Тарасов Павел Тимофеевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Тарасов Павел Тимофеевич

Тарасов Павел Тимофеевич

Родился в 1914 году в посёлке Игрень, ныне в черте города Днепропетровска, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и железнодорожный техникум. С 1934 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант П. Т. Тарасов на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1942 года сражался в составе 15-го ИАП, летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5; с апреля 1943 года по апрель 1944 года - в 812-м ИАП, на Як-1, Як-7 и Як-9; по май 1944 года - в 274-м ИАП; по июль 1944 года - в Управлении 265-й ИАД.

К декабрю 1943 года командир 812-го истребительного авиационного полка  ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт )  майор П. Т. Тарасов произвёл 235 боевых вылетов. Проведя 81 воздушный бой, сбил 24 самолёта противника.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 300 боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 30 самолётов противника лично и 3 - в составе группе, ещё 7 самолётов уничтожил на земле.

Инспектор по технике пилотирования 265-й истребительной авиационной дивизии  ( 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  майор П. Т. Тарасов погиб 29 июля 1944 года при выполнении учебно - тренировочного полёта. Похоронен в местечке Вяпряй Укмергского района   ( Литва ).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Свой боевой счёт старший лейтенант Павел Тарасов открыл в первый же день войны, сбив немецкого разведчика Hs-126. Прирождённый пилотажник, он в полной мере познал все ипостасии воздушного бойца: сбивал самолёты противника и садился на вынужденную, горел и прыгал с парашютом, попадал в "клещи" и с тараном вырывался из них, штурмовал неприятельские войска и прорывался сквозь шквал зенитного огня...

В составе 15-го ИАП, в части, одной из первых в ВВС РККА вооружённой новейшими в то время истребителями Як-1, он прошёл путь от командира звена до командира полка. Однако, войну он начал на истребителе МиГ-3. В первые дни войны сбил 4 самолёта противника.

5 июля 1941 года Тарасов в одном бою сбил 3 самолёта противника. В тот же день в следующем полёте на разведку над городом Остров Псковской области Тарасова зажали 7 Ме-109. Они устроили вокруг него "карусель": 5 "Мессеров" кружили вокруг него, не выпуская из круга, а пара беспрерывно атаковала - один спереди сбоку, другой - сбоку с хвоста. Подскочив, выпустив пулемётную очередь, немцы отворачивали. Вот один Ме-109 подлез слишком близко и получил очередь прямо в мотор. Он в штопоре свалился на землю. Такая же участь постигла и второго. Но и машина Тарасова была сильно повреждена. Он почувствовал, что ещё миг - и самолёт потеряет управление. Раздумывать было некогда. Тарасов рванулся в сторону вражеского самолёта и ударил по нему своим израненным "МиГом".

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине Павел Тарасов встретил войну.

От удара его истребитель перевернуло в воздухе. Тарасова выбросило из кабины. Он успел выдернуть кольцо парашюта. Падение удачно смягчило моховое поле на болоте. Лётчик ушёл под зелёный покров. Потеряв 3 самолёта в этой схватке, немцы с остервенением обстреливали всё болото. Тарасов был ранен в обе руки и обе ноги, но сумел выбраться из болота и пришёл в часть.

Тарасов был лётчиком высочайшего класса. Его дерзкие атаки ошеломляли врагов. Он вступал в бой с превосходящим численностью противником и наносил ему урон.

Павел Тимофеевич Тарасов родился в 1914 году в посёлке Клочко Нижнеднепровского района Днепропетровской области. Вырос в рабочей семье. Окончил 7 классов и поступил в железнодорожный техникум, но проучился только 2 года. Нет, не железная дорога стала его призванием. Он мечтал о небе. В 1935 году окончил Ворошиловградскую военную школу лётчиков и получил назначение в 106-ю авиаэскадрилью 40-й бригады. В 1937 году, с двумя кубиками в петлицах, он считался уже опытным лётчиком. В 1940 году вступил в члены КПСС.

На фронте Тарасова не раз выручало лётное мастерство. 8 сентября 1941 года он вёл тяжёлый бой. Силы были неравными. Тарасов получил ранение в голеностопные суставы ног. В таком состоянии он сумел посадить самолёт в расположении наших войск.

Тарасов у своего МиГ-3

П. Т. Тарасов у своего повреждённого в бою "МиГа", осень 1941 г.

После очередного излечения, Павел Тарасов вернулся в строй. Воевал под Москвой и Ленинградом. Одним из первых на Северном фронте он стал подвешивать к истребителю МиГ-3 две 50-кг бомбы. Своими меткими штурмовыми ударами выводил из строя технику врага и живую силу.

Лётчики 15-го полка успешно выполняли задачи по охране Ленинграда от ударов фашистской авиации, обеспечивали успешное выполнение задач транспортной авиации по снабжению осаждённого города продовольствием и боеприпасами, а также эвакуации раненых из города. За период боевых действий с 22 июня по 16 декабря 1941 года полк произвёл 2080 боевых вылетов. За этот период проведено 437 воздушных боев, в результате которых сбито 78 самолётов противника и 17 уничтожено на земле. Наши потери составили - 83 самолёта  ( в первый день войны противником было уничтожено на земле 40 наших самолётов ), погибло 39 лётчиков и 3 техника.

20 декабря 1941 года полк направлен в город Чебоксары Чувашской АССР для получения самолётов и доукомплектования личным составом. Получили 21 самолёт ЛаГГ-3. После переучивания на новом типе самолёта, полк в июне 1942 года прибыл в распоряжение 226-й истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии.

С 4 июня по 6 июля 1942 года 15-й ИАП вёл боевые действия на Воронежском фронте, а с 7 июля - на Брянском. Наши лётчики непрерывно патрулировали в воздухе. Авиация противника группами по 18 - 20 и более самолётов совершала налёты на наши железнодорожные узлы и другие объекты. Самолёты полка часто по тревоге взлетали для отражения этих налётов. Наши имели возможность поднять в небо не более 8 - 10 самолётов. Но лётчики вступали в бой, не считая врагов, расстраивали их боевые порядки, не давая возможность прицельно бомбить.

25 июня командир полка Герой Советского Союза майор В. Н. Калачёв повёл четвёрку истребителей, в составе которой были Николай Токарев и Павел Тарасов в паре с Ильёй Баланенко. Показалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении Ме-109. Калачёв и Токарев связали боем шестёрку истребителей, а Тарасов и Баланенко врезались в строй бомбардировщиков. От метких очередей свалились на землю 2 "Юнкерса". Эта дерзкая атака нарушила боевой порядок врага. Тарасов и Баланенко вели беспрерывные атаки, не допуская врагов к цели. В схватке с истребителями Калачёв сбил Ме-109. И враг дрогнул. Беспорядочно сбросив бомбы, "Юнкерсы" поспешно разворачивались и уходили на запад. Задание было выполнено, бомбардировщики не допущены к объекту.

На следующий день, 26 июня, майор В. Н. Калачёв сбил "Юнкерс". А. Васин, П. Очеретько и штурман полка П. Тарасов сбили по 2 вражеских самолёта. Своих потерь не было.

П.Т.Тарасов принимает поздравления с 11-й победой.
Комиссар полка Майор А. М. Журавлёв
поздравляет Капитана П. Т. Тарасова
с 11-м сбитым самолетом противника.
Сталинградский фронт, 1942 год.

28 июня 1942 года стал для полка трагическим. В этот день, при таране вражеского самолёта, погиб командир 15-го истребительного авиаполка имени Ф. Э. Дзержинского Герой Советского Союза Владимир Николаевич Калачёва. На его место был назначен капитан Тарасов Павел Тимофеевич. В минувших боях он проявлял беспредельное мужество. Среднего роста, крепкого сложения и очень добродушный по натуре, он был строгим и требовательным командиром. Умело руководил боевыми действиями в воздухе, в трудных ситуациях боя мгновенно бросался на выручку товарища. Под руководством П. Т. Тарасова полк с честью выполнил поставленные перед ним задачи.

8 июля 1942 года Павел Тарасов впервые на фронте использовал радиосвязь на истребителе. Находясь в воздухе, он был наведен на самолёт "Хейнкель-111" и сбил его.

9 августа 1942 года в одном из воздушных боёв таранил вражеский бомбардировщик. В журнале боевых действий полка этот случай отражён так:

"В ожесточённой воздушной схватке, уничтожив ФВ-189 и расстреляв боекомплект, на глазах личного состава полка плоскостью своего ястребка сбил ведущий Хе-111. Сам приземлился на самолёте".

4 сентября 1942 года 15-й авиаполк под командованием капитана П. Т. Тарасова прибыл в район Сталинграда на аэродром Средняя Ахтуба. В полку было 20 самолётов Ла-5 и несколько ЛаГГ-3.

Сразу же, 5 сентября начались боевые вылеты. В этой исключительно трудной обстановке не было времени ни для отдыха, ни для тщательной подготовки. Ежедневно личный состав выполнял тяжёлые изнурительные задания. Наши истребители непрерывно вели бои, стараясь не допустить к городу вражеские самолёты. В иные дни делали по 8 - 10 вылетов. Не вылезая из кабин, докладывали о результатах боёв. Иногда даже обедали на старте. Здесь же заправляли самолёты горючим, а по тревоге немедленно взлетали. Боевые группы формировались в воздухе, команды отдавались по радио. Трудно давались победы в течение всей войны, но такого напряжения, таких трудностей, как в Сталинграде, никогда не испытывали. Никто не думал об усталости, люди рвались в бой.

Боевая работа полка становилась всё более напряжённой. Несколько лётчиков погибло, некоторые лечились после ранений. Нагрузка каждого лётчика увеличилась. Но никто об этом не думал. Больше всех вылетали на задание командир полка, командиры эскадрилий и звеньев, подавая пример всем лётчикам. Ничто так не повышало авторитет командира, как его личное участие в бою и победы над врагом.

9 сентября командир 15-го ИАП П. Т. Тарасов повёл 5 самолётов на прикрытие наземных войск в районе Манино - Бекетовка - Елшанка, 3 самолёта составляли ударную группу, 2 - прикрывающую. В районе прикрытия Тарасов увидел 2 FW-190, которые выходили из пикирования после бомбометания. Тарасов пошёл в атаку сверху в лоб и открыл огонь по ведущему. "Фоккер" загорелся и упал в районе Елшанки. Второго атаковал Васин. Ударил сверху сзади с дистанции 75 - 100 метров. "Фоккер" упал юго - восточнее Бекетовки. Прикрывающая группа связала боем 2 Ме-109, которые безуспешно пытались атаковать нашу ударную группу. Лётчик Семенцов сбил один Ме-109. Все наши самолёты возвратились на базу.

10 сентября П. Т. Тарасов повёл 7 Ла-5 на прикрытие наших войск в районе Песчанка - Елшанка - совхоз "Горная поляна". В ударной группе было 4 самолёта, в прикрывающей - 3. Шли на высоте 500 метров. Увидели 9 Ju-88. Тарасов определил каждому цель. В результате энергичной атаки сверху, 4 "Юнкерса" были сбиты, остальные сбросили бомбы вне цели и ушли на запад. Во время атаки 4 Ме-109 пытались напасть на наши самолёты, но были отогнаны группой прикрытия.

В ходе боёв за Сталинград полк лишился значительного количества самолётов. Командир полка с группой из 10 лётчиков убыл за самолётами. Велись учебные полёты, полк готовился к решающим боям.

19 ноября 1942 года наши войска перешли в наступление, начался разгром армии Паулюса. Полк на новых самолётах включился в напряжённую боевую работу. Летали на сопровождение штурмовиков, вели охоту, уничтожали транспортные самолёты противника, паровозы, автомашины и солдат, делали налёты на вражеские аэродромы, уничтожали технику.

1 декабря с рассвета начали сбрасывать листовки над окружённой группировкой Паулюса. В этих листовках командование Советской Армии предлагало вражеским солдатам и офицерам сложить оружие, чтобы не допустить напрасного кровопролития. У лётчиков не было опыта в разбрасывании листовок. Пришлось продумать как разместить пачки в кабинах и как выбросить их, чтобы они, отделившись от самолёта, разлетались.

На задание полетел командир полка П. Т. Тарасов в паре с Василием Гущиным. Считая исключительно важным это задание, второй парой полетел комиссар полка А. М. Журавлёв с Николаем Руденко. На пути к цели не встретили истребителей врага, молчали и зенитки. По команде Тарасова от самолётов начали отделяться листовки. За самолётами потянулись разноцветные шлейфы, они медленно приближались к земле. Их выбросили в этот раз многие тысячи.

В это время комиссар увидел впереди чуть ниже транспортный самолёт Ju-52. Круто развернув истребитель, Журавлев пошёл на сближение с "Юнкерсом" и с 200 метров открыл огонь. Очередь прошила фюзеляж Ju-52 и тот, резко клюнув, пошёл к земле...

В период Сталинградской битвы 15-й истребительный авиаполк имени Ф. Э. Дзержинского под руководством капитана П. Т. Тарасова с честью выполнил поставленные перед ним задачи и был отведён на переформирование.

В декабре 1942 года капитан П. Т. Тарасов был назначен на должность помощника командира 812-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе. К тому времени он совершил 146 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.

Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, Иван Васильевич Фёдоров:

"Хорошо помню, как его впервые представляли личному составу нашего полка. Перед строем появились командир полка и незнакомый нам капитан с орденами Красного Знамени и Красной Звезды на груди. Он прихрамывал. Плотная, коренастая фигура, несколько грузная походка, вялые движения рук чем-то напоминали Чкалова.

- Наш новый помощник командира полка по воздушно - стрелковой службе Тарасов Павел Тимофеевич, - сказал командир. - Прошу любить и жаловать. - Подумав немного, добавил: - И учиться у Павла Тимофеевича воевать. У Тарасова - большой опыт воздушных боёв..."

Тарасов дрался самоотверженно, бесстрашно. Его боевой счёт увеличился до 22-х самолётов, сбитых лично, 3-х - в групповых боях, 7 фашистских самолётов он уничтожил на земле.

Павел Тимофеевич очень дорожил товарищеской поддержкой в бою. "Сам погибай, а товарища выручай" - была его любимая поговорка. Более 10 лётчиков полка считали Тарасова своим спасителем: в критический момент боя, когда, казалось, уже не было выхода, когда превосходящий в силах противник брал верх, неизвестно откуда, словно по мановению волшебной палочки, в самую гущу боя вихрем врывался Тарасов, и положение менялось в нашу пользу. Отважного лётчика благодарили, а он только отмахивался:

- Ну, а как же по-другому ?   Ты бы сам так поступил.

Это был глубоко порядочный, бесстрашный человек, настоящий ас, признанный мастер воздушного боя..."

Як-1Б из 3-го ИАК

Истребитель Як-1Б.  На такой машине сражался Павел Тарасов в 812-м ИАП.

П.Т.Тарасов

Прекрасный пилотажник, расчётливый и мужественный воздушный боец, Тарасов был терпеливым и выдержанным наставником молодых лётчиков. Среди тех, кто был обязан ему многими из своих неотразимых боевых приёмов, был известный впоследствии ас - С. П. Калугин, некоторое время бывший ведомым Тарасова. "Удержаться в бою за Тарасовым было непросто, - вспоминал о нём другой блестящий лётчик - И. В. Фёдоров, - его резкий, непредсказуемый для прочивника пилотаж ставил иногда в тупик даже сильных ведомых".

28 мая 1943 года под Новороссийском, в паре с лейтенантом С. П. Калугиным, он прицельными очередями повредил, а затем привёл на свой аэродром и заставил сесть немецкий истребитель Ме-109G-4/R-6. Лётчик унтер - офицер Герберт Мейслер  [ Herbert Meissler ]  из состава 52-й эскадры, а именно это сильнейшее истребительное соединение Люфтваффе сражалось на Кубани, был пленён, а на повреждённый "Мессер" приехал взглянуть командир 3-го истребительного авиационного корпуса Е. Я. Савицкий. Через несколько дней этот самолёт был восстановлен и позднее экспонировался в Москве на выставке трофейного оружия.

Бывший командир 3-го ИАК дважды Герой Советского Союза маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий так вспоминал об этом эпизоде:

"...В штабе корпуса парторг 812-го авиаполка капитан Н. М. Лисицын доложил, что лётчики П. Т. Тарасов и С. П. Калугин посадили на аэродром немецкий "Мессершмитт-109".

- Говорят, решили к Первомаю подарок для вас сделать, - пряча улыбку, пояснил Лисицын. - Тарасов утверждает, что вы, товарищ генерал, уже летали однажды на "Мессере". Вот и привели немца, как бычка на верёвочке...

- И пилот жив ? - заинтересовался я.

- А что ему сделается !   Матерится только по - своему, по - немецки, дескать, как это его, аса, к полосе прижали. У него там, на фюзеляже, действительно какой - то рыцарский щит намалёван...

Немецкий пилот и впрямь оказался важной птицей. И во Франции воевал, и в налётах на Лондон принимал участие... Ему и фамильный герб разрешили нарисовать на самолёте в знак признания былых заслуг. А тут, под Новороссийском, надо же, угораздило нарваться на двух русских парней - капитана П. Т. Тарасова и его ведомого лейтенанта С. П. Калугина !

На допросе пленный поначалу напускал на себя важность, потом признал, что накопленный в Европе опыт помогает мало, что воевать с русскими не в пример труднее и что борьбу за господство в воздухе они здесь, на Кубани, ничинают проигрывать..."

Ну, а если рассматривать этот эпизод подробнее, то произошло всё это так.

...За станицей Пашковской, взрывая утреннюю тишь, надрывно ревели моторы - полк готовился к боевой работе. Оставляя на росистой траве тёмные тропки, прошли к самолётам два друга: капитан Павел Тарасов и лейтенант Сергей Калугин. Они собирались лететь на "свободную охоту". Через несколько минут, оставляя тающие стежки дыма, истребители скрылись в прозрачном небе. Они направились к станице Крымская за очередными трофеями.

А.И.Новиков и П.Т.Тарасов
П. Т. Тарасов  ( слева )  и А. И. Новиков.

Солнце уже поднялось, ударив лётчикам в спину. Капитан Тарасов сличил карту с местностью - всё в порядке. Вскоре на горизонте показались вспышки огня и клубы чёрного дыма. Приближалась "Голубая линия" - передний край битвы.

Павел Тарасов всматривался в голубое небо, подёрнутое белой плёнкой облаков. "Свободная охота" была его страстью. Уже не раз он летал со своим "щитом" - Сергеем Калугиным, задиристым на земле, собранным и дерзким в воздухе. За это по - братски и любил его Павел Тарасов, воин, боевая слава которого далеко шагнула тогда уже за пределы родного полка.

Где - то в стороне остались бурые облачка зенитных разрывов. И вдруг, в шлемофоне раздался голос Калугина:

- Батя !   Справа "Мессеры" !

Капитан накренил самолёт и, увидев под собой четвёрку немецких Ме-109, скомандовал своему ведомому:

- Прикрой, атакую !

Калугин видел, как из пушки командирской машины вырвалось пламя, огненная трасса, прочертив небо, врезалась в тело "Мессера". Вздрогнув, самолёт врага неуклюже перевернулся и стал падать.

Неожиданно впереди себя Сергей увидел желтоносого "Мессера". Прицелевшись, нажал на гашетку... Второй Ме-109 пыхнул дымком и повалился вниз. Третьего немца, а по личному счёту уже 18-го, сбил опять Тарасов. Четвёртый оказался храбрым, искусным бойцом. Его не смутила мгновенная гибель сообщников. Увертываясь от атак наших истребителей, немецкий пилот сам переходил в наступление и открывал огонь. Однако он только одного не учёл: замысла наших лётчиков. Когда линия фронта осталась далеко позади, а вражеский истребитель без боекомплекта, Тарасов передал ведомому:

- Сергей !   Немец отстрелялся. Заходи слева !

Лётчики подошли к "Мессершмитту" с двух сторон, знаками давая понять: "Пойдём на посадку !"

П.Т.Тарасов у посаженного Ме-109.

Немец замотал головой. Стараясь уйти, бросил машину в пикирование, но наша пара неотступно следовала за ним. Немец было метнулся вправо, однако, чуть не наткнувшись на пулемётную трассу, выпущенную капитаном П. Т. Тарасовым, сразу же прекратил разворот.

Так они и прилетели на наш аэродром "тройкой": впереди шёл пленённый "Мессер", а сзади, с обеих сторон, словно в почётном эскорте - два "Яка"...

П.Т.Тарасов у посаженного Ме-109.

Этот трофейный "Мессершмитт-109" сослужил добрую службу. На нём командир корпуса Е. Я. Савицкий проводил показательные воздушные бои, передавал опыт лётному составу, а также выполнял специальные задания.

К декабрю 1943 года, будучи уже командиром 812-го авиаполка, майор П. Т. Тарасов уничтожил в воздушных боях 24 вражеских самолёта. Позже он освобождал Белоруссию и Прибалтику.

П.Т.Тарасов у посаженного Ме-109.

П.Т.Тарасов у посаженного Ме-109.

П.Т.Тарасов

Во главе полка Тарасов воевал на Миус - фронте, под Никополем, в Запорожье, Крыму, в должности инспектора по технике пилотирования 265-й ИАД участвовал в Белорусской операции...

В феврале 1944 года аэродромы 3-го ИАК были расположены близ Днепра. Совсем недалеко были родные места Павла Тарасова. Почти 3 года он ничего не знал о своих близких. Тревожно было на душе: долго там хозяйничали немцы. Напряжённая боевая работа не позволяла надеяться на возможность посетить семью. Вечерами Павел становился задумчивым.

В один из дней, когда наступило сравнительное затишье и боевая работа была менее напряжённой, командир полка разрешил Тарасову съездить в освобождённый Днепропетровск разыскать родных. Они до войны жили близ города в посёлке Нижне - Днепровске. Родительский дом оказался разрушенным. На его месте была землянка, в которой ютились его родители, жена и дочь. Счастье встречи омрачилось картиной страшных разрушений в посёлке, в порту, на металлургическом заводе. Много печального рассказали родные о годах фашистской неволи. Вернулся в полк и рассказал товарищам обо всём, что видел. Негодованию лётчиков не было предела: "Бить их, гадов, надо и гнать быстрее с нашей земли !".

26 самолётов противника сбил к тому времени Павел Тарасов. Награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени. 13 апреля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В битве за Крым весной 1944 года самое активное участие принимали авиаторы 8-й Воздушной армии, в честь которых на Малаховом кургане установлен монумент. Среди авиасоединений этой армии важную роль играл 3-й ИАК генерала Е. Я. Савицкого.

Як-7Б П.Т.Тарасова. Декабрь 1943 года.

Первой апрельской победой 812-го ИАП стал Ме-109, уничтоженный Петром Пескарёвым 7 числа. Во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар по аэродрому Ички  ( ныне райцентр Советское ), месту базирования самолётов противника. Подлёт к цели происходил над морем на "бреющем" вдоль Арабатской стрелки, и удалось достичь полной внезапности - зенитки противника сначала не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. В результате налёта на земле были сожжены 4 Ju-87 и "разбиты" 5 FW-190. В штурмовке отличились: командир 812-го полка И. Попов, а также лётчики П. Тарасов, А. Машенкин, И. Фёдоров, П. Пескарёв, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.

Павел Тарасов был глубоко порядочным и бесстрашным человеком, признанным мастером воздушного боя, спасшим жизнь более 10 лётчикам. Но... война, есть война... 29 июля 1944 года на аэродроме Лепель ему поручили облетать отремонтированный "Як". После ремонта нужно проверить машину на всех режимах, чтобы лётчик, идущий в бой, не сомневался в исправности техники. В наборе высоты, горизонтальном полёте всё было нормально, но вот Тарасов начал выполнять фигуры сложного пилотажа, и тут случилась беда - при выводе из пикирования отвалилась одна из плоскостей самолёта. "Як" вошёл в крутой штопор и, вращаясь, стал быстро терять высоту. В такой ситуации лётчику трудно выбраться из кабины - центробежная сила прижимает его к борту, а перегрузка - к сидению. И всё же Тарасов, будучи физически сильным человеком, сумел вывалиться за борт. Парашют не успел полностью раскрыться - не хватило высоты. Не стало прекрасного лётчика, бесстрашного воина, так много сделавшего для победы над фашизмом.

Похоронили Павла Тимофеевича Тарасова в Кармелаве, в сквере сельскохозяйственного техникума. Комиссия долго разбиралась в причинах разрушения самолёта, но так ничего толком и не установила. Посчитали, что во время боёв где-то был ослаблен стык крыла с центропланом - то ли снаряд зацепил, то ли пуля, а ремонтники не заметили... В ту пору было не до лабораторных исследований причин происшествия.

Вспоминает Евгений Яковлевич Савицкий:

"Перед началом Висло - Одерской операции наш корпус полностью перевооружили на новые истребители Як-3. Это был один из лучших истребителей военных лет. Но первые партии их поступили на фронт с заводов со скрытым и, как выяснилось, весьма существенным изъяном. Верхняя обшивка крыла оказалась ослабленной. Из - за нарушения заводской технологии она не выдерживала повышенных перегрузок при маневрировании в бою, и лётчики терпели аварии.

Як-3 из 3-го ИАК

Разобрались мы в этом не сразу. Мало ли что может случиться в воздушной схватке с врагом !   На войну ещё и не то привыкли списывать... Но когда погиб майор П. Т. Тарасов - тот самый, что вместе со своим ведомым Калугиным привёл и посадил во время кубанских боёв на нашем аэродроме Ме-109, - стало ясно, что с новыми самолётами явно что - то не в порядке..."

К тому времени на счету Павла Тимофеевича Тарасова числилось 30 неприятельских самолётов сбитых лично и 3 - в группе с товарищами. Ещё 7 самолётов им было уничтожено на земле, при штурмовках вражеских аэродромов.

*     *     *

Список всех известных побед майора П. Т. Тарасова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Hs-126Каунас - ПочунайМиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5,

Як-1, Як-7, Як-9.
203.07.1941 г.1  He-111Псков
305.07.1941 г.1  Мe-109Остров
41  Мe-109  ( сбит тараном )Остров
525.08.1941 г.1  Мe-109аэродром Спасская Полисть
629.08.1941 г.1  "Мe-115"юж. Чудово
709.09.1942 г.1  FW-189зап. Бекетовка
810.09.1942 г.1  Ju-88  ( сбит тараном )юго - вост. Песчанка
926.05.1943 г.1  Мe-109Крымская - Киевское
101  FW-190Крымская - Киевское
1127.05.1943 г.1  Мe-109Киевское
1228.05.1943 г.1  Ju-87Киевское
131  Мe-109Киевское
141  Мe-109  ( в группе - 1 / 6 )Киевское
151  Мe-109  ( посажен на наш аэродром )аэродром Славянская
1603.10.1943 г.1  Мe-109юго - зап. Большой Токмак
1728.10.1943 г.1  Hs-129юж. Верхняя Торгаевка
1829.10.1943 г.1  Ju-87Верхняя Торгаевка
191  Ju-87Малая Благовещенка
2028.11.1943 г.1  Мe-109сев. Верхний Рогачик
2101.03.1944 г.1  Ju-87Тюй - Тюбе
2214.03.1944 г.1  FW-190Тархан
231  Мe-109Чучак
2410.04.1944 г.1  FW-190Джарак
2515.04.1944 г.1  Мe-109вост. Инкерман
2621.04.1944 г.1  FW-190мыс Херсонес
2724.04.1944 г.1  Мe-109Ново - Ишунь
2805.05.1944 г.1  FW-190юж. Бартеньевка

       Всего сбитых самолётов - 30 + 3  [ 27 + 1 ];  боевых вылетов - около 300.


Возврат

Н а з а д

семья фск лидер воронин. развод с женой.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz