![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
![]() |
Кравцов Иван Савельевич |
![]() Родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка, ныне посёлок Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной средней школы. Работал плановиком завода "Коммунист" в городе Кривой Рог. С 1936 года в Военно - Морском Флоте. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище и был оставлен там же лётчиком инструктором. С 19 ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 1-й авиаэскадрильи 5-го ИАП ВВС Балтийского флота, сначала пилотом, а с 19 мая 1943 года - командиром звена. С 17 июня 1943 года по 14 января 1944 года учился на КУНС ВМФ, затем вернулся в свой полк, ставший к тому времени 3-м Гвардейским ИАП. К июню 1944 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Гвардии старший лейтенант И. С. Кравцов совершил 315 боевых вылетов на сопровождение своих самолётов и прикрытие баз и аэродромов. Участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сбил 15 и в группе с товарищами 4 самолёта противника. 22 июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в морской авиации. С 1950 года Гвардии майор И. С. Кравцов - в запасе. Последние годы жил в городе Геленджик Краснодарского края. Умер 1 февраля 2005 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ); медалями. 1 февраля 2005 года город Геленджик простился с Героем Советского Союза Иваном Савельевичем Кравцовым. 9 февраля ему бы исполнился 91 год. Из всех проживающих в Геленджике участников Великой Отечественной войны он был последний с таким высоким званием. ![]() В Пору своей юности он очень любил авиацию. Но профессию лётчика Иван Савельевич полюбил по-настоящему только тогда, когда, по его словам, "понял, что все ходят по земле, а ты летаешь, словно птица". У Кравцова не было раздумий - кем быть ? Закончил лётное училище, и его как отличника учёбы оставили инструктором по практическим занятиям с курсантами. На личном счету - множество прыжков с парашютом. Впоследствии это умение спасло ему жизнь... Один из самых результативных лётчиков морской авиации, Иван Кравцов родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка Елизаветградского уезда Херсонской губернии ( ныне Днепропетровская область Украины ). После окончания в 1929 году школы - семилетки, работал плановиком в Кривом Роге. В 1933 году закончил 1 курс Финансового института в Киеве. После призыва в ВМФ был направлен в Ейское военное авиационное училище морских лётчиков имени И. В. Сталина. Успешно окончив его в 1939 году, он был оставлен в училище лётчиком - инструктором. 30 ноября 1940 года переведён в 1-й запасной авиаполк ВВС КБФ также лётчиком - инструктором. В ноябре 1941 года Иван Савельевич добился отправки на фронт. В составе 5-го истребительного авиаполка ( позднее ставшего 3-м Гвардейским ) ВВС Краснознамённого Балтийского флота, он прошёл всю войну, охранял "Дорогу жизни", соединявшую блокадный Ленинград с тылом. В 1941 - 1942 годах провёл около 200 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Як-1. Уже после войны Иван Савельевич вспоминал: "Наши самолёты были обшиты фанерой, обтянутой парусиной, и покрашены защитной краской. Своими костями воевали с фашистами. Затем получили американские самолёты. Я летал на таком - ни удрать, ни догнать, самолёты тяжёлые, маневренность плохая. Сбили одного "Фокке - Вульфа", такие счастливые обратно на базу летели ! Вдруг слышу: пах ! пах ! Мотор моего самолёта стал глохнуть на высоте 500 метров. С парашютом выпрыгнуть нельзя - малая высота. Самолёт стал падать, как камень ! Быстро открыл кабину, задвижки. Затрещало. Загудело. Ударился о гущу леса, самортизировал. Удар о землю, потерял сознание. Спасли привязные ремни. Хорошо, что был на "своей" территории, у берега Невы. Вечером подобрали колхозники, доставили в госпиталь. Подлечили меня там, но ещё долго я потом заикался. Наши самолёты разбивались и горели. Дали английские истребители - "Харркейны". Обрадовались, что они железные. Рано радовались. Наши ЛаГГ-3 тлели - дымишь, но летишь. А в английский попал снаряд - сразу взрыв, горит !
Истребитель ЛаГГ-3 из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ. Зима 1942 года. Второй раз сбили меня именно на английском самолёте. Все 35 самолётов, что нам выделили на полк, были уничтожены, а мои друзья погибли. А было так: сообщили, что летит большое количество вражеских самолётов. Надо отбить атаку. Бензобак рассчитан на 1 час полёта. Поднялись на высоту 3000 метров. Смотрим, фашистов - тьма, а нас 25 - 30. Идём навстречу, в лобовую атаку. Надо сбить, вовремя увернуться от противника и помочь друзьям. Вижу, "Юнкерс-87" подбили, удирает. Хотел ему добавить. И тут взорвался резервный бак, который находится спереди. Все загорелось, самолёт перевернулся вверх колёсами, начали обгорать лицо, руки, шея. Вывалился с парашютом, вокруг - стрельба. До земли далеко, головой кручу, как бы не подстрелили. Приземлился на берегу Невы - сплошной лёд. Из траншеи солдат бежит, кричит: "Руки вверх !" Думал, что фашист. Всё на мне обгорело до неузнаваемости ! В госпитале пролежал 1,5 месяца. Когда там лежишь, есть что вспомнить, рассказать о товарищах боевых, о своей нелёгкой, но интересной и, главное, необходимой профессии лётчика". Решительность Кравцова проявлялась во многих боях. Так, 26 Сентября 1942 года он во главе четвёрки вступил в бой с 12 бомбардировщиками и 8 прикрывавшими их истребителями врага. В ходе боя 3 немецкие машины были сбиты. Таких примеров в боевой практике балтийского аса немало. ![]() Однажды, увидев, что два немецких самолёта атаковали машину командира эскадрильи, старший лейтенант Кравцов кинулся ему на помощь. Удар, предназначавшийся командиру, он решил принять на себя. Однако нанести этот удар немцы так и не успели. Кравцов опередил их - первым открыл огонь и сбил ведущего FW-190, ведомый ушёл крутым пикированием... В июле 1943 года Иван Кравцов был отправлен учиться на Курсы усовершенствования начальствующего состава ВМФ, где пробыл до января 1944 года. Вскоре после возвращения в полк он был назначен командиром 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП, где сменил Героя Советского Союза И. И. Цапова. К июню 1944 года совершил 315 успешных боевых вылетов, в ходе которых 117 раз сопровождал штурмовики и бомбардировщики, 131 раз отражал атаки вражеской авиации, 56 раз прикрывал боевые действия стрелковых войск, 8 раз летал на разведку и 3 раза блокировал аэродромы противника. В 61 воздушном бою лично сбил 16 и в составе группы 3 самолёта противника. 30 июня 1944 года ему присвоено очередное воинское звание - "Капитан". Иван Кравцов особенно отличился в воздушных боях весной - летом 1944 года. К тому времени он был уже настоящим асом, умеющим сражаться с любым противником, прекрасно знающим сильные и слабые стороны вражеских самолётов. Примером его боевой доблести могут служить следующие примеры.
Сразу же после окончания наступления войск Ленинградского фронта, в марте 1944 года, вся наша авиация была перенацелена на морское направление. Используя каждый лётный день пилоты наносили удары по вражеским кораблям в Нарвском заливе и по ближайшим пунктам их стоянок. Горячие это были денёчки ! Так, 16 июня наши лётчики совершили 800 боевых вылетов. Группа истребителей, ведомая Гвардии старшим лейтенантом Кравцовым, прикрывая корабли, встретила 4 вражеских самолёта FW-190. В завязавшемся бою Кравцов и его ведомый Прасолов сбили по одному "Фоккеру", затем совместно - ещё один. 19 июня 1944 года в воздушном бою северо - восточнее Лавенсаари встретились лётчики знаменитой немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" и 3-го Гвардейского авиаполка. В напряжённом бою победу одержали балтийцы: по одному "Фокке - Вульфу" сбили старшие лейтенанты Кравцов и Шестопалов. По результатам этого боя немецкие пилоты, хауптман Херберт Алоэ ( имевший 31 победу ) и унтер - офицер Эрих Кнобель, были признаны пропавшими без вести, хотя уже вечером 21 июня стало ясно, что на авиабазу в Котку они не вернутся...
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года старший лейтенант Иван Савельевич Кравцов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". ![]() С 1 ноября 1944 года был заместителем командира, а с 26 ноября и до конца службы ( 31 августа 1950 года ) - командиром 2-й авиаэскадрильи. К концу войны, сражаясь под Ленинградом, в Прибалтике и Восточной Пруссии, заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота Гвардии капитан И. С. Кравцов совершил 375 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие баз, кораблей и самолётов Балтийского флота, проведя около 100 воздушных боёв, уничтожил 31 вражеский самолёт лично и 3 в составе группы. [ По другим источникам имел 29 личных и 4 групповые победы. ] Лётчики его эскадрильи сбили 135 самолётов противника. В трудный час испытаний И. С. Кравцов проявлял чудеса мужества и отчаянной храбрости. Эти качества сочетались в нём с высокими командирскими и организаторскими способностями. В одном из его наградных листов 1944 года сказано следующее: ![]() "В проведённых воздушных боях демонстрирует высочайшее мастерство в технике пилотирования и воздушной стрельбе. Летая на Ла-5, полностью использует его тактические свойства, неоднократно в воздушных боях с численно превосходящим противником Кравцов на глазах всего лётного состава доказал, что Ла-5 превосходит германские самолёты. Всегда ищет врага и... навязывает ему бой". В наградном списке И. С. Кравцова, помимо "Золотой Звезды" Героя, также орден Ленина ( 22.07.1944 г. ), четыре ордена Красного Знамени ( 21.10.1942, 12.06.1944, 18.07.1944, 04.04.1945 гг. ), орден Нахимова 2-й степени ( 15.05.1946 г. ), орден Отечественной войны 1-й степени ( 10.11.1945 г. ) и много медалей. В 1950 году Гвардии майор И. С. Кравцов демобилизовался. Преклонные годы И. Кравцова связаны с Геленджиком. С семьёй он переехал на курорт в 1965 году. Ивана Савельевича всегда знали и будут помнить как активного общественника и лектора общества "Знание", наставника подрастающего поколения в деле военно - патриотического воспитания. Список всех известных побед Гвардии
капитана И. С. Кравцова:
По данным исторического исследования "Гвардейцы Балтики крылатой" И. Цапова, В. Конева и Ю. Мясникова, боевой счёт лётчика составляет 29 + 4 победы. Возможно, какие-то из побед, приведённых в списке, не были зачтены официально или квалифицированы как групповые. |
Дополнительная информация о И. С. Кравцове.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |