Слово об Иване Сытове - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Слово о Иване Сытове

И.Н.Сытов

В начале Ноября 1942 года в 5-й Гвардейский истребительный авиаполк пришёл короткий приказ: прибыть во 2-й запасной авиаполк на одной из станций Горьковской области за получением новых самолётов. Лётчиков ждала учёба, новый, более современный истребитель.

Из запасного авиаполка в полк прибыли Александр Мастерков, Анатолий Беляков, Иван Сытов, Николай Сверлов, Александр Орлов, Александр Пчёлкин, Александр Остапчук, Николай Анцырев. Большинство из них были лётчиками - инструкторами в авиаучилищах, имели хороший налёт, написали не один десяток рапортов, пока не попали в действующую армию.

Командир полка Василий Александрович Зайцев и его заместитель по политчасти внимательно познакомились с каждым вновь прибывшим. Так было заведено. С первой же минуты новички ощущали отеческую заботу. Им подробно рассказывали историю полка, внушали уважение к овеянному славой Гвардейскому полковому знамени, торжественно представляли личному составу.

Зайцев любил откровенные беседы с рядовыми Гвардейцами. Рассказывал им о подвигах Соколова, Онуфриенко, Нюнина, Мочалова. Ведь почти с каждым из прославленных лётчиков он сам летал, видел их в бою.

Молодые лётчики брали схемы и знакомились с проведёнными боями. Постигали новые тактические приёмы. А пока в полку шло доукомплектование. Командирами эскадрилий стали обстрелянные в воздушных схватках Николай Кияченко, Иван Лавейкин и Николай Дмитриев.

*     *     *

Вечером 13 Февраля 1943 года лётчики 39-го бомбардировочного авиаполка, выполнив особо важное задание командования, были вынуждены приземлиться в полнейшей темноте на аэродроме 5-го Гвардейского истребительного авиаполка. С рассветом на аэродроме выстроились личный состав двух полков. Предстояло похоронить с воинскими почестями лётчика Младшего лейтенанта Александра Соколова и Василия Макаренко, стрелка - радиста из экипажа Пе-2. Линия фронта совсем рядом. Содрогается земля от разрывов снарядов и бомб. Сражение за Донбасс продолжается. А тут боевые друзья, скорбно обнажив головы, подходят к самому краю двух могил. Минута молчания. Первый оружейный залп... И вдруг команда:

- Воздух !   Всем по самолётам !

Лётчики бросились к своим машинам. Уже взмывает ввысь дежурное звено истребителей.

А в это время 2 плотные группы бомбардировщиков Ju-87 и Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109 приблизились к аэродрому. Видимо, по команде "Юнкерсы" заворачивают на скученные стоянки Пе-2, а "Хейнкели" держат курс на стоянки истребителей. Так же разделились и истребители сопровождения.

Вслед за дежурным звеном взлетели 3 группы во главе с командиром полка. Уже во время набора высоты Зайцев ввёл своих питомцев в образовавшийся прорыв. Не теряя ни минуты, командир эскадрильи Гвардии капитан Лавейкин и 8 его лётчиков вместе с дежурным звеном отрезали "Мессеров" от "Хейнкелей", а затем и "Юнкерсов".

Командир полка со своей группой навалился на нависшие над аэродромом, готовые к пикированию Ju-87. Тем временем Гвардии капитан Дмитриев и его ведомые дружно атаковали начавшие уже сбрасывать бомбы Не-111, пытаясь сбить их с боевого курса. Захлопали выстрелы зениток, затрещали пушки, пулемёты. Одна из серий бомб угодила между крайними домами и "Петляковыми". Огненные пунктиры трасс стрелков - радистов от стоящих на земле Пе-2 потянулись к "Хейнкелям". Искусно лавируют советские лётчики в гуще вражеских самолётов. Разрывы бомб, гул десятков моторов, очереди скорострельных пушек и пулемётов с трудом позволяют расслышать на КП полка команды, подаваемые Зайцевым в воздухе.

Пока Лавейкин со своей группой преграждал путь "Мессерам" завязав с ними "карусель", командир 5-го ГвИАП на пикировании с короткой дистанции сбил ведущего "Лапотника". Не выходя из пикирования, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Второго Ju-87 пушечными очередями прошил Цымбал. С земли было видно, как 6 Ла-5 во главе с Зайцевым, словно нож по куску сливочного масла, прошли сквозь строй "Юнкерсов". Так же действовали и другие ведущие групп наших истребителей. Прошло не более минуты, как Дмитриев, а затем и Сытов сбили по одному Не-111. А Шардаков, Кильдюшев, Глинкин, Мастерков, Попков, Анцырев и Лавренко вели упорный бой с "Мессерами", не давая им возможности помочь своим бомбардировщикам.

Удачно действовали Ла-5 парами. Почти в упор Николай Анцырев расстрелял Ме-109, пытавшегося сбить ведущего пары Ивана Лавренко. И всё же истребителям противника удалось соединиться со своими бомбардировщиками. Они, словно шмели, облепили самолёты группы Лавейкина и Дмитриева. Развернув свою группу, Зайцев ринулся на помощь командирам эскадрилий.

И вот, 6 Ла-5 во главе с командиром полка врываются в карусель, закрученную Лавейкиным и рассеивают наседавших "Мессеров", затем обрушивают меткий удар на "Хейнкелей". И тут же, в пламени и дыму, безнадёжно теряя высоту, отваливают в сторону 2 головные машины колонны. Строй бомбовозов дрогнул, "Хейнкели" поспешно освобождаются от оставшихся бомб, круто разворачиваются. Уходят со снижением к линии фронта.

Другая часть группы Ла-5 огнём своих пушек пресекла атаки 4 Ме-109, мешавших Дмитриеву и его товарищам добивать те "Юнкерсы" и "Хейнкели", что отбились от общего строя.

21 минуту продолжался воздушный бой. Наши лётчики сражались против 16 "Хейнкелей", 27 "Юнкерсов" и 22 "Мессеров". Всего 21 минута... Вроде бы и немного. А сколько нервов и сил отняли они у лётчиков !   Казалось, прошли целые часы.

Не терялись и на земле. Едва звено Ju-87 с пикирования начало обстрел стоянок наших самолётов, бойцы под ливнем пуль и снарядов открыли огонь из счетверённых зенитно - пулемётных установок и точной очередью сбили одного "Юнкерса".

В вечерних сумерках долго ещё стлался дым от догоравших на Донбасской земле фашистских самолётов.

*     *     *

За последние дни характер воздушных боёв изменился. Они стали протекать, как правило, в условиях быстрого наращивания сил, становились затяжными и отличались участием большого количества самолётов. Немцы не рисковали вступать в борьбу с советскими лётчиками при разных силах. Всегда стремились к тому, чтобы иметь численное превосходство. Нашим лётчикам приходилось расчленять вражеские группы, бить их по частям.

Накопленный опыт воздушных сражений показал, что в группе истребителей надо выделять резерв, способный в наиболее напряжённый период боя изменить обстановку, внезапным ударом внести панику в стан врага. Стали придавать группе истребителей, идущих на патрулирование, одну пару мастеров воздушного боя. Она не входила в общий строй патруля, а следовала в стороне, поддерживая связь с главными силами, как по радио, так и зрительно. Занимая выгодные позиции, вступала в бой не сразу, ждала наиболее удобного момента, чтобы своей атакой решить исход схватки.

К тревогам на аэродроме привыкли. Обычно ещё не успевала сгореть ракета, как в воздух взлетало дежурное звено. На этот раз по тревоге вылетели прикрывать наземные войска 6 Ла-5. Четвёрка шла развернутым фронтом, а Сытов со своим ведомым находились в стороне с превышением около 1000 метров. Лейтенант летел со стороны солнца и внимательно следил за действиями основной группы. За линией фронта лётчики встретили 6 Ме-110 под прикрытием 2 Ме-109.

Заметив наших, фашисты продолжали идти прежним курсом. Четвёрка Ла-5 смело атаковала флагманский самолёт. Надеясь на сильный огонь своих самолётов и численное превосходство, враги всё же не выдержали. В последний момент ведущий отвернул и полез вверх, чтобы избежать столкновения. Он был сразу сбит Сытовым. Строй самолётов противника рассыпался, полетели вниз бомбы. Гвардейцы не замедлили воспользоваться замешательством немцев. Один за другим они сбили 3 Ме-110.

*     *     *

Перейдя в наступление в районе Изюма, наши части в первый день форсировали реку Северный Донец и стали расширять плацдарм на правом берегу реки. Чтобы сдержать дальнейшее продвижение войск, противник стянул сюда крупные силы авиации и массированными налётами воздействовал на боевые порядки наших войск. Полк получил самолёты Ла-5 с более мощными, так называемыми форсированными моторами. Наши лётчики организованнее стали проводить групповые воздушные бои, применяя эшелонированные по высоте боевые порядки, маневры в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Во время войны боевые донесения отличались своей лаконичностью и строгой документальностью. В истории полка этот воздушный бой записан так.

"17 Июля 1943 года 8 Ла-5 под командованием Гвардии капитана Дмитриева прикрывали наземные войска в районе Изюм - Долгенькая - Червонный Шахтёр. Встретили 43 Ju-87 под прикрытием 6 FW-190. В ходе боя особенно отличился Гвардии лейтенант Сытов. Он сбил 2 Ju-87, а лётчики Лавренко и Никитин сбили по одному Ju-87".

А как было в жизни ?   Ранним утром 8 Ла-5 во главе с Дмитриевым прикрывали боевые порядки наземных войск. Внизу хорошо виден вытянувшийся на север характерный изгиб реки Северный Донец, в верхней части которого удобно раскинулся утопающий в зелени небольшой украинский город Изюм. Время прикрытия близилось к концу, а тут к району прикрытия подошло более 40 Ju-87 в сопровождении FW-190. Целый рой. Дмитриев смело повёл своих ведомых навстречу вражеским бомбардировщикам. Ju-87 был хорошо изучен лётчиками, они знали все его уязвимые места.

Одно звено Ла-5 сковало истребителей, а второе во главе с Дмитриевым на большой скорости врезалось в строй "Юнкерсов". Он рассыпался. Этим воспользовались наши лётчики. Они попеременно атаковали их. Запылал первый "Юнкерс". Его сбил на выходе из пикирования Сытов. Со вторым почти в упор расправился Лавренко. Он напал на Ju-87 сверху сзади под ракурсом 1 / 4. Третий достался Никитину. Потом Сытов поджёг ещё одного Ju-87. Остальные "Юнкерсы" освободились от бомб и пустились наутёк, беспорядочно отстреливаясь.

Время, отведённое для прикрытия, истекло. Пора возвращаться домой. В воздушном бою немцы зажгли самолёт Дмитрия Сударева. Сам он выпрыгнул с парашютом. Фашисты расстреляли его в воздухе.

Вскоре поучительное сражение выиграли наши лётчики, взаимодействуя вместе с лётчиками соседнего истребительного полка. Этот бой длился около часа и происходил с постепенным наращиванием сил с обеих сторон.

*     *     *

Жизнь шла своим чередом. После ранения Дмитриева, который был доставлен в ближайший полевой госпиталь, а оттуда направлен в Москву, Гвардии старший лейтенант Сытов принял командование 3-й эскадрильей.

Имя этого замечательного лётчика - истребителя было широко известно многим. О героических подвигах его не раз с восхищением писали фронтовые газеты. В 1942 году, в низовьях Дона, Иван Сытов сбил 2 фашистских самолёта лично и столько же в группе. А в следующем году, начиная с Февраля, к ним прибавилось ещё 23 лично уничтоженных.

Весной 1943 года Сытов в одном бою сбил 2 "Мессера". Наши лётчики завязали бой с группой вражеских истребителей. Сытов и Остапчук по договорённости с ведущим нашей группы отошли в сторону от своей группы и, прикрываясь облачностью, внимательно следили за ходом боя. Противник, увлекшись сражением, забыл об этой паре. Удобный момент настал. Запас высоты и скорости позволил Сытову подловить отделившихся "Мессеров". Он сбил их поодиночке с первой атаки.

В некоторых воздушных боях он иногда расправлялся с 2 - 3 самолётами противника. Так, с 3 по 6 Апреля 1943 года - с 3 Ме-109 и 1 Ме-110. Он сбил их на машине, построенной на средства Горьковских колхозников и вручённой ему в Феврале 1943 года. Только за одну неделю Сытов "свалил", как он любил говорить, 6 фашистских самолётов. За короткое время вырос от рядового лётчика до командира эскадрильи, стал мастером воздушного боя. Любимой просьбой Гвардейца была: "Разрешите пойти навести порядок в небе". Ему разрешали. Он летел и наводил порядок. Недаром боевые друзья называли его "истребителем истребителей".

...Стояла жаркая Августовская пора 1943 года. Ещё не успели стихнуть гигантские танковые бои на южном фасе Курской дуги - Прохоровском плацдарме, как началась новая наступательная операция: Белгородско - Харьковская. Она имела кодовое название "Полководец Румянцев". В ней участвовали войска Воронежского и Степного фронтов при активном содействии соединений Юго - Западного фронта. И, может быть, пока шли ожесточённые схватки с противником под Тамаровкой и Борисовкой, под Ахтыркой и Казачей Лопанью, одним из первых начал бороться за Харьков лётчик - истребитель Иван Сытов.

Ранним солнечным утром Иван Сытов, Николай Ермолаев, Василий Шумилин и Василий Канус прикрывали 2 аэродрома дивизии: Щенячье и Буцеваловка. Во время патрулирования встретили 2 Ме-109, которые пытались подойти к аэродрому Буцеваловка. Не приняв боя, немцы скрылись в облаках.

Спустя некоторое время Сытов получил от наземной радиостанции полка сообщение о том, что со стороны Змиева приближаются 5 "Мессеров". Он немедленно повёл свою группу навстречу врагу. Увидев наших лётчиков, смело идущих в лобовую атаку, фашисты повернули к Чугуеву. Увеличив скорость, Сытов погнался за "Мессерами". Лётчики последовали за ним. Неожиданно из облаков вынырнули 2 Ме-109. Канус, Шумилин и Ермолаев завязали бой. Меткой очередью Канус сбил ведущего пары. "Мессер" врезался в землю в районе Кочеток, а его ведомый ушёл в облачность и больше не появлялся, вероятно, струсил.

Преследуя противника, Сытов оказался один против 4-х вражеских истребителей. Потом к ним присоединились ещё 5. Теперь их было 9. Они окружили советский самолёт, расчерчивая небо огненными трассами. Очаг боя постепенно перемещался в сторону Харькова. Выбрав удобный момент, Гвардеец атаковал и сбил одного Ме-109. Самолёт противника, полыхая голубоватым пламенем, пошёл вниз и врезался в землю. Оставшиеся вражеские лётчики снова ринулись в атаку на одинокий "Лавочкин". Несколько раз им удавалось занять выгодное для атаки положение, но Сытов всегда ускользал из-под огня и тут же сам переходил в атаку.

Он сражался в привычной для него манере: напористо, отважно. Темп боя был исключительно высок. Всё это происходило уже над самым городом. Внизу толпы советских людей. Они следили за краснозвёздным "ястребком". Если советский истребитель ведёт бой над городом - значит, скоро сюда подойдут полки родных воинов - освободителей.

Под крылом самолёта Гвардейца показалась обрамлённая многоэтажными зданиями площадь Дзержинского - центр города. Поймав в прицел очередную жертву, Сытов тут же всадил во вражеский самолёт меткую очередь пушечных снарядов. Резким пикированием перевёл истребитель на бреющий полёт. Пронесся буквально над головами советских людей, в знак приветствия покачал краснозвёздными крыльями и удалился. Так закончился этот неравный поединок. На борту самолёта Сытова появилась очередная, 26-я звёздочка победы.

В ночь с 22 на 23 Августа 1943 года после упорного штурма город Харьков - крупный экономический, политический и культурный центр на юге Родины, второй по величине город Украины, был освобождён. 23 Августа в 21 час Москва салютовала из 224 орудий доблестным войскам, освобождавшим его.

Грандиозное сражение на Курской дуге, как известно, продолжалось до 28 августа. Поражение фашистской армии поставило ее перед катастрофой. Началось мощное летнее наступление советских войск по освобождению Донбасса и Левобережной Украины.

*     *     *

26 Августа наши войска перешли в наступление на Змиевском направлении. Полк вновь перебазировался ближе к фронту, на этот раз на аэродром Николаевка. К концу душного летнего дня 27 Августа 1943 года на боевом счету полка значилось 495 сбитых вражеских самолетов. До круглой цифры 500 не хватало каких-нибудь 5 сбитых. Кто первый закончит юбилейный счёт - собьет 500-й ?   Покажет следующий день. И вот он наступил этот день.

Оперативный дежурный Гвардии старший лейтенант Николай Григорьев, следивший по радио за ходом воздушного боя, происходившего всего в 50 километрах от аэродрома, доложил: "Сытов ведёт бой !".

Все присутствующие на командном пункте прильнули к динамику. Были слышны команды ведущего группы Ивана Сытова.

- Сбил одного, он падает, пошёл за другим.

И через несколько минут опять:

- Зажёг второго "Хейнкеля".

Группа возвращалась с задания. Все с нетерпением ждали доклада ведущего. Как всегда спокойный, он подошёл к командиру полка.

- Задание выполнено. Вели бой с 50 бомбардировщиками. Цымбал сбил одного Ju-88, а я - 2 He-111.

Боевой счёт Гвардии лейтенанта Сытова вырос до 29. Счёт полка составил 498 сбитых. Наступил новый день...

*     *     *

Как-то полк получил особое задание. Истребители должны были разыскать и нанести удар по железнодорожному составу, но не по обычному, а состоящему всего из паровоза, крытого вагона и 2 - 3 платформ.

Дело в том, что удирая из Донбасса и не надеясь более вернуться туда, фашисты, чтобы замедлить продвижение наших войск, вслед за собой начали разрушать железнодорожные пути специальными путеразрушителями. Тащит паровоз крытый вагон для обслуживающего состава, одну - две платформы с взрывчаткой и приспособлениями для разрушения деревянных шпал. Через определённое расстояние фашистские солдаты подрывали как раз посередине один за другим рельсы, а приспособлением ломали толстые деревянные шпалы. Пройдёт такой путеразрушитель, а за ним - лишь остатки взорванных надвое рельс да вздыбленные изломами кверху шпалы. Тут уж ничего из остатков не соберёшь. Нужно сначала очистить насыпь от обломков рельс и шпал, а затем заново настилать железнодорожное полотно.

Днём фашисты обычно старались замаскировать путеразрушители на станциях среди других составов. А под вечер, в плохую погоду и днём, появлялись.

Уничтожение путеразрушителей было поручено нашим истребителям. Первую шестёрку возглавил Владимир Ивашкевич, вторую - Сытов. Из Воздушной армии в полк доставили фотоснимки с изображением самих путеразрушителей и результатов их "работы". Лётчики внимательно всматривались в изобретение фашистов, прикидывали как его обезвредить.

Зайцев предупредил, что задача ответственная, командование фронта особо заинтересовано в её выполнении. Нужно спасти наши основные железнодорожные магистрали юга от разрушений.

Шестёрка за шестёркой Ла-5, каждый из которых был нагружен двумя "полусотками", отправились на охоту. Лётчики осмотрели с высоты одну за другой все указанные в задании железнодорожные станции, их основные стальные пути и, особенно, ответвления и тупики. Первым цель обнаружил Сытов со своей группой. Они настигли её на небольшой станции, сброшенными бомбами разрушили входные стрелки.

В это время вторая пара группы Макаренко и Потехин, уложили свои "полусотки" метрах в 80 за составом. Теперь фашистам ни вперёд, ни назад не продвинуться, пути разрушены и тут и там. Цель стала неподвижной, что намного облегчило её атаку. Тут же пара спикировала на состав и удачно сбросила свои бомбы рядом с платформами. Взрывом их снесло с колёс, перевернуло и отбросило в сторону. Паровоз накренился, уткнувшись в насыпь. Наша шестёрка почти в упор стала расстреливать его, изрешетила пушечными снарядами водоналивной бак и паровозную топку, а затем для достоверности сфотографировала.

*     *     *

8 Сентября, в день освобождения Донецкого бассейна от немецко - фашистских захватчиков, голос диктора принес по радио радостную весть:

"За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Гвардии лейтенантам В. И. Попкову, И. Н. Сытову, Гвардии старшему лейтенанту И. А. Шардакову".

Командир смешанного авиационного корпуса по этому случаю прислал в полк телефонограмму:

"Поздравляю вас с увеличением семьи Героев и желаю дальнейших успехов в боевой работе до полного разгрома фашистских варваров. Смерть немецким оккупантам !

Командир 1-го Гвардейского САК Генерал - майор авиации Аладинский".

Число Героев Советского Союза, воспитанных в полку, росло. Теперь их стало 14.

Позже армейская газета писала:

"...Наступательный порыв удвоив, утроив, равняйся, товарищ, на наших героев. Сегодня радость у нас: получен новый Указ о присвоении нашим мастерам воздушного боя высокого звания Героя.

...Древняя русская река Волга. Ну и будет же помнить долго всё фашистское отродье - сокола Ивана Сытова. 29-й сбитый немецкий самолёт - вот его героический счёт. Вот он какой русский ас - о нём легенды уже ходят у нас...

А Сивцов, Худов, Попков, Кузнецов и Шардаков - у них ведь тоже характер таков: и нет для них привычнее работы, чем сбивать с неба немецкие самолёты".

Иван Сытов родился на Саратовской земле, а неполную среднюю школу окончил в Астрахани. Там же он учился в фабрично - заводском училище при судоремонтном заводе имени Карла Маркса, а затем более 2-х лет работал в качестве слесаря - монтажника и одновременно учился в аэроклубе лётному делу. Позже он поступил в военное лётное училище, работал лётчиком - инструктором, служил на Дальнем Востоке.

В Ноябре 1942 года Сытов попал на фронт, сбил 4 немецких самолёта. За отвагу и мужество командование наградило его орденом Красного Знамени.

29 Марта 1943 года партийная организация полка приняла Сытова кандидатом в члены партии.

- Сознание того, что летишь в бой коммунистом, придаёт мне новые силы, - заявил Сытов на собрании коммунистов части. И в тот же день подтвердил свои слова - сбил 5-й самолет противника. А через несколько дней в одном бою уничтожил сразу 2-х "Мессеров".

Дерзость, соколиная стремительность его ударов принесли ему немало побед. То были ярчайшие примеры ненависти к врагу и любви к Родине, железной воли и сноровки, отваги и умения. Лётный талант Сытова нашёл полное признание, и лётчик получил повышение по службе.

Где бы ни дрался в небе Иван Сытов, он всюду помнил о доме в городе Астрахани, там остались его престарелая мать, родной брат.

В период затишья на фронте, после вручения ордена Ленина и "Золотой Звезды", командование разрешило ему вылететь на У-2 в краткосрочный отпуск на родину. Иван побывал дома, навестил горком комсомола, побывал в военкомате, беседовал с новобранцами. Через неделю Сытов снова участвовал в боях.

*     *     *

16 Октября 1943 года командир эскадрильи Герой Советского Союза Иван Никитович Сытов прикрывал наземные войска в районе Запорожья. Он уже имел на боевом счету 30 сбитых фашистских самолётов, произвёл более 250 боевых вылетов.

В полку его любили. Весёлые, чуть прищуренные глаза, прямой нос на тронутом оспой лице. Всегда крепко охвачен ремнём. Где бы Сытов ни появлялся, всюду вносил с собой оживление. О воздушных боях Иван рассказывал обстоятельно, неторопливо. Опишет создавшуюся ситуацию, да ещё палочкой на песке вычертит, где был немецкий самолёт, как он сам атаковал фашиста.

Не раз вступал командир эскадрильи в бой с численно превосходящим противником и не было такого случая, чтобы Сытов со своими питомцами "показывали хвост". В полку так верили в его лётный талант, что на земле поджидали без особых волнений. И вот 16 Октября он не вернулся с боевого задания.

В последнем сражении над Днепром, израсходовав почти весь боекомплект, продолжал драться, руководить боем. Когда горючее кончилось, а оружие замолчало, Сытов пошёл в последнюю атаку. Пехотинцы видели, как в смертельной схватке его истребитель настиг врага. Но сам был атакован "Мессерами" и сбит. До боли в глазах всматривались в дым воины с земли и лётчики группы с воздуха. Каждый хотел увидеть белый купол парашюта. Но его не было...

"Жизнь короткая - слава долгая" - говорят в народе о таких, как Иван Сытов. Похоронили останки Героя на площади Свободы в городе Запорожье. На украинской земле, которую он так отважно защищал.

4 Августа 1965 года приказом Министра обороны СССР Герой Советского Союза Иван Сытов был зачислен навечно в списки 3-й эскадрильи Н-ского полка.

...Окончится лётный день. Выстроятся авиаторы на вечернюю поверку. И незримо становится в строй Иван Сытов. Первым называют его фамилию. Правофланговые чётко произносят: "Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант Иван Никитович Сытов пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость нашей Родины".

В светлой казарме на видном месте стоит аккуратно заправленная кровать. Над ней висит портрет Ивана Сытова, рядом выписка из приказа Министра обороны СССР.

Не только на табличках домов, не только в паспортах жителей улиц, но и в сердцах земляков и однополчан живут их имена. Министерство связи СССР большим тиражом выпустило почтовые конверты с портретами Героев 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка Быковского, Мастеркова и Сытова.

( Из книги воспоминаний Н. Г. Ильина - "Гвардейцы в воздухе".   Москва, 2006 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz