Зудилов Иван Сергеевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Зудилов Иван Сергеевич

Зудилов Иван Сергеевич

Родился 8 июня 1919 года в деревне Крутово, ныне Гороховецкого района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб в Вязниках. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году с отличием окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года младший лейтенант И. С. Зудилов в действующей армии. По ноябрь 1942 года сражался в составе 163-го ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-1. Затем, до конца войны, в 157-м ИАП. Там летал уже на Як-7 и Як-9.

Принимал участие на Западном, Калининском, Северо - Западном, Центральном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Войну начал младшим лётчиком, а закончил заместителем командира авиационного полка.

К февралю 1942 года командир звена 163-го истребительного авиационного полка  (7-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт)  младший лейтенант И. С. Зудилов совершил 125 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 3 самолёта противника.

5 мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 378 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 26 самолёта противника и 5 в составе группы.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году, с первым послевоенным выпуском, окончил Военно - Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых машинах. С 1961 года полковник И. С. Зудилов - в запасе. Жил и работал в Одессе. Умер 7 октября 1980 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского; 9 медалями. Его имя долгое время носила пионерская дружина одной из средних школ Гороховецкого района Владимирской области.

*     *     *

"Боевая тревога !   По самолётам !"

С этой команды для лётчиков 163-го истребительного полка началось воскресенье 22 июня 1941 года. Через несколько минут командир звена младший лейтенант Иван Зудилов поднялся в воздух. Набрали нужную высоту и другие машины. Они устремились к Вильно, чтобы прикрывать его от ударов вражеской авиации.

Вскоре Зудилов заметил, как в безбрежном небе мелькнул узкий фюзеляж летевшего к городу истребителя Ме-109. Дав полный газ мотору, лётчик развернул машину и устремился на врага. Противник попытался уклониться от боя, но было уже поздно: краснозвёздный "ястребок" приблизился почти вплотную. Зудилов прицельными длинными очередями в упор начал расстреливать "Мессера". Младший лейтенант видел, как пули его пулемёта срывали с крыльев вражеской машины обшивку и она кусками отлетала. А потом - яркая вспышка, и враг камнем пошёл к земле. Так в первый день войны молодой лётчик одержал свою первую победу.

Наши войска отступали с боями через Прибалтику, Белоруссию. И вот уже бои идут на Смоленской земле.

Второй немецкий самолёт, корректировщик Hs-126, Иван Сергеевич Зудилов сбил с товарищами над Ельней 5 августа 1941 года, сразу же после переформирования части, в первом же вылете на новой машине.

9 и 10 августа, патрулируя в районе села Балтутина Ельнинского района, уничтожил ещё 2 самолёта противника.

Иван Зудилов родился 8 июня 1919 года в деревне Крутово, ныне Гороховецкого района Владимирской области. В 1938 году окончил Вязниковскую среднюю школу и там же аэроклуб. В ноябре 1938 года вступил в ряды Красной Армии и через год закончил 1-ю Чкаловскую  (Оренбургскую)  военно - авиационную школу лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Получил назначение на должность младшего лётчика в 163-й истребительный авиационный полк.

На фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. Был одним из лучших лётчиков - истребителей страны в самое тяжёлое время - в 1941 году. Начав войну младшим лётчиком, закончил её заместителем командира авиационного полка.

От вылета к вылету накапливался опыт, росло боевое мастерство. Кроме воздушных схваток приходилось выполнять задания по ведению воздушной разведки, нанесению штурмовых ударов по скоплениям захватчиков.

В непрерывных схватках с врагом накапливался опыт, росло боевое мастерство. Лётчику начинают по ручать ответственные и сложные задания по ведению воздушной разведки в тылу противника. Вылетая в тыл врага, Зудилов использует каждую возможность для нанесения штурмовых ударов по скоплениям захватчиков. Так, 23 августа 1941 года он обнаружил в районе Ельни 2 вражеские автоколонны - 80 грузовиков с пехотой, а рядом - до 75 мотоциклистов. Зудилов снизился до бреющего полёта и несколько раз стремительно пронесся над колонной, поливая её пулемётно - пушечным огнём. Противник потерял до 20 автомашин, 17 мотоциклов и несколько десятков солдат и офицеров.

9 сентября в районе Ельни он встретил вражеский бомбардировщик Ju-88, пытавшийся сбросить смертоносный груз на наши войска. С первой же атаки "Юнкерс" был сбит, а выбросившийся на парашютах экипаж наши бойцы взяли в плен.

20 сентября лётчик Зудилов штурмовал крупную немецкую автоколонну и уничтожил до десяти грузовиков на дороге Труханово - Балтутино. 28 сентября Зудилов обстрелял двигавшийся к фронту вражеский железнодорожный состав и сжёг 3 вагона, а затем возле деревни Дубосище атаковал и рассеял скопление пехоты и автотранспорта.

Так сражался с захватчиками отважный лётчик Иван Зудилов. Увеличивалось и количество сбитых им самолётов. Ему часто приходилось вести бой с противником, имевшим численное превосходство.

И.С.Зудилов

Днём 4 октября, возвращаясь с боевого задания во главе звена, под Можайском Зудилов заметил 16 вражеских бомбардировщиков Ju-88, летевших в сторону фронта. Хотя горючее и патроны были на исходе, он решительно атаковал врага. В его сторону противник открыл огонь трассирующими пулями. Казалось, вот - вот "ястребок" будет захлестнут многоцветными трассами, несущими гибель. Однако это не остановило Зудилова. Приблизившись к ведущему "Юнкерсу", он несколькими очередями сбил его.

Всего до середины февраля 1942 года младший лейтенант И. С. Зудилов совершил 125 успешных боевых вылетов, лично уничтожил 9 самолётов противника и 3 сбил совместно с ведомыми. В боях сам дважды был ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками младшему лейтенанту Зудилову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1034).

Вскоре в одном из воздушных боёв отважный лётчик был ранен. Не долечившись, сбежал из госпиталя. Перестал слышать на одно ухо, но обошёл все комиссии и вернулся к полётам. А позывным его стало прозвище "Глухой". В битве на Курской дуге капитан И. С. Зудилов как наиболее опытный лётчик и грамотный командир водил на боевые задания уже большие группы истребителей.

6 июля 1943 года группа в составе 10 Як-7 под командованием Героя Советского Союза капитана И. С. Зудилова прикрывала боевые порядки наших войск в районе Поныри и Малоархангельск. На высоте 1500 метров наши истребители сверху из-за облачности были внезапно атакованы группой до 12 FW-190. В результате первой атаки был сбит один Як-7, лётчик которого выбросился с парашютом и приземлился на нашей территории. В последующем воздушный бой проходил в облачности и в её разрывах, со снижением с 1500 до 500 - 600 метров, как на вертикалях, так и с использованием маневра в горизонтальной плоскости.

Капитан Зудилов на высоте 1200 метров атакой сбоку - снизу с дистанции 100 метров сбил один FW-190, когда тот пытался зайти в хвост одному из наших самолётов. Старший лейтенант Савчснков на высоте 1400 метров атакой снизу - справа с дистанции около 100 метров длинной очередью также сбил самолёт противника. На высоте 800 - 1000 метров лейтенант Маслов боевым разворотом снизу атаковал, и с дистанции 100 - 50 метров сбил третий FW-190. Гвардии сержант Якимович на высоте 1000 - 1200 метров атакой сверху справа сбил ещё один "Фоккер". Потеряв 4 самолёта, истребители противника вышли из боя.

В этом воздушном бою в полной мере проявилась характерная особенность самолётов FW-190: на малых высотах они были значительно слабее истребителей Як-7, которые легко настигали противника и свободно выходили из атаки. Это и учитывали наши лётчики в воздушных боях. Тактический же просчёт лётчиков группы Зудилова заключался в том, что, несмотря на наличие облачности и необходимость в связи с этим повышения осмотрительности при полёте под ней, первая атака противника оказалась для некоторых наших лётчиков внезапной, что и являлось основной причиной гибели одного из наших самолётов.

В последующем, как показывает ход боя, решительные действия наших истребителей, сочетаемые с правильным и полным использованием боевых возможностей самолёта Як-7, обеспечили преимущество в воздушном бою и его успех.

За время Великой Отечественной войны И. С. Зудилов прошёл путь от младшего лётчика до заместителя командира 157-го истребительного авиационного Седлецкого Краснознамённого авиационного полка, ему довелось воевать на Западном, Калининском, Северо - Западном, Центральном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, вступать с противником в бой на самолётах ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9.

"С первых дней войны мне пришлось сражаться с вражескими лётчиками и на деле доказать правильность обучения советских пилотов в мирное время, - писал в своих воспоминаниях Иван Сергеевич. - И надо прямо сказать, что бывшие курсаны авиационных школ, с которыми мне вместе пришлось воевать, в первых же боях наглядно показали, как надо бить врага..."

О том, как именно надо бить врага, говорят и боевые дела самого майора И. С. Зудилова. День Победы он встретил в небе Берлина. Всего произвёл 378 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 26 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. В десятках штурмовок уничтожил около 500 немецких солдат и офицеров, 4 зенитные установки, более 150  (!)  автомашин с грузами и живой силой врага.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 окончил Военно - Воздушную академию. Продолжал летать, освоил современные реактивные самолёты. В 1961 году полковник И. С. Зудилов по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Одессе. Скончался 7 октября 1980 года. Его имя носит Денисовская средняя общеобразовательная школа Гороховецкого района.

Значительное место в школьном музее занимает экспозиция, посвящённая Герою Советского Союза Ивану Сергеевичу Зудилову. Глядя на многочисленные фотографии и документы, понимаешь: Родина не забудет своих героев. Ещё не одно поколение мальчишек с горящими глазами будут слушать рассказ экскурсовода о подвиге знаменитого земляка и мечтать о небе.

Экспонаты школьного музея.
*     *     *

Список всех известных побед майора И. С. Зудилова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ме-109ВильноЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.
205.08.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / ?)Ельня
309.08.1941 г.1  Hs-126Болтутино
410.08.1941 г.1  Ме-109Болтутино
509.09.1941 г.1  Ju-88Ельня
610.09.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / ?)Хмары
704.10.1941 г.1  Ju-88Ельня
811.10.1941 г.1  Не-111Спас - Деменск
921.01.1942 г.1  Ju-88Холм
1004.02.1942 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)Холм
1111.02.1942 г.2  Ju-52аэр. Холм
1220.02.1942 г.1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)сев.- зап. Кузенкино
1326.02.1942 г.1  Ju-88юго - вост. аэр. Холм
1411.07.1942 г.1  Ме-109Белый
1502.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
1605.08.1942 г.1  Ju-88р-н Ржева
1710.08.1942 г.1  Ме-109Санталово
1824.08.1942 г.1  Ме-109Ржев
1925.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
2027.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
2128.08.1942 г.1  Ju-88Санталово
2216.01.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)Сады
2305.07.1943 г.1  Ме-109Ежилута
2406.07.1943 г.1  FW-190зап. Поныри
2507.07.1943 г.1  FW-190юж. Возы
2619.08.1943 г.1  Ju-88Ново-Ямское - Семёновская
2723.02.1944 г.1  FW-190Новосёлки
281  FW-190зап. Рогачев
2901.05.1944 г.1  FW-189юж. Лиски
3011.08.1944 г.1  FW-190Нова Воля

      Всего сбитых самолётов - 26 + 5;  боевых вылетов - 378;   воздушных боёв - 100.

*     *     *

Из материалов наградного листа:

В Великой Отечественной войне с германским фашизмом тов. Зудилов показал себя бесстрашным воздушным бойцом, до конца преданным делу Коммунистической партии и социалистической Родине.

За время военных действий тов. Зудилов сделал 125 боевых вылетов. Из них 29 боевых вылетов провел на разведку со штурмовкой на территории, занятой противником. Разведкой было установлено 5 вражеских аэродромов, на 2-х из которых   (Шаталовском и Боровском)  находилось ежедневно 10 - 15 самолётов, а иногда по 30 вражеских машин различных типов. Много раз устанавливал направление движения вражеских автоколонн с пехотой и грузами, колонн танков, скопление конницы и пехоты, точно указывал место нахождения немецких железнодорожных эшелонов. 3 раза доносил о построенных переправах неприятеля через реку Днепр под Смоленском.

Всего тов. Зудилов обнаружил и определил местонахождение более 20 автоколонн, 8 колонн пехоты, 9 железнодорожных эшелонов, 3 места скопления конницы. Каждый раз тов. Зудилов смело бросался на врага и атаковал его в воздухе, уничтожая огнём живую силу и технику противника.

23 августа 1941 года в районе Ельня было обнаружено до 50 автомашин с пехотой, а рядом 2-я колонна до 30 автомашин и до 75 мотоциклистов. Произведена штурмовка, результат: рассеяна пехота, уничтожено 20 автомашин с солдатами, 17 мотоциклистов.

20 сентября по дороге Труханово - Болтунино обнаружена автоколонна до 200 автомашин. Подожжено 10 автомашин. 24 сентября на Боровском аэродроме обнаружено 15 самолётов противника. Аэродром сфотографирован. На участке Смоленск - Починок замечено 2 железнодорожных эшелона. Вторичная разведка подтвердила данные.

28 сентября за Ельней обнаружена колонна автомашин и танков до 15 километров и 10 орудий, другая колонна мотомехчастей длиной до 25 километров. Численность установить не удалось. Третья автоколонна до 10 километров. В этой же разведке проштурмовал железнодорожный состав в 30 вагонов, поджёг 3 вагона, а в лесу у Добарища проштурмовал скопление пехоты и автомашин...

8 боевых вылетов произведено тов. Зудиловым на штурмовку войск и объектов противника. В результате подожжено 150 автомашин, выведены из строя 4 зенитных установки, расстреляно более 500 солдат и офицеров.

20 декабря в районе Малого Ярославца один штурмовал объекты фашистов. Уничтожены 2 автомашины, одна зенитная установка, зажёг дом и убил несколько солдат...

Всего тов. Зудилов провёл 19 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов лично и 3 самолёта в групповых воздушных бях, первого стервятника Ме-109 сбил в первый день войны под городом Вильно...

За подвиги, совершённые во славу нашей Родины, за смелость, отвагу и геройство, проявленные в боях с германским фашизмом, тов. Зудилов достоин высшей Правительственной награды и присвоения звания "Герой Советского Союза".

5 февраля 1942 года.

(Из материалов издания: "Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей
в годы Великой Отечественной войны".   Иваново, 1959 год, стр. 483 - 484.)



Впереди - крутой поворот !

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz