось 800 метров, наши лётчики по команде Фёдора Жигарина открыли мощный огонь из пулемётов. Трёх "Мессеров" сбили, одного из них подбил комэск. Подобных примеров можно было назвать немало. Всякий раз он, исходя из обстановки, применял искусный маневр, действовал решительно и расчётливо.

В одном из воздушных боёв самолёт командира был изрядно повреждён, а сам он ранен, но сумел последними усилиями посадить самолёт на свой аэродром. После лечения - снова в строй. Под Старой Руссой был сбит. Дотянул машину до линии фронта. Четверо суток добирался до своего полка. Здесь его уже считали погибшим, но к счастью, "похоронку" на родину отправить не успели.

В конце Ноября 1942 года штурмовой авиационный полк перебрасывается на Юго - Западный фронт. В составе 17-й Воздушной армии он принимает участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, а летом 1943 года - в Курской битве и других важнейших операциях.

Каждый вылет - это десятки схваток с воздушным и наземным противником. Росло число сбитых вражеских самолётов, уничтоженной техники противника. В эскадрилье потерь не было. Немалая заслуга в этом командира, за что он был в Марте 1943 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Выручали инициатива, хитрость, командирская воля к победе, взаимовыручка в бою.

25 Апреля 1943 года Совинформбюро сообщило:

"Юго - западнее Ворошиловграда советская авиация совершила крупный налёт на аэродром противника. При первом же заходе наши лётчики уничтожили на земле 20 немецких самолётов".

Этот дерзкий налёт на вражеский аэродром совершила группа "Ильюшиных" под командованием лётчика 299-го штурмового авиационного полка 290-й штурмовой авиационной дивизии Старшего лейтенанта Ф. А. Жигарина.

После штурмовки над аэродромом завязался воздушный бой, в котором Жигарин сбил 2 фашистских самолёта, но при этом был ранен. Однако он привёл свой самолёт в расположение наших частей.

Фёдор Жигарин храбро сражался в небе Украины и в последующих боях.

В Августе 1943 года Старший лейтенант Фёдор Жигарин совершил 61-й боевой вылет. На его боевом счету было сбитых в воздушных боях 7 вражеских самолётов. Его штурмовыми ударами уничтожено большое количество наземной техники и живой силы врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 Сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Фёдору Александровичу Жигарину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1757).

Награды вручил в Кремле Всесоюзный староста М. И. Калинин.

Ещё одно радостное событие произошло в жизни отважного сокола. Ему посчастливилось приехать на побывку в родную Ольховку, встретиться с родными, близкими, посетить школу, в которой учился и получил путёвку в жизнь. Ему в ту пору было 23 года.

Известно, что молодость - это не только пора поиска места в жизни, но и пора любви. Его избранницей стала Калерия. Вместе с мужем они вырастили дочь Надежду и сына Павла. Долгие годы Калерия Павловна работала в школе, преподавала иностранный язык и рисование. Ныне на пенсии. Свято хранит боевые реликвии мужа - фронтовика, поддерживает связи с общественными организациями.

Герой Советского Союза Фёдор Жигарин со своей эскадрильей постоянно принимает участие в боевых действиях. Среди многих забот - обучение и воспитание подчинённых. Учил не только мастерству пилотирования, но и воспитывал высокие морально - психологические, нравственные качества советского лётчика, часто напоминал товарищам, что надо беречь друг друга. Даже в напряжённые минуты, когда он вёл индивидуальный бой, не забывал о своих друзьях. Так, Младший лейтенант Рысенко был атакован 2 "Мессерами" и оказался в тяжёлом положении. Комэск Ф. Жигарин бросился на выручку, приняв удар на себя, пошёл в лобовую атаку с немецким истребителем и отогнал его.

В эскадрилье выросло немало первоклассных воздушных бойцов, многие из них стали командирами звеньев и эскадрильи, а Пётр Железняков, Иван Зиновьев, Александр Новиков удостоились звания Героя Советского Союза.

Вместе с ними штурман полка Фёдор Жигарин участвовал в Берлинской операции. Здесь, над логовом фашистского зверя, он совершил 102-й боевой вылет. 24 самолёта под его командованием нанесли штурмовой удар по большой колонне противника. 12 заходов сделали штурмовики по колонне немцев, и её не стало. Остались на дороге развороченные танки, горящие машины и сотни убитых фашистов.

Полководческий орден Александра Невского украсил грудь отважного лётчика на завершающем этапе Великой Отечественной войны. На его долю выпала ещё одна удача: 24 Июня 1945 года он участвовал в Параде Победы.

В послевоенные годы Фёдор Александрович окончил Военно - Воздушную академию. Служил в авиационных частях. Осваивал новую технику, передавал богатый боевой опыт молодым лётчикам. В 1954 году уволился в запас. Работал, принимал активное участие в военно - патриотической работе.

Умер Ф. Жигарин 16 Ноября 1981 года. Одна из улиц посёлка Сурское носит его имя. На Алее Героев Сурского района установлен и его бюст.

*     *     *

Штурмовик в борьбе с транспортными самолётами противника.

Жигарин Ф.А.

В результате зимнего наступления Красной Армии в 1941 году в районе Старая Русса была окружена 16-я немецкая армия. Попытки прорваться из окружения ни к чему не приводили. Тогда немцы стали использовать транспортную авиацию. Ночью, в плохую, погоду они вывозили раненых, подбрасывали боеприпасы, продовольствие.

Борьбу с транспортными самолётами противника вели не только истребители, но и штурмовики. Из моей боевой работы на Северо - Западном фронте запомнился следующий эпизод.

Это было во второй половине Апреля. Ночью наши наземные войска передали, что наблюдают интенсивный перелёт самолётов противника. То же было сообщено и рано утром. Нам было ясно, что немцы ночью могли производить посадку только на одном - единственном аэродроме, который имелся у них в районе окружённой группировки: это был аэродром Глебовщина. И за ночь, безусловно, должно было скопиться большое количество транспортных самолётов.

Утром погода в районе нашего аэродрома была плохая: дымка, низкая облачность высотой в 200 метров. Полёт группой был невозможен.

Я получил задание произвести разведку одиночным экипажем и, если позволит обстановка, штурмовать аэродром. Вылетев утром, я решил идти под кромкой облаков и подойти к аэродрому, прикрываясь облачностью. Но за 15 км до линии фронта облачность кончилась и погода прояснилась. Я изменил решение и перешел на бреющий полёт.

Вдруг километра за 1,5 впереди себя я увидел, как над самыми верхушками деревьев "ползут" 3 транспортных самолёта - немцы решили проскочить на бреющем полёте. Я быстро развернулся и пошёл на сближение для атаки, атаковал первого ведомого, но он продолжал лететь в строю. Немцы держали строй, отстреливаясь из пулемётов. Вести атаку на бреющем полёте было очень трудно. Я атаковал второй раз, опять правого ведомого. Он стал отставать и как-то неожиданно накренился на правое крыло, сшибая передо мною верхушки деревьев и расчищая дорогу. Атака ведущего была очень удачна: как раз в этот момент, когда мы уже подлетели к аэродрому, он пошёл на подъём  (по-видимому, желая показаться, чтобы с аэродрома видели моё преследование). Я подошёл к нему очень близко и, когда после моей атаки объятый пламенем самолёт резко пошёл вниз, невольно занял его место, выскочив затем на аэродром Глебовщина.

Несмотря на то, что аэродром был сильно прикрыт зенитной артиллерией, противник не открывал огня, но стоило мне только оторваться от самолёта, чтобы атаковать транспортные самолёты, находившиеся на западной стороне, как был открыт ураганный огонь. Быстро сбросив на скопления самолётов зажигательную смесь, я зажёг ещё 4 транспортных самолёта. На развороте мой самолёт был повреждён зенитным огнём - правый элерон не работал, но опасность зенитного огня уже миновала, она осталась позади. С большим трудом мне удалось довести самолёт до аэродрома и благополучно сесть.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz