КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
"9 Марта 1942 года 7 истребителей военно - воздушных сил Юго - Западного фронта, ведомые Капитаном Ерёминым, вступили в бой с 25 немецкими самолётами. Советские лётчики сбили 7 самолётов противника, не понеся при этом потерь". * * *В результате наступательной операции под Москвой Советская Армия нанесла тяжёлое поражение немецким войскам и отбросила их на Запад. К Марту 1942 года ожесточённые бои завязались на Юго - Западном фронте. Здесь противник активизировал свои действия, стремясь восстановить утраченные позиции. Танки и пехоту противника поддерживала авиация. Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, постоянно висели над полем боя. Почти ежедневно в воздухе разгорались жаркие бои. "10 Марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне 7 наших лётчиков на истребителях Як-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолётов противника... - вспоминает в своей книге известный авиаконструктор А. С. Яковлев. - Это событие обсуждалось в Государственном Комитете Обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг лётчиков..." Вскоре о воздушном поединке узнала вся страна. Вот что писала газета Юго - Западного фронта "Красная Армия": "8 Марта, прикрывая наступление наших войск, 6 советских лётчиков во главе со своим командиром Капитаном Ерёминым, встретили 5 немецких бомбардировщиков и 4 истребителя. Они смело атаковали врага, подбили один бомбардировщик и два истребителя, остальных отогнали от цели. На обратном пути лётчики подбили ещё один истребитель... Но выдающийся воздушный бой разгорелся 9 Марта... Капитан Ерёмин вёл 6 самолётов на выполнение задания командования по прикрытию наступающей советской пехоты. Неожиданно наши лётчики встретили в воздухе стаю из 25 вражеских самолётов: 7 бомбардировщиков и 18 истребителей. Наши соколы, несмотря на значительное численное превосходство противника, решили навязать ему бой. Ерёмин подал знак своим орлам. Капитан метким огнём сбил немецкий истребитель. Пример командира воодушевил остальных лётчиков. Как и в предыдущем бою, они действовали попарно и помогали друг другу..." Кто же были эти отважные воздушные бойцы ? Борис Ерёмин в военную авиацию пришёл по путёвке комсомола. До этого работал на саратовском заводе. С большим желанием взялся юноша за изучение авиационной техники, освоение пилотажного мастерства. После окончания военного авиационного училища служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях против японских агрессоров у озера Хасан. В первые же дни Великой Отечественной войны Борис Николаевич показал себя смелым и опытным воздушным бойцом, грамотным командиром эскадрильи. Вместе с ним боевое задание выполняли Капитан И. Запрягаев, Лейтенанты А. Мартынов, М. Седов, В. Скотный, А. Соломатин, старший сержант Д. Король. Шесть коммунистов и один комсомолец. 9 Марта группа поднялась в воздух по тревоге и взяла курс в район юго - восточнее Харькова. При подходе к нему лётчики обнаружили самолёты врага: 7 "Юнкерсов" шли на высоте около 1700 метров. Их сопровождали 18 истребителей: 12 Ме-109 шли непосредственно в бонвых порядках бомбардировщиков, остальные - чуть в стороне и выше. Капитан Ерёмин быстро оценил обстановку: численное превосходство противника внушительное. Однако ему не первый раз приходилось вступать в схватку при неравном соотношении сил. Комэск знал, что немецкое авиационное командование в последнее время вынуждено было изменить тактику. Раньше для решения своих задач оно использовало небольшие группы бомбардировщиков и истребителей. Наши лётчики успешно боролись с ними, и враг нёс потери. Тогда немцы решили посылать на задания большие группы, где на каждый бомбардировщик приходилось по 2 - 3 прикрывающих их истребителя. Борис Ерёмин решил напасть на противника, используя внезапность, высоту и высокие качества истребятеля Як-1. Выполняя замысел командира, Лейтенанты Седов, Скотный и Мартынов устремились на врага. С короткой дистанции Седов открыл огонь и сбил "Юнкерс". Строй бомбардировщиков распался. Один из них оказался вблизи самолёта Скотного. Советский лётчик мгновенно довернул свой "Як" и дал короткую очередь. "Юнкерс" задымил и понёсся к земле... Противник был ошеломлён внезапной атакой наших истребителей и мгновенной потерей 2-х машин. Бомбардировщики стали сбрасывать бомбы на позиции своих же войск, разворачиваться и уходить. А четвёрка "Яков" тем временем атаковала "Мессеры". Капитан Ерёмин и Лейтенант Соломатин меткими очередями сбили 2 истребителя, проскочили сквозь строй врага и ушли на боевой разворот. Вот тут - то и вступила в бой группа Ме-109, летевшая отдельно от бомбардировщиков. Обычно в такие группы входили наиболее опытные лётчики. Они наблюдали за схваткой, как правило, сверху и нападали на одиночные машины. Так было и на сей раз. Враги готовились напасть на пару "Яков". Но наши лётчики вовремя разгадали тактический приём неприятеля. Лейтенанты Седов, Скотный и Мартынов смело устремились в атаку. Немцы не приняли вызова и перешли на виражи, стараясь зайти в хвост нашим истребителям. Однако это им не удалось. Як-1 оказался гораздо маневреннее "Мессеров". Наши лётчики выполняли резкие развороты, что не могли делать немецкие Ме-109, радиус разворота у которых был гораздо больше, чем у наших Як-1. Капитан Ерёмин, его ведомые умело использовали высокие тактико - технические возможности своих истребителей, их отменные маневренные качества, огневую мощь ( усиленную реактивными снарядами ). Кроме того, они вели бой парами, что позволяло наносить точные удары и надёжно прикрывать друг друга. В результате наши лётчики захватили инициативу и прочно удерживали её до конца боя. Борис Николаевич впоследствии вспоминал: - Несколько раз во время боя Мартынов меткими очередями выбивал "Мессеров" из - под хвоста истребителя Короля. А когда сзади к Мартынову подкрался Ме-109, но атаку врага отбил Седов. Через несколько секунд уже за Седовым увязались 2 Ме-109. Смертельную опасность, грозившую товарищу, своевременно заметил Соломатин и открыл огонь. Ещё через минуту уже мне пришлось отгонять от Седова вражеский самолёт, а Скотный в это время сбил "Мессер", который заходил в атаку на меня... В жарком вихре атак Лейтенант Мартынов и Старший сержант Король сбили по одному самолёту. Противник был бессилен что - либо предпринять и стал выходить из боя в разных направлениях. Исход боя во многом определили внезапность и результативность первой атаки, взаимодействие и отличная техника. Так семеро победили 25 вражеских самолётов. В скоротечном воздушном бою, длившемся всего 15 минут, наши лётчики уничтожили 2 бомбардировщика и 5 истребителей. За беспримерную отвагу и мужество все они были награждены орденами Красного Знамени. Вскоре после боя в полк прибыли солдаты - пехотинцы, которые наблюдали за жаркой схваткой с земли. Они рассказали, что смелые действия наших воздушных бойцов воодушевили их, вселили веру в превосходство советской техники, советских лётчиков над врагом. О подвиге стало известно далеко за пределами фронта. О нём говорили и писали, как об одном из ярчайших эпизодов, свидетельствующих о героизме и воле советских воинов к победе, о превосходстве нашей боевой технике и растущей мощи Красной Армии. В те дни Капитан Б. Н. Ерёмин получил множество писем от родных, близких, товарищей по работе и службе, от совсем незнакомых людей. В них высказывались восхищение, благодарность, звучал призыв и впредь так же беспощадно бить врага. По - разному сложились судьбы участников того памятного боя. Все они продолжали и дальше драться с врагами. Трое из них: Б. Ерёмин, А. Соломатин и А. Мартынов стали Героями Советского Союза. Четверо не дожили до Дня Победы. В конце Марта 1942 года в неравном воздушном поединке погиб Михаил Степанович Седов. Всего он успел сделать лишь 32 боевых вылета, провести 8 боёв, уничтожить лично 3 и в группе - 6 самолётов противника. Полтора месяца спустя близ станции Лозовая погиб Дмитрий Король. Он в составе четвёрки смело принял бой против 24 истребителей противника. Дрался до конца. Смертельно раненый, сумел посадить свой Як-1. Товарищи подбежали, чтобы помочь выбраться лётчику из кабины, но он был уже мёртв. В конце Мая 1942 года над селом Павловка, что на Харьковщине, был сбит и погиб Алексей Соломатин, имевший на счету 17 личных и 22 групповые победы. Этот бой он провёл через неделю после присвоения ему звания Героя Советского Союза. В середине Июня в очень трудной схватке погиб Василий Скотный. Иван Запрягаев сразил 12 самолётов врага. Отличный лётчик, он проявил себя умелым организатором и в боях за Донбасс уже командовал истребительным авиаполком. После войны уволился в запас. Смело и дерзко воевал Александр Мартынов. Однажды он один вступил в бой против пятёрки врагов. Две машины сбил, а остальных заставил повернуть назад. Войну закончил штурманом авиационной дивизии, имея на счету 18 личных и 16 групповых побед. Борис Ерёмин фронтовой дорогой прошёл, как говорится, от звонка до звонка. Всего совершил 342 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично 8 и в группе с товарищами 15 самолётов врага. Войну закончил заместителем командира авиационной дивизии. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |