Гультяев Григорий Капитонович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гультяев Григорий Капитонович

Гультяев Григорий Капитонович

Родился 25 ноября 1922 года в селе Ломоносы, ныне Пустошкинского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса педагогического училища и аэроклуб в Серпухове  ( Московская область ). С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года сержант Г. К. Гультяев в действующей армии. По сентябрь 1941 года сражался в составе 9-го ИАП, где летал на И-16. По июль 1942 года - в 445-м ИАП, на МиГ-3 и Як-1; по апрель 1943 года - в 788-м ИАП, на Як-1; по май 1945 года - в 907-м ИАП, на Ла-5.

К декабрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка  ( 102-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны )  лейтенант Г. К. Гультяев сбил лично 10 самолётов противника и 5 в составе группы.

8 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1961 года Гвардии полковник Г. К. Гультяев - в запасе. Жил в Одессе. Умер 19 января 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Традиционными стали встречи учащихся 82-й средней школы Ростова - на - Дону с бывшими лётчиками - Гвардейцами 84-го истребительного авиационного полка ПВО  ( до 11 апреля 1943 года - 788-й ИАП ), защищавшими столицу Донского края в годы Великой отечественной войны.

С затаённым дыханием школьники слушают воспоминания ветеранов о боевых делах своих товарищей. Вот один из эпизодов, рассказаный Героем Советского Союза полковником запаса Г. К. Гультяевым.

Это было в 1943 году, когда уже завершалась грандиозная битва за Сталинград. Сжималось кольцо вокруг оказавшегося в западне противника. Немецкое командование, надеясь вызволить окружённые части, по воздуху снабжало их продовольствием и вооружением, пыталось бомбить и штурмовать советские войска в предполагаемых местах прорыва. Эти замыслы успешно срывали наши лётчики.

Краснозвёздные истребители со всех сторон контролировали подходы к кольцу окружения. Грузы, предназначавшиеся для противника либо сгорали вместе со сбитыми самолётами, либо попадали в расположение наших частей.

...Две группы истребителей, одну из которых возглавлял Григорий Гультяев, в вторую - Василий Малахов, патрулировали в заданном районе. В течение дня это был их 7-й вылет. Сильная усталость давала себя знать, но лётчики зорко наблюдали за воздухом и своевременно обнаружили группу немецких самолётов - одиночный Ju-52, шедший в сопровождении 6 истребителей Ме-109. Один транспортный самолёт в сопровождении такого сильного эскорта... Это насторожило наших пилотов. Очевидно, немцы перебрасывали важную персону или ценное имущество.

Группа Малахова решительно устремилась на противника. Гультяев тоже хотел было присоединиться к боевым друзьям, но увидел ещё одну группу вражеских самолётов - уже бомбардировщиков, и пошёл в атаку на них. Бой был коротким. Григорий сбил один за другим 2 бомбовоза. Ошеломлённый дерзостью нашего лётчика, неприятель неприцельно сбросил бомбы в поле и поспешно оставил поле боя.

Г.К.Гультяев

На следующий день стало известно, что транспортный Ju-52, также сбитый накануне группой Василия Малахова, оказался действительно "важной птицей". Его экипаж пытался доставить окружённым немецким войскам несколько мешков с "Железными крестами" и другими наградами, которыми Гитлер пытался поднять дух своих обречённых на гибель войск...

Однако под Сталинград Григорий Гультяев попал не сразу. Свою боевую деятельность он начал в составе 9-го ИАП. Затем сражался в 445-м истребительном авиационном полку ПВО, в котором и открыл счёт своих побед.

Летом 1942 года лейтенант Г. К. Гультяев был направлен на Сталинградский фронт где, в составе уже 788-го авиаполка, умножил свою боевую славу. В одной из воздушных схваток над Бекетовкой в конце августа 1942 года, он 20-летний сержант, "завалил" фашистского аса графа Эйнзиделя, имевшего на счету 37 побед, который затем был взят в плен  ( до переброски в Сталинград, Эйнзидель сбил на Западном фронте более 30 английских самолетов, а за 5 дней боёв над Сталинградом - ещё 5 наших ).

Именно в период боёв за Сталинград имя лейтенанта Г. К. Гультяева стало широко известно. Над приволжскими степями он сбил около 15 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин: 4 Ju-88, 2 Ju-87, 4 Ме-109, а среди групповых - Hе-111, 2 Ju-88, 2 Ме-109.

В небе Сталинграда нередки были случаи, когда один наш лётчик встречался в воздухе с несколькими самолётами противника, вступал с ними в бой и выходил победителем. Так было, например, с лейтенантом Гультяевым, который в неравной схватке с 4 Ме-109 сбил 2-х из них, а двух других обратил в бегство. При таком же соотношении сил и точно с такими же результатами провёл бой и Виктор Нагорный, так же ставший впоследствии Героем Советского Союза.

*   *   *

А вот, что пишется о боевой деятельности Григория Гультяева в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на страницах137, 153, 160 и 216:

"7 августа 1942 года. Лётчики 445-го ИАП   ( 6-й ИАК ПВО )  старшие сержанты И. К. Нестеров и Г. К. Гультяев, перехватив на высоте 7000 метров вражеский самолёт - разведчик Ju-88, решительно атаковали и сбили его в районе Каширы.

30 сентября 1942 года. Два вражеских истребителя уничтожил в воздушных боях старшина Г. К. Гультяев.

29 октября 1942 года. Лётчики 788-го ИАП капитан М. А. Чумаков и лейтенант Г. К. Гультяев встретились в районе Сталинграда с 18 бомбардировщиками и 7 истребителями противника. Смело атаковав врага, они обратили его в бегство и вынудили беспорядочно сбросить бомбы вдали от цели. Лейтенант Г. К. Гультяев в этом бою уничтожил Ме-109F.

Г.К.Гультяев

2 июня 1943 года. Авиация противника совершила повторный, более крупный налёт на железнодорожный узел Курск. В дневном налёте участвовало 543 вражеских самолета, в том числе 424 бомбардировщика. Ночью на Курск с разных направлений прорывалось до 300 вражеских бомбардировщиков. Налеты отражали зенитные части и подразделения Воронежско - Борисоглебского дивизионного района ПВО и 101-й ИАД ПВО во взаимодействии с истребительной авиацией 16-й и 2-й Воздушных армий.

Противник потерял в этих налётах 145 самолётов. Потери нашей авиации составили 27 машин. В боях отличились лётчики ПВО майор В. Ф. Башкиров, капитаны Б. Я. Терновой, и П. П. Калюжный, старшие лейтенанты Г. К. Гультяев и Н. Н. Кузнецов, лейтенанты А. А. Елдышев, М. М. Митенков и К. Ф. Карпов, сержант С. Г. Яковенко - все они сбили по 2 - 3 самолёта противника..."

Позднее комэск Г. К. Гультяев участвовал в боях на Курской дуге, в Белорусской операции, в освобождении Польши, в битве за Берлин.

К концу войны командир эскадрильи 907-го истребительного авиационного полка капитан Г. К. Гультяев совершил более 600 успешных боевых вылетов, в 131 воздушном бою сбил 18 вражеских самолётов лично и в группе с товарищами.

*     *     *

Список всех известных побед капитана Г. К. Гультяева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.08.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )зап. КашираИ-16, МиГ-3,

Як-1, Ла-5.
220.08.1942 г.1  Ju-88Гавриловка
31  Ме-109Сталинград
423.08.1942 г.1  Ju-87Сталинград
51  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )СТЗ
624.08.1942 г.1  Ju-87Сталинград
725.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Сталинград
829.08.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Ивановка
905.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Сталинград
1009.09.1942 г.1  Ме-109Гумрак
111  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. Средняя Ахтуба
1210.09.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )сев. Бекетовка
1313.09.1942 г.1  Ме-109Гумрак
1414.09.1942 г.1  Ме-109Сталинград
1528.10.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )ж. д. Заплавная - Владимировка
1602.06.1943 г.1  Ме-109ж. д. узел Курск
171  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )
1808.01.1944 г.1  Ju-88юго - зап. Васильков

       Всего сбитых самолётов - 9 + 9;  боевых вылетов - 607;  воздушных боёв - 131.

Примечение к данной таблице, присланное М. Ю. Быковым.  Сейчас стало ясно, что кроме указанных мной в справочнике побед:
8 + 8  ( 7 + 8 над Сталинградом и 1 Ju-88 лично в 1944 году )  Гультяев одержал ещё 2 победы 2 июня 1943 года при отражении налёта на железнодорожный узел Курск - ему засчитали сбитыми 1 Ме-109 лично и 1 Ме-109 в паре. Таким образом, сложив имеющиеся данные -
15 сбитых за Сталинград  ( в наградном листе на ГСС значится 10 + 5, а по документам выходит 7 + 8, но это не единичный случай - в наградных документах групповые победы часто "превращали" в личные, для придания большего веса боевому счёту пилота ),  2
победы под Курском в 1943 году и 1 сбитый Ju-88 в 1944 году - получаем реальную цифру итогового счёта лётчика - 18 сбитых.
По оперативным и итоговым документам полка и дивизии разделение побед будет 9 + 9, а по наградным документам - 12 + 6.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz