Давидков Виктор Иосифович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Давидков Виктор Иосифович

В.И.Давидков

Родился 17 Августа 1918 года в селе Васильевка, ныне город Запорожской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы и фабрично - заводское училище. Работал слесарем - механиком Запорожского алюминиевого комбината. С 1932 года в Красной Армии. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков в 1935 году.

Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан В. И. Давидков в действующей армии. По Октябрь 1942 года служил в 131-м ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3; с Июля по Декабрь 1943 года - в 32-м Гвардейском ИАП, на Ла-5; затем, до конца войны - в Управлении 8-й Гвардейской ИАД, на Ла-5 и Ла-7.

К середине Сентября 1941 года заместитель командира 131-го истребительного авиационного полка  ( 20-я смешанная авиационная дивизия, 9-я Армия, Южный фронт )  Капитан В. И. Давидков совершил 186 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника и 2 в группе с товарищами.

6 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией и другими соединениями. Работал заместителем начальника Военно - Воздушной академии. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1977 года Генерал - полковник авиации В. И. Давидков - в отставке. Жил в Москве. Умер 2 Июля 2001 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, маршала Г. К. Жукова; медалями.

*     *     *

Виктор Давидков родился в селе Васильевна Екатеринославской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, работал слесарем - механиком на Запорожском алюминиевом комбинате. В 1935 году окончил Энгельсское военное авиационное училище.

Боевое крещение получил в период боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году и Советско - Финляндской войны, во время которой совершил более 30 боевых вылетов, главным образом на штурмовку скоплений войск и боевой техники противника.

К началу Великой Отечественной войны Капитан В. И. Давидков занимал должность заместителя командира 131-го истребительного авиационного полка, хотя фактически был его командиром. По количеству самолётов это было скорее соединение, чем часть. Оно насчитывало 60 боевых машин И-16. Нелегко было управлять такой махиной !   Но Давидкову такая задача оказалась по плечу. Он сумел в первые дни войны уберечь полк от ударов немецкой авиации.

24 Июня полк начал боевые вылеты на разведку и штурмовку передовых частей противника, форсирующих реку Прут. Первую группу из 10 самолётов повёл заместитель командира полка Капитан В. И. Давидков. По дороге на Кишинёв наши лётчики обнаружили колонну автомашин с пехотой. Давидков повёл 6 самолётов на штурмовку, а 4 И-16 остались на высоте для прикрытия ударной группы. С пикирования экипажи открыли огонь из всех пулемётов и сразу же зажгли головные автомашины. Затем ударили по хвосту колонны. В этот день в одном из последующих вылетов В. И. Давидков открыл свой боевой счёт, сбив истребитель противника.

Виктор Иосифович постоянно держал свою часть в состоянии боевой готовности. Когда стало известно о возможном нападении на СССР гитлеровской Германии, он на всякий случай рассредоточил эскадрильи по полевым аэродромам и приказал тщательно замаскировать самолёты. Сделать это не составляло трудности. Маленький "Ишачок", как любовно называли лётчики истребитель И-16, можно было втиснуть под навес, спрятать около стога сена или соломы, укрыть зелёными ветками. Вот почему первый бомбовый удар врага по базовому аэродрому, где обычно стоял полк, оказался холостым.

В.И.Давидков у своей машины, 1941 год.
В. И. Давидков у своего И-16

Так подчинённые Давидкова поступали и в дальнейшем. Слетав на боевое задание, они прятали свои машины под навесы и стога. Немцы только удивлялись: откуда вдруг в воздухе появляется столько русских истребителей, где они базируются ?   Как ни старались они найти и уничтожить этот полк, у них ничего не получалось. А Давидков, заботясь о скрытности сосредоточения своей части, дал лётчикам новое указание - при возвращении с задания быть предельно осмотрительными, чтобы не привести за "хвостом" противника.

Умело руководя подчинёнными Виктор Иосифович и сам часто поднимался в небо. 23 Июля дежурное звено во главе с командиром 131-го ИАП Подполковником Л. А. Гончаровым атаковало 2 разведчика Не-111. Гончаров сбил один самолёт, но и сам был ранен. Второй разведчик противника был сбит Давидковым. В связи с убытием Гончарова в госпиталь исполнять обязанности командира полка стал Капитан В. И. Давидков.

Уже за Июль - Август 1941 года он сбил 8 самолётов противника. В Июне 1942 года на борту его ЛаГГ-3 было уже 13 звёзд, означающих число воздушных побед.

Вот что пишет о тех суровых летних днях 1941 года бывший техник 131-го ИАП Виктор Михайлович Синайский:

"В Июле 1941 года ранило Гончарова, и командование полком принял Давидков, который командовал до Сентября, пока не вернулся Гончаров. Потом он сдал Гончарову командование полком, но тот через месяц погиб в воздушном бою, и Давидков стал командовать полком.

В том же Июле был очередной прорыв фронта. Немцы ввели в прорыв румынский кавалерийский корпус, и ему противостоял один наш стрелковый батальон, к тому же потрёпанный в бою. Наземное командование обратилось к командованию армии с просьбой помочь. Те дали указание действовать на свой страх и риск, чтобы помочь стрелковому батальону. Давидков послал разведку. Полетел Сигов. Вернулся, помню, улыбается, смеётся. Давидков спрашивает: "Что такое ?" - "Румыны идут с духовым оркестром. Распустили знамена. Колоннами. Походным маршем". "Что, они с ума сошли ?" - "Не знаю, сошли или нет. Маршируют по голой степи, мы им покажем !" - "Навесить PC, сам поведу !"

Давидков повёл 20 машин с PC, всего 160 PC !   Пришёл на бреющем, с ходу ударили PC по всей этой массе, а потом начали достреливать из пулемётов. Давидков вернулся, полетела очередная группа. Двое суток наши гоняли этот румынский кавалерийский корпус по степи. На 3-й день мы перелетали на У-2, и пришлось лететь над этим побоищем. Лететь ниже 200 метров нельзя было - сильный трупный запах. Потом приехал Генерал - лейтенант Корнеец, построил полки сказал: "Вы разгромили 5-й румынский королевский кавалерийский корпус. Прорыв ликвидирован. Молодцы !".

Нужно сказать, что за время командования Давидкова прошло несколько операций, заслуживающих особого внимания. Например, когда мы были под Первомайском, то недалеко была станция Бандуры. Это узловая станция, на которой пересекались линии, идущие в широтном направлении - с севера на юг. И вот через неё проходили эшелоны эвакуированных и беженцев из Белоруссии и Украины, также шли эшелоны с севера, из Ленинграда. Днём полк прикрывал и станцию, и дорогу, и немцы ничего не могли сделать, поэтому они начали практиковать ночные налёты. Ночью полк не летал, поэтому на станции старались не задерживать на ночь эшелоны. Но однажды пришёл эшелон с беженцами и следом - эшелон с горючим, а уже под вечер пришёл ещё и эшелон с военной техникой и боеприпасами из Ленинграда. Ясно было, что немцы не преминут обрушиться на такое скопление.

Давидков и Токарев, понимая прекрасно возможные последствия налёта немецких бомбардировщиков, решили выпустить самых опытных лётчиков полка - собственно Давидкова или Сигова. Прожектора на аэродроме не было, решили, что подсвечивать на посадку им будут фарами автомобилей. Примерно в 2 часа ночи пришли немецкие бомбардировщики. На перехват на правах командира вылетел Давидков. Как он потом сам рассказывал, он сумел на фоне светлеющего на востоке неба  ( в воздухе рассвет заметен раньше, чем на земле )  заметить группу - шли 9 бомбардировщиков, и ещё 1 шёл сзади - видимо, должен был зафиксировать результаты бомбёжки. Давидков подошёл к нему и в упор его расстрелял. Бомбардировщики поняли, что в воздухе истребитель и тут не до бомбёжки. Группа рассыпалась. Видимо, они решили прижучить истребителя, когда он пойдет на посадку и ему станут подсвечивать, поскольку слышно было, что они ходят вокруг.

Время Давидкова вышло, светить нельзя, иначе будут бомбить аэродром. Слышим, Давидков идёт на посадку, убирает газ, у всех замирает сердце, абсолютная темнота. Мотор выключил. Слышим, он катится по полю, все бросились к нему. Он вылезает из кабины и смеётся. "Командир, как ты ?"   Он оборачивается и показывает: "Вот кукуруза помогла !   Я вспомнил, что граница то у нас с кукурузой. Она светлая, высотой 1,5 метра, я зашёл, выпустил шасси. Когда колёса пошли к кукурузе, убрал газ и сел".

Самое безобразное в том, что и на следующий день эшелоны не убрали. Говорили, что это диверсия, а может, локомотивов не было, только Токарев сказал так: "Ни один диверсант не сделает того, что сделает дурак !   Самый опасный - это дурак !"   Ночью Давидков опять вылетел, но немцы были уже наготове - когда он сбил одного бомбардировщика, стрелок другого его подбил, но он смог посадить самолёт на живот недалеко от станции, его подобрали колхозники и на подводе - он разбил голову - повезли на аэродром. Когда колхозники приехали на станцию, то там узнали, кого привезли - а они видели и сейчас, и накануне, как он сбил самолёт - поняли, что это их спаситель. Его взяли на руки и на руках принесли на аэродром. Это особый случай.

Ещё один случай произошёл, когда осенью получили задание штурмовать Таганрогский аэродром. Вылететь должны были 8 И-16 и несколько ЛаГГ-3. Приказали, как обычно: "Вылет на рассвете, перейти линию фронта там-то и идти на аэродром". Давидков знал, что это распоряжение свыше. Он сказал: "Нас сожгут на подходе. Это не годится". - "Вы что, отказываетесь выполнять приказ ?" - "Нет. Вы дайте задание, штурмовать Таганрогский аэродром. А как, решу сам". Он изложил Гончарову свой план. Лететь не на рассвете, переходить линию фронта не там, где их ожидают, а отойти в сторону, выйти на Азовское море, зайти на Таганрог с моря, оставаясь невидимыми, и атаковать внезапно. Так и было сделано.

Давидков шёл ведущим. Он провёл на высоте 15 метров всю группу, оставшись невидимыми с берега, пришли на аэродром, когда "Мессера" были раскапочены, техники возились где-то в моторах. Зенитки зачехлены. Совершили несколько заходов. Сожгли 22 самолёта. И вернулись домой. Естественно, командование было в восторге и приказало повторить налёт. Давидков сказал: "Теперь ничего не получится, будут только потери". Но приказ есть приказ. Пошли. Конечно, были потери, потому что уже внезапности не было.

И технический состав Давидков очень ценил. Такой пример. 1941-й год. Непрерывное отступление. Летный состав и часть технического перелетела, а часть технического состава осталась. Мы укладываемся и едём. А старшим в группе был назначен старший политрук Канарейцев, который к авиации никакого отношения не имел. А аэродром находился на берегу реки. Войска наземные уже прошли. Танки и мотопехота проследовали, а мы здесь остались. Канарейцев приказывает, ройте окопы, мы займём здесь оборону, задержим немцев. Мы смотрим, идиот ты или нет ?   Что у нас есть ?   У кого пистолет, револьвер, у кого винтовки, может быть, есть и автоматы. Нас человек 30 - 40, у нас 4 - 5 автомобилей, нагруженные. Как мы их задержим ?   Придёт взвод с пулемётом или миномётом, и мы беспомощны...

На фронте самое страшное - тишина. Если тихо, значит, что-то произойдёт, значит, наши ушли, а немцы ещё не пришли... Нервы на пределе... Сидим обречённые. Вдруг слышим, летит "ишачок", с хвостовым номером "2" - Давидков. Он сходу развернулся на посадку и заруливает к нам: "Что здесь происходит ?" - "Товарищ Майор приказал рыть окопы, мы здесь задержим немцев". - "Идиот, отступает вся армия Южного фронта, а вы с горсткой техсостава хотите задержать вермахт ?!   Вы угробите мне людей !   Полк силён, когда мы вместе, без техников полк бессилен - немедленно грузиться". - "Товарищ Майор, мы уже погрузились". - "Правильно сделали, грузитесь и немедленно уезжайте. Я взлечу, посмотрю, если немцы близко, я покачаю крыльями, тогда жмите на всю. Если нет, я сделаю круг и улечу. Через 60 километров поселок Приюты. Сплошной линии фронта нет, немецкие танки и мотопехота прошли, оставили ракетчиков, которые сидят по копнам, обозначают линию фронта, пугают. Езжайте по шоссе, будут давать ракеты, стрелять - не обращайте внимания. Если будут задерживать, пробивайтесь с боем, вас 30 человек. Не останавливайтесь. Доедете до линии фронта, дальше наша территория. Мы вас там ждём".

Взлетел, сделал круг, всё спокойно, немцев не видно. И мы поехали. Действительно, немцы пускали ракеты, пугали, но мы проехали спокойно. Вот Давидков и его забота о техсоставе !"

С 1 Ноября 1941 года, после гибели в воздушном бою Подполковника Л. А. Гончарова, Капитан, а в последствии Майор В. И. Давидков был назначен командиром 131-го истребительного авиационного полка. Его лётчики особенно отличился в боях за Барвенково, в составе ВВС 57-й Армии, куда полк Давидкова влился в начале 1942 года.

Тогда 131-й авиаполк насчитывал уже только 30 самолётов, поскольку иной стала структура истребительных частей. Полк сразу же включился в боевую работу. Лётчики вели воздушную разведку, сопровождали наших штурмовиков и бомбардировщиков, прикрывали наземные войска. Бои шли жаркие, и истребителям Давидкова приходилось подниматься в воздух по 6 - 7 раз в день. Командир полка, как и прежде, летал не меньше других.

Давидков был прекрасным лётчиком, опытным тактиком и принципиальным командиром. Чувствуя свою правоту, он никогда не поступался убеждениями, мог возразить даже старшему начальнику. Люди в полку Давидкова были под стать командиру. Такие же смелые и решительные, дерзкие и непреклонные в бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками, проявленные при этом мужество и отвагу, а также умелое руководство подчинёнными, Капитану Давидкову Виктору Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 850 ).

В. И. Давидков ( слева ) даёт указания.

В первой половине 1943 года он обучался в академии им. Н. Е. Жуковского.

17 Июля 1943 года Виктор Давидков вступил в командование знаменитым 32-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Во время боёв на Курской дуге неоднократно водил в бой группы своего полка. Сбил один самолёт противника.

По воспоминаниям друзей - фронтовиков, особенно ярко талант военного лётчика и командира проявился у Виктора Иосифовича в битве на Курской дуге. В жестокой схватке за господство в воздухе тогда особенно отличились его лётчики. Уже в первый день битвы асы Давидкова во главе со своим командиром сбили 76 самолётов противника. А ведь в полки дивизии перед этим поступило много необстрелянных пилотов. Давидков умело организовывал их подготовку.

Группа лётчиков 32-го ГвИАП. Лето 1943 г.

Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го ГвИАП  ( слева направо ):
Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов, Гвардии подполковник В. И. Давидков,
Гвардии старший лейтенант Н. Н. Шульженко, Гвардии капитан В. И. Гаранин.

- Мы закрепляли молодёжь за опытными асами. На войне боевой опыт приходит с каждым вылетом, с каждым боем... "Старики" вовремя сдерживали новеньких, рвущихся в бой, оберегали от фашистских асов, учили по принципу: "Делай, как я". И молодые пилоты быстро становились "стариками" - ведущими пар, звеньев. Вот главное, что приносило победу в борьбе за господство в воздухе. Оно оставалось за нами с Курской битвы и до самого Берлина. Союз молодости и опыта помог нам наголову разбить хвалёные гитлеровские Люфтваффе, - вспоминал позднее Виктор Иосифович.

Войну В. И. Давидков закончил командуя 8-й Гвардейской истребительной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационной дивизией  ( в составе 5-го истребительного авиационного корпуса, 2-й Воздушной армим, 1-го Украинского фронта ).

Ла-5Ф из состава 8-й ГвИАД.

Лётчики - гвардёйцы 8-й Гвардейской ИАД под командованием умелого и отважного командира Полковника В. И. Давидкова отличились в ходе Проскуровско - Черновицкой, Львовско - Сандомирской, Сандомирско - Силезской, Верхне - Силезской и Нижне - Силезской наступательных операциях.

В общей сложности во время войны летал на 4 типах истребителей: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Причём на пушечных И-16  ( 24-й, а позднее 29-й серий )  одержал более половины своих побед - 12. В составе Южного, Брянского, 1-го Украинского фронтов Давидков совершил 434 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в группе - 2 самолёта противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает только на 13 личных и 3 групповые победы. ]  Среди сбитых им самолётов: Hе-111, Ju-88, FW-189, Ju-87, Ме-109, FW-190.

Вот что пишет о нём Генерал - лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов:

"В воздушных боях отличилось соединение истребителей полковника В. И. Давидкова, прошедшее от Белгорода до Берлина. Это соединение было гордостью нашей армии, в нём были воспитаны такие славные воздушные бойцы, как М. С. Токарев, А. Г. Павлов, А. С. Куманичкин, А. В. Лобанов, В. П. Шлепов, К. А. Новиков, Д. П. Назаренко, В. И. Бородачев, И. И. Семенюк, П. М. Никоноров и многие, многие другие. Примером для всех был командир дивизии полковник В. И. Давидков. Я знал его как человека большого сердца и большого мужества. В нём не было ничего необыкновенного: в меру горяч и в меру спокоен, не речист. На его лице всегда можно было прочесть его мысли и настроения. Как солдат он был прост и честен, за это его глубоко любили и уважали подчинённые".

После окончания войны Виктор Иосифович ещё долго служил в авиации, сам много летал. Ему было присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

В.И.Давидков

В 1951 году он окончил Академию Генерального штаба. Командовал 37-й и 76-й воздушными армиями, был первым заместителем командующего Дальней авиацией, заместителем начальника Военно - Воздушной академии по учебной и научной работе. Свои последние вылеты совершил на МиГ-21, находясь в "горячей" командировке на Кубе.

В 1977 году Генерал - полковник Виктор Иосифович Давидков вышел в отставку. Но и находясь на заслуженном отдыхе, продолжал неустанно заниматься военно - патриотическим воспитанием молодёжи, передавал курсантам и слушателям военно - учебных заведений свой боевой опыт.

Указом Президента Российской Федерации от 25 Апреля 1995 года № 413 "О награждении орденом Жукова военачальников - активных участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" за отличия в руководстве войсками при проведении боевых операций в период Великой Отечественной войны Генерал - полковник авиации Давидков Виктор Иосифович удостоен ордена Жукова.

2 Июля 2001 года его не стало. Главным во всей его жизни было верное, честное служение Родине.

*     *     *

Список известных побед Гвардии полковника В. И. Давидкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.07.1941 г.2  Ме-109Тирасполь - БендерыИ-16, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
211.07.1941 г.1  Ме-109Бендеры - Бульбока
323.07.1941 г.1  Не-111юж. Первомайск
41  Не-111Первомайск
503.09.1941 г.1  Нs-126  ( в группе - 1 / 3 )Берислав
604.09.1941 г.1  Нs-126  ( в группе - 1 / 5 )Берислав
705.09.1941 г.1  Ме-109Григорьевка - Хлебодаровка
817.10.1941 г.1  Ме-109зап. Троицкое
924.06.1942 г.1  Ме-109Банное
1017.07.1942 г.1  Ju-88зап. Чистяково
1109.09.1942 г.1  FW-189юго - вост. Терская
121  Ме-109Моздок
1327.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Кескем - Сагопшин
1422.07.1943 г.1  Не-111зап. Крутая Гора
1513.01.1945 г.1  Ме-109вост. Буско Здруй

       Всего сбитых самолётов - 13 + 3;  боевых вылетов - 434;  воздушных боёв - 50.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz