Климов Павел Дмитриевич - военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Климов Павел Дмитриевич

П.Д.Климов

Родился 7 февраля 1920 года в городе Баку, в семье рабочего. В 1939 году окончил 1 курс Бакинского индустриального института. С 1939 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С января 1942 года сержант П. Д. Климов в действующей армии. По март 1942 года служил в 78-м ИАП СФ; по 1945 года - во 2-м Гвардейском ИАП. Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К началу мая 1943 года командир звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова  ( ВВС Северного флота )  Гвардии младший лейтенант П. Д. Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сбил лично 8 самолётов противника.

24 июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил около 350 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил лично 11 и в группе с товарищами 16 самолётов противника.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1970 года Гвардии полковник П. Д. Климов - в запасе. Последние годы жил в Москве. Работал старшим инженером Госкомитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Умер 8 декабря 1992 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями. На территории музея авиации Северного флота установлен бюст Героя.

*     *     *

Тяжёлым оказался для лётчиков 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова июль 1943 года. Стояла необычная для Заполярья жара. Дули сильные ветры. На сопках горели пересохшие карликовые берёзки и торф. Над Кольским полуостровом висели облака дыма и гари.

Иссушающая жара и сильный ветер оказались на руку неприятелю. Вражеские самолёты сбрасывали листовки, обещая оставить от Мурманска один пепел. Вскоре от слов немцы перешли к делу. Их авиация совершила ряд массированных налётов на город.

В наших истребительных частях по - прежнему не хватало новых боевых машин, а самолёты американо - английского производства стояли, большей частью, на ремонте. Отражать частые налёты врага было нелегко.

Нескольким бомбардировщикам удалось прорваться к Мурманску и сбросить зажигательные бомбы. Сильная жара и ветер затрудняли борьбу с огнём: почти все деревянные постройки в центре сгорели, однако уничтожить город и порт врагу не удалось.

Чаще всего наши лётчики отражали налёты немецкой авиации малыми группами, иногда - парами и в одиночку. Но своего неба врагу не уступали.

Однажды во время сильной жары ветер неожиданно принёс с моря влажный воздух. Плотные туманы расползлись по сопкам, окутали все аэродромы. Не закрытым сверху остался лишь Мурманск. Пролетавший вражеский самолёт - разведчик заметил это. Немцы поспешили поднять в воздух несколько групп бомбардировщиков.

Посты наблюдения за воздухом доносили на наши аэродромы:

- "Группа самолётов курсом 100. Высота 6000 метров".

- "Группа самолётов курсом 120. Высота 5500 метров".

- "Группа самолётов курсом 110. Высота 5000 метров".

П. Д. Климов на крыле своей 'Аэрокобры'.

В сторону Мурманска шли вражеские самолёты, а зенитные батареи, охранявшие город, из - за тумана оказались бессильными помешать им. Оставалась лишь надежда на наших лётчиков - истребителей...

Старший сержант Климов и его ведомый сержант Юдин, несмотря на плотный туман, окутавший аэродром, всё - таки взлетели. Пробив белесую толщу, они стали набирать высоту.

Когда приборы показали 6000 метров, истребители перешли в горизонтальный полёт. Под ними клубилось седое сказочное море. Вдруг Климов заметил чуть выше кромки туманной пелены едва различимые пунктиры. Они быстро превратились в знакомые силуэты двухмоторных "Юнкерсов". Летела первая шестёрка.

'Аэрокобра' П.Д.Климова.

Немцы не видели наших истребителей в слепящих лучах солнца. Климов поспешил набрать высоту, решив атаковать противника в лоб.

Бомбардировщики врага не успели опомниться, как Климов уже открыл огонь. Ведущий "Юнкерс" перевернулся через крыло и нырнул в глубину тумана. Климов ударил по второму бомбардировщику и тоже прошил его точным огнём крупнокалиберных пулемётов.

Строй вражеских самолётов распался. Противник, охваченный паникой, развернулся и стал удирать на запад. Догоняя их, Павел Климов уничтожил ещё одного "Юнкерса".

Мурманчане горячо аплодировали неизвестному лётчику, низвергнувшему с неба 3-х вражеских бомбардировщиков. Один из сбитых Климовым "Юнкерсов" свалился на улицу имени 25-го октября. Его отломившийся хвост отлетел к боковой стене многоэтажного дома и будто приклеился к ней. Второй бомбардировщик нырнул в воды Кольского залива близ порта, третий грохнулся на сопку западнее Мурманска.

Предупреждённые уцелевшими экипажами первой шестёрки, остальные вражеские бомбардировщики не решились лететь на Мурманск. Развернувшись, они на повышенной скорости ушли на запад.

П.Д.Климов

Более часа 2 отважных лётчика - истребителя охраняли город и порт на Кольском заливе. А когда горючее в самолётных баках подошло к концу, Павел Климов и его ведомый возвратились домой. К этому времени подувший с моря ветер уже рассеял туман и аэродромы были открыты. Лётчики приземлились благополучно.

Небо над Мурманском в этот день оставалось чистым. Вражеские бомбардировщики больше не осмеливались совершать на город налёты.

Герой Советского Союза П. Д. Климов прославился на Севере как бесстрашный воздушный боец. Он считался непревзойдённым мастером истребления, в первую очередь, вражеских бомбардировщиков. В чём секрет успеха П. Д. Климова ? - хотели знать молодые истребители. Командование и политработники организовали встречу североморского аса с лётчиками.

Вот что рассказал лётчикам Гвардии старший лейтенант П. Д. Климов о своём боевом опыте.

"Уничтожать "Юнкерсы" - почётное дело истребителей. У нас на самолётах вооружение сильное. Поэтому бить вражеский бомбардировщик выгоднее всего по фюзеляжу, где расположен экипаж. Немецкое бронирование не выдерживает огня советских пушек.

Однажды со своим ведомым Качевским я вылетел на перехват разведчика. Заранее мы рассчитали, где должны засечь противника. На встречных курсах выше себя увидели разведчика. Атаковать в лоб я не решился: облачность была низкая и немец мог туда скрыться. Тогда мы зашли ему в хвост. Враг заметил нас и прибавил газу. Я приподнял машину и выпустил разведчику очередь в пузо.

При повторной атаке заставил замолчать стрелка - радиста, а затем дал волю ведомому Качевскому. Он впервые вёл огонь по реальной цели. И надо сказать, стрелял хорошо: сразу у "Юнкерса" задымили оба мотора.

Во второй раз мы настигли "Юнкерсов" в море. В первой атаке с дистанции 150 метров я вывел из строя стрелка - радиста, а затем по радио приказал Качевскому, чтобы он бил по моторам. После трёх его очередей оба мотора "Юнкерса" загорелись.

У меня стало правилом бить противника раньше, чем он обнаружит атаку. Внезапность атаки почти исключает ответный огонь вражеского стрелка - радиста. Только однажды я попал под огонь вражеского стрелка.

Искать и уничтожать бомбардировщиков противника - первая обязанность истребителя. Для успешного решения этой задачи необходимо постоянно изучать маршруты противника, его тактику, уловки и повадки. Эти знания я приобретал в боевых вылетах, критически относясь к каждой своей неудаче и ошибке".

Затем Климов рассказал лётчикам несколько эпизодов из своей боевой практики. В конце беседы один из лётчиков посетовал на то, что молодым истребителям редко попадаются "Юнкерсы". Павел Дмитриевич резонно ответил, что надо уметь ловить "Юнкерсы", с пользой для дела использовать хвалёную немецкую педантичность. И пояснил, что, как правило, вражеский разведчик появляется в определённом районе в одно и то же время, на одной высоте. Вот тут - то и следует подкарауливать воздушного лазутчика. Беседа П. Д. Климова имела большое воспитательное значение. Лётчики горячо благодарили своего старшего и более опытного товарища.

Сражаясь до последнего дня Великой Отечественной войны, Павел Климов произвёл свыше 350 боевых вылетов. В 52 воздушных боях он сбил 11 вражеских самолётов лично и ещё полтора десятка - вместе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 1 предположительную победу лётчика. ]  За успешное выполнение боевых заданий командования был награждён многими орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии младшему лейтенанту Климову Павлу Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 870 ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии старшего лейтенанта П. Д. Климова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.05.1942 г.1  Ме-109р-н Мурманска"Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".

201.07.1942 г.1  Ме-109Титовка
318.07.1942 г.1  Ju-88Роста
431.10.1942 г.2  Ju-88Мурманск
523.03.1943 г.1  Ме-109  ( предположительно )Мурманск
627.03.1943 г.1  Ме-109Ваенга
729.04.1943 г.1  Ju-88сев. Сеть - Наволок
823.05.1943 г.1  Ме-109зап. губа Эйна
91  Ju-88Озерко

      Всего сбитых самолётов - 9 + 0  ( и 1 + 0 сбито предположительно );   боевых вылетов - около 350.

После окончания войны Павел Дмитриевич продолжил службу в ВВС, командовал различными соединениями. Об одной из послевоенных встреч с ним вспоминает известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза, Арсений Васильевич Ворожейкин:

"В начале 1950-х годов мне пришлось проверять технику пилотирования у командира истребительного авиаполка подполковника Павла Дмитриевича Климова. Встретив меня, он чётко и спокойно доложил обстановку на земле и в воздухе.

...Климов рулил на старт неторопливо, а прежде чем спросить разрешение на взлёт, внимательно осмотрелся. Взлёт и выдерживание машины на малой высоте он проделал до того аккуратно, что, если бы я закрыл глаза, трудно было бы почувствовать момент отрыва самолёта от земли. Чувствовалось, что он знает возможности машины и умело использует их.

Выполнив задание, мы пошли на посадку. Я был уверен, что сядем нормально, поэтому похвалил Климова. На стоянке техник подал нам шапки. Климов снял шлемофон, и я заметил на лбу у него капельки пота. Контрольный полёт ему достался нелегко.

В ту ночь я проверил лётное мастерство двух командиров полков. Оба были лётчиками 1-го класса, обоим я поставил отличные оценки. Но разница в технике пилотирования их была немалая. И это понятно. Климову довелось много повоевать. Воздушные бои научили его быть осмотрительным на земле и в воздухе. Они заставили его при учебном высшем пилотаже тренировать свой организм, в любой ситуации владеть собой..."

В 1951 году мужественный лётчик - североморец окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1970 года Гвардии полковник П. Д. Климов - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. Работал старшим инженером Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Скончался 8 Декабря 1992 года.

Бюст П. Д. Климова, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области  ( автор Э. И. Китайчук ).

*     *     *

Бой пары истребителей с бомбардировщиками.

П.Д.Климов

Не достигнув "молниеносного" овладения Мурманским портом, немцы решили непрерывными массированными налётами бомбардировочной авиации парализовать его деятельность. Линия фронта проходила всего в 30 - 40 км от порта, следовательно, он находился в зоне тактической внезапности. Учитывая это обстоятельство, наше командование вынуждено было организовать охрану порта патрулированием истребителей, высылая их на вероятные подходы к нему вражеской авиации.

Наряду с бомбардировочными ударами противник вёл непрерывную разведку работы порта одиночными самолётами на больших высотах.

30 октября 1942 года меня в паре с молодым лётчиком на самолётах "Киттихаук" подняли в воздух с задачей не допускать самолёты - разведчики в район порта. Набрав высоту 5000 метров и установив радиосвязь с землёй, мы приступили к патрулированию.

Вскоре я получил предупреждение от наземной радиостанции о приближении к району порта большой группы неопознанных самолётов, летящих на высоте 6000 метров.

Предупредив ведомого, я начал набирать высоту до 7000 метров, чтобы иметь преимущество в высоте, а следовательно, и в скорости. Набрав 7000 метров, занял позицию в направлении вероятного появления противника на подступах к порту.

Вскоре на фоне дымки, ниже себя заметил 2 группы по 9 самолётов Ju-88, шедшие плотным строем. Истребителей прикрытия не было видно. Приняв решение атаковать ведущего спереди - сверху, я перевёл самолёт в пологое пикирование.

С дистанции 600 метров открываю заградительный огонь из 6 крупнокалиберных пулемётов и продолжаю вести его до дистанции 50 метров, вводя поправки на угловое смещение цели. Затем, используя большую скорость после пикирования, я сделал энергичный левый боевой разворот и, умышленно не координируя действия рулями  ( чтобы уменьшить вероятность попадания стрелков, которые открыли интенсивный огонь по мне ), вышел из атаки.

После разворота я заметил, что ведущий Ju-88 сделал переворот и стал падать. Строй первой девятки нарушился. "Юнкерсы" сбросили бомбы над безлюдными сопками далеко от порта и повернули обратно.

Я не стал их преследовать, а решил атаковать вторую группу, которая шла левее и сзади. Отсутствие элемента внезапности ставило меня отказаться от атаки с передней полусферы. Я принял решение атаковать сзади - снизу замыкающего второй девятки. Сближение и атаку производил, сохраняя свой самолёт в створе намеченного самолёта, чтобы лишить возможности стрелков впереди идущих Ju-88 вести по мне огонь.

С дистанции 300 метров я открыл огонь по стрелку, а сблизившись до 100 метров, перевёл огонь на кабину лётчика. После нескольких очередей Ju-88 сделал правый разворот со снижением. Я отвернул вправо - вверх, чтобы не проскочить группу бомбардировщиков, и, заняв выгодное положение, перешёл в атаку на очередного "Юнкерса", оказавшегося замыкающим. Со второй очереди Ju-88 перешёл в правую нисходящую спираль. Строй второй девятки бомбардировщиков противника рассыпался, "Юнкерсы" беспорядочно сбросили бомбы и по одному начали уходить с обратным курсом.

Я продолжал преследование вошедшего в спираль Ju-88, расстреливая его короткими очередями с дистанции 100 - 150 метров. Сделав виток спирали, Ju-88 загорелся и вош`л в отвесное пикирование. Во время преследования я значительно снизился, и бомбардировщики выпали из поля моего зрения.

Благодаря отличной работе радиосвязи и станции наведения мне удалось своевременно обнаружить и атаковать противника. В результате боя мною было сбито 2 Ju-88 и 1 подбит. Бомбардировщики противника не были допущены к порту. Однако результат мог быть значительно лучшим, если бы мой ведомый, видя отсутствие истребителей противника, также атаковал "Юнкерсы" и если бы я не потерял из виду всю группу, увлекшись преследованием одного из Ju-88.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz