КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Белозёров Иван Павлович |
Родился 1 Сентября 1918 года в селе Малые Проходы, ныне Дергачевского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище в Харькове. Затем работал токарем на паровозостроительном заводе, позже - инструктором в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны Младший лейтенант И. П. Белозёров с первого дня. Служил в составе 8-го ИАП ВВС Черноморского флота. К Апрелю 1944 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии старший лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 успешных боевых вылетов, участвуя в 34 воздушных боях, лично сбил 8 самолётов противника и ещё 18 - в группе с товарищами, уничтожил много военных объектов врага. 16 Мая 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С 1964 года Подполковник И. П. Белозёров - в запасе. Жил в городе Симферополе, работал старшим диспетчером авиационного предприятия Гражданской авиации. Всё это время, являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большой общественной деятельностью среди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил большой вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. За добросовестный труд был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым. Его фамилия выбита на мемориале авиаторам - черноморцам в Севастополе. Автор книги "В небе Таврии". Умер 14 Февраля 2006 года. Награждён орденами: Ленина, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями. ...Май 1944 года. Обгоревший остов вражеского торпедного катера кривобоко лежит на херсонесских камнях. Невысокий худощавый человек в форме лётчика морской авиации подошёл к самой кромке прибоя и тронул ногой валяющиеся обломки. - Севастополь наш, я снова здесь, на священной земле Херсонеса. Только теперь придётся лететь далеко на Запад, чтобы отомстить за тебя, дорогой мой город... "...Ни один фашист не должен уйти из Севастополя живым !" - это не только приказ командования, это веление собственного сердца. Основная задача истребителей - прикрывать группы торпедоносцев, топмачтовиков, пикировщиков, которые наносят удар за ударом по местам скопления вражеской техники, топят корабли и транспорты противника. Но наши истребители "находят" себе и другую работу. Рано утром, патрулируя на Як-9 в районе Херсонеса, Иван Павлович Белозёров заметил 2 больших торпедных катера, набитые до отказа бегущими из Севастополя немцами, и решил уничтожить их. Первый заход он сделал со стороны восходящего солнца. С малой высоты ударил из пулемётов и пушек по катеру и увидел, как над ним поднялся огненный столб. Горящее судно устремилось к прибрежным камням. Разворот - и снова атака. Но второй катер уже готов к бою. Маневрируя и отстреливаясь, он уходит под прикрытие своих береговых зенитных батарей. Пора возвращаться на аэродром, пополнить горящее, боезапас, немного отдохнуть и - опять в бой... Первым четвёрку "Мессеров" заметил ведомый А. Иванов. Двое против четверых. Силы неравные, но врага бъют не числом, а умением. Боевой разворот, подготовка к атаке. Несколько коротких очередей, так сказать, обмен верительными грамотами и... "Мессеры", почти не сопротивляясь, позорно бегут. "Куда же исчезла спесь немецких асов ? - размышляет Иван Павлович. - Так и стараются увильнуть от боя, налетают только на одиночные самолёты. Два года назад гораздо наглее были". Два года назад... Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик - истребитель Белозёров защищал небо легендарного города. О Херсонесском аэродроме писалось и говорилось много, но разве можно рассказать всё о той земле, каждый кусочек которой полит кровью наших воинов. Плечом к плечу сражались здесь моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы. Они помогали друг другу в трудную минуту, стараясь хотя бы часть тяжести переложить на свои плечи. Недалеко от аэродрома - плавучая зенитная батарея. До сих пор с благодарностью вспоминает Иван Павлович помощь её артиллеристов, удивляется их отваге. Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сбить их при заходе на посадку - боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут - то и приходили на помощь своим крылатым друзьям зенитчики. С завидным мастерством они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Не оставались в долгу и авиаторы. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалеко от места базирования плавучей батареи. Командир звена Иван Белозёров и его боевые друзья часто вылетали на поиски врага, бесстрашно встречались лицом к лицу с немецкими асами, почти всегда выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при любой погоде поднимались в небо они, скромные труженники войны, мастера своего дела, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы. Много летал Иван Белозёров на разведку и всегда находил наиболее разумное решение при определении маршрута полёта, направления выхода на объект противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и избегать встречь с истребителями врага. ...Знойный Август 1941 года. Ожесточённые оборонительные бои на подступах к Одессе. И. П. Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось обнаружить скопление немецких войск. Об этом срочно следовало не только доложить, а указать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения. Над линией фронта его самолёт подвергся атаке 2-х немецких истребителей. Противник пытался расправиться с одиноким советским разведчиком. Белозёров сделал попытку оторваться от них, но это ему не удалось. Тогда он отважно вступил в неравный бой. Видя, что один из "Мессеров" заходит ему в хвост, Иван быстро изменил направление полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. "Мессер" качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Вскоре внизу вырос столб огня и дыма... Напарник погибшего пилота не стал испытывать судьбу и поспешил выйти из боя. ...Летать становилось всё труднее. Сравнительно недалеко немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали аэродром. Особенно усердствовали они во время взлёта истребителей. А установить этот момент было не трудно. Стоило только на одном самолёте запустить двигатель, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли... Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И почти в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала, а воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы выполнить очередное боевое задание. В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны Иван Павлович сбил, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: 5 уничтожил лично и 1 - в паре со своим ведомым. В те дни, Лейтенант И. П. Белозёров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Хитрый механизм соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился снимок и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, Белозёрову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком. Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать помощь. Было принято решение установить с ними связь, забросить в лес опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в этот труднодоступный район ? Выбор пал на троих: И. Белозёрова, Ф. Герасимова, В. Клюкова. До мельчайших подробностей был разработан план операции, продумана каждая деталь. Лейтенант Герасимов на По-2 доставляет радиста, а Белозёров и Клюков на истребителях прикрывают его самолёт. В районе Балаклавы - плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются уничтожить необычную тройку, но это им не удаётся. Задание выполнено отлично ! Правда, самолёт Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось пробираться в Севастополь партизанскими тропами. За это подвиг Ф. Герасимову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Иван Павлович награждён орденом. Истребитель Як-9Д И. П. Белозёрова. 6-й Гвардейский ИАП, весна 1944 года. Хорошо помнит Белозёров свой первый полёт над Севастополем в 1944 году. Дымящиеся развалины, пустые коробки взорванных домов, бухты, засорённые обломками разбитых кораблей. - Разве можно когда - нибудь простить тех, кто разрушил тебя, Севастополь ? - подумалось ему тогда. - Разве можно отсюда выпустить безнаказанным хотя бы одного врага ? Но ты снова поднимешься из руин, снова будешь цвести, любимый город. И верь мне, я отомщу за эти развалины. Морской лётчик И. П. Белозёров сдержал своё слово. В те дни он летал на Як-9 с бортовым номером "26". Когда наши войска освобождали Севастополь, звено И. П. Белозёрова получило задание сопровождать группу бомбардировщиков, действовавших в открытом море против вражеских транспортов, вывозивших из Крыма награбленное добро. Выполняя боевое задание в районе Тамани, И. П. Белозёров заметил группу вражеских машин, летевших бомбить советские войска. Лётчики атаковали противника, вынудив его сбросить смертоносный груз в море. Но на помощь фашистам подоспели истребители. Завязался воздушный боя. Во время одной из схваток И. П. Белозёрова ранило. Но, превозмогая боль, он продолжал сражаться с врагами и вышел из боя только тогда, когда убедился, что угроза для бомбардировщиков миновала. В этом воздушном бою Иван Белозёров сбил 2 вражеские машины, а свой самолёт благополучно посадил на аэродроме. За проявленную воинскую доблесть в боях против немецко - фашистских захватчиков 16 Мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Ивану Павловичу Белозёрову звание Героя Советского Союза. ...О чём - то своём бормочет неумолкающая черноморская волна, пробираясь между херсонесскими камнями. Вот она добежала до того места, где много лет назад лежал обгоревший остов немецкого торпедного катера, остановилась, словно вспоминая что - то, и не спеша покатилась назад. Недалеко от камней стоит невысокий человек в форме лётчика Гражданской авиации и с "Золотой Звездой" Героя на груди. У человека молодое лицо и седые виски. Вот он улыбнулся, и озорные огоньки запрыгали в его весёлых глазах. "Я снова у вас в гостях, мой Херсонес, мой Севастополь. Цвети и хорошей, любимый город. Расти и молодей с каждым годом. И не смотри с укором на мои седые виски, я ведь стареть тоже не собираюсь - нам с тобой ещё очень многое надо сделать !.." Когда отгремела война, опытный морской лётчик в течение 16 лет выполнял сложную работу испытателя крылатых машин. Затем вышел в отставку, но с авиацией не порвал. Трудился диспетчером в Симферопольском аэропорту. Список всех известных побед
Капитана И. П. Белозёрова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |