Сиротин Вячеслав Фёдорович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Сиротин Вячеслав Фёдорович

Сиротин Вячеслав Фёдорович

Вячеслав Сиротин родился 22 сентября 1913 года в Санкт - Петербурге, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал токарем. В 1934 году был призван в ряды Красной Армии и получил направление в лётное училище. В 1937 году окончил 9-ю  ( Харьковскую )  военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей.

С июня 1941 года старший политрук В. Ф. Сиротин на фронтах Великой Отечественной войны. По октябрь 1941 года служил в 123-м истребительном авиационном полку, летал на И-153 и Як-1. Дрался храбро, самоотверженно. Число сбитых им вражеских самолётов быстро росло. Старший политрук 1-й эскадрильи 123-го ИАП Вячеслав Сиротин стал одним из самых результативных лётчиков первых дней войны. Во время пребывания в 123-м ИАП сбил 8 самолётов противника. Уже в конце декабря 1941 года был награждён орденом Ленина.

Из материалов наградного листа на капитана В. Ф. Сиротина:

"В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. Командуя эскадрильей 123-го ИАП на Белорусском фронте, ведя ожесточённые воздушные бои, произвёл 30 боевых вылетов на отражение бомбардировщиков противника и лично сбил 6 самолётов.

25.06.1941 года вылетел на перехват группы бомбардировщиков шедших под прикрытием истребителей для бомбометания города Слуцк. Встретив бомбардировщиков на подступах к городу, капитан Сиротин с восьмёркой И-153 вступил в неравный бой с противником, смелая атака советских истребителей расстроила боевые порядки бомбардировщиков и не дала возможности сбросить бомбы по цели. В завязавшемся воздушном бою сбил одного бомбардировщика Ю-88 и истребителя Ме-109. Сам капитан Сиротин получил ранение, но сумел придти на свой аэродром и благополучно посадить самолёт.

С 5.08.1941 года по 15.09.1941 года в составе 123-го ИАП участвовал в обороне города Москвы. Отражая ночные налёты бомбардировочной авиации противника на столицу произвёл 41 боевой вылет, из них 35 - ночью.

В сентябре 1941 года эскадрилья капитана Сиротина перебрасывается на защиту Ленинграда. Противник, стараясь овладеть городом, производили массовые налёты на город и военно - морскую базу Кронштадт. Советские истребители, отражая эти налёты, день и ночь вели упорные бои и одерживали победы.

Лётчики, перенося все трудности блокады, по 12 - 16 часов в сутки не выходили из кабин самолётов и производили по 8 - 9 вылетов в день. Командир авиаэскадрильи капитан Сиротин со своими лётчиками успешно выполнял самые трудные задания командования, штурмовал аэродром противника Северский, уничтожал аэростаты - корректировщики артиллерийского огня по Ленинграду, отражал налёты на Кронштадт.

29.09.1941 года, вылетев с 12 самолётами Як-1 на прикрытие морских судов в Финском заливе, встретил до 50 бомбардировщиков Ю-88. Атаковав противника с хода заставил его сбросить бомбы в залив. В завязавшемся воздушном бою группа советских истребителей, руководимая капитаном Сиротиным, сбила 7 самолётов противника и без потерь вернулась на свой аэродром.

На Ленинградском фронте капитан Сиротин произвёл 56 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника и 1 аэростат.

Всего с начала войны выполнил по 1.01.1942 года выполнил 189 боевых вылетов, провёл 55 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника и 1 аэростат. За успешное выполнение заданий командования награждён орденом Ленина".

11 октября 1941 года Сиротин был ранен в воздушном бою. После госпиталя в свой полк уже не вернулся.

С апреля 1942 года по 1943 год служил в 238-м истребительном авиационном полку, где летал на ЛаГГ-3.

С июня 1943 года сражался в составе уже 17-го истребительного авиационного полка.

К октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  ( 190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника.

Из материалов наградного листа на капитана В. Ф. Сиротина:

"С 22.06.1944 года участвует в боях на 1-м Прибалтийском фронте в должности помощника командира 17-го ИАП по воздушно - стрелковой службе. В воздушных сражениях по освобождению Советской Прибалтики проявил исключительные образцы отваги и мужества в схватках с противником. Систематически летал на выполнение боевых заданий, в основном на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, произвёл 62 успешных боевых вылета. Штурмовики и бомбардировщики, сопровождаемые истребителями под командованием капитана Сиротина, потерь от истребителей противника не имели.

В.Ф.Сиротин

В воздушных боях лично сбил 7 самолётов ФВ-190, тактически грамотно проводил бои с противником. Отлично пилотируя боевой самолёт, умело используя все качества истребителя, смело вступает в бои и учит этому своих подчинённых.

11.07.1944 года прикрывая звеном 1-й танковый корпус встретил 6 самолётов ФВ-190 пытавшихся бомбить танки на исходных позициях. Вступил в воздушный бой с превосходящими силами противника, благодаря стремительности и смелости атаки одержал полную победу. Было сбито 2 ФВ-190, из них один - лично капитаном Сиротиным. Остальные самолёты противника сбросили бомбы на свои войска и бежали с поля боя. За успешные выполнения боевых заданий командования по освобождению Советской Прибалтики от немецких захватчиков награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В процессе боевой работы капитан Сиротин обучил молодой лётный состав полка отличной стрельбе в воздухе. Лётчики успешно выполняют боевые задания, смело и грамотно проводят воздушные бои.

За период с 26.06.1944 года полк произвёл 1640 успешных боевых вылетов, проведено 45 групповых воздушных боёв, в которых сбито 89 самолётов противника ФВ-190, имея при этом боевых потерь лётного состава 10 человек и материальной части 19 самолётов  ( небоевые потери: лётного состава - нет, материальной части - 5 самолётов ).

Капитан Сиротин всесторонне развит, дисциплинированный и тактичный офицер. Как руководитель лётчик - истребитель пользуется большим авторитетом у личного состава полка.

За успешно произведённые 233 боевых вылета, лично сбитые 15 самолётов противника и проявленные при этом отвагу и геройство достоин присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года майор Сиротин Вячеслав Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Во времена Второй Мировой войны весьма распространенными были аллегорические рисунки, чаще всего изображавшие животных - зверей или птиц, наносимые на борта и капоты самолётов. Одним из примером может служить и "Аэрокобра" Вячеслава Сиротина.

Р-39 В.Сиротина

Истребитель Р-39 В. Ф. Сиротина.  17-й ИАП, апрель 1945 года.

Р-39 Сиротина
Вячеслав Сиротин в кабине своей
"Аэрокобры", весна 1945 года.
В. Ф. Сиротин в кабине своей машины

Р-39 В.Ф.Сиротина

В.Ф.Сиротин

В конце 1944 года лётчики полка сражались над Балтикой и Польшей. Войну закончили в Восточной Пруссии, участвуя в штурме Кёнигсберга и Пиллау. С 1943 года Вячеслав Сиротин воевал на "Аэрокобре".

13 мая 1945 года лётный состав полка сдаёт самолёты в 5-ю Гвардейскую ИАД и 24 мая в составе 190-й ИАД перебазируется на аэродром Уккурей, где переучивается на самолёты Р-63 "Кингкобра". 9 августа 1945 года 17-й ИАП перебрасывается на Дальний Восток на аэродром "Урал" - 20 км восточнее Танзак - Булак.

В середине августа 1945 года майор В. Ф. Сиротин принял командование полком, который участвует в боевых действих с японцами в составе 190-й ИАД 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта.

За период этой короткой войны лётчики полка сумели одержать лишь одну победу в воздухе - противника практически не было. Тем не менее, Вячеслав Сиротин оказался причастен к этой единственной победе.

15 августа во время доставки наступающим сухопутным войскам горючего транспортный самолёт, командиром экипажа которого был лейтенант Смульский, атаковала пара японских истребителей. На выручку вылетели лётчики 17-го авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Сиротин со своим ведомым И. Ф. Мирошниченко. Они смело отразили все атаки японских истребителей. При этом, благодаря опытному руководству ведущего, Мирошниченко сбил один вражеский самолёт. Другой скрылся, уйдя на бреющем полёте.

*     *     *
Р-63 В.Ф.Сиротина.

Последней машине В. Ф. Сиротина повезло: "Кингкобра" была передана англичанам,
сегодня её можно увидеть в музее Королевских воздушных сил в Даксфорде.

Борт Р-39 В.Ф.Сиротина.

К моменту окончания военных действий, командир 17-го истребительного авиационного полка майор В. Ф. Сиротин совершил около 330 успешных боевых вылетов и провёл более 60 воздушных боёв. Дважды был ранен, но оставался в боевом строю.

Число его воздушных побед в различных источниках трактуется по - разному. Так, на многих рисунках его "Аэрокобры" приводится изображение 26 звёзд на двери кабины и, соответственно, указывается на 26 побед. Однако, на всех известных фотографиях самолёта, звёзд присутствует только 21. При этом, некоторые авторы, например М. Ю. Быков, указывают на 21 личную победу.

Обратите внимание на такой факт: одна их звёзд  ( 4-й ряд справа )  заметно отличается от других своим размером и цветом. Это может быть: либо отметка о групповой победе, либо о сбитом на Ленинградском фронте аэростате.

Р-39 В.Ф.Сиротина.

Р-39 В.Ф.Сиротина.

Р-39 В.Ф.Сиротина.

Р-39 В.Ф.Сиротина.

Могила В.Ф.Сиротина.

Зарубежные историки Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина" пишут следующее: "К октябрю 1944 года имел на своём счету 15 побед... К февралю 1945 года счёт побед возрос до 21, а в конце войны - до 26".

22 сентября 1945 года 17-й авиаполк возвращается на аэродром Варфоломеевка. С 15 июня 1946 года, в составе 190-й ИАД, переводится в 9-ю Воздушную армию Приморского военного округа с базированием на аэродроме Хороль. 19 июня 1946 года полк получает пополнение в количестве 19 самолетов Р-63, а 17 апреля 1947 года на основании приказа по 9-й Воздушной Армии № 042 получает пополнение лётным составом в количестве 15 человек из расформированного 5-го ИАП и принимает организационно структуру четырёхэскадрильного состава. В 1947 году в полку было 65 лётчиков, 52 самолёта Р-63.

7 августа 1948 года майор В. Ф. Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Для его боевых товарищей, сослуживцев это была горькая, невосполнимая утрата. Чтя память о друге, они бережно ухаживали за его могилой, находящейся недалеко от военного городка. Но прошли годы, сменилось не одно поколение лётчиков, и сегодня в городке и во всей округе уже мало кто знает, что на старом, заброшенном кладбище похоронен лётчик - ас, Герой Советского Союза...

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. Ф. Сиротина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.06.1941 г.1  Ju-88аэродром ПинскИ-153, Як-1, ЛаГГ-3,

Р-39 "Аэрокобра".

223.09.1941 г.1  Ме-109Средняя Рогатка
330.06.1944 г.1  FW-190Зелёный Городок
410.07.1944 г.1  FW-190Даугаляй
511.07.1944 г.1  FW-190юго - зап. Салакас
601.08.1944 г.1  FW-190зап. Побертай
715.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Барбаны
814.09.1944 г.1  FW-190ст. Плоканишки
915.09.1944 г.1  FW-190юж. окр. Рига
1014.10.1944 г.1  FW-190юго - зап. Мемель
1122.10.1944 г.1  FW-190юго - вост. Либава
121  FW-190юго - вост. Либава
1318.11.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Прекуле
1421.12.1944 г.1  FW-190аэродром Салдус
1516.01.1945 г.1  FW-190Приэкуле

       Всего сбитых самолётов - 21  [ 15 ]  + 0;  боевых вылетов - 326;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz