КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Зудилов Иван Сергеевич |
Родился 8 июня 1919 года в деревне Крутово, ныне Гороховецкого района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб в Вязниках. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году с отличием окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года младший лейтенант И. С. Зудилов в действующей армии. По ноябрь 1942 года сражался в составе 163-го ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-1. Затем, до конца войны, в 157-м ИАП. Там летал уже на Як-7 и Як-9. Принимал участие на Западном, Калининском, Северо - Западном, Центральном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Войну начал младшим лётчиком, а закончил заместителем командира авиационного полка. К февралю 1942 года командир звена 163-го истребительного авиационного полка (7-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт) младший лейтенант И. С. Зудилов совершил 125 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 3 самолёта противника. 5 мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего произвёл 378 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 26 самолёта противника и 5 в составе группы. После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году, с первым послевоенным выпуском, окончил Военно - Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых машинах. С 1961 года полковник И. С. Зудилов - в запасе. Жил и работал в Одессе. Умер 7 октября 1980 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского; 9 медалями. Его имя долгое время носила пионерская дружина одной из средних школ Гороховецкого района Владимирской области. "Боевая тревога ! По самолётам !" С этой команды для лётчиков 163-го истребительного полка началось воскресенье 22 июня 1941 года. Через несколько минут командир звена младший лейтенант Иван Зудилов поднялся в воздух. Набрали нужную высоту и другие машины. Они устремились к Вильно, чтобы прикрывать его от ударов вражеской авиации. Вскоре Зудилов заметил, как в безбрежном небе мелькнул узкий фюзеляж летевшего к городу истребителя Ме-109. Дав полный газ мотору, лётчик развернул машину и устремился на врага. Противник попытался уклониться от боя, но было уже поздно: краснозвёздный "ястребок" приблизился почти вплотную. Зудилов прицельными длинными очередями в упор начал расстреливать "Мессера". Младший лейтенант видел, как пули его пулемёта срывали с крыльев вражеской машины обшивку и она кусками отлетала. А потом - яркая вспышка, и враг камнем пошёл к земле. Так в первый день войны молодой лётчик одержал свою первую победу. Наши войска отступали с боями через Прибалтику, Белоруссию. И вот уже бои идут на Смоленской земле. Второй немецкий самолёт, корректировщик Hs-126, Иван Сергеевич Зудилов сбил с товарищами над Ельней 5 августа 1941 года, сразу же после переформирования части, в первом же вылете на новой машине. 9 и 10 августа, патрулируя в районе села Балтутина Ельнинского района, уничтожил ещё 2 самолёта противника. Иван Зудилов родился 8 июня 1919 года в деревне Крутово, ныне Гороховецкого района Владимирской области. В 1938 году окончил Вязниковскую среднюю школу и там же аэроклуб. В ноябре 1938 года вступил в ряды Красной Армии и через год закончил 1-ю Чкаловскую (Оренбургскую) военно - авиационную школу лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Получил назначение на должность младшего лётчика в 163-й истребительный авиационный полк. На фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. Был одним из лучших лётчиков - истребителей страны в самое тяжёлое время - в 1941 году. Начав войну младшим лётчиком, закончил её заместителем командира авиационного полка. От вылета к вылету накапливался опыт, росло боевое мастерство. Кроме воздушных схваток приходилось выполнять задания по ведению воздушной разведки, нанесению штурмовых ударов по скоплениям захватчиков. В непрерывных схватках с врагом накапливался опыт, росло боевое мастерство. Лётчику начинают по ручать ответственные и сложные задания по ведению воздушной разведки в тылу противника. Вылетая в тыл врага, Зудилов использует каждую возможность для нанесения штурмовых ударов по скоплениям захватчиков. Так, 23 августа 1941 года он обнаружил в районе Ельни 2 вражеские автоколонны - 80 грузовиков с пехотой, а рядом - до 75 мотоциклистов. Зудилов снизился до бреющего полёта и несколько раз стремительно пронесся над колонной, поливая её пулемётно - пушечным огнём. Противник потерял до 20 автомашин, 17 мотоциклов и несколько десятков солдат и офицеров. 9 сентября в районе Ельни он встретил вражеский бомбардировщик Ju-88, пытавшийся сбросить смертоносный груз на наши войска. С первой же атаки "Юнкерс" был сбит, а выбросившийся на парашютах экипаж наши бойцы взяли в плен. 20 сентября лётчик Зудилов штурмовал крупную немецкую автоколонну и уничтожил до десяти грузовиков на дороге Труханово - Балтутино. 28 сентября Зудилов обстрелял двигавшийся к фронту вражеский железнодорожный состав и сжёг 3 вагона, а затем возле деревни Дубосище атаковал и рассеял скопление пехоты и автотранспорта. Так сражался с захватчиками отважный лётчик Иван Зудилов. Увеличивалось и количество сбитых им самолётов. Ему часто приходилось вести бой с противником, имевшим численное превосходство. Днём 4 октября, возвращаясь с боевого задания во главе звена, под Можайском Зудилов заметил 16 вражеских бомбардировщиков Ju-88, летевших в сторону фронта. Хотя горючее и патроны были на исходе, он решительно атаковал врага. В его сторону противник открыл огонь трассирующими пулями. Казалось, вот - вот "ястребок" будет захлестнут многоцветными трассами, несущими гибель. Однако это не остановило Зудилова. Приблизившись к ведущему "Юнкерсу", он несколькими очередями сбил его. Всего до середины февраля 1942 года младший лейтенант И. С. Зудилов совершил 125 успешных боевых вылетов, лично уничтожил 9 самолётов противника и 3 сбил совместно с ведомыми. В боях сам дважды был ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками младшему лейтенанту Зудилову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1034). Вскоре в одном из воздушных боёв отважный лётчик был ранен. Не долечившись, сбежал из госпиталя. Перестал слышать на одно ухо, но обошёл все комиссии и вернулся к полётам. А позывным его стало прозвище "Глухой". В битве на Курской дуге капитан И. С. Зудилов как наиболее опытный лётчик и грамотный командир водил на боевые задания уже большие группы истребителей. 6 июля 1943 года группа в составе 10 Як-7 под командованием Героя Советского Союза капитана И. С. Зудилова прикрывала боевые порядки наших войск в районе Поныри и Малоархангельск. На высоте 1500 метров наши истребители сверху из-за облачности были внезапно атакованы группой до 12 FW-190. В результате первой атаки был сбит один Як-7, лётчик которого выбросился с парашютом и приземлился на нашей территории. В последующем воздушный бой проходил в облачности и в её разрывах, со снижением с 1500 до 500 - 600 метров, как на вертикалях, так и с использованием маневра в горизонтальной плоскости. Капитан Зудилов на высоте 1200 метров атакой сбоку - снизу с дистанции 100 метров сбил один FW-190, когда тот пытался зайти в хвост одному из наших самолётов. Старший лейтенант Савчснков на высоте 1400 метров атакой снизу - справа с дистанции около 100 метров длинной очередью также сбил самолёт противника. На высоте 800 - 1000 метров лейтенант Маслов боевым разворотом снизу атаковал, и с дистанции 100 - 50 метров сбил третий FW-190. Гвардии сержант Якимович на высоте 1000 - 1200 метров атакой сверху справа сбил ещё один "Фоккер". Потеряв 4 самолёта, истребители противника вышли из боя. В этом воздушном бою в полной мере проявилась характерная особенность самолётов FW-190: на малых высотах они были значительно слабее истребителей Як-7, которые легко настигали противника и свободно выходили из атаки. Это и учитывали наши лётчики в воздушных боях. Тактический же просчёт лётчиков группы Зудилова заключался в том, что, несмотря на наличие облачности и необходимость в связи с этим повышения осмотрительности при полёте под ней, первая атака противника оказалась для некоторых наших лётчиков внезапной, что и являлось основной причиной гибели одного из наших самолётов. В последующем, как показывает ход боя, решительные действия наших истребителей, сочетаемые с правильным и полным использованием боевых возможностей самолёта Як-7, обеспечили преимущество в воздушном бою и его успех. За время Великой Отечественной войны И. С. Зудилов прошёл путь от младшего лётчика до заместителя командира 157-го истребительного авиационного Седлецкого Краснознамённого авиационного полка, ему довелось воевать на Западном, Калининском, Северо - Западном, Центральном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, вступать с противником в бой на самолётах ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9. "С первых дней войны мне пришлось сражаться с вражескими лётчиками и на деле доказать правильность обучения советских пилотов в мирное время, - писал в своих воспоминаниях Иван Сергеевич. - И надо прямо сказать, что бывшие курсаны авиационных школ, с которыми мне вместе пришлось воевать, в первых же боях наглядно показали, как надо бить врага..." О том, как именно надо бить врага, говорят и боевые дела самого майора И. С. Зудилова. День Победы он встретил в небе Берлина. Всего произвёл 378 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 26 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. В десятках штурмовок уничтожил около 500 немецких солдат и офицеров, 4 зенитные установки, более 150 (!) автомашин с грузами и живой силой врага. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 окончил Военно - Воздушную академию. Продолжал летать, освоил современные реактивные самолёты. В 1961 году полковник И. С. Зудилов по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Одессе. Скончался 7 октября 1980 года. Его имя носит Денисовская средняя общеобразовательная школа Гороховецкого района. Значительное место в школьном музее занимает экспозиция, посвящённая Герою Советского Союза Ивану Сергеевичу Зудилову. Глядя на многочисленные фотографии и документы, понимаешь: Родина не забудет своих героев. Ещё не одно поколение мальчишек с горящими глазами будут слушать рассказ экскурсовода о подвиге знаменитого земляка и мечтать о небе. Список всех известных побед майора
И. С. Зудилова:
Из материалов наградного листа:В Великой Отечественной войне с германским фашизмом тов. Зудилов показал себя бесстрашным воздушным бойцом, до конца преданным делу Коммунистической партии и социалистической Родине. За время военных действий тов. Зудилов сделал 125 боевых вылетов. Из них 29 боевых вылетов провел на разведку со штурмовкой на территории, занятой противником. Разведкой было установлено 5 вражеских аэродромов, на 2-х из которых (Шаталовском и Боровском) находилось ежедневно 10 - 15 самолётов, а иногда по 30 вражеских машин различных типов. Много раз устанавливал направление движения вражеских автоколонн с пехотой и грузами, колонн танков, скопление конницы и пехоты, точно указывал место нахождения немецких железнодорожных эшелонов. 3 раза доносил о построенных переправах неприятеля через реку Днепр под Смоленском. Всего тов. Зудилов обнаружил и определил местонахождение более 20 автоколонн, 8 колонн пехоты, 9 железнодорожных эшелонов, 3 места скопления конницы. Каждый раз тов. Зудилов смело бросался на врага и атаковал его в воздухе, уничтожая огнём живую силу и технику противника. 23 августа 1941 года в районе Ельня было обнаружено до 50 автомашин с пехотой, а рядом 2-я колонна до 30 автомашин и до 75 мотоциклистов. Произведена штурмовка, результат: рассеяна пехота, уничтожено 20 автомашин с солдатами, 17 мотоциклистов. 20 сентября по дороге Труханово - Болтунино обнаружена автоколонна до 200 автомашин. Подожжено 10 автомашин. 24 сентября на Боровском аэродроме обнаружено 15 самолётов противника. Аэродром сфотографирован. На участке Смоленск - Починок замечено 2 железнодорожных эшелона. Вторичная разведка подтвердила данные. 28 сентября за Ельней обнаружена колонна автомашин и танков до 15 километров и 10 орудий, другая колонна мотомехчастей длиной до 25 километров. Численность установить не удалось. Третья автоколонна до 10 километров. В этой же разведке проштурмовал железнодорожный состав в 30 вагонов, поджёг 3 вагона, а в лесу у Добарища проштурмовал скопление пехоты и автомашин... 8 боевых вылетов произведено тов. Зудиловым на штурмовку войск и объектов противника. В результате подожжено 150 автомашин, выведены из строя 4 зенитных установки, расстреляно более 500 солдат и офицеров. 20 декабря в районе Малого Ярославца один штурмовал объекты фашистов. Уничтожены 2 автомашины, одна зенитная установка, зажёг дом и убил несколько солдат... Всего тов. Зудилов провёл 19 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов лично и 3 самолёта в групповых воздушных бях, первого стервятника Ме-109 сбил в первый день войны под городом Вильно... За подвиги, совершённые во славу нашей Родины, за смелость, отвагу и геройство, проявленные в боях с германским фашизмом, тов. Зудилов достоин высшей Правительственной награды и присвоения звания "Герой Советского Союза". 5 февраля 1942 года. в годы Великой Отечественной войны". Иваново, 1959 год, стр. 483 - 484.) |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |