Кулагин Андрей Михайлович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Кулагин Андрей Михайлович

А.М.Кулагин

Родился 4 Сентября 1921 года в деревне Старое Закружье, ныне Ветковского района Гомельской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы № 20 в Могилеве. С 1936 года работал слесарем авторемонтного завода имени Кирова в Могилёве. В 1939 году окончил местный аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года сержант А. М. Кулагин в действующей армии. По Декабрь 1942 года служил в 821-м ИАП; с Июля 1943 года - в 249-м ИАП  ( 163-м Гвардейском ИАП ). Сражался на Южном, Закавказском, Северо - Кавказском, 2-м Белорусском фронтах, в Отдельной Приморской армии.

К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия )  Старший лейтенант А. М. Кулагин совершил 320 боевых вылетов, провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 22 и в составе группы 4 самолёта противника.

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы ВВС, в 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Гвардии полковник А. М. Кулагин - в запасе. Жил в Минске. С 1959 года работал инструктором Заводского РК КПБ города Минска, с 1961 года - инструктор отдела администрации органов ЦК КПБ. Умер 9 Марта 1980 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Свои первые боевые вылеты Андрей Кулагин совершил в Июле 1942 года. Первую победу одержал 27 Января 1943 года в районе Армавира, где, встретив группу многоцелевых самолётов Ме-110, одного из них сбил огнём из пушки своего Як-1, после чего провёл штурмовку неприятельских войск.

В Феврале 1943 года полк был перевооружён на ЛаГГ-3.

27 Марта, в составе 7 истребителей ЛаГГ-3, Кулагин штурмовал группировку войск противника. Внезапно налетели Ме-109. Их было значительно больше, но наши пилоты дрались отважно, мастерски и одержали победу. В этом бою Кулагин сбил один вражеский самолёт.

Через 3 дня, 30 Марта 1943 года, на фюзеляже кулагинского истребителя появилась ещё одна звёздочка - символ победы над врагом. В районе станицы Анастасиевской 8 "ЛаГГов" провела успешный воздушный бой с 10 Ме-109, в котором Кулагин одержал новую победу. В ходе разгоревшейся схватки он удачно атаковал и другой самолёт, враг уже был в прицеле, осталось только нажать на гашетку, но в это время в тяжёлом положении оказался один из товарищей, и Кулагин, не завершив атаку, бросил врага и спас товарища.

Андреем Кулагиным гордились не только его однополчане. Особенно отличился он в сражениях за освобождение Крыма. Вот лишь один из эпизодов того времени.

16 Ноября 1943 года станция наведения 4-й Воздушной армии сообщила, что к Керченскому проливу приближается большая группа вражеских бомбардировщиков, прикрываемая 6 Ме-109. Капитан А. М. Кулагин и его ведомые подняли свои машины в воздух.

Атака наших истребителей была дерзкой и стремительной. С первого захода Кулагин сбил ведущий "Мессер". Строй вражеских самолётов раскололся. Сбросив бомбы прямо в Керченский пролив, они ретировались...

В следующем воздушном бою Андрей Михайлович сбил над Керчью ещё одну машину. Так с каждым боевым вылетом Кулагина пополнялся счёт сбитых им вражеских самолётов.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине летал Андрей Кулагин.

В Январе 1944 года в боях в районе Керчи он лично сбил 2 пикировщика Ju-87 и бомбардировщик Hе-111...

Слава о победах Андрея Кулагина и его товарищей вышла далеко за пределы полка. Не только летчики, но и воины наземных частей знали их как отважных и умелых воздушных бойцов, бесстрашных "ночных охотников".

А.М.Кулагин

К Февралю 1944 года, когда заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия )  Старший лейтенант А. М. Кулагин был представлен к званию Героя Советского Союза. Обеспечивая боевые действия Отдельной Приморской Армии, он выполнил 320 боевых вылетов, из них: 16 - на штурмовку, 71 - на сопровождение, 121 - на разведку, 23 - на перехват, 7 боевых вылетов - ночью. Проведя 106 воздушных боёв, уничтожил лично 22 самолёта  ( 3 Не-111, Ме-110, Ju-52, 5 Ju-87, 12 Ме-109 ), в паре 1 - Hе-111 и в группе 3 самолёта  ( 2 Ju-87 и 1 Ме-109 ).

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года Старший лейтенант Кулагин Андрей Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Войну он закончил в Германии, в составе 2-го Белорусского фронта Гвардии капитаном, командиром эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиаполка. Он совершил более 760 успешных боевых вылета, провёл 240 воздушных боёв, сбил 32 вражеских самолёта лично и 7 в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 30 личных и 5 групповых побед. ]  Через его руки прошли истребители многих типов - И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5ФН.

Большинство своих побед - 26, Андрей Кулагин одержал летая на самолёте ЛаГГ-3, что стало своеобразным рекордом для Советских ВВС. Интересно отметить, что 249-й авиаполк  ( впоследствии ставший 163-м Гвардейским ИАП )  получил "ЛаГГи" аж в Феврале 1943 года, ранее лётчики летали на Як-1. На ЛаГГ-3 этот полк воевал больше года - почти до конца 1944-го, когда его наконец-то перевооружили на новые Ла-5ФН.

После войны Андрей Михайлович продолжал служить в ВВС. Окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы и Военно - Воздушную академию. Учился сам, учил других. Авиационная эскадрилья, которой он командовал, неизменно была лучшей в полку. Летал на МиГ-15, МиГ-17.

В 1955 году Гвардии полковник А. М. Кулагин был демобилизован. Жил в Минске. С 1959 года работал инструктором Заводского райкома компартии, с 1961 года - инструктором, а позднее - заведующим сектором ЦК КП Белоруссии. Трудящиеся Белоруссии избирали Кулагина депутатом Верховного Совета БССР. Нелёгкие, но почётные обязанности депутата Герой - фронтовик выполнял с честью.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. М. Кулагина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.01.1943 г.1  Ме-110юго - зап. ШахрыЛаГГ-3, Ла-5.
223.02.1943 г.1  Ju-52Ахтанизовская
326.03.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )юж. Славянская
427.03.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. Темрюк
530.03.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. Анастасиевская
628.05.1943 г.1  Ме-109зап. Запорожский
729.05.1943 г.1  Ме-109юж. Киевское
830.05.1943 г.1  Ме-109зап. Киевское
914.06.1943 г.1  Ме-109устье р. Курка
1025.06.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Анастасиевская
1120.09.1943 г.1  Ме-109Гостогаевская
1214.11.1943 г.1  Ju-87Марфовка
1316.11.1943 г.1  Ме-109сев. Юраков Кут
1419.11.1943 г.1  Ju-87Аджимушкай
1526.11.1943 г.1  Не-111юго - вост. Керчь
1614.12.1943 г.1  Ме-109Катерлез - Булганак
1709.01.1944 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )юж. Булганак
1818.01.1944 г.1  Ме-109сев. выс. 88,5  ( Керчь )
1923.01.1944 г.1  Ju-87выс. 98,3  ( Керчь )
2025.01.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Катерлез
2126.01.1944 г.1  Ju-87юж. Катерлез
2227.01.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Катерлез
2328.01.1944 г.1  Не-111Керчь
2429.01.1944 г.1  Не-111Керчь
2529.01.1944 г.2  Ju-87  ( в группе - 2 / 7 )Катерлез
2607.02.1944 г.1  FW-190  ( в группе - 1 / 4 )Булганак
271  Не-111юго - зап. Керчь
2822.03.1944 г.1  Не-111Багерово - Октябрьская 2
2925.08.1944 г.1  FW-190сев. Острув Мазовецки
3009.03.1945 г.1  FW-190Гюттланд
311  FW-190Диршау
3223.04.1945 г.1  FW-190вост. Петерсхаген
3324.04.1945 г.1  FW-190зап. Тантов
3425.04.1945 г.1  FW-190юж. Киритц

      Всего сбитых самолётов - 30 + 5;  боевых вылетов - 762;   воздушных боёв - 153.

*     *     *

Почерк крылатого бойца

На землю стали опускаться фиолетовые сумерки. Напряжённый день подходил к концу. Однако на самолётной стоянке полевого аэродрома, приютившегося в окружении садов и виноградников недалеко от кубанской станицы Фонталовской, по-прежнему кипела работа. Техники и механики деловито хлопотали возле машин: осматривали и дозаправляли их горючим, снаряжали боеприпасами.

Оживлённо было и на старте, где все уже находилось в готовности к обеспечению ночных полётов: расставлены по своим местам прожекторы, подключено электрическое "Т", другое освещение, необходимое для обеспечения безопасного взлёта и посадки истребителей - ночников.

С моря дул пронизывающий ветер. Он метался над степью и плавнями, резкими порывами крутил смерчи на пожухлой осенней траве аэродрома и со свистом уносился куда-то на северо - восток. "Ночь, судя по всему, будет холодной и тёмной", - невесело подумал Андрей Кулагин, подходя к своему "ЛаГГу".

Техник самолёта чётко доложил о готовности машины к вылету. Андрей поднялся в кабину, привычным движением закрыл прозрачный фонарь истребителя и, положив руку на штурвал, бросил нетерпеливый взгляд в сторону КП.

Они с ведомым готовы к схватке с фашистскими стервятниками, шныряющими в ночном небе, и Андрею хотелось поторопить руководителя полётов. Он сознавал, с какой надеждой ждут их наши пехотинцы.

Конечно, те времена, когда фашисты безнаказанно разбойничали в ночном небе Кубани, давно прошли. И всё-таки активность авиации противника в тёмное время суток ещё оставалась сравнительно высокой. Стоит истребителям - перехватчикам по какой-то причине задержаться с вылетом на патрулирование над позициями своих войск - и на пехотинцев обрушиваются бомбы. Кулагину вдруг вспомнилось, как он и его товарищи по полку начинали осваивать ночные полёты.

Осенью 1943 года наша авиация уже господствовала в небе. Днём фашистские бомбардировщики не особенно рисковали летать, а вот ночью они ходили косяками, сбрасывая смертоносный груз на наши наступающие войска.

"Надо осваивать новые способы борьбы, учиться бить врага в темноте, - говорил командующий 4-й Воздушной армией К. А. Вершинин перед постановкой боевой задачи лётному составу. Он не столько приказывал, сколько призывал, пытливо глядя в глаза молодым лётчикам. Понимал, что они ещё не имели опыта. Впрочем, ночью не летали и бывалые пилоты. - Я надеюсь, что пример покажут лётчики - коммунисты", - закончил он.

Первым шагнул вперёд 22-летний заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант Кулагин. А за ним Андрей Богачев, Сергей Мосягин, другие пилоты. Сначала они вылетали в сумерки: фашистские бомбардировщики старались выходить именно в это время. Встретишь их вблизи линии фронта, пугнёшь - и весь результат. Так поступал несколько раз и Андрей. Потом поднялся в воздух попозже. Нашёл "Хейнкель-111", подходивший к цели. Незаметно пристроился. Выбрал момент и ударил, тот вспыхнул факелом в темноте...

Прошло некоторое время, и Андрей добился нового успеха, о котором стало известно командующему фронтом. В ту ночь, было это 28 Января 1944 года, в паре с лейтенантом Кистаевым вылетели на патрулирование в район Таманского полуострова. Едва заняли зону, как в красном от фронтового зарева небе Андрей увидел большой силуэт самолёта. По очертаниям безошибочно определил: "Хейнкель-111". Тот шёл со стороны Керчи.

Чтобы не дать обнаружить себя раньше времени, наши истребители разошлись в разные стороны. Кулагин сбавил газ, довернул свой ЛаГГ-3 и, зайдя "Хейнкелю" в хвост, снизу с близкой дистанции всадил в него пушечную очередь. Бомбардировщик вспыхнул и понёсся к земле. Он упал в расположении своих войск. Всё это произошло недалеко от траншей наших пехотинцев.

В те минуты с радиостанции наведения ему передали благодарность командующего Отдельной Приморской армией Генерал - полковника И. Е. Петрова. Как позже выяснилось, в ту ночь Генерал приехал на передовой КП 4-й Воздушной армии. В это время над передним краем разгорелся воздушный бой, который закончился победой советских лётчиков. Узнав, кто сбил вражеский бомбардировщик, И. Е. Петров сказал, обращаясь к командующему 4-й Воздушной армией Генералу К. А. Вершинину: "Молодец Кулагин !   Объявите ему от моего имени благодарность".

Указание командующего армией было выполнено немедленно. Обрадованный похвалой известного военачальника, Андрей в том вылете с ещё большей силой обрушил удары по удиравшим "Хейнкелям". Вражеской авиации так и не удалось прорваться к боевым порядкам советских наземных войск.

Не смог противник осуществить свой замысел и на следующую ночь. Теперь путь бомбардировщикам преградили товарищи Кулагина по эскадрилье - её командир Майор Ф. Кулякин и Старший лейтенант П. Щеблыкин. Стремительной атакой они в тот раз сбили по одному Не-111.

Вскоре Кулагин вновь добился успеха. Вдвоём с Лейтенантом А. Богачевым они подкараулили 2 "Хейнкеля", попавшие в лучи прожекторов, и подожгли их.

Темнота загустела настолько, что все аэродромные постройки потеряли привычные очертания. Кулагин, однако, разглядел стоявший левее от него ЛаГГ-3, видневшуюся в кабине голову Кистаева: ведомый ждал команду на взлёт.

Рассыпаясь по небу огненным дождем, над КП взметнулась ракета. Андрей нажал кнопку запуска. Мотор несколько раз чихнул, потом загудел ровно и сильно, и самолёт начал выруливать на взлётную полосу. Через минуту Кулагин легко оторвал машину от земли и стал стремительно набирать высоту. Ведомый стартовал без промедления и в расчетном месте занял место в строю.

Оглядывая чернильно - тёмный небосвод, лётчики искали встречи с противником. Вскоре вдали заметались голубоватые лучи наших прожекторов. То укорачиваясь, то неожиданно вырастая, они тревожно шарили по небу. "Значит, где-то близко ходят вражеские бомбардировщики", - заключил Кулагин и тут же предупредил по радио ведомого:

- Смотри внимательно, фрицы рядом !

- Понял, товарищ командир, - отозвался Кистаев.

Между тем лучи прожекторов вонзились в одну точку. В пучке света блеснули знакомые очертания воздушного хищника, вокруг него тотчас запульсировали яркие вспышки.

"Попался, гад, - торжествующе подумал Андрей. - Держите его, ребята", - мысленно обратился он к зенитчикам и рванулся туда, где искрились яркие разрывы снарядов. В сознании мелькнуло, что так недолго и самому попасть под огонь своих, но скорость он не сбавил. Нельзя было терять времени. Фашистский лётчик торопился вырваться из цепких лучей. Он понимал, что можно уйти: прожекторные посты не бесконечно будут передавать его друг другу.

Кулагин тоже торопился. Его ЛаГГ-3 послушно нырнул вниз, где метался Не-111. Андрей изготовился и дал пулемётную очередь, но тут же с досадой чертыхнулся. Он понял, что промазал. Ярко освещённая цель показалась ему значительно ближе, чем была на самом деле. Прибавил газу и снова открыл огонь. Бомбардировщик запульсировал в ответ частыми вспышками. Но это не смутило Андрея. Мастер ночного боя, он хорошо знал, что противник сейчас бьёт наугад, больше из страха, пытаясь воздействовать на психику атакующего множеством светящихся трасс. И он продолжал преследовать врага, стараясь занять позицию, которая дала бы возможность нанести смертельный удар.

Метнувшийся за вражеским самолётом яркий луч прожектора ослепил Кулагина. Он перестал различать даже светящиеся стрелки приборов. К счастью, это состояние прошло быстро, и Андрей вновь увидел скрестившиеся лучи, которые всё так же удерживали акулью тушу бомбардировщика. "Ну теперь не уйдёшь", - сказал Кулагин. Судорожно нажал на гашетку, ощутив перестук пулемётов. Но Не-111 продолжал лететь.

Кулагин подвёл ЛаГГ-3 еще ближе. Сильно, до ломоты в пальце, утопил гашетку. На этот раз очередь достигла цели. Следом за ведущим ударил по врагу и Кистаев. "Хейнкель", вспыхнув, кометой понёсся к земле...

Самолёт ЛаГГ-3.

Через 1,5 месяца такой ночной "охоты" противник был вынужден отказаться от полётов. Действия бомбардировочной авиации врага были практически парализованы. За это время Кулагин лично сбил 7 самолётов - и все ночью. О славных боевых делах Андрея и его товарищей в тот период часто писали фронтовые журналисты. Вот названия лишь некоторых из публикаций газеты 4-й Воздушной армии "Крылья Советов": "Над Керченским проливом", "Ночные удары истребителей", "На ночном старте", "В тёмную ночь", "Выдержка и умение", "Гвардейская эскадрилья", "Бить врага ещё сильнее"...

Читая их, видишь, как от вылета к вылету крепло мастерство Кулагина в ночных воздушных боях. Однако с Кубанью у Андрея связано не только становление его как опытного лётчика - ночника. Здесь он обрёл крылья истребителя и получил крещение огнём. Здесь стал признанным мастером воздушного боя, грозой вражеских бомбардировщиков.

1 Июля 1944 года заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Андрей Михайлович Кулагин за бои на Кубани был удостоен высшего воинского отличия - звания Героя Советского Союза.

Первый бой Андрей Кулагин провёл летом 1942 года почти над аэродромом Армавирской авиашколы. А дело было так. Прилетел командир фронтового полка и объявил, что для пополнения поредевших эскадрилий ему нужны курсанты такие, что в технике пилотирования посильнее да посмелее характером. В числе других назвали и его, Андрея Кулагина, воспитанника комсомольской организации Могилёвского авторемонтного завода имени С. М. Кирова.

В этот день старший сержант Кулагин со своим ведущим старшим сержантом Крючковым встретили в небе вражеские самолёты. Боевое крещение - суровое испытание на стойкость. После схватки с 5 "Мессерами" в самолёте Андрея техник насчитал 40 пробоин. Ни одного вражеского самолёта они с Василием Крючковым тогда не сбили, но и сами им не поддались.

"В паре с Андреем мы летали долго, - рассказывает, вспоминая нелёгкие фронтовые будни, Герой Советского Союза, ныне Полковник в отставке Василий Егорович Крючков. - Потом его тоже назначили ведущим, в нашей же эскадрилье, и вместе мы служили до самого конца войны..."

Кулагин выделялся многими качествами, и прежде всего большой силой воли, выдержкой, умением быстро оценить обстановку, принять верное решение. Не удивительно, что именно ему, например, поручили аэрофотосъёмку "Голубой линии" противника, протянувшейся от Азовского моря у Темрюка до Новороссийска. Пока Андрей снимал, целая эскадрилья истребителей прикрывала его. Он шёл на своём ЛаГГ-3 по маршруту, как по струнке, не меняя курса ни на градус, высоту - ни на метр. Вокруг самолёта - десятки разрывов. Одна взрывная волна перевернула самолёт на спину, пилот докрутил его полубочкой в нормальное положение и повёл дальше.

А.М.Кулагин

К тому времени, о котором идёт речь, командир звена Лейтенант А. Кулагин сбил без малого полтора десятка фашистских самолётов, стал в 249-м истребительном авиаполку признанным мастером огня и маневра. Победы в ночном небе Кубани сделали его имя известным на весь фронт. И Золотая Звезда, которой Родина отметила своего отважного сына, свидетельствовала о боевой доблести крылатого богатыря.

После освобождения Тамани и Крыма фронтовые пути привели Кулагина, уже Гвардии капитана, в родную ему Белоруссию. Затем были бои в небе Польши и Германии. И так - до последнего дня войны...

762 успешных боевых вылета, 240 воздушных боёв, 32 самолёта противника, сбитых лично, и 7 - совместно с товарищами. Таков его счет мёсти врагу.

( Из материалов сборника - "Герои кубанского неба".  Краснодар, 1987 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz