Молодчинин Алексей Егорович - советский военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Молодчинин Алексей Егорович

А.Е.Молодчинин

Родился 5 Марта 1915 года в селе Каргашино, ныне Сасовского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. В Ленинграде учился в фабрично - заводском училище. Затем работал слесарем на Балтийском заводе. В Красной Армии с 1934 по 1935 и с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. До войны служил в 29-м истребительном авиаполку на Дальнем Востоке.

В 1941 - 1942 годах служил командиром звена в запасном авиаполку.

С Марта 1942 года Лейтенант А. Е. Молодчинин в действующей армии, был командиром звена.

К Марту 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 300 боевых вылетов, уничтожил 17 самолётов врага лично и 8 - в составе группы.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие авиационные курсы. С 1958 года Гвардии полковник А. Е. Молодчинин - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер в 1978 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Алексей Молодчинин родился на рязанской земле, но большую часть своей жизни прожил в Ленинграде. В 1934 - 1935 годах проходил обязательную срочную службу. В 1937 году вновь призван в армию и был направлен в Борисоглебское авиационное училище.

В Марте 1942 года получил назначение в 1-й Гвардейский ИАП на Калининский фронт, где сразу же проявил себя бесстрашным лётчиком - истребителем, мастером воздушного боя.

В те дни командование Калининского фронта получило данные о том, что противник сосредоточивает в районе Чертолино значительную группу войск. Было решено нанести по ним мощный бомбово - штурмовой удар. Выполнение этой задачи возложили на штурмовой полк, на аэродроме которого приземлились лётчики 1-го Гвардейского ИАП. Прикрывать штурмовиков поручили 2-й эскадрилье. К полёту готовились с волнением. Для многих молодых Гвардейцев это было первое боевое крещение. Истребители заблаговременно договорились со штурмовиками о плане совместных действий с момента взлёта и сбора до возвращения на аэродром, уточнили боевой порядок на маршруте и над целью. Командир эскадрильи Гвардии капитан Петров детально проинструктировал командиров звеньев - лейтенантов Молодчинина и Московенко.

Первыми взлетели штурмовики. Восьмёрка "Харрикейнов" поднялась сразу за "Илами". В общем боевом порядке группа взяла курс на Чертолино. Вскоре в район Ржева улетели эскадрильи, возглавляемые Гвардии майорами Тормозовым и Антоновым.

'Харрикейн из состава 1-го ГвИАП, весна 1942 года.'

На подходе к цели 2 группы Ме-109 попытались атаковать штурмовиков. Гвардейцы своевременно заметили врага и отрезали "Мессерам" путь к "Илам". Завязался воздушный бой. Немцы дополнительно вызвали на помощь восьмёрку Ме-110. Силы стали неравными. Против каждого нашего "Харрикейна" было 2 - 3 вражеские машины. Отбиваясь от двух Ме-110, лейтенант Московенко заметил, что в хвост идущего справа "Харрикейна" зашёл вражеский истребитель.

- Смотри в хвосте !   Противник сзади ! - передал Лейтенант по радио.

Но в эфире стоял такой треск и шум, что лётчик не услышал предупреждения. Тогда Московенко энергичным разворотом оторвался сам, атаковал "Мессершмитт", висевший в хвосте "Харрикейна". Длинная очередь из всех пулемётов попала точно в цель. Из левого крыла вражеской машины потянулась белая лента. "Мессершмитт" перешёл в штопор. Московенко знал о том, что немцы иногда имитируют падение, чтобы уйти от опасности. Поэтому он ввёл свой самолёт в пике, догнал штопорящий Ме-110 и стрелял по нему до тех пор, пока враг не взорвался от удара о землю.

Преследование длилось несколько секунд. Но и этого промежутка времени оказалось достаточно для того, чтобы "Харрикейн" на пикировании растерял весь запас высоты. Чтобы не удариться о деревья, Московенко энергичным движением взял ручку управления на себя. Истребитель медленно, словно нехотя, начал выходить из пикирования. Но земля почему-то продолжала надвигаться на самолёт. Тогда Московенко ещё сильнее потянул ручку на себя. В глазах потемнело. Мозг пронзила мысль: "Не успею !.."

Тяжело пришлось лейтенантам Ганчикову и Рыбалкину: 6 "Мессеров" стремились зажать их истребители в клещи. Через несколько минут их осталось только 5. Каждый "Харрикейн" получил немало пробоин. Лейтенанты на каждую атаку врага отвечали контратакой. Им удалось сбить ещё один "Мессершмитт". Остальные стали осторожнее. Отражая атаку пары Ме-110, удачной очередью сбил врага и Молодчинин. Противник начал "выдыхаться". Его атаки стали менее яростными. Штурмовики же, выполнив свою задачу, легли на обратный курс. Вскоре "Илы" и сопровождавшие их "Харрикейны" произвели посадку.

Май 1942 года был знаменательным для всей советской авиации и, конечно, для 1-го Гвардейского полка. В соответствии с приказом Народного Комиссара обороны СССР от 6 Мая на Калининском фронте была создана 3-я Воздушная армия. Её командующим назначен Герой Советского Союза Генерал - лейтенант авиации М. М. Громов. В состав армии вошла и 209-я истребительная авиадивизия, составной частью которой был 1-й Гвардейский полк. Командира дивизии Полковника С. И. Руденко назначили командующим 16-й Воздушной армией. А командиром дивизии прибыл Полковник В. М. Забалуев. Несколько позднее сформировался 2-й истребительный авиационный корпус Резерва Верховного Главного Командования, в состав которого вошла и 209-я дивизия. Командовать корпусом поручили Генерал - майору А. С. Благовещенскому.

Летом 1942 года, когда немецкие войска, устремившись на юг нашей страны, рвались к берегам Волги, войска Калининского и Западного фронтов перешли в наступление на Ржевско - Сычовском направлении. Ежедневно в штаб полка стало поступать столько заявок прикрыть наземные войска, сопровождать штурмовики и бомбардировщики, провести воздушную разведку, что иногда просто не хватало самолётов, чтобы выполнить каждую заявку. Приходилось поэтому, как и в самые трудные месяцы 1941 года, посылать порой на задания группы меньшего состава, чем этого требовала обстановка. Гвардейцы понимали вынужденность таких решений и стремились решить задачу так, будто она выполнялась полными силами. Каждый дрался за двоих и троих, смело вступал в бой, какое бы численное превосходство ни имел враг. Показателен в этом отношении бои 5 Августа, проведённые лётчиками 1-го Гвардейского ИАП. В актив полка прибавилось ещё 7 сбитых самолётов противника. Один из них, пикировщик Ju-87, записал на свой личный счёт Алексей Молодчинин.

21 Августа 1942 года в районе Ржева Гвардии старший лейтенант А. Е. Молодчинин, патрулируя по линии фронта, один вступил в бой против 6 истребителей противника, сопровождавших группу бомбардировщиков. Смело атаковав врага, он сорвал попытку бомбить наши позиции, сбил один истребитель Ме-109. В этом бою его машина так же была подбита, лётчику пришлось покинуть её на парашюте.

Упорный был бой и 16 Декабря 1942 года под гором Великие Луки. Тогда группа Молодчинина сбила 3 самолёта противника, не допустив их к цели и заставив сбросить бомбы на свои же войска.

Ранним утром 12 Января 1943 года Гвардейцы выстроились на заснеженном лётном поле. Над головами воинов реяли боевые алые знамена. В морозном воздухе чётко звучали слова приказа командующего Волховским фронтом о начале операции по прорыву блокады Ленинграда. Свои мысли, чувства, стремления Гвардейцы высказали на начавшемся тут же, на аэродроме, митинге. Бойцы и командиры клялись в предстоящих боях не уронить чести 1-й советской эскадрильи, которая базировалась на аэродроме под Ленинградом и более 12 лет охраняла небо над городом.

- За страдания ленинградцев, за разрушенные и сожжённые в моём родном городе дома и предприятия, за то, что фашисты посягнули на колыбель Великой Октябрьской социалистической революции, - за всё отомщу заклятому врагу ! - говорил на митинге командир звена Гвардии старший лейтенант Молодчинин, выражая думы и чаяния каждого Гвардейца.

Взвилась в небо ракета. Все самолёты полка поднялись в воздух. Звеньями подошли к линии фронта. Стрелковые части, танки и артиллерия Волховского фронта при поддержке десятков бомбардировщиков и штурмовиков взламывали долговременную оборону врага. Фашистская авиация пыталась остановить наступление советских войск. В воздухе то там, то здесь завязывались напряжённые бои. В этот день группа Гвардии старшего лейтенанта Молодчинина сбила один самолёт противника.

Напряжённые бои длились целую неделю. Лётчики 1-го Гвардейского полка, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, совершили за это время сотни вылетов. Лишь очень низкая облачность и метель иной раз мешали им подняться в воздух. Именно такой была погода 22 Января. Узнать, какова горизонтальная и вертикальная видимость над линией фронта, командир дивизии полковник В. М. Забалуев предложил командиру полка Гвардии майору Логвинову. Ведомым к нему попросился штурман полка Гвардии майор Тормозов. На аэродром они не вернулись: в неравном воздушном бою командир и штурман полка погибли.

Як-7Б из состава 1-го ГвИАП, январь 1943 года.'

К очередным вылетам готовились молча. Боль тяжёлой утраты сжимала сердца. Трижды уходили в этот день эскадрильи в воздух, настойчиво искали врага. За гибель майоров Логвинова и Тормозова фашисты заплатили 5 своими самолётами. Их уничтожили лётчики Молодчинин, Сенченко, Полеоха, Ищенко и Московенко. На следующий день старший лейтенант Ищенко сбил ещё один "Мессер", лейтенант Клименко подбил другой, а в день похорон Логвинова и Тормозова сбили по самолёту Лаухин, Сенченко, Ганин и Таравков.

Особенно успешно провели Гвардейцы бой с большой группой фашистских самолётов днём 27 Января. Пятёрка истребителей, пилотируемых Молодчининым, Лаухиным, Ганиным, Полеохой и Сенченко, летела к линии фронта. Видимость была отличная. По небу медленно плыли небольшие кучевые облака. Ярко светило солнце. Именно в сторону солнца особенно внимательно вглядывались лётчики: фашисты умели довольно искусно использовать ослепительный солнечный свет во время внезапных атак. И на этот раз 15 вражеских самолётов пытались нанести Гвардейцам удар именно со стороны солнца, думая поставить наших лётчиков в положение ослеплённых. Однако ведущий - старший лейтенант Молодчинин - вовремя заметил врага и разгадал его замысел.

Осмотрительность и непрерывная бдительность Гвардейцев позволили им занять лучшее исходное положение для атаки. "Заговорили" пушки и пулемёты. Как-то само собой образовались 3 очага боя. Но вот, 4 Ме-109 взяли в полукольцо самолёт старшего лейтенанта Ганина. Фашисты были уверены в победе. Но враг просчитался. Резким маневром Ганин ловко увёл свой "Як" из-под огня и, сблизившись с крайним Ме-109>, поджёг его. В этот момент другому "Мессеру" удалось занять выгодную позицию для стрельбы по истребителю Ганина. И плохо было бы Старшему лейтенанту, не подоспей своевременно на выручку Александр Лаухин. Он мгновенно атаковал увлекшегося врага и с близкой дистанции сбил его.

Прикрывая друг друга, Лаухин и Ганин поспешили на помощь Полеохе, которого атаковали 2 FW-190. Одного из них Лаухину удалось сбить сразу. Воодушевлённый поддержкой товарищей и уверенный, что теперь на него сзади никто внезапно не нападет, Полеоха догнал Ме-109 и длинной очередью зажёг его. Минуту спустя Молодчинин сбил ещё один самолёт противника. Остальные вражеские самолёты круто повернули назад, за линию фронта. Так в 20-минутном бою 5 Гвардейцев сбили 6 вражеских самолётов, не потеряв ни одного.

В Январе 1943 года, участвуя в операции по снятию блокады Ленинграда, лётный состав эскадрильи Молодчинина в 30 воздушных боях сбил 11 самолётов врага, из них 3 - уничтожил лично командир.

А.Е.Молодчинин

Летом 1943 года Капитан А. Е. Молодчинин отличился в боях на Курской дуге, сбив ещё несколько вражеских самолётов.

5 Июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление южнее Орла и на Белгородско - Курском направлении. На земле и в воздухе ежедневно завязывались всё более ожесточённые бои. И в каждом бою лётчики полка, как правило, сбивали по нескольку вражеских самолётов.

С переходом 12 Июля в наступление ударной группировки Западного и войск Брянского фронтов полк, действуя в составе 2-го истребительного корпуса, обеспечивал боевую деятельность штурмовой и бомбардировочной авиации, а в интересах ударной группировки вёл ближнюю воздушную разведку. И снова, как в дни обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда, по 4 - 5, а порой и больше вылетов за день совершали Гвардейцы. С рассвета и дотемна не смолкал на аэродроме гул моторов. Воздушные бои вспыхивали то здесь, то там. Об их напряжённости можно судить хотя бы по тому, что только за 2 дня наступления Гвардейцы уничтожили 25 самолётов противника. И каждый бой требовал отваги, готовности к самопожертвованию, максимального напряжения воли и сил.

Мужественно бились с врагом воздушные бойцы 1-го Гвардейского ордена Ленина Краснознамённого истребительного авиационного полка, действовавшего в составе 2-го истребительного авиационного корпуса резерва Верховного Главнокомандования.

Очередная группа из 10 "Яков" во главе с Гвардии капитаном Молодчининым поднялась в воздух, когда солнце уже клонилось к горизонту. С земли по радио приказали отразить налёт врага на район Ягодное. Здесь 2 советских Ла-5 уже вели бой с группой FW-190. Первая четвёрка "Яков" во главе с Молодчининым сразу устремилась в бой. Боевой разворот. Теперь надо сблизиться с вражеским истребителем, схватить его в стеклышко прицела, взять упреждение и...

С первой же атаки Молодчинин и Московенко сбили 2 вражеских самолёта. На помощь противнику пришли ещё 12 истребителей. Но Гвардейцы действовали искусно, решительно. Кикоть, Сенченко, Григорьев, Свиридов, Ащаулов и Русаков сбили каждый по самолёту. Недобитые вражеские машины предпочли удрать с поля боя. Небо стало чистым, ни одного чужака, лини дымные росчерки. Молодчинин по радио собирает десятку. Ну и ну !   За эти минуты они сбили 8 "Фоккеров" !

Молодчинин собрал группу и доложил по радио о выполнении приказа. И тут в эфире для него звучит с земли новая команда. Приказано любой ценой помешать внезапно появившимся в районе Старицы бомбардировщикам противника нанести удар по нашим войскам:

- Вам курс... Квадрат... Высота... Цель: группа "Юнкерсов". Сделайте всё, чтобы не отработали по нашим. Сделайте всё ! - Затем - позывной командира авиакорпуса Генерала Благовещенского... Сам вышел в эфир. Значит, стоящую цель выбрали вражеские бомбардировщики.

- Вас понял ! - откликнулся Молодчинин. И скомандовал всем разворот.

Внизу, меж тёмно - зелёных массивов леса, как и на карте, синели петли старых русских рек Ловать, Жиздра, Вытебеть, отсюда и название пункта - Старица. Здесь по дорогам в походном порядке подтягивались ленточкой наши стрелковые части и будто веером сразу по нескольким просёлкам пылили колонны танков, спеша вступить в бой. Их то и выцелили "Юнкерсы"... Противник был впереди: ниже по курсу, лесенкой повышаясь от флагманской группы до замыкающей, прикрывая друг друга, плыли в воздухе 20 двухмоторных Ju-88.

Молодчинин с ходу обрушил "Яки" на флагманских косяк - вся колонна бомбардировщиков, взъерошившись, как ёж, встретила их иглами сотен пулемётные трасс. Ведущий выхватил глазами стеклянный колпак пилотской кабины "Юнкерса". Сдерживал себя, пока, всё укрупняясь в отражателе прицела, колпак этот с силуэтом вражеского лётчика не влез в круг сетки. Нажал гашетку, чуть ли не в упор ударив сразу из пушки и двух крупнокалиберных пулемётов; увидел, как разлетается вдребезги кабина вражеского самолёта и "Юнкерс" валится вниз...

А.Е.Молодчинин

В те же мгновения на виду у остальных экипажей колонны немецких бомбардировщиков круто пошли к земле ещё 4 Ju-88. Оставшиеся, сбросив бомбы куда попало, повернули восвояси... Всего в этом вылете группа в составе 10 советских лётчиков, ведомая Капитаном А. Е. Молодчининым, уничтожила 13 вражеских машин.

После освобождения Орла 1-й Гвардейский полк продолжал боевые действия на Брянском фронте. Обогащённые опытом взаимодействия с наземными силами, подразделения полка с большим успехом выполнили боевые задания.

В конце Августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Гвардии капитану Алексею Егоровичу Молодчинину, назначенному командиром соседнего 482-го полка, звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1068 ).

С конца 1944 года Гвардии майор А. Е. Молодчинин служил в Управлении 322-й истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационного корпуса.

К концу войны Гвардии подполковник А. Е. Молодчинин совершил около 300 успешных боевых вылетов. В воздушных схватках сбил 17 вражеских самолётов лично и 8 - в группе с товарищами  ( по другим источникам - 15 лично и 12 в составе группы ).

После окончания войны Алексей Егорович ещё долго продолжал служить в ВВС. Лишь в 1958 году вышел в запас в звании Гвардии полковника. Жил в Ленинграде   ( ныне Санкт - Петербург ). Скончался 18 Февраля 1978 года. Похоронен в Санкт - Петербурге, в колумбарии городского крематория.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника А. Е. Молодчинина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1??.03.1942 г.1  Ме-110Калининский фронт"Харрикейн", Як-7,

Ла-5, другие типы.

203.07.1942 г.1  Hs-126Оленино
310.07.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Грибаново
404.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
505.08.1942 г.1  Ju-87р-н Ржева
606.08.1942 г.1  Не-111р-н Ржева
707.08.1942 г.1  Ju-87Погорелое Городище
81  Ju-87  ( в группе - 1 / 4 )юго - зап. Погорелое Городище
908.08.1942 г.1  Ju-88Новоселово
1022.01.1943 г.1  FW-190юж. Синявино
1123.01.1943 г.1  FW-190Синявино
1227.01.1943 г.1  Ме-109юж. Синявино
1314.07.1943 г.1  FW-190Красногорье
141  FW-190Васинцы
151  Ju-88Красногорье
161  Ju-88Старица
1727.07.1943 г.1  FW-190Лучки
1831.07.1943 г.1  Не-111Болхов
1906.08.1943 г.1  FW-190Клеменово
201  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Клеменово

      Всего сбитых самолётов - 17 + 8  [ 17 + 3 ];  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz