КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Черкашин Илья Афанасьевич |
Родился в 1912 году. В рядах Красной Армии с 1935 года, призван Валуйским РВК ( Валуйский район Курской области ). После окончания военной авиационной школы лётчиков служил в частях ВВС. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу" ( Указ ПВС СССР от 14 марта 1940 года ). С 10 июня 1942 года старший лейтенант И. А. Черкашин в действующей армии. По январь 1943 года служил в составе 821-го ИАП, летал на Як-1 и ЛаГГ-3; по май 1945 года - в 267-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3, Як-1 и Як-3. Сражался на Ленинградском, Карельском, Южном, Крымском, Закавказском, Северо - Кавказском, 4-м Украинском, 3-м Украинском, 1-м Украинском фронтах. В воздушных боях был дважды ранен: 19 сентября 1942 года ( в районе Горячий Ключ ) и 1 октября 1943 года. Приказом по 5-й Воздушной армии № 015/н от 25 апреля 1943 года, за совершённые 69 боевых вылетов и 3 сбитых самолётов, командир эскадрильи 267-го ИАП старший лейтенант И. А. Черкашин награждён орденом Красного Знамени. Приказом по 18-й армии № 029/н от 29 апреля 1943 года, за совершённые 26 боевых вылетов и 3 сбитых самолётов, командир 2-й эскадрильи 267-го ИАП ( 236-я ИАД ) старший лейтенант И. А. Черкашин награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом по 8-й Воздушной армии № 30/н от 20 августа 1943 года, за совершённые 46 боевых вылетов и 6 сбитых самолётов, командир эскадрильи 267-го ИАП капитан И. А. Черкашин награждён вторым орденом Красного Знамени. К августу 1944 года заместитель командира 267-го истребительного авиационного полка майор И. А. Черкашин выполнил 256 боевых вылетов, сбил 14 самолётов противника лично и 7 в группе с товарищами. Приказом по 2-й Воздушной армии № 019/н от 5 августа 1944 года награждён третим орденом Красного Знамени. К концу войны майор И. А. Черкашин выполнил 281 боевой вылет. Проведя 72 воздушных боя, сбил 14 самолётов противника лично и 7 в составе группы. После войны продолжал служить в ВВС, занимал различные командные должности. В запас вышел в звании полковника. Награждён орденами: Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Список всех известных побед майора
И. А. Черкашина:
...В посёлок, где 267-й ИАП осваивал программу переучивания на ЛаГГ-3, я приехал утром 16 ноября 1942 года. День стоял серенький. Мокрый снег словно бы нехотя ложился на кривые, крутые улочки, на крыши саклей. Снегом были облеплены и домики посёлка лётчиков и лётное поле... Сдав документы начальнику штаба полка и устроившись в командирском общежитии, я первым делом стал изучать журнал боевых действий части. Полк воевал на Кубани и Северном Кавказе с 15 июля по 20 октября 1942 года: прикрывал железные дороги, наносил удары по наземным войскам противника, вёл воздушные бои. Имея на вооружении устаревшие самолёты И-153, уничтожил около 3500 солдат и офицеров врага, 744 автомашины и 125 повозок с грузами, 24 средних танка, 38 складов с боеприпасами и 7 складов горюче - смазочных материалов, 10 штабных автобусов, 9 железнодорожных вагонов, 24 зенитных, батареи, 2 прожектора, сжёг на земле 8 и сбил в воздухе 9 самолётов противника, в том числе несколько Ме-109F. Полк потерял в боях 12 лётчиков; потери выглядели тяжёлыми, однако я понимал, что они могли оказаться ещё тяжелее: в июле и августе 1942 года враг имел в воздухе пятикратное численное превосходство, у вражеских истребителей Ме-109 и FW-190 скорость и потолок высоты были значительно больше, а вооружение мощнее, чем у "Чаек". Основы ведения боя парой против пары никто из лётчиков не имел. Капитаны Смирнов, Черкашин и другие ветераны полка вылетали в 1942 году на боевые задания исключительно в составе трёхсамолетного звена. Как видно, 267-й ИАП сражался отважно и искусно. Я решил, что службу в полку начну с учёбы у ветеранов, в первую очередь у командиров эскадрилий старших лейтенантов Валентина Ивановича Смирнова, Ильи Афанасьевича Черкашина, Сергея Ивановича Маева, а также у заместителей комэсков. Пользу от бесед с ветеранами я получил немалую. Они обстоятельно рассказывали о тактике фашистских истребителей, о том, как удавалось на "Чайках" одолевать Ме-109 и FW-190. Со старшим лейтенантом И. А. Черкашиным, добродушным и забывчивым ( внешне удивительно похожим на знаменитого советского летчика Валерия Павловича Чкалова ), со сдержанным, волевым лейтенантом Д. И. Чумичевым и о исключительно знающим дело инженером полка майором С. И. Аношиным у меня довольно быстро сложились тёплые, дружеские отношения. Неплохие отношения были с остальными командирами, а также с врачом полка майором медицинской службы Ф. А. Ваниным. 10 марта 1943 года полк открыл боевой счёт. В 8 часов 30 минут 2-я эскадрилья группой из 8 "ЛаГГов" под командованием капитана Черкашина вылетела на прикрытие 12 "Илов" из 503-го ШАП, штурмовавших восточную окраину станицы Абинская. При подходе наших самолётов к цели 2 пары вражеских истребителей Ме-109, прорвавшиеся сквозь группу истребителей верхнего яруса, пытались атаковать штурмовики. Капитан Черкашин, руководивший группой истребителей непосредственного прикрытия, находясь выше врага, развил большую скорость, решительно атаковал и сбил в режиме набора высоты ведомого второй вражеской пары. "Мессеры" немедленно покинули поле боя. Из наземных войск тут же сообщили об успехе наших лётчиков в штаб 5-й Воздушной армии, оттуда сразу позвонили в полк. Благополучно приземлившуюся группу сбежались поздравлять все, кто был свободен от службы. Черкашина качали. Лётчики радовались за командира 2-й эскадрильи, немного завидовали ему. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |