КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Татаренко Дмитрий Митрофанович |
Родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновский, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончил школу № 20 в городе Шахты ( Ростовская область ). Работал и учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. С июня 1941 года лейтенант Д. М. Татаренко в действующей армии. По 1942 год служил в составе 5-го ИАП КБФ; по январь 19943 года - в 11-м ИАП КБФ; по май 1945 года - в 3-м Гвардейском ИАП КБФ. Защищал Ленинград. К марту 1943 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии капитан Д. М. Татаренко совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 в составе группы. 24 июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году Военно - Морскую академию, в 1962 году - Военную академию Генерального штаба. С 1967 года генерал - майор авиации Д. М. Титаренко - в запасе. Жил в городе Кисловодске ( Ставропольский край ). Умер 14 марта 1995 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Нахимова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями и иностранным орденом. Почётный гражданин городов Ленинград и Таллин. О Дмитрии Митрофановиче Татаренко снимали фильмы, рассказывали известные писатели, сверстники - однополчане с благоговением говорили о нём как о герое Гангута, Ханко, рыцаре Балтийского неба... Дмитрий Татаренко родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновка, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, работал навалоотбойщиком в шахте, учился в аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Ейскую военно - морскую авиациионную школу лётчиков. Закалка, которую Татаренко получил в шахтах Донбасса, вскоре пригодилась ему в дни суровых испытаний в блокадном Ленинграде и небе Балтики. С первого дня Великой Отечественной войны - на фронте. О лётчиках, охранявших небо над городом на Неве с гордостью и восхищением говорили тогда ленинградцы и красноармейцы Волховского и Ленинградского фронтов. Не случайно одного из героев своего романа "Балтийское небо" Николай Чуковский назвал Татаренко. Будучи корреспондентом газеты "Лётчик Балтики", писатель не раз бывал в авиационном полку, встречался с однополчанами пилота. Здесь от Сергея Рябушкина он впервые услышал ласковое "наши цыганчата" ( за пышные, чёрные кудри товарищи часто называли Дмитрия Татаренко "цыгончонком" ). Их, мужественных и смелых соколов, было в полку 19. Даже после войны Дмитрий Митрофанович с теплотой и благодарностью вспоминал Лунина, Кузнецова, Рябушкина, чьи находчивость и мужество были для него примером. Много героических страниц в боевой истории Гвардейского полка, но одна из них памятна особо - защита полуострова Ханко, именовавшегося в прошлом Гангутом. Ханко оказался для противника крепким орешком, хотя его гарнизон состоял лишь из стрелковой бригады, инженерно - строительной части, погранотряда, береговой артиллерии и небольшой авиационной группы. В первые дни войны вражеские самолёты совершали беспрерывные налёты на базу. Однажды 8 "Юнкерсов" прорвали наш противовоздушный заслон и устремились к Ханко. Неожиданно навстречу им из - за облаков вынырнули краснозвёздные истребители. Впереди группы шли Дмитрий Татаренко и Василий Голубев. Дмитрий уже видел, как на фюзеляже и плоскостях одного из "Юнкерсов" всё отчётливее вырисовываются недавно совсем незаметные, расплывчатые кресты. Вот враг под крылом самолёта Татаренко. Дмитрий немного сбавил газ и нажал гашетку пулемётов. Огрызаясь очередями, "Юнкерс" увертывался от атак истребителя. Маленький юркий "ястребок" сновал вокруг тяжёлой машины, пока она не вспыхнула. "Ещё один закончил свои "победные" виражи в балтийском небе", - подумал, провожая взглядом падающую в море машину, Татаренко. Ни на один день не оставлял противник в покое защитников Ханко: с земли их обстреливала артиллерия, с воздуха терзали самолёты. По первому зову балтийские лётчики поднимали в воздух свои машины, не давали немецким бомбардировщикам сбрасывать бомбы на землю героического полуострова... Много дней и ночей шли кровопролитные бои за Ханко. В ноябрьские дни 1941 года защитники Москвы, восхищаясь подвигами гангутцев, писали в "Правду": "Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли Советской показывала примеры невиданной отваги и героизма". В своей книге воспоминаний "Матросы защищали Родину" бывший корпусный комиссар Краснознамённого Балтийского флота Н. К. Смирнов пишет: "Как-то принимали мы пополнение - молодых лётчиков. Беседуя с ними, мы хотели получше узнать нх настроение. Дело в том, что не все молодые лётчики стремились служить в морской авиации. В авиацию люди шли по призванию, но летать над морем не каждому "улыбалось". На этот раз среди нового пополнения не оказалось авиаторов, которые боялись моря. Запомнился из пополнения статный, высокий, красивый паренёк с порывистыми движениями, с густой чёрной шевелюрой и сросшимися у переносья широкими бровями. Это был Дмитрий Татаренко, будущий Герой Советского Союза и генерал - майор авиации. Как лётчик он рос и совершенствовался буквально на глазах, и мы не переставали следить за его возмужанием. С первых дней Д. Татаренко стал драться с врагом дерзко, умно к главное - с большой уверенностью в своих силах. Его техника пилотирования постоянно совершенствовалась. Скоро он стал ведущим в звене. Во время одной из операций фашисты бросили на наши войска 37 самолётов. Шестёрка, ведомая Дмитрием Татаренко, не позволила сбросить на пехотинцев ни одной бомбы. Она сбила в этом бою 5 "Ю-87" и 1 "ФВ-190". Как правило, Татаренко удавалось сбивать врага первым залпом. За это его прозвали "рубакой". К концу 1942 года на его счету, было уже 12 сбитых самолётов врага лично и 8 в группе". А вот что писала о нём газета "Правда" от 3 сентября 1941 года: "Был жестокий воздушный бой, вспоминая который даже и повидавшие виды лётчики потом покачивали головами: "Каша в воздухе была..." Немцы устроили звёздный налёт - бешеную попытку прорваться к объекту, охраняемому балтийскими лётчиками. В воздухе дралось одновременно более сотни самолётов. В этой труднейшей обстановке массового боя спокойно и отважно действовал младший лейтенант Дмитрий Татаренко, самый молодой лётчик в полку. Этот бой был у него одним из первых - до этого он отлично показал себя на штурмовках, ухитряясь из самого пекла выводить машину без единой пробоины. В этой кипящей "каше", помогая своим, огрызаясь от чужих, Татаренко нацелился на вражеский бомбардировщик и погнался за ним - упорно и неотступно. Так молодой кречет, ворвавшись в стаю ворон, гонит и клюёт жертву, исполненный ярости и восторга, чувствуя подмывающую силу в своих, вчера лишь окрепших крыльях, - гонит, не видя других, весь охваченный страстным желанием - догнать и закогтить... Чёрный сильный ворон - вражеский "Мессер" заметил опасного птенца. Он стал бить по нему изо всех своих пулемётов и пушек, он падал вниз в пике, стремясь отклеиться от насевшего "ястребка". Затем, он пополз вверх, отыскивал своих, чтобы навести под их огонь яростного преследователя. Но тот, жужжа, неотвязно крутился возле, скупо и точно поражая его короткими очередями пуль, пока те не нашли опасных щелей в бронированном теле и не сбросили огромную машину в последний безнадёжный штопор... В кипящей в небе "каше" стремительно взмывающих и пикирующих самолётов Татаренко увидел проносившийся вплотную мимо него ураган их трёх машин: наш "ястребок" гнался за "Мессером", не видя в горячке боя, что за ним самим гонится второй немецкий истребитель. Ещё секунда - и эта бешено мчащаяся цепочка машин скрылась бы из поля обстрела. Решать нужно было мгновенно. Татаренко изловчился и из всех своих пулемётов дал с 50 метров губительный огонь по проносящемуся над ним концевому самолёту. Пули врезались в чёрное пузо. Что было дальше, Татаренко не успел заметить, ибо сам уже висел вниз головой, гоня своего "ястребка" назад, вдогонку за промчавшимся врагом. Но когда он выровнял самолёт и ринулся в атаку, "Мессер", уже пылая, падал вниз, туда, где ждала его твёрдая, жестокая к таким пришельцам земля". ...Бои шли уже на подступах к Ленинграду, 3-й Гвардейский авиаполк, в котором служил Дмитрий, был переброшен на его защиту. Гвардии лейтенант Татаренко водил уже в это время звено "Лавочкиных". В ожесточённых боях в районе Синявина "Юнкерсы" в сопровождении "Мессеров" пытались прорвать оборону, чтобы бомбить наши аэродромы, артиллерийские и зенитные позиции. Однажды утром, когда над горизонтом ещё висела сизая дымка тумана, восьмёрка наших истребителей взмыла ввысь. У командира звена Татаренко ведомым на этот раз был Сергей Рябушкин. Долгие дни и месяцы войны они не расставались друг с другом, делили радости и невзгоды, научились понимать друг друга без слов. Как только "Лавочкины" оказались в заданном квадрате, из - за облаков вывалилась десятка "Юнкерсов" в сопровождении "Мессеров". На раздумья времени уже не оставалось: надо принимать бой, враг не должен долететь до Ленинграда. Командир эскадрильи покачал крыльями - атакуем ! Разделившись на два звена, "Лавочкины" набирали высоту. Звено Татаренко отсекало "Мессеров" от бомбардировщиков, другое вступило в схватку с "Юнкерсами". В клочьях седых туч сновал один из "Мессеров". "Что за виражи он там выделывает ? - мелькнула мысль у Дмитрия. - Перехитрить хочет, отвлечь. Не выйдет". Круто развернув свой истребитель, Татаренко пошёл в лоб ведущему Ме-109. Пальцы привычно нажали гашетку, и длинная очередь настигла врага. Его машина вспыхнула и, объятая пламенем, упала на землю. Истребитель ЛаГГ-3 из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ. 1942 год. Татаренко продолжал атаку. Ему удалось зайти в хвост другому вражескому истребителю. Вот он в сетке прицела. Казалось, точная очередь прошила самолёт противника - он перевернулся через крыло и камнем полетел вниз. Но нет, враг схитрил, сделал вид, что подбит. Развернувшись, он пошёл на боевой разворот, приближаясь к нашему истребителю. Противник умело маневрировал, уводя свою машину от огня, стремясь выйти в хвост "Лавочкину". Татаренко резко развернул самолёт и снова пошёл в лоб "Мессеру". Противник пытался свернуть, но в это мгновение Рябушкин точной очередью поразил врага. В тот день ни один вражеский самолёт так и не долетел до цели, не сбросил бомбы на город. А на аэродроме с нетерпением ждали возвращения смелых соколов. В воздух полетели пилотки, когда они приземлились. Никто не обратил внимания, как к Дмитрию подошёл прославленный ленинградский писатель Николай Чуковский, по-братски обнял героя и произнёс: "Ленинградцы благодарят вас". Потом крепко пожал руки боевым друзьям Татаренко. В потрёпанной лётной книжке Дмитрия появлялись новые строчки и цифры боевых вылетов, уничтоженных самолётов. После прорыва блокады Ленинграда на его счету числилось 9 побед ( 2 из них - в группе ). При этом 2 бомбардировщика Ju-88 были сбиты им в один день - 27 января 1943 года. Вскоре наступил период ещё более ожесточённых боёв, и к марту его боевой счёт возрос до 22 сбитых самолётов ( 8 из них - в группе ). За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года Гвардии капитан Татаренко Дмитрий Митрофанович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". ...Вновь и вновь уходили крылатые парни за облака, в голубизну балтийского неба, дерзко и смело сражались, легко и радостно вздыхали, когда под крылом самолёта показывалась родная база, под колесами шуршала земля. Но тяжело было на душе, когда сгорали в небе, не долетев до дома, боевые друзья... 23 марта 1943 года была ясная солнечная погода и поэтому в воздухе шли постоянные воздушные схватки. В этот день ещё одну победу одержал лётчик 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ Гвардии капитан Дмитрий Татаренко. Перед тем как сам Татаренко был сбит истребителем FW-190, он сумел поджечь пикировщик Ju-87. Дмитрий Татаренко смог выброситься с парашютом, раскрыв его на высоте 500 метров. Приземлился он в 100 метрах от линии фронта, прямо на передовые окопы наших войск в районе Красного Бора, и раненый осколками снарядов в руки и ногу, был доставлен в госпиталь. Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа. Истребитель Ла-5 Капитана Д. М. Татаренко. 3-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года. Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись - "От колхозников и колхозниц Горьковской области" - на другой стороне. Одна из таких машин, с бортовым номером "62", была передана в августе 1943 года Дмитрию Татаренко. ...Война откатывалась на запад, к границам Германии. 3-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в котором командовал теперь эскадрильей Дмитрий Татаренко, оказывался всегда в самых горячих точках. Долог был путь к Победе. И когда из репродуктора донёсся знакомый голос Левитана, все замерли на аэродроме, затаив дыхание. Они стояли и смотрели на ликующую счастливую толпу, а в груди звенело: Победа ! Победа ! Это и он приблизил заветный час нашей Победы: 587 успешных боевых вылетов совершил к концу войны лётчик - истребитель Дмитрий Титаренко, в воздушных боях он сбил 14 самолётов лично и 11 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 7 групповых побед лётчика. ] После войны Дмитрий Митрофанович ещё долгие годы не расставался с авиацией, окончил две академии. Он командовал авиационным соединением, летал на реактивных машинах, заботливо растил молодую смену авиаторов. В 1967 году генерал - майор авиации Д. М. Титаренко вышел в запас, с должности 1-го заместителя командира корпуса ПВО страны, и поселился в Кисловодске ( Ставропольский край ). Умер 14 марта 1995 года. Список известных побед Гвардии майора
Д. М. Татаренко:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |