КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Чепинога Павел Иосифович |
Павел Чепинога родился 14 августа 1912 года в селе Ивановка, ныне Белозерского района Херсонской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса Херсонского дорожно - механического техникума. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище лётчиков. С января 1942 года лейтенант П. И. Чепинога в действующей армии. Сражался на Ленинградском, Воронежском, 2-м Украинском фронтах. 15 мая 1943 года был легко ранен. По октябрь 1943 года воевал в составе 27-го ИАП ( 129-го Гвардейского ИАП ), летал на МиГ-3, "Харрикейне", Як-1 и Р-39 "Аэрокобра"; по апрель 1945 года - в 508-м ИАП ( 213-м Гвардейском ИАП ); по май 1945 года - в 104-м Гвардейском ИАП. Счёт своих воздушных побед Павел Чепинога открыл на самолёте Як-1. В составе 27-го ИАП ( с 1943 года - 129-й Гвардейский ИАП ) и 508-го ИАП ( позднее ставший 213-м Гвардейским ИАП ) сражался под Сталинградом, на Курской дуге, над Днепром. С 10 мая по 18 июня 1943 года произвёл на Воронежском фронте 18 боевых вылетов, провёл 6 воздушных боев, сбил лично 2 самолёта противника: 14 мая - Ju-87 и 28 мая - Do-217. За сбитые лично 2 самолёта противника, за отличное руководство боевой работой эскадрилий Приказом 2-й Воздушной армии № 045/н от 18 июля 1943 года награждён орденом Красного Знамени. С 18 июня по 13 июля 1943 года участвуя в боях на Белгородском направлений произвёл 20 боевых вылетов. Провёл 13 воздушных боёв с численно превосходящими силами противника, в результате которых сбил лично 7 самолётов противника: 5 июля - Ме-109; 6 июля - 2 Ju-87, Hs-126, Ju-88; 12 июля - 2 Ju-87 и 6 июля - Hs-126 в паре с ведомым. За сбитые в воздушных боях лично 7 и в паре 1 самолёты противника Приказом 2-й Воздушной армии № 064/н от 19 августа 1943 года награждён орденом Красного Знамени. С 15 октября 1943 года по 13 января 1944 года на 2-м Украинском фронте произвёл 35 боевых вклетов, провёл 9 воздушных боёв, сбил лично 7 самолётов противника: 24 октября 1943 года - Не-111, 29 октября - Ju-87, 29 октября - FW-190, 30 октября - Hs-129, 12 января 1944 года - Ju-87, 12 января - Ме-109 и 13 января - Ме-109. За сбитые лично в воздушных боях 7 самолётов противника и умелое руководство боевыми действиями эскадрилий Приказом ВВС Красной Армии № 06/н от 4 апреля 1944 года награждён орденом Суворова 3-й степени. Участвуя в боях с немецкими захватчиками на 2-м Украинском фронте, в период с 19 апреля по 18 мая 1944 года Гвардии капитан Чепинога произвёл 27 боевых вылетов, из них: на прикрытие - 24 и на патрулирование - 3 боевых вылета. Провёл 9 воздушных боёв. В воздушных боях проявляя исключительную храбрость, мужество и героизм, не только обучил десятки молодых лётчиков без промаха бить врага, но и сам за короткий период сбил лично 6 самолётов противника типа: Ме-109 - 3, Ju-87 - 3. 28 апреля 1944 года вылетал в составе 4 "Аэрокобр" на прикрытие сосредоточения своих наземных войсн в районе Яссы и Вултурул. В районе патрулирования наши лётчики встретились с группой самолётов противника Ме-109 и Ju-87 до 40 машин. В результате боя Гвардии капитан Чепинога с двух атак сбил 2 самолёта Ме-109, которые упали в районе Кырныци. 29 апреля 1944 года в районе патрулирования своих наземных войск Гвардии капитан Чепинога встретился с группой самолётов противника: 8 Ju-87 и 6 FW-190. Завязал с ними воздушный бой. Подойдя на дистанции до 100 метров к самолёту Ju-87 сбил его, который упал в районе деревни Калита. 4 мая 1944 года вылетая ведущим 6 "Аэрокобр" на прикрытие своих наземных войск в районе Думбровицы. Бомбардировщики типа Ju-87, под прикрытием Ме-109 пытались бомбардировать наши боевые порядки. Гвардии капитан Чепинога поставил задачу своей группе - сорвать прицельное бомбометание пикировщиков противника и разбить их строй. Завязался воздушный бойЮ в котором Чепинога сбил лично 2 самолёта противника. Первого Ме-109 он сбил на развороте с одной атаки с дистанции 25 метров, который горящим врезался в землю в 5 км восточнее Думбровицы, а Ju-87 сбил на втором развороте с дистанции 20 метров, который упал в районе восточнее Оборонешти. 4 мая 1944 года вылетая вторично в группе 6 "Аэрокобр" на прикрытие своих наземных войск в район Думбровицы, на высоте 3000 метров были наведены по радио на самолёты противника и завязали с ними воздушный бой. Подойдя к Ju-87 на дистанцию 50 - 60 метров Гвардии капитан Чепинога открыл по нему огонь, затем дал ещё одну очередь. Самолёт противника резко пошёл к земле и упал в районе южнее деревни Хелештени. За время участия в Великой Отечественной войне с 1 января 1942 года по 18 мая 1944 года командир эскадрильи 508-го истребительного авиационного полка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) капитан П. И. Чепинога произвёл 100 боевых вылетов, из них: на разведку - 10, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 13, перехват самолётов противника - 4, патрулирование - 3, прикрытие наземных войск и военных объентов - 70. Провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил лично 22 самолёта противника типа: 10 Ju-87, 6 Ме-109, 1 Ju-86, 1 Hs-126, 1 Do-217, 1 Не-111, 1 FW-190, 1 Hs-129 и 1 Hs-126 сбил в паре. Все сбитые самолёты Гвардии капитаном Чепинога в период с 10 мая 1943 года по 13 января 1944 года подтверждены наземными войсками, а самолёты сбитые им в период с 19 апреля по 18 мая 1944 года подтверждены экипажами самолётов участвовавшими с ним в воздушных боях. 19 мая 1944 года командир 508-го ИАП Гвардии майор Дилигей подписал наградной лист, в котором отмечал: "Тов. Чепинога отличный мастер ведения воздушных боёв, как верный сын, беспредельно преданный Социалистической родине, повседневно воспитывает в себе и своих подчинённых ненависть к врагу. Проявляя мужество, отвагу и героизм, уничтожая в бою врага смелыми и дерзкими атаками вдохновляет лётный состав эскадрильи и полка на боевые подвиги и победу в борьбе с немецкими захватчиками. За время пребывания в должности командира авиаэскадрильи с 10 мая 1943 года по 18 мая 1944 года эскадрилией произведено 489 боевых вылетов. В воздушных боях лётным составом эскадрильи сбито 105 самолётов противника. За отличное выполнение боевых задании командования на фронтах борьба с немецкими захватчиками, за лично сбитые 22 самолёта противника и один самолёт в паре, за проявленное при этом мужество, отвагу и героизм, достоин высшей Правительственной награды - присвоения звания "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА". За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Гвардии майор Чепинога Павел Иосифович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4606 ). Истребитель "Bell P-39Q-10 Airacobra" из состава 508-го ИАП ( 213-й Гвардейский ИАП ), на котором в конце 1944 и начале 1945 годов летал Гвардии майор П. И. Чепинога. Конец войны Павел Иосифович встретил в составе 104-го Гвардейского истребительного авиаполка, летая на американском истребителе Р-39 "Аэрокобра". К маю 1945 года Гвардии капитан П. И. Чепинога выполнил 127 успешных боевых вылетов. Проведя около 40 воздушных боёв, сбил 26 самолётов противника лично и 2 в группе с товарищами. Вскоре после окончании войны Павел Иосифович расстался с авиацией. С 1947 года Гвардии майор П. И. Чепинога - в запасе. Жил в городе Саратове. Работал заместителем председателя обкома ДОСААФ. Умер 12 июля 1963 года. Похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище. За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени; медалями. В Саратове ему установлена мемориальная доска. Список известных побед Гвардии
капитана П. И. Чепинога:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |