КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Билюкин Александр Дмитриевич |
Родился 11 сентября 1920 года в деревне Малые Вяземы, ныне Одинцовского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу в посёлке Жаворонки. Учась в школе ФЗУ при заводе "Авиахим" в Москве, получил специальность медника. Работал на заводе, учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года младший лейтенант А. Д. Билюкин в действующей армии. К ноябрю 1944 года командир эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ) капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сбил лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 2 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны остался на службе в ВВС. Окончил в 1948 году Курсы усовершенствования офицерского состава. В 1957 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года полковник А. Д. Билюкин - в запасе. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ); медалями. Умер 24 октября 1966 года. Похоронен в Москве. На 42-м километре Можайского шоссе установлен памятник. Это - памятник тем, кто защищал Родину в суровом 1941 году. Неподалёку отсюда находится деревня Малые Вяземы Одинцовского района - родина Героя Советского Союза, отважного лётчика - истребителя А. Д. Билюкина. Он родился здесь 11 сентября 1920 года в семье потомственного железнодорожника. Летом 1929 года в деревне совершил вынужденную посадку самолёт. Он пролетел над деревней так низко, что чуть не сбил колёсами дымоход крайней избы. Во дворах и на улицах мгновенно стихли детские голоса. Чубатые головёнки задрались кверху, рты раскрылись от удивления. А затем - мальчишки изо всех сил ринулись к месту посадки крылатой машины. Впереди бежали закадычные друзья: Саша Билюкин и Серёжа Морозов. На лужайке, вытоптанной босоногой детворой, гонявшей здесь в лапту, лётчик удачно посадил машину. И сейчас, когда ребята приблизились к месту посадки, он стоял рядом с самолётом. Одет он был в кожаное пальто, кожаную шапку, с огромными очками на лбу. В течение 3-х дней, пока пилот копался в машине, ребята с рассвета и дотемна не отходили от него, стараясь быть полезными в ремонте самолёта. Устранив неисправность, лётчик тепло распрощался со своими бескорыстными помощниками, сел в кабину, запустил двигатель, сделал разбег и поднялся в воздух. Самолёт улетел, а Сашка и Серёжка долго ещё стояли в поле и пристально вглядывались в небо, туда, где, превратившись в малюсенькую точку, постепенно исчез аэроплан. Потом они вдвоём мастерили нехитрые, неказистые модели самолётов, мечтая вслух о том, как вырастут большими и тоже полетят. В 1936 году, после окончания 7 классов жаворонковской неполной средней школы, Саша Билюкин поступил в ФЗУ при Московском авиационном заводе имени Осоавиахима. Одновременно занимался в аэроклубе Ленинградского района столицы, делая свои первые шаги в авиации. В 1939 году он окончил военную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и получил назначение в Ленинградский военный округ. Младший лейтенант Александр Билюкин хорошо понимал, что служить в Ленинградском округе не только почётно, но и очень ответственно. В частях и соединениях округа с первых дней Октябрьской революции, со времён героической обороны Петрограда, сложились славные боевые традиции, следовать которым стало для каждого воина - ленинградца законом. Несмотря на то что авиация была одним из самых молодых родов войск Советской страны, у неё уже складывалась своя героическая история. Воздушные бойцы Красной Армии успешно действовали в дни обороны Петрограда от войск Юденича. Лётчики - ленинградцы храбро сражались с японскими захватчиками у озера Хасан и на реке Халхин - Гол, воевали с фашистами в небе Испании. Шестеро из семи первых Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за спасение челюскинцев, были лётчиками Ленинградского военного округа. Экипаж самолета АНТ-25, совершивший в 1937 году беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс, возглавлял воспитанник Ленинградской Краснознамённой эскадрильи Валерий Павлович Чкалов. С первых дней службы в округе Александр Билюкин старался во всём походить на бывалых лётчиков, у них учился, перенимал опыт. К тому времени советские Военно - Воздушные Силы стали пополняться новым истребителем МиГ-3. Вместе с товарищами по оружию Александр настойчиво осваивал новую, самую совершенную по тому времени машину. Энергичный, никогда не унывающий, Саша на вопросы командиров, как он себя чувствует после дня напряжённых полётов, не задумываясь, отвечал: "Как молодой бог !" Его заветная мечта осуществилась: небо действительно стало его "родимым домом". Когда началась Великая Отечественная война, ему довелось защищать это небо - небо его Родины, небо Ленинграда. Александру было у кого учиться, было с кого брать пример. Он сражался с ненавистным врагом плечом к плечу, крыло к крылу с такими прославленными мастерами воздушных атак, как П. А. Покрышев, Н. И. Глотов, П. А. Пилютов, А. В. Чирков, А. И. Горбачевский. 27 июня 1941 года Билюкин был включен в ударную группу по патрулированию неба в районе Пулковских высот. Однажды он облётывал после технического осмотра свой самолёт МиГ-3. Он проделал целую серию фигур, проверяя работу мотора на различных режимах. Вдруг Билюкин заметил невдалеке 2 вражеских истребителя. Выбрав удачный момент, он сверху атаковал одного из них. Вражеский самолёт загорелся и камнем пошёл к земле. Второй фашистский самолёт тут же удрал. Счёт сбитых самолётов был открыт. Однако, в первые месяцы войны боевые успехи Лейтенанта Александра Билюкина были скромными. Такова участь всех ведомых. Их задача - надёжно прикрывать хвост самолёта ведущего, прикрывать своего командира. Это были месяцы становления характера, накопления опыта, совершенствования боевого мастерства. В одном из воздушных боёв самолёт Билюкина подожгли, и ему пришлось прыгать с парашютом. Не сразу Александр решил оставить пылающий самолёт. Хотелось во что бы то ни стало спасти боевого друга. Метался в воздухе, скользил на крыло, но всё тщетно. Пришлось прыгать ! Полтора месяца пролежал он в госпитале с ожогом лица и рук. Наступил день выписки. Не совсем ещё окрепшему лётчику врачи предоставили небольшой отпуск. Но Александр наотрез отказался. И уже на второй день после выписки, вместе с другими лётчиками, сопровождал транспортные самолёты в город на Неве. В период, когда Ленинград находился в блокаде, молодой лётчик делал по 5 - 6 вылетов в день, порой по нескольку часов не покидал кабины самолёта. Ему приходилось не раз сопровождать транспортные самолёты с продовольствием и боеприпасами в блокированный город, прикрывать "Дорогу жизни" - ледовую трассу через Ладожское озеро. Он участвовал в прорыве и снятии блокады Ленинграда. Истребитель P-40Е с мотором М-105 из состава 196-го ИАП. Зима 1942 - 1943 годов. С каждым вылетом закалялась воля, росло мастерство лётчика, совершенствовались навыки воздушного бойца. В 1943 году фронтовая газета опубликовала заметку о Билюкине. Повествуя об одном из воздушных боёв, в котором участвовал Александр, военный корреспондент заключил свой рассказ призывом к ленинградским авиаторам бить врага так же храбро, как делает это прославленный лётчик - истребитель. Это была не только высокая оценка боевых качеств воина. Александр хорошо понимал, что она и ко многому обязывала. И не удивительно, что с тех пор его имя не сходило со страниц армейской печати. ...В апреле 1943 года установилась ясная солнечная погода. Теперь враги не могли действовать внезапно. Они были вынуждены наносить бомбовые удары на рассвете или в сумерках. Примерно за час до наступления темноты большая группа немецких пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190 шла к Ленинграду. Каждая секунда промедления наших пилотов грозила смертельной опасностью мирным жителям. И секунды эти не были потеряны. Патрулирующие на подходах к городу "Яки" капитана Парфенова и старшего лейтенанта Билюкина ринулись в самую гущу "Юнкерсов". С первой же атаки советские лётчики подожгли ведущий бомбардировщик, а за ним и "Фокке - Вульф". Боевой строй врага дрогнул, расстроился. "Юнкерсы" стали поспешно освобождаться от бомб, сбрасывать их куда попало. Преследуемые нашими истребителями, они на больших скоростях, со снижением уходили на запад. В таких схватках Александру Билюкину пришлось участвовать не однажды. На его счету уже было несколько сбитых самолётов. Победы лётчика были отмечены орденом Красного Знамени. Почти 3 года Билюкин защищал Ленинград: прикрывал город и "дорогу жизни", вылетал на перехват и сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков. Особо отличился летом 1943 года в боях над Синявинскими высотами. В те дни, сгруппировав на небольшом участке фронта более 230 боевых самолётов, противник нередко имел в воздушных боях большое численное преимущество. Но наши лётчики, имею уже большой боевой опыт и современные машины, не уступали врагу. О подвигах советского аса сообщалось в сводках Совинформбюро, в армейских газетах. 7 августа 1943 года в "Красной Звезде" была опубликована статья "Мастер воздушных атак". Она посвящалась боевым подвигам Билюкина. В ней, в частности, говорилось, что 1 августа отважный лётчик сбил 4 вражеских самолёта. Этот день стал самым удачным в его боевой биографии. Утром, возглавляя группу истребителей, Билюкин навязал бой нескольким FW-190 и сбил один из них. В полдень 7 лётчиков 196-го авиаполка во главе со старшим лейтенантом А. Билюкиным провели тяжелейший бою с 12 истребителями FW-190, где противник в течение 20 минут пытался наращивать силы, однако инициатива всё время оставалась на стороне советских лётчиков. Билюкин внезапной атакой, выручая своего боевого товарища, сбил ещё один "Фоккер". Умело управляя боем, помогая товарищам, он вскоре сбил ещё 2 вражеские машины. Но узнать эти подробности от самих лётчиков было нелегко. - Ну что тут особенного ! - говорил Александр. - Действовали, как положено. Вылетели семёркой на отражение налёта бомбардировщиков противника. Встретились. По радио предупредил ведомых и пошёл в атаку. В это время старший лейтенант Шевченко передал, что дерётся с четвёркой "Фоккеров". Немцы подходили не эшелонно, а четвёрками, поэтому Шевченко и оказался перед 4 FW-190. Услышав его, я завершил атаку и сбил "Фоккера". Мы с ведомым, старшим сержантом Глагольевым, тут же поспешили на помощь товарищу. Набирая высоту, с ходу сбил ещё одного, а мой "щит", Глагольев, отразил атаку новой четвёрки. То, что немцы шли четвёрками, облегчило наши действия. Они по четыре. А нас семь. И мы сразу взяли инициативу в свои руки. Атаковали, стараясь занять более выгодные позиции, особенно по высоте. Борьба шла на вертикалях, на высотах 4 - 5 тысяч метров. Вот, пожалуй, и всё. - Но вы упомянули только 2 самолёта - наседал на Билюкина корреспондент военной газеты. - А говорят, вы сами сбили 4 машины ! - Верно. Это когда немец пытался на вираже зайти в хвост самолёта Глагольева. Теперь мне пришлось быть ему "щитом". Резко развернулся, дал пару очередей - "Фоккер" и задымил. А четвёртый был ещё раньше. Группой то мы вылетали во второй половине дня. А когда я утром патрулировал, тоже произошла встреча с противником. Ну, одного и сбил. Да ведь и другие сбивали. Вот, например, капитан Подорский тоже сбил одного "Фокке - Вульфа". В этом интервью весь он, Александр Дмитриевич Билюкин. От других участников схватки стало известно, что когда у него кончились боеприпасы, он не вышел из боя, а стал производить ложные атаки, чтобы отвлечь на себя часть истребителей противника. Замысел Александра удался. Он действительно привлёк к себе внимание врагов и облегчил маневр товарищам. Но отбиваться от "Фоккеров" было нечем. Вражеский снаряд попал в самолёт, его осколками ранило лётчика. Всё же Билюкину удалось дотянуть до родного аэродрома. Через несколько часов залатанный истребитель и Александр, получивший необходимую медицинскую помощь, снова были в воздухе. За самоотверженные и умелые действия в этом бою Билюкин был награждён орденом Александра Невского. Капитан А. Д. Билюкин в кабине своей именной "Аэрокобры". Лето 1944 года. После разгрома немцев под Ленинградом 196-й истребительный авиационный полк, которым командовал известный ленинградский ас Андрей Васильевич Чирков, действовал в составе уже Карельского фронта. Выполняя боевое задание по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, капитан А. Д. Билюкин на своей "Аэрокобре" с бортовым номером "53" и надписью "Александр Невский" одержал последнюю победу, сбив истребитель Ме-109. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов на самолётах И-16, "Яках" и "Аэрокобре", в 35 воздушных боях лично сбил 21 и в составе группы 2 самолёта противника. За период пребывания на фронте у него не было ни единой поломки или аварии самолёта. Список всех известных побед капитана
А. Д. Билюкина:
Но на этом не закончилась "небесная" биография замечательного ленинградского лётчика. Он и после воины оставался в боевом строю. На самой современной, самой совершенной авиационной технике Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин и его воспитанники - молодые лётчики не раз демонстрировали высокое боевое мастерство на воздушных парадах в мирном небе Москвы, восхищая тысячи людей, вызывая у них чувство большой гордости за нашу замечательную страну и её верных стражей - воинов Советских Вооружённых Сил. Он скончался 24 октября 1966 года. Похоронен в Москве. В посёлке Жаворонки Одинцовского района Московской области на фасаде здания школы, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |