КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Семенцов Михаил Иванович |
Родился 26 сентября 1917 года в Никольской слободе ( ныне в черте Киева ), в семье рабочего. Через несколько лет Семенцовы пересилились в белорусский посёлок Ильич, неподалеку от Гомеля. Там Михаил окончил 8 классов, школу ФЗУ, стал работать слесарем на прядильной фабрике, затем на железной дороге в Гомеле. Одновременно занимался в аэроклубе, где всерьёз увлёкся авиацией. Решив стать лётчиком, в 1938 году вступил в Красную Армию и был направлен в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её, в 1940 году, служил на Дальнем Востоке в одном из полков истребительной авиации. С августа 1941 года младший лейтенант М. И. Семенцов в действующей армии. Участвовал в боях за Донбасс, на Кавказе, Курской дуге, Украине, в Польше, Германии. С июня 1941 года по июль 1943 года заместитель командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 8-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 5-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов совершил 270 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 9 в группе. Осенью 1943 года при наступлении на Киев в воздушном бою таранил вражеский самолёт. 28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 12 февраля 1945 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Зачислен навечно в списки воинской части. Не один год мечтал стать лётчиком Михаил Семенцов. И в 1936 году, работая слесарем на железной дороге в Гомеле, он без отрыва от производства окончил Гомельский аэроклуб, а в Декабре 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Михаила зачислили в Одесскую военную авиационную школу, которую он успешно окончил летом 1940 года и отправился служить на Дальний Восток младшим лётчиком истребительного авиаполка. С болью в сердце Семенцов воспринял весть о нападении на страну немецко - фашистских захватчиков и об оккупации территории, где остались его родители. Вскоре он добился отправки на фронт и был направлен в 40-й истребительный авиаполк. Вскоре Семенцов начал сражаться с фашистскими лётчиками, тяжело переживая неудачи первого периода Великой Отечественной войны. Свой первый боевой вылет Младший лейтенант Михаил Семенцов совершил в небе Донбаса в августе 1941 года на истребителе И-16. Дрался Михаил с беззаветной смелостью, был 8 раз ранен в бою, но после выздоровления возвращался в строй, продолжал летать и разить врага. В одном из боёв, уже под конец штурмовки вражеских войск у переправы, когда он в крутом развороте выводил самолёт из атаки, вдруг почувствовал острую боль в ноге. Пол кабины заливала кровь. Силы быстро покидали лётчика, но Михаил, сжав зубы, продолжал полёт, стараясь выйти на свою территорию, поближе к аэродрому... Очнулся лётчик на госпитальной койке. Хирург, сделавший операцию, поздравил его со своеобразным рекордом: из тела Семенцова извлекли 32 осколка от "эрликоновских" снарядов. Врачебная комиссия предоставила лётчику 6-месячный отпуск. Но Михаил и не думал отдыхать, на 7-й день, к вечеру, появился перед изумлёнными сослуживцами, а утром, забросив костыль, превозмогая сильную боль, подошёл к командиру полка. Произнёс: - Товарищ майор, старший лейтенант Семенцов из госпиталя прибыл, к полётам и боевой работе готов ! Командир полка Чупиков обнял лётчика: - Миша, дорогой, куда же тебе летать ? Ты вначале ходить научись. Прошло немного времени, и Семенцов стал летать, как прежде - смело, уверенно. Снова участвовал в воздушных боях, одержав несколько побед. Однако 3 июня 1942 года он чудом спасся от смерти. В тот день 6 самолётов И-16 вылетели на боевое задание. Когда они пересекли линию фронта в районе Александровки, недалеко от города Изюма, в самолет Михаила попал вражеский снаряд. Взрывом Семенцова выбросило из кабины, и он приземлился на парашюте. Санитары подобрали Михаила без сознания, с перебитыми ногами и тяжёлым ранением в голову. И всё - таки и на этот раз через полтора месяца Михаил Семенцов снова вернулся в строй. Бывший командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии подполковник в отставке А. В. Лобанов вспоминал: "Впервые с Михаилом я встретился 5 июля 1941 года, когда мы грузились в эшелон, отправлявшийся на запад. С тех пор почти не расставались. Часто летали в одной связке, вместе делили все радости и горести. Помню, 3 июня 1942 года я вёл шестёрку И-16 на боевое задание. Уже над линией фронта в районе города Изюма мы попали под плотный огонь немецких "эрликонов". Один из снарядов угодил в машину Михаила, и она взорвалась в воздухе. Мы уже считали лётчика погибшим. Но, к нашей радости, на следующий день его привезли бойцы - пехотинцы, правда израненного. Оказалось, что взрывом Михаила выбросило из кабины и он в бессознательном состоянии приземлился на парашюте. После полутора месяцев лечения в госпитале вновь был в строю". Осенью 1942 года во время ожесточённых боёв за "ворота Кавказа" - Ростов-на-Дону - в одном из вылетов Семенцов снова был тяжело ранен. У лётчика хватило выдержки дотянуть до своего аэродрома. Но после посадки силы покинули Михаила, и он потерял сознание. И опять больничная палата. Лишь через два с небольшим месяца Семенцов продолжил счёт своим боевым вылетам. Об одном из них, рассказывает А. В. Лобанов: "В первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, мы в паре с Михаилом прикрывали Ил-2, который вёл корректировку огня нашей артиллерии. На высоте 3000 метров нас внезапно атаковали 8 Ме-109 и столько же FW-190. Мы, вступив в неравную схватку, предприняли всё возможное, чтобы не позволить врагу приблизиться к штурмовику. Благодаря взаимовыручке наша пара вышла из этого боя победительницей: 2 вражеских истребителя догорали на земле". В полку привыкли к тому, что для Семенцова нет невозможного - ему по плечу было любое задание. Он бил врага беспощадно. Но порой и самому приходилось попадать в крайне тяжёлое положение. 5 июля 1943 года, в первый день исторической битвы на Курской дуге, им, двум молодым комэскам, поставили задачу из штаба 2-й Воздушной армии: прикрыть действия штурмовика Ил-2, который должен был накануне фронтовой операции сфотографировать артиллерийские позиции противника. Во время разведывательного полёта лётчики заметили поднятую с соседнего аэродрома группу из 8 Ме-109 и 8 FW-190. Увидев всего лишь 3 советских самолёта, они изменили курс и энергично пошли на сближение. - Миша, атакуем в лоб ! Отсекаем фрицев от "Ила" ! - передал по радио Лобанов и бросился в атаку. Боясь столкновения, вражеские истребители поспешно отвернули oт Ил-2, который тут же с набором высоты ушёл в облака. Убедившись, что штурмовик, используя облачность, взял курс на свой аэродром, наши лётчики ещё с большим азартом продолжили бой. Завязавшаяся смертоносная карусель смещалась по высоте и направлению, то опускалась к самой земле, то приближалась к шапкам облаков. Неистово ревели моторы, зловещие трассы пуль и снарядов причудливо перекрещивались в небе. Лобанов и Семенцов старалась увлечь врагов на свою территорию в надежде, что там помогут наши истребители или зенитчики. В один из моментов боя Лобанову удалось срезать радиус на вираже и выпустить прицельную очередь по летевшему впереди "Мессеру". Тот вспыхнул и заштопорил к земле. В этой машине находился командир группы. Лишившись ведущего, немцы бросились врассыпную. Воспользовавшись замешательством в стане врагов, Соменцов погнался за одним из "Фоккеров". Тот пытался уйти нл пикировании, оторваться от преследования. Но не рассчитал, столкнулся с землёй и взорвался... К лету 1943 года Семенцов совершил 270 боевых вылетов. Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в дни Белгородской операции, за 10 дней боёв, в июле 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов лично сбил 6 самолётов противника. В один из августовских дней 1943 года пара старшего лейтенанта М. И. Семенцова была зажата шестёркой Ме-109. "Мессеры" ринулся в бой - ведь преимущество было трёхкратным. Немцы пытались зажать ведущего в клещи, норовили поймать на горке, ударить с боку. Чуть позже вражеская группа увеличилась ещё на 2 самолёта, которые атаковали и подбили машину ведомого - лейтенанта Кочеткова. Оберегая товарища, Михаил связал боем всю вражескую восьмёрку. Отважный лётчик не только выстоял в жестокой схватке, но и вынудил врага отступить, так как у тех выработалось всё горючее. Но сделать это удалось только шестерым: один "Мессер" догорал у переднего края, другой густо задымил и, перевалив линию фронта, упал и взорвался. Очередные 2 победы Семенцова отразились новыми алыми звёздочками на борту его Ла-5. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Осенним днём восьмёрка Ла-5, ведомая Михаилом Семенцовым, вылетела на прикрытие войск, проводивших операцию по освобождению Киева. Во время полёта ведущий часто поглядывал вниз: под крылом самолёта проплывали поля, перелески. Вот и Днепр. Воскресли в памяти родная слободка, утопающий в зелени дом, где прошло его детство... В районе прикрытия ( около города Элиста над Букринским плацдармом ) восьмёрка "Лавочкиных" встретилась с превосходившей её по численности группой вражеских истребителей, сопровождавших бомбардировщики Ju-88. Завязался бой. Наши лётчики уже сбили несколько машин противника, когда Семенцов, расстреляв боекомплект, сошёлся в лобовой атаке с одним из "Фоккеров". Ла-5 шёл на врага не отворачивая. В последний момент противник попытался сманеврировать, но Михаил всё же сумел крылом "Лавочкина" ударить по хвосту "Фоккера". Оба самолёта взорвались и, объятые пламенем, пошли к земле. Удар на встречных курсах - огромной силы. Семенцова взрывом выбросило из кабины. Мысль сработала чётко: "Нужно сделать большую затяжку, иначе противник расстреляет в воздухе". До земли оставалось 400... 200 метров. Весь израненный, с большим трудом лётчик нашёл в себе силы выдернуть кольцо парашюта. Вспоминает А. В. Лобанов: "Когда я встретился с Михаилом в госпитале, он сказал: "Сошёлся с "Фоккером" и не повезло. Но ничего ! Я ещё буду бить врага !". В воздушных боях Семенцов был ранен 8 раз, но каждый раз после выздоровления только шутил: "Не отлили ещё фрицы для меня пули". 30 ноября 1944 года газета "Крылья Победы" на первой полосе опубликовала групповой снимок лётчиков. Под ним подпись: "Мастера воздушного боя, Герои Советского Союза гвардейцы Семенцов, Шлепов, Павлов и Куманичкин. Они сбили 67 немецких самолётов, прошли славный боевой путь от Дона до Вислы". Михаил Семенцов, действительно, был непревзойдённым мастером молниеносных атак. Ему принадлежит и своеобразный фронтовой рекорд лётчиков полка: только за июльские дни битвы на Курской Дуге он сбил 12 самолётов противника ! К осени 1944 года на фюзеляже истребителя Семенцова насчитывалось более 15 звёздочек. Это - личные победы, ещё около 10 групповых побед были также зафиксированы в полковых документах [ В различных наградных документах, число групповых побед Семенцова представлено не однозначно: от 8 до 15. ] В газете "Красная Звезда" № 292 от 12 декабря 1944 года была опубликована заметка "Победа истребителей". Данная победа могла быть одержана 6 декабря, именно в этот день на личный счёт С. У. Кратинова записан сбитый FW-190: ...Война всё дальше уходила на запад. После изгнания врага с родной земли советские войска начали освобождение стран Восточной Европы. К началу боевых действий в Нижней Силезии 41-й Гвардейский ИАП перебазировался в район Вроцлова. 12 февраля 1945 года, за 3 месяца до Победы, Михаил Иванович Семенцов погиб в очередном воздушном бою. В тот день, в составе шестёрки Ла-5, он вылетел на прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые вёл Герой Советского Союза капитан Е. Белявин. Они штурмовали вражеский аэродром Нейсе, расположенный между Опелем и Бреслау. Во время выполнения боевой задачи бомбардировщиков атаковала большая группа истребителей противника. Наши "Лавочкины" смело вступили в бой, прикрывая отход "Петляковых". Один "Фоккер" пошёл в атаку на ведущего бомбардировщиков. Михаил Семенцов ринулся на помощь товарищу, но в это время другой вражеский истребитель подкрался сзади и атаковал его с близкого расстояния. "Лавочкин" Михаила взорвался в воздухе... Так смертью храбрых пал командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии Гвардии капитан М. И. Семенцов. На его счету значилось почти 400 боевых вылетов, 83 проведённых боя, около 30 сбитых самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 28 воздушных побед. ] Штурмовыми ударами он уничтожил 48 автомашин, более 50 повозок, 15 артиллерийских орудий, 2 бронемашины, 5 зенитно - пулемётных точек, около 120 вражеских солдат и офицеров. Мужество и боевое мастерство комэска отмечены орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды; многими медалями. Приказом Министра обороны СССР от 16 апреля 1985 года Герой Советского Союза Гвардии капитан М. И. Семенцов зачислен навечно в списки личного состава Н-ской авиационной части. В расположении эскадрильи, которой он командовал, оборудован красный уголок. На стене - его портрет. Каждый вечер, когда старшина ничинает поверку личного состава, он первой называет фамилию комэска. Именем Героя названа одна из улиц в посёлке Ильич Гомельского района Гомельской области Республики Белоруссь. Список известных побед Гвардии
капитана М. И. Семенцова:
Количество воздушных побед Михаила Семенцова в различных источниках трактуется крайне не однозначно, даже в наградных документах. Согласно второго наградного листа от 1942 года он имел 3 личные и 15 групповых побед: В следующем документе ( представление к званию Героя Советского Союза ) эти цифры превратились уже в "2 лично и 8 в группе", к которым добавились ещё "10 лично и 1 в паре". В результате получилось 12 личных и 9 групповых побед: В последнем наградном документе, составленном уже в 1945 году, количество групповых побед опять уменьшается до "8": Вызывает вопрос и число личных побед. Согласно последнему наградному листу, к концу января 1945 года их было 17 ( 12 + 5 ), а согласно данных М. Ю. Быкова, ещё 2 победы одержаны в феврале 1945 года. Таким образом, их должно быть не менее 19 к моменту гибели. А в заметке "Красной Звезды" 19-я личная победа датируется ещё декабрём 1944 года... Словом, точных данных пока нет. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |