Боевая карьера Александра Выборнова началась в октябре 1942 года.
Сержантом он совершил свои первые боевые вылеты на Калининском фронте. После
окончания в 1940 году Чугуевской школы лётчиков его оставили инструктором.
С началом войны в училище сформировали 728-й истребительный авиаполк, отобрав
туда лучших лётчиков. Александр в их число не попал...
Лишь когда потребовалось пополнение, вспомнили и о нём. Но особых
достижений, летая на И-16; молодой пилот не имел, хотя за 30 боевых вылетов был
награждён медалью "За боевые заслуги". Числился за ним и один сбитый. Главным
приобретением этого периода был опыт, тем более, что мастеров воздушного боя в
полку хватало.
Особенно выделялся Арсений Ворожейкин, имевший на счету 6 японских
самолётов, лично сбитых на Халхин - Голе. К концу войны с 52 победами он выйдет
на 6-е место среди советских асов. А в то время Ворожейкин всё чаще брал ведомым
Александра. Видимо, прикрытие было надёжным, если этот боевой союз просуществовал
до 1944 года, когда оба лётчика уже командовали эскадрильями.
С октября 1942 по март 1943 года Александр Выборнов летал на
И-16 различных типов. Среди них были пушечные и машины последних модификаций,
вооружённые крупнокалиберными пулемётами БС. Некоторые имели балки для подвески
реактивных снарядов PC-82.
9 марта 1943 года лётчики полка без сожаления сдали на аэродроме
Коробово свои И-16 и отправились в Чкаловскую переучиваться на Як-7Б. 2 июня
32 самолёта 728-го ИАП сели в Бутурлиновке под Курском, а 5 июля началась битва
на Курской дуге. В воздухе встречались порой до 50 самолётов с каждой стороны, и
эти схватки стали временем быстрого взлёта Александра Выборнова. 13 июля им был
сбит Ju-87, на следующий день он отправил на землю ещё 2 самолёта.
Cамолёты Як-7Б, на которых с июля 1943 года воевали лётчики,
недолго удержались в 728-м ИАП. Во всяком случае, в конце октября - начале
ноября в ходе боёв за Киев полк уже имел Як-9. Именно на этих машинах 6 ноября
1943 года по предложению Героя Советского Союза Игоря Кустова носы до крыла
были выкрашены в красный цвет. Несколько удачных боёв, проведённых на них,
создали лётчикам известность. Но через некоторое время на "красноносые" пересела
молодёжь, схватки обострились, и потери стали расти. Чтобы не привлекать
внимания, капоты перекрасили. Иногда красным оставляли кок винта. "Красноносыми"
самолёты оставались не больше месяца.
В ожесточённых боях полк быстро таял. Через месяц в строю осталось
лишь 8 машин, но ставшему, наконец, младшим лейтенантом Выборнову сопутствовал
успех. Его фамилия неизменно присутствовала в списках групп, выполнявших наиболее
сложные задачи. В августе в районе Богодухова под Харьковом, будучи уже командиром
звена, он вышел на поиск корректировщика FW-189. Вторую пару вёл А. Тверяков. Далее
приводим отрывок из воспоминаний А. И. Выборнова:
"Рамы" в воздухе не было, но на высоте
2500 - 3000 метров под прикрытием истребителей шли три девятки Ju-88 и несколько
выше две девятки He-111. Курс - на нашу территорию... Нам удалось подойти к
бомбардировщикам сзади. Расстояние 200 - 300 метров. Их стрелки уже открыли
огонь. Стреляем и мы, но безуспешно. Зашли во вторую атаку и опять неудачно.
Тверяков парой атаковал Не-111, тот задымил, но продолжал идти в строю. И тут
загорелся "Як" Тверякова. Лётчик скользит в одну сторону, в другую, сбивает
пламя, но, потеряв ориентировку, ведёт машину вглубь немецкой территории и
вскоре садится в поле на фюзеляж. Самолёт дымился, кабина осталась закрытой -
видимо Тверяков тяжело ранен. Я передал: "Прикройте, сажусь в поле". На пробеге
самолёт дважды зарывался носом. Подрулил и, не выключая мотор, бросился к Сашиному
"Яку". Лётчик в крови, с обожжённым лицом, сидит в кабине. Сдвинул фонарь, помог
Тверякову выбраться. Разбив фанеру гаргрота своей машины, посадил Сашу в фюзеляж.
Отрулил к лесу, дал полный газ, отпустил тормоза и взлетел".
Этот подвиг сделал имя Выборнова известным во 2-й Воздушной армии,
а 11 сентября он записал на личный счёт 10-ю победу, что по нормам того времени
давало право на звание Героя Советского Союза. В этот день в паре с Михаилом Сачковым
они сбили по одному Ju-87. За этот бой лётчиков наградили орденами Красного Знамени.
В одном из боёв под Киевом самолёт Александра был подбит, и
лётчик оставил машину. Приземлился неудачно, но вскоре опять вошёл встрой.
К концу 1943 года, имея 21 победу, Выборнов стал командиром 2-й эскадрильи.
Окончив в начале 1944 года в Липецке курсы помощников командиров полков по
воздушно - стрелковой подготовке, недолго занимал эту должность. С уходом из
полка Ворожейкина в мае 1944 года А. И. Выборнов принял командование его 3-й
эскадрильей.
Арсений Ворожейкин пользовался в полку исключительным авторитетом.
При формировании групп и организаций боя он далеко не всегда считался и с мнением
командира полка В. С. Василяки. Поэтому Выборнову, уже ставшему комэском,
приходилось порой летать в сборных группах, подобранных Ворожейкиным. Это не
радовало, но безусловное лидерство будущего дважды Героя никогда не ставилось
под сомнение.
В начале февраля 1944 года, после двухмесячного перерыва, полк
возвратился на фронт. Полк выполнял в основном задачи сопровождения, и поэтому
получил несколько тяжеловатые для воздушного боя, но имевшие больший радиус
действия машины Як-9Д. К такому же типу относился и самолёт, приобретённый для
Выборнова на деньги, собранные школьниками Каширского района Московской области.
На истребитель для земляка они перечислили 72 000 рублей.
Этот Як-9Д перегнали на аэродром полка в Польше 2 cентября
1944 года вместе с несколькими другими. Во второй половине дня состоялся митинг
и торжественное вручение именного самолёта хозяину. Командир полка передал ему
формуляр машины. Александр попросил разрешения облетать подарок и, основательно
проверив его в воздухе, получил 5 суток гауптвахты за чересчур лихой пилотаж.
Жизнь этого самолёта была недолгой. Осенью 1944 года западнее Сандомира мотор
был повреждён зениткой, из системы охлаждения вытекла вода, и пришлось садиться
с остановившемся двигателем. В довершение всего не вышла стойка шасси. В результате
посадки на одно колесо было снесено крыло, и самолёт списали. В дальнейшем
дарственная надпись то возобновлялась, то закрашивалась на других самолётах
Выборнова.
Як-9Д № 38, изображённый ниже, был вооружён 37-мм пушкой.
Истребитель имел стандартный камуфляж: на верхних плоскостях - сочетание пятен
тёмно - серого ( АМТ-12 ) и серо - голубого ( АМТ-11 )
цвета, снизу - голубой ( АМТ-7 ). Надпись "А. И. Выборнову от каширских
школьников" белого цвета, выполнена на заводе. Бортовой номер - белый. Красные
звёзды с бело - красной окантовкой на фюзеляже, киле и снизу на крыле. Через
несколько дней пребывания самолёта в полку с помощью красной краски более светлого
тона им был придан вид объёмных. Двадцать звёздочек побед нанесено в полку сразу
после перегонки самолёта. Кок первоначально светло - серый, затем, вероятно,
красный. На правом борту надписи и звёздочек не было.
Як-9Д командира 3-й эскадрилии 728-го ИАП ст. летенанта А. И. Выборнова. Польша, осень 1944 года.
В 1944 году Выборнов добавил к своему счёту 6 немецких машин.
Среди них - разведчик Ju-88, который был найден и сбит по командам с радиостанции
наведения. За это лётчик был отмечен званием "Мастер радиосвязи". С конца 1944
года Выборнов часто летал на одном из 6 Як-3, принадлежавших управлению дивизией
( затем их получил и 728-й авиаполк ).
Последние в ту войну боевые вылеты старший лейтенант А. И. Выборнов
сделал в районе Праги. 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского
Союза ( как отмечено в наградном листе, за 20 лично сбитых самолётов противника ).
В лётной книжке, которая велась ежедневно, записано 28 личных побед. Среди них:
10 Ме-109, 5 FW-190, 10 Ju-87, 2 Ju-88 и 1 неопознанный.
После войны полк недолгое время оставался в Чехословакии, а затем
перебазировался в Крым на аэродром Кача. Майор А. И. Выборнов стал заместителем
командира полка, а в 1947 году поступил в Военно - Воздушную академию в Монино.
Окончив её в год смерти Сталина, был назначен в Польшу командиром
истребительного, а затем разведывательного полка ( 2 эскадрильи МиГ-15 и
1 Як-25 ). Пятилетнее пребывание за рубежом закончилось в должности заместителя
командира дивизии.
С 1958 года Выборнов командовал истребительными дивизиями в
Карелии. В 1965 году его назначили начальником боевой подготовки истребительной
авиации ПВО страны.
В 1950 - 1970-е годы А. И. Выборнов освоил все типы самолётов,
которыми были вооружены его полки и дивизии, а став Генерал - инспектором,
летал практически на всех советских истребителях и истребителях - бомбардировщиках.
В лётной книжке А. И. Выборнова записаны все "МиГи" с индексами от 15 до 27,
Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. Летал в составе экипажа на Ил-28, Ту-16, Ту-95,
Ту-128.
В июне 1967 года армия Объединённой Арабской Республики потерпела
поражение в "шестидневной" войне с Израилем. Авиация египтян была практически
уничтожена. Советское руководство рассматривало варианты срочной военной помощи
арабам. Один из них предусматривал размещение на Ближнем Востоке крупной
группировки советских войск, в том числе и авиации в составе 5 полков ПВО и 7 -
ВВС. Для определения возможности осуществления этого плана в Египет направили
группу военных высокого ранга, которые в дальнейшем должны были командовать
соответствующими направлениями. Возглавил группу генерал - полковник П. Н. Пащенко.
Предполагаемым командующим авиацией ехал генерал - майор А. И.
Выборнов. В Египте уже работали советские советники, а после "шестидневной"
воины начались массированные поставки техники, призванные восполнить потери.
Постоянно бывая на аэродромах, общаясь с командирами египетских полков и бригад,
Выборнов не уклонялся от учебных и боевых полётов. Он имел к тому времени звание
"Заслуженный военный лётчик" и свободно пилотировал состоявшие на вооружении у
"подопечных" МиГ-15, МиГ-17 и Су-7. Показать, что советский лётчик чего - то не
умеет, он, естественно, не мог и долг свой понимал вполне однозначно. За неполные
3 месяца Выборнов совершил 12 - 15 боевых вылетов. На каждый из них, если при
этом пересекалась линия фронта, требовалось разрешение министра обороны. Иногда
из Москвы приходила шифровка "Разрешить", а иногда - "Признать нецелесообразным".
Осложняли жизнь малосерьёзное отношение египтян к секретности и
удручающая эффективность израильской разведки. Связь была проводная и о готовящейся
операции противник, как правило, узнавал заранее. Приехав как - то перед полётом
на аэродром, Выборнов стал свидетелем штурмовки его израильскими "Миражами". В
капонирах стояли МиГ-21 и лишь в двух центральных и двух боковых - закрытые
чехлами макеты, В одном крыле ангара - исправные Су-7, в другом - разукомплектованные.
Атаками с пикирования были сожжены все "МиГи" и разрушен ангар. В макеты и неисправные
истребители - бомбардировщики не попал ни один снаряд.
Информацию о важных заданиях, выполнявшихся в интересах советского
Генштаба, Выборнов получал в посольстве. Наряду с несколькими другими пилотами
он сделал на МиГ-25 два разведывательных полёта над Израилем. Операция продумывалась
до мелочей. Один из двух МиГ-25, базировавшихся в Южном Йемене, перегонялся на
аэродром в Египет, где дозаправлялся и немедленно вылетал на задание. Набрав
высоту 25 - 30 км и разогнавшись, он проходил по заданному маршруту ( не
минуя и Тель - Авив ). Атаковать израильтянам не удавалось. Приземлялся уже на
другом аэродроме, откуда плёнки тут же на самолёте отправлялись в Союз, а перегонщик
возвращался на МиГ-25 в Йемен.
В конце концов признали накладным посылать советские войска в
Египет. Ограничились тем, что во всех частях появились наши советники. Они
сыграли серьёзную роль в усилении египетской армии. Среди них были и советские
асы времен Великой Отечественной войны, такие как Герои Советского Союза В. Н.
Голубев и Г. У. Дольников. А Генерал А. И. Выборнов, после 3 месяцев в Египте,
вернулся к своим делам в штабе ПВО. Его боевая работа на Ближнем Востоке была
отмечена орденом Красного Знамени.
В 1968 году Выборнов был назначен генерал - инспектором при
министре обороны и продолжал летать. В 1980 году, когда врачи списали его с
лётной работы, он не стал задерживаться на наземных должностях и ушёл в запас.
Сейчас продолжает работать в одном из ВУЗов Москвы.
Генерал - лейтенант авиации А. И. Выборнов награждён орденом
Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя
орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом
"За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени.
( В. Вахламов - "Александр Выборнов", журнал "АС", 1993 год, № 1. )
|