Берко Александр Георгиевич - советский лётчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Берко Александр Георгиевич

Фото пока не найдено

Родился в 1910 году. Лётчик - истребитель.

С Июня 1941 года Капитан А. Г. Берко на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в составе 20-го ИАП; с Июля 1941 года - в 20-м / 744-м ИАП; по Апрель 1943 года - в Управлении 240-й ИАД; по Сентябрь 1943 года - в 42-м ИАП ( 133-м Гвардейском ИАП ).

Равных ему в маневре и меткости стрельбы из пушек и пулемётов отыскать было трудно. Берко снимал врага с неба, как правило, первой же очередью.

Интересна жизненная судьба этого человека. В начале войны Александр был техником. Работал, как и все, усердно, старательно, но душой рвался в небо.

Он добился, чтобы его послали в лётное училище. Вернулся оттуда не куда - нибудь, а в свой полк, в первых же боях отличился, и его назначили ведущим. Осенью 1941 года на счету лётчика было 3 сбитых самолёта противника, а его грудь украсил орден Красного Знамени.

Особенно любил Берко штурмовать танковые и моторизованные колонны. "Прополосуешь их снарядами, увидишь, как вспыхнула одна - другая машина, как фашисты со страха бросаются в канавы, - на сердце сразу становится легче", - делился Берко впечатлениями с товарищами. Своей отвагой он быстро завоевал признание, его назначили командиром эскадрильи.

В одном из боёв самолёт Берко подбили, но спустя 2 дня он вернулся в свой полк живым и невредимым - пилот опустился на нашей территории, недалеко от танковой части. Вскоре он продолжил громить врага. Одну из многих своих побед Берко одержал 15 Марта 1943 года, во время налёта 3-х групп пикировщиков Пе-2 и группы штурмовиков на вражеские аэродромы Сольцы и Гривочки  ( окрестности Старой Руссы ). Уничтожив там до 20 самолётов противника, они на обратном пути подожгли эшелон на станции Сольцы и вывели из строя железнодорожный путь на участке Шимск - Старая Русса. В то же время истребителям прикрытия из 744-го истребительного авиаполка Подполковника Найденова пришлось выдержать упорный воздушный бой, в котором противник потерял 7 самолётов, один из них записал на свой счёт Александр Берко.

В первой половине Сентября 1943 года в районе Ярцева и Духовщины воздушные бои отличались своей ожесточённостью. 4, 5 и 6 Сентября Александр Берко вылетал отражать массированные налёты противника в районе Духовщины. Во 2-й и 3-й день он сбил по 2 самолёта. Так 5 Сентября группа истребителей, ведомая им, в завязавшемся бою сбила 4 истребителя FW-190.

В упорной борьбе в воздухе противнику был нанесён значительный ущерб, но не обошлось и без наших потерь. Среди не вернувшихся с боевых заданий был штурман 133-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия )  Гвардии майор А. Г. Берко.

Вечером 6 Сентября 1943 года Берко поднялся с полевого аэродрома на разведку. Он был опытным разведчиком. Но вот прошло 3 часа с тех пор, как Майор вылетел на задание, а его всё ещё не было. В журнале боевых действий полка тем же вечером появилась запись: "Майор Берко А. Г. на аэродром не вернулся. Судьба лётчика неизвестна".

Однако в полку надеялись, что он всё - таки вернется в родную фронтовую семью. Так раньше случалось. Но проходили дни и месяцы, полк перелетал с аэродрома на аэродром, перемещаясь на запад, а Берко продолжал числиться в списках пропавших без вести. О его судьбе стало известно только спустя 30 с лишним лет после окончания воины.

Жизнь отважного лётчика оборвалась трагически: при выполнении боевого задания его самолёт вновь был побит и вспыхнул, лётчик выбросился с парашютом. Немецкие солдаты намеревались захватить его живым. Берко отбивался до последнего патрона, а когда они кончились, его схватили и повесили.

К тому времени Гвардии майор А. Г. Берко совершил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 16 - в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 7 групповых побед. ]

За мужество и отвагу награждён орденами: Красного Знамени   ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

Подвиг его не забыт. В Смоленском государственном музее - заповеднике в отделе Великой Отечественной войны оборудован стенд, посвящённый Гвардии иайору А. Г. Берко. В память о его подвигах в музее хранится винт истребителя Як-9, пулемёт, часть обшивки самолёта и записная книжка лётчика. Именем бесстрашного воздушного бойца названа одна из железнодорожных станций в Духовщинском районе Смоленской области. На месте гибели лётчика в деревне Фелисы, Духовщинского района, Смоленской области, установлен обелиск.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Г. Берко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.08.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 9 )МглинскЯк-1, Як-9.
225.08.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )сев. Удача
326.08.1941 г.1  Ме-109Жуковка
427.08.1941 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Ледоколье
530.08.1941 г.1  Ju-87сев. ж/д Щуковка - Клетня
631.08.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )Воробейная
702.09.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )вост. Погар
804.11.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Косая Гора
923.02.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Кутынка - Дубовицы
1025.02.1942 г.1  Ju-87Боловино
1121.03.1942 г.1  Ju-88Любитово
1223.03.1942 г.1  Hs-126Борисово
1319.04.1942 г.1  Ju-88Рамушево
1414.03.1943 г.1  FW-190вост. Слобода
1504.09.1943 г.1  Не-111Лупашево
1605.09.1943 г.1  FW-190Новоселье
1706.09.1943 г.1  Ме-109Житомля

      Всего сбитых самолётов - 10 + 7;  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz