Пушкин Николай Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Пушкин Николай Петрович

Пушкин Николай Петрович.

Родился 4 декабря 1918 года в деревне Норино, ныне Клепиковского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы. Работал слесарем. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

С июня 1941 года лейтенант Н. П. Пушкин в действующей армии, первые боевые вылеты совершил на Западном фронте. С марта по апрель 1942 года служил в 425-м ИАП; по июль 1942 года - в 10-м ИАП, где с мая 1942 года командовал эскадрильей; по май 1944 года - во 2-м Гвардейском ИАП; по декабрь 1944 года - в 482-м ИАП; по май 1945 года - в 41-м Гвардейском ИАП. Сражался на Волховском, Сталинградском, Брянском, Западном, Северо - Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах.

К маю 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии старший лейтенант Н. П. Пушкин совершил 380 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 7 и в составе группы 9 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава, в 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года Гвардии полковник Н. П. Пушкин - в запасе. Жил и работал в городе Балашиха Московской области. Умер 23 октября 2007 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

*     *     *

В годы войны его однополчане говорили в шутку: "Пушкин - это не простая фамилия". И действительно, однофамилец гения русской литературы Николай Петрович не уронил чести этой фамилии. Глубоким знанием лётного мастерства, обаятельностью и организаторскими способностями он завоевал уважение и симпатию боевых друзей. Сыну крестьянина из захолустной деревни Норино на Рязанщине суждено было стать блестящим пилотом. В 1930-х годах после окончания 8 классов Николай учился на учебном комбинате в Подмосковье. С 1936 года, уже став слесарем - модельщиком, без отрыва от производства он начал посещать областной аэроклуб, где по - настоящему полюбил профессию лётчика. В 1938 году Николай Пушкин добровольно поступает в школу военных лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны - с первого дня. Он принял участие в первом ожесточенном бою с немецкой авиацией в 4 часа утра 22 июня 1941 года на западной границе. Несколько побед он одержал на И-16. Будучи уже старшим лейтенантом, Николай Пушкин летом 1942 года вместе с Афанасием Соболевым и Александром Майоровым пришёл во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк  ( действовавший тогда на Волховском фронте ). А через месяц, получил под командование 2-ю эскадрилью этого полка.

Николай попал в сильный, сплочённый коллектив. Лётчики полка принимали активное участие в штурмовых атаках по наступающим частям Вермахта в самые первые недели войны, осенью 1941 года участвовали в обороне Ленинграда и затем - Москвы. Летали тогда на ЛаГГ-3. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные личным составом мужество и отвагу, 6 декабря 1941 года 526-й ИАП был удостоен звания "Гвардейский" и стал именоваться 2-м ГвИАП.

В 1942 году полк участвовал в сражении за Сталинград. В 1943 году воевал на Брянском, Западном, Северо - Западном, Калининском и Волховских фронтах.

Н.П.Пушкин.

В одном из первых боевых вылетов на новом месте службы Пушкин вместе с тремя другими лётчиками, выполнявшими разведывательное задание на ЛаГГ-3, был атакован 10 Ме-109. Воздушный бой продолжался 45 минут. Пушкин сбил 2 "Мессера", все "ЛаГГи" вернулись на свой аэродром.

В октябре 1942 года 2-й Гвардейский ИАП получил первые Ла-5. К маю 1943 года Николай Пушкин выполнил 380 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил 7 самолётов лично и 9 в группе.

Летом 1943 года лётчики полка вели воздушные бои под Курском. Так, 14 июля 1943 года 8 Ла-5 с ведущим командиром 2-й эскадрильи Гвардии капитаном Н. П. Пушкиным провели схватку с 27 бомбардировщиками Не-111 и 8 истребителями прикрытия FW-190, сбили 4 "Хейнкеля". Свои потери составили 1 экипаж.

За период с 18 июля по 10 августа 1943 года, ведя напряжённые воздушные бои на Орловско - Брянском направлении, полк сбил 39 самолётов противника. При этом полностью сохранил свою боеготовность. К тому времени Гвардии капитан Н. П. Пушкин уничтожил 10 самолётов противника лично и 9 - в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Пушкину Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1115 ).

Уроженцу рязанской земли, лётчику - истребителю Николаю Пушкину довелось в годы войны бить врагов и от имени... монгольских крестьян - аратов. Трудящиеся Монголии собрали и передали Советской Армии деньги на строительство новых самолётов. И попросили вручить эти машины лучшим советским лётчикам. Когда с конвейера военного завода сошли 13 новеньких истребителей Ла-5, командование решило передать их в эскадрилью Гвардии капитана Н. П. Пушкина. Эскадрилью так и назвали - "Монгольский Арат".

Ла-5ФН из состава 2-го ГвИАП.

Боевой счёт на новых самолётах открыл Гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, сбивший вражеского воздушного разведчика. Затем одержали победы в воздушных боях лётчики А. П. Калинин, М. Е. Рябов, Г. И. Бессолицын. До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт.

Потом эскадрилья сражалась в небе над Украиной и Польшей, принимала участие в штурме Берлина. После Н. П. Пушкина, выдвинутого вскоре на должность заместителя командира полка, ею командовал Н. Я. Зенькович, затем - Гвардии капитан И. Т. Кошелев. За свои боевые подвиги лётчики были награждены не только советскими, но и монгольскими орденами Красного Знамени, которые вручал посол Монгольской Народной Республики в СССР.

Н.П.Пушкин.

Зрелых воздушных бойцов командование всегда выдвигало на высшие должности. В ноябре 1943 года командир эскадрильи "Монгольский Арат" Гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка полка по лётной подготовке. Весной и летом 1944 года ведёт бои над территорией Румынии.

В июле 1944 года Н. П. Пушкин был назначен заместителем командира 482-го авиаполка в соседнем 5-м истребительном авиационном корпусе. В его составе он принимал активное участие почти во всех крупных воздушных боях на пути от Белоруссии до Берлина. В составе этого полка сражался на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. На заключительном этапе войны сражался в составе 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка на 1-м Украинском фронте.

Всего за время войны Гвардии майор Н. П. Пушкин совершил 490 успешных боевых вылетов  ( 80 из них - на штурмовку )  на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. В 75 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих последних исследованиях указывает на 10 личных и 9 групповых побед лётчика. ]

После окончания войны Николай Петрович ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы в городе Липецк, в 1955 году и Военно - Воздушную академию в подмосковном городе Монино.

С 1966 года Гвардии полковник Н. П. Пушкин - в запасе, а затем в отставке. Жил и работал в городе Балашиха Московской области. Умер 23 октября 2007 года.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. П. Пушкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.06.1942 г.1  Ju-88зап. Спасская ПолистьЛаГГ-3, Ла-5.
204.12.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Хрущево
314.01.1943 г.1  Ме-109Рабочий посёлок № 9
414.07.1943 г.1  Не-111Берестна
506.08.1943 г.1  FW-190Хотынец

      Всего сбитых самолётов - 7 + 9  [ 4 + 1 ];  боевых вылетов - 490;  воздушных боёв - 75.




Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz