Балюк Иван Фёдорович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Балюк Иван Фёдорович

И.Ф.Балюк

Родился 30 Апреля 1919 года в городе Кролевец, ныне Сумской области  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, а затем  ( в 1937 году )  - Конотопский строительный техникум. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С первого дня Великой Отечественной войны Лейтенант И. Ф. Балюк в действующей армии. До 1942 года служил в 38-м ИАП, летал на И-153. Затем - в 237-м ИАП  ( 54-й ГвИАП ), летал на Як-1 и "Аэрокобре". Сражался на Северо - Западном, Западном, Ленинградском, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в боях на Курской дуге.

К Июню 1943 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  Гвардии капитан И. Ф. Балюк совершил 300 боевых вылета, провёл 135 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 3 в составе группы. Эскадрилья, которой он командовал, только за период с Августа 1942 года по Май 1943 года сбила 32 вражеских самолёта.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 25 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Гвардии полковник И. Ф. Балюк - в запасе. Жил и работал в Ростове - на - Дону. Умер 13 Января 1993 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

С первых же дней Великой Отечественной войны, Иван Балюк сражался с врагами, вплоть до полной победы.

Свой боевой путь он Балюк начал на Северо - Западном фронте лётчиком 38-го истребительного авиаполка. Летая на биплане И-153, за короткое время совершил 95 боевых вылетов и уничтожил 30 автомашин, 15 танков, штаб немецкого пехотного полка, 10 цистерн с горючим, вывел из строя 4 самолёта противника на аэродромах.

Весной 1942 года сражался на Ленинградском фронте. Защищая воздушный простор на подступах к городу на Неве, Иван Балюк одержал свои первые 3 воздушные победы.

Иван Балюк (в центре)
Иван Балюк  ( в центре ), 1941 год.

Спустя некоторое время Старший лейтенант И. Ф. Балюк был переведён в 237-й авиаполк, летающий уже на "Яках", где был назначен командиром 1-й эскадрильи. В этом полку и проявились его блестящие организаторские и боевые качества лётчика - истребителя.

С Августа 1942 года он участвует в сражении за Сталинград. Здесь более 100 раз поднимал Балюк свой "Як" навстречу врагу. За несколько вылетов сбил 9 вражеских самолётов, получил орден Красного Знамени и звание Капитана. Его отличало бережное отношение к молодым лётчикам; молчун, он обычно улыбался их настойчивым просьбам о немедленном вылете на боевое задание, проводил с ними учебные полеты, в бой вводил постепенно, под прикрытием "стариков"...

Бои за Сталинград Ивану Фёдоровичу особенно памятны. Здесь ему не раз приходилось вступать в схватки с превосходящими силами врага.

"Обстановка на Сталинградском фронте, - вспоминает И. Ф. Балюк, - была очень сложной и напряжённой. Лётчики совершали по нескольку боевых вылетов в день. Ежедневно участвовали в жарких воздушных схватках. И для того, чтобы выходить с честью из трудных положений, побеждать врага, приходилось учиться самому и учить подчинённых новым приёмам ведения боя. Мы овладевали искусством внезапных атак по аэродромам противника, надёжного прикрытия своих бомбардировщиков и штурмовиков. Лётчики научились летать и вести бой парами, успешно осуществлять поиск врага методом "свободной охоты". Беспримерная храбрость, высокое лётное мастерство помогали побеждать фашистских стервятников".

Подчинённые любили и уважали своего командира, брали с него пример.

- С Балюком можно вести бой при любом количестве самолётов противника, - любили повторять лётчики в эскадрильи.

В конце Ноября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Балюком сопровождали наши бомбардировщики, которые должны были нанести удар по скоплению войск противника в районе Сталинграда. При подходе к объекту атаки лётчики Балюка встретились с большой группой вражеских истребителей. Эскадрилья смело атаковала противника, связав его боем. Это позволило нашим бомбардировщикам прицельно отбомбиться. В ожесточённой схватке было уничтожено 5 самолётов врага, одного из "Мессеров" сбил И. Ф. Балюк. После выполнения задания бомбардировщики и истребители без потерь возвратились на свой аэродром.

Як-1, на котором летал И.Ф.Балюк.

В конце Декабря 1942 года 6 истребителей под командованием Ивана Балюка получили задание перехватить группу вражеских бомбардировщиков. Наши лётчики встретили их на подступах к городу. Смело врезавшись в боевой порядок немецких самолётов, они сбили 3 машины. Фашисты в беспорядке сбросили бомбы и повернули назад. Командир эскадрильи в этом бою уничтожил самолёт противника. Ещё 2 немецких машины Иван Балюк сбил позже на Центральном фронте.

В небе Сталинграда Иван Балюк разил неприятельские машины самых разных типов. Так, 15 Сентября он сбил тяжёлый бомбардировщик "Хейнкель-111", а спустя несколько дней ему довелось встретьться там и с новинкой немецкой авиационной техники - корректировщиком FW-189 - "Рамой", как называли её наши солдаты.

Немецкий самолёт FW-190A-1.

Живучесть FW-189 была необычайной. Являясь при своей высокой маневренности  ( обеспеченной малой нагрузкой на крыло )  довольно трудной мишенью, этот самолёт выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Бывали даже случаи, когда "Рама" возвращалась на базу после тарана. Но несмотря на увертливость этих двухфюзеляжных машин, советские лётчики научились их перехватывать и сбивать.

Так, 18 Сентября 1942 года истребители 237-го авиаполка прорвались к корректировщику, прикрытому четвёркой Ме-109. После атак Ивана Балюка и Якова Михайлика немецкий самолёт загорелся и потерял левую плоскость, а ещё два наших пилота окончательно добили "Раму".

За отличие в Сталинградском небе полку было присвоено звание "Гвардейский"  ( 54-й ГвИАП ). Это было трудное время. Герой Советского Союза Яков Данилович Михайлик, воевавший в одной эскадрилье с Иваном Балюком, вспоминал позднее о тех днях:

FW-189
Сбитый немецкий FW-189 - "Рама".

"Иван Фёдорович Балюк - чудесный парень, смелый воздушный боец, талантливый командир. Таким он запомнился мне на всю жизнь. Слава о нём гремела по всей дивизии. Десятки раз летал он в самое пекло боёв и, не считаясь с опасностью для собственной жизни, прикрывал товарищей от вражеского огня... Бывало и так, что во всей дивизии оставалось 6 самолётов и Полковник А. В. Утин говорил Ивану Балюку и мне: "На вас, ребята, последняя надежда". Говорил со слезами на глазах, потому что, не оправдай мы этих надежд, не стало бы и его, утинской, Гвардейской дивизии".

Летом 1943 года лётчики полка участвуют в ожесточенных схватках на Орловско - Курской дуге. В одном из боевых вылетов, случилось это 3 Июля, Иван Балюк вновь встретился с разведчиком - корректировщиком FW-189. И вновь одержал най ней победу. Вспоминает Я. Д. Михайлик:

"Четвёрка И. Ф. Балюка должна была прикрывать наземные войска от вражеской авиации и артиллерийского огня, который производился с помощью корректировщика FW-189.

Набрав высоту 2500 метров мы приступили к работе. Вскоре, с наземного пункта наведения, нам сообщили, что на высоте 3500 метров летит "Рама". Балюк подвернул самолёт и мы начали набирать высоту, зорко всматриваясь по сторонам, чтобы не прозевать истребителей противника, которые должны были находиться поблизости от FW-189.

И.Ф.Балюк

Вот и цель... Балюк устремился в атаку на "Раму", а я - на пару "Мессеров", которые появились с юга, на пересекающихся с нами курсах.

Иван сблизился с противником на дистанцию открытия огня. От меткой очереди Балюка "Рама" загорелась и пошла к земле, а Иван продолжал бить по ней до тех пор, пока та не разбилась на земле. Немецкие истребители, связанные нами, не сумели защитить своего подопечного...

Сбитый Капитаном И. Ф. Балюком вражеский разведчик - корректировщик FW-189 был 18-м самолётом на его боевом счету. За этот бой командование наградило Ивана Фёдоровича орденом Красного Знамени".

За 2 последующих дня, Иван Балюк сбил ещё 2 неприятельских самолёта: 4 Июня - истребитель FW-190, а 5 Июня - пикировщик Ju-87.

В Августе, после напряжённый боёв, полк был выведен в тыл на переформирование.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитану Балюку Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1124 ).

Истребитель Р-39Q

Истребитель Р-39Q "Аэрокобра".  На такой машине Иван Балюк летал в конце войны.

И.Ф.Балюк

В Январе 1944 года, после перевооружения на американские самолёты Р-39 "Аэрокобра", лётчики 54-го Гвардейского истребительного авиаполка вернулись на фронт. В составе Центрального и 1-го Белорусского фронтов, они участвуют в освобождении Белоруссии и Польши, ведут бои в небе Германии. Летая на "Аэрокобре", Иван Балюк одержал ещё 8 личных побед.

Войну Гвардии майор И. Ф. Балюк закончил в Берлине. К тому времени он совершил около 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 25 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами.  ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 4 групповые победы )  В воздушных боях был дважды ранен.

После окончания войны Иван Фёдорович продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал до 1973 года, освоил многие типы реактивных истребителей. После отстранения от лётной работы служба потеряла для него смысл: он демобилизовался в звании Гвардии полковника. Последние годы жил и работал в Ростове - на - Дону. Умер 13 Января 2003 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. Ф. Балюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.07.1941 г.1  Ме-110аэр. Ст. Русса - ИвановскоеИ-153, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".
211.08.1941 г.1  Ме-109оз. Ильмень
313.08.1941 г.1  Ju-88Большая Горушка
415.08.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Кобылкино
521.10.1942 г.1  Ме-109сев. - зап. Дубовка
624.10.1942 г.1  FW-189р-н Сталинграда
72  Ме-109юго - вост. Грачи
801.11.1942 г.1  Ме-109зап. Винновка
911.12.1942 г.1  Ju-52юж. Питомник
1013.01.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )зап. Нижне - Чирская
1115.01.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. аэр. Большая Россошка
1231.05.1943 г.1  FW-190Садовая - Борзенки
1302.06.1943 г.1  FW-190Хитрово
1405.07.1943 г.1  Ju-87юж. Богомосьев
1508.07.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Скородное
1620.07.1944 г.1  FW-190Бережцы

       Всего сбитых самолётов - 17 + 4  [ 13 + 4 ];  боевых вылетов - более 340;  воздушных боёв - 140.

*     *     *

ПРИКРЫТИЕ КОРРЕКТИРОВЩИКА

И.Ф.Балюк

Стоял Июнь 1943 года. Противник уже несколько месяцев сосредоточивал силы, готовясь к наступлению на Курск.

Корректировщик получил задачу: обнаружить скопление танков и прокорректировать огонь нашей артиллерии. Район был указан приблизительно в 10 - 15 км от Паныри в северо - западном направлении. Этот район прикрывался истребителями противника Ме-109 и FWВ-190. Наша задача - непосредственным сопровождением прикрыть корректировщика.

Мы уже несколько дней подряд выполняли это задание и каждый раз оно сопровождалось жестокими боями с истребителями противника. Все мы понимали важность и сложность задачи.

Я собрал свою группу: Младший лейтенант Я. Михайлик, командир звена Максименко и лётчик младший лейтенант Оскретков. Проработали задание на вылет, совместно с экипажем корректировщика договорились о порядке взлёта, порядке следования к цели, о боевом порядке над целью и посадке.

Эшелонированный боевой порядок обеспечивал нам: а) маневр, б) осмотрительность, в) запас скорости, г) противозенитный маневр, д) скрытность численности группы.

При появлении истребителей противника группа прикрытия не должна ввязываться в активный бой, а только отсекать их атаки.

Ударная группа из-за малой численности  ( 2 экипажа )  также не должна увлекаться боем, а короткими атаками, используя высоту и скорость, отсекать противника, не позволять атаковать прикрывающую группу, дать возможность корректировщику выполнить задачу.

Ударная группа должна была первая атаковать противника и, не дав набрать ему высоту, стремиться сбить его.

Прикрывающая группа - Младший лейтенант Я. Михайлик и Оскретков, ударная группа - я с Младшим лейтенантом Максименко.

Схема боя группы И. Ф. Балюка.

Зашли на цель со стороны солнца и связались: корректировщик с артиллерийским КП, а мы со станциями наведения. На этот раз корректировщик исключительно удачно обнаружил цель и сейчас же наша артиллерия открыла огонь по скоплению танков. Экипаж Су-2 перешёл к коректированию огня артиллерии. В это время станция наведения передала: "В воздухе 4 ФВ-190, идут с набором высоты в ваш район". Мы быстро обнаружили 4 FW-190, которые шли на сближение с нами. Когда "Фоккеры" подошли совсем близко к нам, я подал команду: "Атакуем !" и быстро перевёл самолёт в пикирование, атаковав ведущего пары FW-190. Мой ведомый   ( Младший лейтенант Максименко )  атаковал ведущего второй пары. Атака не принесла желаемого результата, но всё же заставила противника отказаться от атаки нашей прикрывающей группы. Из атаки вышли с набором высоты. Заметив, что в воздухе появились ещё 2 пары истребителей противника, я решил атаковать пару, находящуюся выше других. После лобовой атаки обе пары FW-190 переворотом ушли вниз, оставляя преимущество в высоте за нами.

Корректировщик передал, что работу свою выполнил. Тогда я приказал Михайлику с его ведомым прикрывать Су-2 на обратном маршруте, а сам усилил атаки, чтобы оттянуть на себя всех истребителей противника, дав этим возможность корректировщику уйти с поля боя. Видя возможность лёгкой победы  ( 8 против 2 ), FW-190 стали яростно атаковывать мою пару, оставив надёжно прикрытого корректировщика.

Главная задача была выполнена, и самолёт Су-2 благополучно ушёл на свой аэродром.

Самолёты противника всё чаще и чаще открывали огонь по мне и эти минуты казались вечностью. Я не могу вспомнить подробностей этого боя, сохранилась в памяти лишь одна мысль: подойти к противнику как можно ближе, расстреливать в упор, сохранять превосходство в высоте.

Наконец, мне удалось подойти сзади к одному FW-190 и длинной очередью с дистанции 50 метров зажечь его. Чтобы сохранить преимущество в высоте, я вёл бой только на вертикальном маневре. Мой ведомый отстал от меня и находился ниже на 300 - 500 метров. Немцы почти все обрушились на него.

К этому времени к нам на помощь из прикрывающей группы подошёл Младший лейтенант Я. Михайлик, оставив своего ведомого прикрывать Су-2.

И.Ф.Балюк

Воспользовавшись внезапным сближением, Младший лейтенант Михайлик внезапно атаковал одного из FW-190 и сбил его. Ведомый "Фоккер" поспешно ушёл из боя. Ободрённые успехом, мы идём на помощь Младшему лейтенанту Максименко. Атакуем противника сверху.

Бой не ослабевает. На пикировании FW-190 догоняет Як-1, а на восходящих фигурах - преимущество за нами. "Фоккеры" пытаются затянуть нас на продолжительное пикирование. Мы поняли их замысел. На пикировании не преследуем и упорно сохраняем высоту. Мой ведомый, Младший лейтенант Максименко, удачным заходом снизу под ракурсом 1 / 4 длинной очередью сбил FW-190.

Не добившись превосходства и понеся потери, "Фоккеры" резким и продолжительным пикированием перешли на бреющий полёт и вышли из боя. Мы не могли преследовать их из-за недостатка горючего. Наши артиллеристы, огонь которых корректировал Су-2, остались довольны работой экипажа корректировщика.

Грамотно использовав лётно - тактические данные своего самолёта и умело воспользовавшись слабой стороной тактики и материальной части противника, мы сохранили инициативу и добились успеха в бою.

Взаимная выручка в бою принесла нам победу в самую критическую минуту боя. Мы сбили 3 FW-190 и, не понеся потерь, вернулись на аэродром.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза Гвардии майора И. Ф. Балюка. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz