КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Чапчахов Лазарь Сергеевич |
Лазарь Чапчахов родился 6 марта 1911 года в селе Большие Салы, ныне Мясниковского района Ростовской области, в семье крестьянина. Два года учился в сельской школе, а затем переехал с родителями в город Ростов-на-Дону, где продолжил учёбу в школе № 13. Окончив 9 классов, он поступил на завод "Россельмаш", работал землекопом, молотобойцем, электромонтёром. Подобно многим юношам он мечтал стать лётчиком. В свободное время, после уроков, посещал Ростовский авиаклуб. Энергичного, трудолюбивого парня заметили и перевели на работу в Сталинский райком комсомола. В 1933 году 23-летний Чапчахов вступил в партию и работал инструктором райкома партии. Но мечта стать лётчиком не покидала его. И, наконец, его просьбу удовлетворили и направили в Ворошиловградскую ( Луганскую ) лётную школу. С тех пор вся жизнь Чапчахова была связана с советской авиацией. В 1933 году был призван в ряды Красной Армии, через несколько лет уже был лейтенантом авиации. Получил высшее образование. Будучи выпускником комиссарских курсов Харьковского авиаучилища участвовал в Советско - Финляндской войне и был удостоен ордена Красного Знамени. С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Первый бой принял в небе столицы Эстонии. Воевал на Северо - Западном фронте, защищал небо Львова, Тернополя, Житомира, Ростова. В бою показывал примеры мужества и бесстрашия. Его искренне любили воздушные бойцы, верили в него. За личное мужество и командирские способности был назначен командиром полка. До середины сентября 1941 года военный коммисар эскадрилии 38-го отдельного истребительного авиационного полка ( Северо - Западный Фронт ) и батальонный коммисар, Лазарь Чапчахов летал на самолёте И-153 ( "Чайка" ). Совершил 139 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника и 3 в составе группы. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награждён орденом Ленина. 13 февраля 1942 года, прикрывая в районе Сычёво свои войска, звено во главе с Чапчаховым встретило 15 "Юнкерсов-87", пытавшихся бомбить наш передний край. Смело атаковав врага, отважная тройка сбила 2 самолёта. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и ушли на запад. 16 февраля 1942 года Чапчахов дважды водил шестёрку "ЛаГГов" на прикрытие наших наземных войск в район Дедова Гора - Сычёво. Оба раза встретили большые группы самолётов противника. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики вступали в бой и сбили 3 пикировщика Ju-87. В первом вылете на личный счёт комиссара были записаны 2 "Юнкерса", во втором - ещё один. 1 апреля 1942 года четвёрка ЛаГГ-3, ведомая Чапчаховым, после успешного боя возвращалась на свой аэродром. Вдруг лётчики заметили группу бомбардировщиков, которые шли к переднему краю советских войск. Комиссар решил атаковать. Он первым устремился на ведущего и прошил его длинной очередью. "Юнкерс" рухнул на землю. Лётчики звена в этом бою сбили ещё 4 вражеские машины. Буквально через несколько минут на пути отважной четвёрки появилась группа Ме-109. 24 истребителя противника, уверенные в лёгкой победе, разворачивались для атаки. Советские истребители приняли бой и увеличили боевой счёт ещё на 3 сбитых самолёта. 5 апреля 1942 года Чапчахов возглавил 416-й истребительный авиационный полк, а через неделю, 13 апреля, погиб. В тот день четвёрка советских истребителя во главе с Л. С. Чапчаховым встретила в воздухе 40 немецких бомбардировщиков. Они шли бомбить передний край нашей обороны. На земле шёл жестокий бой. Чапчахов дал сигнал товарищам и повёл их в атаку. Строй "Юнкерсов" был нарушен, они стали сбрасывать бомбы куда попало. На помощь бомбардировщикам подоспели 18 истребителей Ме-109. Чапчахов и его друзья завязали не виданный по своей дерзости бой с 58 немецкими самолётами, не дали им нанести удар по наземным частям. Четвёрка советских лётчиков сорвали вражеский план. Но это была последняя воздушная схватка Лазаря Сергеевича с врагом. Он погиб не в бою, а на своём аэродроме Крестцы, при попытке предотвратить аварию самолёта неудачно севшего молодого лётчика. К тому времени батальонный комиссар Л. С. Чапчахов совершил 268 боевых вылетов. Проведя 59 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов и 19 в группе с товарищами. Кроме того, в группе с товарищами уничтожил один аэростат - корректировщик. Эскадрилья, где он был комиссаром, сделала 1800 боевых вылетов и сбила свыше 60 машин врага. А его авиаполк - 416-й ИАП - прошёл славный путь от Сталинграда до Будапешта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм батальонному комиссару Чапчахову Лазарю Сергеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это был первый армянин, удостоившийся звания Героя в годы Великой Отечественной войны. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Похоронен в посёлке Крестцы, Новгородской области. Именем Чапчахова названы улицы в посёлке Крестцы и в селе Больший Салы. Мемориальная доска в городе Ростов-на-Дону, на здании школы, в которой он учился и в селе Большие Салы. В городе Ростов-на-Дону на памятнике в честь работников завода "Ростсельмаш", удостоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза есть имя и барельеф Чапчахова. Список всех известных побед батальонного
комиссара Л. С. Чапчахова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |