Родился 14 июня 1921 года в городе Kузнецке, ныне Пензенской
области, в семье служащего. Окончил 7 классов и аэроклуб в городе Баку. С 1933
года жил в Москве. Работал кладовщиком на автобазе Метростроя. С 1939 года в
Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище
морских лётчиков.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С июня 1941 года старший лейтенант В. Ф. Абрамов на фронтах
Великой Отечественной войны. По май 1944 года служил в 71-м ИАП ( 10-м
ГвИАП ) ВВС КБФ, затем - в 9-м ИАП ВВС КБФ. Был рядовым пилотом, командиром
звена, заместителем командира, затем командиром эскадрильи.
К 19 мая 1944 года командир 3-й эскадрильи 10-го Гвардейского
истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная
дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии капитан В. Ф. Абрамов совершил 559
боевых вылетовна разведку и на штурмовые удары по стратегическим объектам, живой
силе и технике, нанеся врагу значительный урон. Участвуя в 57 воздушных боях,
сбил лично 5 и в составе группы 15 самолётов противника.
22 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, удостоен званиё Героя Советского Союза.
Всего совершил около 600 боевых вылетов, провёл 67 воздушных
боёв, сбил сбил лично и в группе 29 самолётов.
После войны продолжал службу в морской авиации. В 1959 году окончил
Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Был инспектором
по технике пилотирования и начальником лётной инспекции Северного флота, занимал
ряд других командных должностей. С 1974 года генерал - майор авиации В. Ф. Абрамов
- в запасе. Жил в посёлке Заря Балашихинского района Московской области. Умер 23
мая 1985 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ),
Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалью "За
боевые заслуги".
* * *
Рассказывать о боевых заслугах Владимира Фёдоровича Абрамова не
приводя цифр - невозможно. На если просто назвать количество сбитых им самолётов,
перечислить всё, что уничтожено во время штурмовок, привести даты боёв - рассказ
будет выглядеть как страницы задачника: цифры, цифры, цифры... Поэтому и хочется,
по - возможности, обойтись без них, заменив их просто фактами.
...Падал ведомый Абрамова. Осколками зенитного снаряда были
повреждены рули его самолёта. Командир кружил над подбитой машиной. Всё, что
Абрамов мог сделать, - это запомнить место приземления своего ведомого.
Самолёт терял высоту, но пилот не бросал его. Выпрыгнув с
парашютом, он неизбежно приземлился бы среди немцев. Стараясь избежать этого,
лётчик делал всё, чтобы заставить машину перетянуть через линию фронта. Командир
в это время сбавил скорость и, перекладывая самолёт из виража в вираж, кружил
над подбитой машиной ведомого.
Истребитель И-15бис cтаршего лейтенанта В. Ф. Абрамова. Лето 1941 года.
Вот она уже над своей территорией. Ещё несколько минут, и лётчик
будет спасён, если, конечно, сумеет уберечь свой истребитель от удара о землю.
В это время, как снег на голову, свалились 3 немецких истребителя.
Все 3 на одного. Не на Абрамова, - на его попавшего в беду товарища. Абрамов
резко толкнул вперёд регулятор газа. Пальцем нащупал гашетку. Сделав огромный
скачок, самолёт оказался перед немецкими истребителями. Они отпрянули. Однако
ненадолго. Тут же опять бросились на подбитую советскую машину. Абрамов опередил
их - очутился между "Мессерами" и самолётом своего ведомого. Воспользовавшись
этим, тот, не выпуская шасси, пошёл на посадйу. Самолёт скользнул фюзеляжем по
земле, остановился.
Лучшего момента, чтобы уйти от врагов, Абрамов не мог ожидать.
И горючее на исходе. А товарищ ? Опасность всё ещё угрожала ему. "Мессеры"
стреляли по его самолёту, как на полигоне.
Абрамов спикировал следом за немецким истребителем, догнал его
и метров с 50 дал очередь. "Мессер" вспыхнул. Абрамов рванул машину вверх. Там
были ещё 2 истребителя. Мельком глянув вниз, увидел, что ведомый выскочил из
самолёта и скрылся за деревьями. Он был в безопасности. Теперь Абрамов мог
подумать о себе.
Но когда тебя атакуют сразу пара "Мессера", а мотор вытягивает
из баков последние капли бензина, времени на размышления не остаётся. Решение
возникло мгновенно...
В. Ф. Абрамов в кабине И-15бис. Слева И. И. Сербин. |
Абрамов дал полный газ, чтобы уйти. "Мессеры" кинулись вдогонку.
Однако преследование было недолгим. Перед немецкими самолётами вспыхнули облачка
зенитных разрывов. Это Абрамов затянул своих преследователей на батарею. Наши
зенитчики сразу поняли, что происходит. Свой самолёт пропустили, а перед немецкими
поставили огневую завесу. Через несколько минут Владимир Абрамов посадил машину
уже с сухими баками.
Я не собирался приводить цифры. Они действительно не раскрывают
характера человека. Но и один эпизод, о котором я рассказал, тоже не дает представления
о боевых заслугах лётчика Абрамова. Ведь звание Героя Советского Союза ему
присвоили не за бой, в котором он спас товарища.
...Боёв было много. По профессии лётчик - истребитель, Абрамов
стал ещё и лётчиком - штурмовиком.
Близ Стрельны и Знаменки он уничтожал пулемёты врага, в районе
Урицка бомбил его окопы, на дороге между Красным Селом и Гореловом уничтожал
автомашины.
5 февраля 1942 года штурмовым ударом группы Абрамова были взорваны
2 склада, разбиты 6 вагонов, повреждён паровоз и подавлены 2 зенитки. На следующий
день, 6 февраля, Абрамов и его товарищи атаковали автоколонну. 5 автомашин с боеприпасами
взлетели на воздух. В записи, сделанной 7 февраля, против фамилии Абрамова значится:
уничтожены 3 штабных автобуса, 8 февраля - взорвав склад боеприпасов, в районе
сосредоточения вражеских войск вызвано 9 пожаров...
Это результаты только 4-х штурмовок. Всего же Гвардии капитан
В. Ф. Абрамов вылетал на штурмовку 90 раз !
* * *
...В субботу вечером 21 июня лётчик Владимир Абрамов находился
на аэродроме Липово на Курголовском полуострове. За полночь объявили одну за
другой 2 тревоги, означавшие начало войны. До 10 утра Владимир был в готовности
№ 1. Затем последовал вылет - перебазирование в Таллин, на Юлемисте. 23 июня
командир полка послал звено на разведку шхерного района противника. Михаил
Моторин, Александр Батурин и Владимир Абрамов обследовали район от Койвисто до
Хельсинки. В том полёте один катер удалось повредить, но и самолётам досталось.
Очередь зенитного автомата прошила борт кабины в 5 сантиметрах от правого плеча
Абрамова, а Михаила Моторина ранило в обе ноги.
Биплан И-15бис В. Ф. Абрамова, 1941 год. |
Войну он начал в составе 3-й эскадрильи. В течение первого года
много летал на биплане И-15бис с бортовым номером "30". В июле одержал первую
победу в воздухе. Далась она нелегко. Подошёл так близко к хвосту Ju-88, что
воздушная струя свалила его в штопор. Лишь после двух витков Владимир овладел
машиной, догнал "Юнкерс", следовавший курсом на Ригу, и вместе с другими лётчиками
уничтожил бомбардировщик.
В те первые месяцы войны проявился талант Абрамова и как разведчика.
Именно он, действуя на участке Кунда - Кохтла - Ярве, установил, что немецкие
войска стремятся отрезать Таллин. Близ эстонской столицы были обнаружены на
небольшой площадке немецкие самолёты, находившиеся здесь уже несколько лет.
Командир полка приказал Абрамову посмотреть, в каком они состоянии. Один из
них - "Хеншель-126" - приглянулся Владимиру. Он перегнал машину в полк как
раз в то время, когда требовалось уточнить линию фронта. Дали оповещение,
чтобы не сбили его наши войска. И Абрамов, летая на "Хеншеле" над передним
краем противника, составил точное описание линии фронта.
Много вылетов совершил он в первые недели войны. Один особенно
памятен.
...Абрамов вёл свой истребитель над железнодорожной станцией
Юлемисте. Справа в лучах Июльского солнца сверкало озеро того же названия. Уже
оставалось завершить "коробочку" и совершить посадку. Он не сразу понял, в чём
дело: снизу его машину словно подталкивал кто-то. Глянул - четырёхмоторный
FW-200 "Кондор" бомбит станцию. Абрамов ринулся в атаку. Длинной очередью из
всех 4-х пулемётов удалось повредить правый крайний мотор. Сильно дымя, "Кондор"
стал уходить. В это время появились 2 И-16. Это были Бринько и Антоненко. Они
сразу поняли, в чём дело, и устремились в погоню. Падение "Кондора" засвидетельствовали
наши войска. Но в лётных книжках Абрамова, Бринько и Антоненко эта победа не значится:
Абрамов считал, что "Кондор" добили Пётр Бринько и Алексей Антоненко, а те решили,
что это победа неизвестного лётчика. Так как они служили в разных полках, "Кондор"
оказался "бесхозным".
Другая победа Абрамова также могла остаться неизвестной, если
бы не произошла на виду у наших пехотинцев. В тот день - было это 18 августа
1941 года - из района Котлов отходили последние наши части. Юрий Спицын, Николай
Антонов, Владимир Абрамов прикрывали их. В разрывах облачности Владимир увидел
вражеские самолёты - 16 двухмоторных многоцелевых Ме-110. На И-15бис не было
радиопередатчиков. Чтобы привлечь к себе внимание, Абрамов качнул крыльями и
пошёл наперерез врагам. Спицын и Антонов тоже переменили курс. Но когда сближение
завершалось, оба они оказались в облачности, и Абрамову пришлось вести бой одному.
Эта схватка походила на поединок кочевника, вооружённого луком,
с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивали от панциря так же, как
пули ШКАСов его биплана от 10-миллиметровой брони Ме-110.
Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени:
"Исход боя решается не столько качествами самолёта, сколько умением их использовать".
Прицельные очереди сзади - снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане,
боевым разворотом, чтобы не проскочить вперёд под огонь 6 стволов Ме-110,
сделали своё дело.
В напряжённом бою он уничтожил один Ме-110, а на другом поджёг
правый мотор. Преследуя противника, Абрамов ввёл машину в пикирование. В хвосте
тотчас появились несколько "Мессеров". Их массированный огонь достиг цели: немецкие
пилоты начисто отбили ему прицел, раскромсали металл заголовника, изрезали
плоскости. Перкаль клочьями летела с плоскостей и фюзеляжа. Пришлось
воспользоваться облачностью и вне видимости земли, по расчёту времени вывести
самолёт к Копорью, на свой аэродром. Когда повреждённая машина приземлилась,
командир полка обнял Абрамова:
- Вижу, крепко досталось. Из штаба армии уже запрашивали, кто
пилотирует истребитель с бортовым номером "42". Сказали, что восхищены мастерством
этого лётчика.
Осенью 1941 года В. Ф. Абрамов был назначен командиром звена.
10 сентября 1941 года будущий ас одержал ещё 2 победы.
5 октября 1941 года на рассвете в Петергоф начал высаживаться
десант. Было ещё совсем темно. На прикрытие десанта командир полка А. Коронец
взял с собой одного лётчика - Владимира Абрамова. Парой они и выполнили эту
поставленную командованием боевую задачу.
В середине дня по радио снова попытались связаться с десантом,
но безуспешно. Ещё не знали, что во время высадки рация и батареи питания побывали
в воде и пришли в негодность. Послали опытного истребителя - Александра Волошина,
он вернулся ни с чем.
Вылетел Александр Батурин на У-2 с почтовыми голубями. Снова
неудача. На другой день Абрамова вызвал командир полка. На КП находились
командующий Краснознамённым Балтийским флотом В. Трибуц, командующий ВВС флота
М. Самохин, начальник политотдела ВВС Л. Пурник, командование бригады.
- Вы хорошо знаете Петергоф ? - спросил адмирал Трибуц.
- Знаю отлично, - ответил Лейтенант.
Командующий флотом объяснил задачу: надо найти каждую роту десанта,
выяснить, что происходит на всех участках, в том числе в районе Английского дворца,
вокзала, Красной улицы, в Нижнем парке, у каскада фонтанов.
- Сможете ? - спросил Адмирал.
- Сможет, - ответил Коронец за Абрамова, - мы с ним вчера прикрывали
десант. С кем пойдёшь ?
- Один.
- Нет, одному нельзя. Надо, чтобы тебя кто - нибудь прикрывал.
Абрамов назвал лётчика, с которым отношения у него явно не
складывались. Тот с годами утратил боевой запал, в бой не рвался. Коронца выбор
озадачил, но в конце концов этот лётчик был не новичок, опыт имел.
Ведущим летел Абрамов. Условились, что он будет вести поиск один,
а ведомый останется над береговой чертой, наблюдая за воздухом. Абрамов вёл поиск
на высоте от 100 до 10 метров. Немцы были ошеломлены его дерзостью, полагая,
видимо, что следом идёт по крайней мере эскадрилья. Ближе к границе города
лётчик обнаружил группу десантников у костра. В другом месте увидел около 50
недвижно лежащих матросов. Это уже потом узнали трагическую судьбу десанта, а
тогда Абрамов почти 40 минут летал на предельно малой высоте. И все эти минуты
безуспешно обстреливали его фашисты. При возвращении прямые попадания нескольких
снарядов крупнокалиберной зенитной установки едва не оборвали полёт. Но он
долетел.
Сведения, добытые Абрамовым, свидетельствовали о неудаче
десанта. Но они были абсолютно верны. Это была правда войны, и командующий,
основываясь на них, доложил в Ленинград о создавшемся положении.
Надолго запомнился Абрамову и тяжёлый апрель 1942 года. И был
он тяжёлым не только по числу боевых вылетов с раскисшей взлётной площадки. В
том месяце лётчик был дважды ранен: первый раз - в левую руку пулей, второй -
в голову. При втором ранении на какое-то мгновение потерял сознание. Машина
с небольшим набором высоты шла на запад. Очнувшись, Абрамов развернулся. И снова
потерял сознание. Пришёл в себя близ Толбухина маяка, откуда до Кронштадта рукой
подать. Дотянул. И сразу же попал на операционный стол.
Операцию делали без предварительной подготовки. Не было электричества.
Не оказалось наркоза. Хирург Николай Иванович Обухов - лётчик запомнил его на всю
жизнь - делал операцию при аккумуляторном свете, делал долго: многие мелкие косточки
проникли в глубь лба, причиняя страшную боль.
- Буду ли летать, доктор ? - спросил Абрамов, как только закончилась
операция.
- Пожалуй, будешь, если с таким ранением домой долетел.
Как только раны начали заживать, Абрамов заспешил в полк.
Врач не препятствовал желанию лётчика снова идти в бой. Однако
предупредил: маленький ушиб может привести к роковым последствиям. Владимир
поблагодарил хирурга и пообещал, что больше его не заденет ни осколок, ни пуля.
Пошутил, конечно. Но получилось именно так: в самолёт не раз попадали и осколки,
и снаряды, и пули. Однако лётчика они миновали...
* * *
В один из майских дней 1942 года, после только что проведённого
тяжёлого боя, в полку состоялось партийное собрание. Коммунисты принимали в свои
ряды командира звена Владимира Абрамова. На собрании была зачитана его боевая
характеристика, в которой говорилось:
"С 22 июня 1941 года по 22 апреля 1942 года
имеет на своём счету 308 боевых вылетов, из них 70 - на штурмовку, 87 - на разведку.
В воздушных боях сбил 9 самолётов противника: 2 - индивидуально и 7 - в групповых
боях. В совершенстве владеет лётным мастерством. Прекрасный воздушный стрелок.
По праву считается лучшим лётчиком эскадрильи. При выполнении боевых заданий
командование проявляет исключительно высокие образцы мужества и отваги".
Как принято, вступающий в партию рассказал биографию, ответил на
вопросы. У большинства лётчиков всё просто: школа, аэроклуб, училище. У Абрамова -
иначе.
Ему не было и 3-х лет, когда весной 1924 года остался сиротой:
умер отец, через 10 дней - мать. Жил у разных людей. В школе учился не хуже
других, а по чтению опережал класс, потому что очень хотел прочитать отцовские
письма, лежавшие в деревянном рундучке. Тогда же узнал, что его отец Фёдор
Дмитриевич Абрамов - коммунист с 1905 года, участник трёх революций. Одно время
он был председателем ВЧК города Кузнецка. Потом его свалил туберкулёз. Едва
поднялся с больничной койки, дали новое назначение: директором лесопильного
завода в Анненково. Однажды близ завода загорелись хлебные склады. Фёдор
Дмитриевич полез в пекло, организуя тушение пожара. На нём загорелась одежда.
Его облили водой. А на дворе - конец Февраля, холод. Не оправившись как следует
от туберкулеза, он вновь тяжело заболел и умер.
Володя охотно и хорошо учился. Но всё неожиданно рухнуло:
хозяйка, приютившая подростка, умерла. Мальчик оказался в компании таких же по
возрасту сирот на улице. В 1933 году, когда Абрамову было 12 лет, он решил
кончить беспризорную жизнь. Вспомнил 2 московских адреса друзей отца и
отправился в столицу. Нашёл нужные адреса ! Сначала поехал на квартиру,
где жил инженер Гаранин. Но оказалось, что Гаранин погиб ещё в Гражданскую
войну. Неудача постигла Владимира и в поиске второго адреса.
После этого немало дней провёл он на улицах столицы, блуждая
по рынкам и магазинам, ночуя в парках и скверах, на чердадаках и в подвалах,
а то и в котлах, где днём варили асфальт, а ночью можно было поспать в тепле.
Кто знает, как сложилась бы жизнь, если бы не встретился ему на пути военный
человек с тремя кубиками в петлицах. Это был чекист Григорий Кудряшов. Он
забрал мальчишку, чтобы передать в милицию, но, узнав его историю, привёл к
себе в переулок близ Арбата. Здесь, в этом переулке, и началась новая жизнь
Владимира. Кудряшов часто уезжал по делам. Мальчик оставался один. Это беспокоило
чекиста. Однажды он спросил:
- Хочешь иметь такую одежду, как у меня ?
- Военную ? Конечно ! - воскликнул Владимир.
Вскоре он стал воспитанником музыкантского взвода, закончил семилетку.
Всё это время Кудряшов о нём по - прежнему заботился, помогал понять, что такое
дисциплина, труд. Удивительным человеком был этот Кудряшов. Оказалось, что он
долго искал родных Владимира и нашёл - сестру его отца. В конце 1938 года Абрамов
с ней встретился.
Получив начальное среднее образование, Владимир окончил аэроклуб.
До призыва на действительную службу работал кладовщиком автобазы Метростроя. А
в 1939 году вместе с друзьями был по комсомольской путёвке принят в Ейское училище
лётчиков ВМФ. Окончив его, получил назначение в 71-й истребительный авиаполк ВВС
Краснознамённого Балтийского Флота.
Обо всём этом и рассказал тогда на партийном собрании Владимир
Абрамов. В очередной бой он летел уже коммунистом. К осени 1942 года был
назначен уже командиром эскадрильи.
Когда на боевом счету сотни вылетов, нелегко помнить каждый. Но
и среди самых трудных воздушных боёв, разведок, штурмовок, бомбёжек, полётов на
сопровождение, барражирований над кораблями и базами не забылось одно, мало свойственное
истребителям задание, выполненное в декабре 1942 года: уничтожить железнодорожный
мост в районе Кингисеппа.
Разведка установила, что на этом направлении резко повысилась
активность перевозок в сторону Ленинграда. Эшелоны везли танки, артиллерию,
боезапас, живую силу. В штабе ВВС, получив приказ уничтожить мост, крепко
задумались: кому поручить ? Лучше всего могли бы выполнить задачу пикирующие
бомбардировщики. Но их под рукой не было. Бомбить с горизонтального полёта на
ДБ-3 - надежд на успех мало, тем более что мост прикрывался мощными силами зенитной
артиллерии и "Мессерами". Решили для удара по кингисеппскому мосту использовать
"Чайки". Отобрали самых решительных и умелых лётчиков, воевавших с первых часов
Великой Отечественной. Ведущий - Константин Соловьёв. Собрав лётчиков, он объявил:
- Пикируем по одному. Сбрасывать фугасы только при абсолютной
уверенности в их попадании. Вопросы есть ?
Вопросов не последовало. И вот уже в кронштадтское небо следом
за Соловьёвым поднялись Александр Батурин, Андрей Колупаев, Иван Голосов,
Владимир Абрамов, Иван Цапов. Вскоре на пути балтийцев встала стена разрывов
зенитных снарядов. Как только миновали её, Соловьёв вошёл в пике. Вниз полетели
фугасы. Есть прямое попадание ! Бомбы Абрамова попали в опору между первым
и вторым пролётом, бомбы Цапова - между вторым и третьим. Батурин и Голосов,
оценив обстановку, отбомбились по оставшимся креплениям. 12 бомб, и все в цель !
Мост просел, искорёженные конструкции в центре рухнули в реку.
Из того полёта на свой аэродром вернулись лишь пятеро. Но приказ
лётчики выполнили...
31 мая 1943 года за заслуги в борьбе с немецко - фашистскими
захватчиками 71-й Краснознамённый истребительный полк был преобразован в 10-й
Гвардейский ИАП. Это высокое звание было завоевано кровью лучших лётчиков, в том
числе и Абрамова.
Великую Отечественную войну он начал рядовым пилотом, осенью
1941 года возглавил звено, в сентябре 1942 года стал заместителем командира
эскадрильи, а в ноябре следующего - принял уже эскадрилью. Воевал на бипланах
И-15бис и И-153. Затем переучился на Як-7. Вскоре полк был отозван в тыл на
переформирование и до 1944 года переучивался на Ла-5. С февраля 1944 года и до
победного конца войны В. Ф. Абрамов сражался на "Лавочкине".
19 марта 1944 года Владимир Фёдорович одержал первую победу на
новом истребителе, когда повёл 5 машин своего полка против 27 самолётов противника.
В этом бою он лично сбил один вражеский самолёт.
Абрамова учили воевать отличные командиры. Став комэском,
полученный опыт он сполна отдавал молодёжи. И молодые лётчики были достойны своего
учителя. Флот никогда не забудет Владимира Розова, который прикрыл штурмовик
в минуту смертельной опасности, спас его ценой своей жизни. Так же поступил
Николай Дерунов. Вместе с Александром Литвиненко он сопровождал экипаж Александра
Курзенкова - замечательного балтийского воздушного разведчика. В районе Липова,
где Абрамов встретил войну, наших лётчиков атаковала большая группа "Фокке - Вульфов".
- Мы задержим их ! - передал Дерунов. - Уходи !
Пе-2 Курзенкова пикировал почти отвесно, оторвался от противника.
А Дерунов и Литвиненко на Ла-5 вступили в неравный бой и отогнали врага. Дерунов
был смертельно ранен. Как он нашёл силы привести и посадить скоростной "Лавочкин",
навсегда останется тайной. Успел лишь доложить:
- Разведчик в порядке...
И умер в кабине истребителя.
Минутой позже приземлился Александр Литвиненко. Самолёт пробежал
по неровному полю, ткнулся носом в полуземлянку. Оказалось, в лобовой атаке в
кабину попал термитный снаряд и разорвался. Заживо сгорел этот весёлый, всегда
готовый к бою лётчик...
Осенью 1942 года у Абрамова появился в эскадрилье новичок -
сержант Михаил Мачабели, совсем юный пилот. Он быстро вошёл в коллектив, летал
с каждым днём лучше и смелее, многому научился у Абрамова и вскоре стал отличным
бойцом. Когда у Александра Батурина ранило ведомого, он попросил у Абрамова
ведомым Мачабели. Как отказать другу, который только что получил звание Героя
Советского Союза ? Мачабели стал настоящим щитом старшего лейтенанта
Батурина, дважды спас его в воздушном бою от неминуемой гибели, рискуя собственной
жизнью.
* * *
В 1944 году Абрамов получил предписание о переводе на Тихий океан
для передачи опыта. Приказ есть приказ. Лётчик немедленно выехал в штаб авиации.
Встретив здесь командующего ВВС Балтийского флота генерала М. И. Самохина, попросился
вернуться на фронт. Просьба была удовлетворена. А через несколько дней Владимир
Абрамов уже участвовал в блокировке вражеского аэродрома. Лётчики уничтожили тогда
14 самолётов противника. На аэродроме Абрамова и его товарищей встретили командующий
авиацией Военно - Морского Флота генерал С. Ф. Жаворонков, М. И. Самохин, комбриг
В. С. Корешков.
- Заяц ? - возмутился Жаворонков, увидев Абрамова.
- Никак нет ! - возразил Абрамов. - Мы нормально поработали.
- За аэродром спасибо. Но почему вы не прибыли к новому месту
службы ?
Жаворонков - человек суровый. Однако в тот день настроение, видимо,
было у него хорошее: блокировка аэродрома удалась на славу. И генерал уважил желание
Владимира остаться на фронте.
К 19 мая 1944 года Владимир Абрамов совершил 559 боевых вылетов,
провёл 57 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника - 5 лично и 15 в группе с
товарищами. 22 июля 1944 года он был удостоен "Золотой Звезды" Героя Советского
Союза. В представлении командование отмечало его беспредельную преданность Родине.
После присвоения ему звания Героя отважный воздушный боец сбил ещё 9 вражеских
самолётов.
Свой последний, 600-й по счёту, боевой вылет Гвардии капитан
В. Ф. Абрамов выполнил 9 мая 1945 года в тех же местах, где принял когда - то
боевое крещение. Это закономерно для авиации Балтийского флота, не совершавшей
в годы войны тех гигантских географических перемещений, которые выпали на долю
других соединений.
Владимир Абрамов закончил войну с 29 воздушными победами,
одержанными им лично и в группе с товарищами. [ М. Ю.
Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 12 групповых побед лётчика. ]
За это время он провёл 67 воздушных боёв. Один самолёт был им повреждён
( ещё одна групповая победа не была официально засчитана ). Среди сбитых им
самолётов, наряду с основными боевыми машинами противника: Hе-111, Ju-88, Ме-110,
Ме-109, FW-190, FW-200 есть и "раритет" - Hе-177, - плохо идентифицировавшийся
двухмоторный торпедоносец.
После войны Владимир Фёдорович продолжал службу ещё в течение
30 лет. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а в 1959 году -
Высшие академические курсы при Военной академию Генерального штаба. Был
инспектором по технике пилотирования, начальником лётной инспекции Северного
флота, первым на флоте овладел реактивным истребителем ( став одним из
немногих морских лётчиков, летавших на реактивных самолётах в его возрасте ). В
1962 году на сверхзвуковом истребителе провёл показательный бой как раз там, где
в 1941 году открыл счёт уничтоженным им фашистским самолётам. Занимал должность
заместителя начальника Главного штаба войск ПВО.
Фронтовые раны всё больше давали о себе знать. Осколки удалось
в 1970-е годы извлечь, однако нахлынули новые беды. И в январе 1975 года
генерал - майор авиации В. Ф. Абрамов по болезни ушёл в запас.
Живя в Подмосковье, он вёл большую военно - патриотическую
работу среди молодёжи и школьников. По - прежнему, был тесно связан и с молодыми
воинами. Ему пишали и звонили из различных городов, с флота и из гарнизонов, где
он воевал и служил. Юные следопыты с Балтики докладывали о работе по созданию
истории 10-го Гвардейского полка. До последних своих дней он оставался в боевом
строю...
* * *
Список всех известных побед Гвардии майора
В. Ф. Абрамова: ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских
соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 18.04.1942 г. | 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) | Красногвардейск | И-153, И-16, Ла-5, ЛаГГ-3. |
2 | 13.07.1942 г. | 1 "Северский" ( в группе - 1 / 4 ) | сев - вост. о. Соммерс |
3 | 20.07.1942 г. | 1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) | о. Большой Тютерс |
4 | 10.08.1942 г. | 1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) | Финский залив |
5 | 31.08.1942 г. | 1 "Капрони" ( в группе - 1 / 5 ) | Лавансаари |
6 | 19.03.1944 г. | 1 Ju-87 | зап. Нарва |
7 | 19.05.1944 г. | 1 FW-190 | аэродром Кахула |
8 | 1 FW-190 | Сомпа |
9 | 26.05.1944 г. | 1 Ju-87 | юго - зап. Гакково |
10 | 1 FW-190 | Лужская губа |
Всего сбитых самолётов - 10 + 12 [ 5 + 5 ]; боевых
вылетов - около 300.
|
|