* * *
Вадим Фадеев родился в Куйбышеве 7 января 1917 года. После
средней школы поступил в аэроклуб. Окончил его в 1938 году. Работал инструктором.
В январе 1940 года направлен в военное училище лётчиков. В июле 1941 года по
его просьбе откомандирован в действующую армию.
Сначала сражался в составе 446-го и 131-го авиационных полков,
летая на самолёте И-16. Однажды, в районе Кодыма ( Молдавия ), В. И. Фадеев
с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все
патроны он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолёта.
Интересен такой факт. Первый орден Красного Знамени В. Фадеев
получил в суровом 1941 году под Таганрогом. Оказавшись в трудную минуту среди
пехотинцев, он поднял их в атаку и, подавая пример мужества и отваги, вместе с
ними отбил у противника господствующую высоту.
Из уст в уста переходил в годы войны рассказ старого солдата,
участника освобождения Ростова-на-Дону, приведённый в книге В. И. Погребного -
"Человек из легенды".
Поздней осенью 1941 года 2-й день сражались наши пехотинцы за
небольшой курган - "Пять братьев", каких много на юге, и никак не могли выбить
закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель,
очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из
винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и
пули не берут. И садится он на мёрзлую изрытую минами и снарядами землю,
садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.
Из маленького самолёта выскакивает огромного роста лётчик - как
он только помещался в нём - и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с
присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его. Как
тут не вспомнить: "Смелого пуля боится..." Вскакивает он в окоп, весь проход
закрыл богатырской фигурой, улыбается.
- Знаю вашу беду, братцы, - говорит лётчик. - Где командир ?
Ведите.
Показал командиру по карте, откуда миномёты бьют, где бронемашины
находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из
командирского блиндажа лётчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим
голосом:
- Вперёд за Родину !
И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой 5-ти
братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по
земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана
догнать, вперёд вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других
увлекает за собой...
- Ура-a-a ! - катится над курганом.
- Взяли мы курган "Пять братьев", разбили миномётные батареи,
несколько броневиков уничтожили, а 2 целыми захватили, много фашистов полегло
там, немало и в плен взяли, - закончил старый солдат свой рассказ. - А о
великане том больше ничего не знаю. Говорили, сдал самолёт под охрану и ушёл
своей дорогой...
Таков рассказ старого солдата. И он оказался правдой. Тот
великан был лётчик - истребитель 446-го смешанного авиаполка сержант Фадеев
Вадим Иванович - воспитанник Куйбышевского аэроклуба. За подвиг у кургана "Пять
братьев" его наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное воинское
звание "Лейтенант".
Вот что пишет о Фадееве бывший командующий 4-й Воздушной армией
Главный маршал авиации К. А. Вершинин:
"Вскоре после этого боя Фадеев уже на
другом самолёте вылетел вместе с командиром звена А. Я. Новиковым на разведку.
Им предстояло пройти по маршруту Славянск - Краматорская - Константиновская -
Артемовск. В районе шахты 32-33-бис противник открыл по нашим истребителям
сильный зенитный огонь. Однако советские лётчики, умело маневрируя, проскочили
через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись,
Фадеев установил, что это - фашист, и скорее всего связной, который спешит
доставить в штаб важное донесение. Не желая расходовать патроны, которые
предназначались для боя, лётчик зарубил всадника винтом самолёта.
Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий,
стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый,
отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он
смело, даже рискованно..."
Прославленные лётчики 16-го ГвИАП: Вадим Фадеев ( справа ) и Андрей Труд. |
Второго ордена Красного Знамени он удостоился за воздушные бои
над Мысхако.
В 1943 году лейтенант В. И. Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский
истребительный авиаполк, быстро освоил новую технику, стал отличным ведущим
пары, а затем и командиром эскадрильи. Вадим бережно хранил выданный командующим
Воздушной армией документ - приказ о выдаче ему двойного продовольственного пайка
и разрешения на индивидуальный пошив одежды и обуви. Из готового обмундирования
ему ничего не подходило - всё было мало.
Его блестящие способности лётчика - истребителя в полной мере
расскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью,
он совершал по 5 - 6 вылетов в день. Иногда сбивал по нескольку самолётов за
вылет.
...Кубань. Здесь с апреля по июнь 1943 года проходило одно из
крупнейших в Великой Отечественной войне воздушных сражений. В результате
непрерывных ожесточённых боёв советская авиация вырвала из рук врага инициативу
и завоевала господство в воздухе не только в этом районе, но в дальнейшем и на
всём советско - германском фронте.
Первым лётчиком 4-й Воздушной армии, представленным к высокому
званию Героя Советского Союза во время боёв над Кубанью, был Гвардии капитан
В. Фадеев. Пламенный патриот, искусный воздушный боец, Вадим без промаха разил
врага. В течение лишь одной недели он уничтожил 10 самолётов противника лично
и 1 в группе !
Вспоминается воздушный бой, который провёл тогда ещё Гвардии
старший лейтенант В. Фадеев 17 апреля 1943 года. Ведомая им восьмёрка
истребителей - ударная группа - в 3-й раз стартовала с аэродрома. Группу
прикрытия из 4 самолётов возглавил Гвардии старший лейтенант Г. Речкалов. Надо
было пройти над отрогами Главного Кавказского хребта, местами затянутыми
облаками, затем развернуться над морем.
И вот уже горная гряда позади. Вадим увидел впереди голубеющий
простор. Море ! Но любоваться красотами природы некогда. Всё внимание
воздушному пространству. Враг может появиться неожиданно.
Лётчик не увидел, а скорее интуитивно почувствовал, что противник
где-то близко. Оглянулся. Верно: на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на
Новороссийск несколькими волнами тяжело плыли в воздухе пикирующие бомбардировщики
Ju-87, над ними - истребители прикрытия. Вадим бросил взгляд вверх. Там шла
четвёрка Григория Речкалова.
Слева, с Анапского аэродрома, вздымая за собой ленты желтоватой
пыли, взлетали вражеские истребители. "Спешат своим на подмогу. Быть бою над
морем !" - мелькнула у Фадеева мысль.
Справа, поодаль внизу, проплывал окутанный дымом Новороссийск.
Виднелись частые багровые вспышки на небольшом пятачке - полуострове Мысхако.
Именно этот участок требовалось прикрыть от ударов вражеских бомбардировщиков.
Там, зарывшись в каменистую землю, насмерть стояли отважные советские десантники,
прочно удерживая плацдарм.
К району Мысхако подошли 12 Ju-87 в сопровождении группы Ме-109.
- Речкалов, атакуй "худых" ! - передал Гвардии старший лейтенант
Фадеев, а сам ринулся в атаку на бомбардировщики.
Весёлый и жизнерадостный, Вадим был дерзок и стремителен в бою,
дрался отчаянно, презирая опасность. Он пылал ненавистью к врагу, искал его, а
найдя, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Лётчик словно
сливался воедино со своим истребителем, его огонь из пушки и пулемётов был
испепеляющим.
Фадеев всегда надеялся на своего ведомого Андрея Труда, других
лётчиков группы. Не удивительно, что всего за 3 недели он успел сразить около
20 вражеских самолётов. Комэск видел всех и видел всё, в трудную минуту готов
был прикрыть товарища. И на этот раз Фадеев не стал медлить и, несмотря на
численный перевес противника, решил навязать ему свою волю.
Тем временем группа Речкалова уже сбила 2 "Мессера", которые
горящими факелами почти отвесно упали в море. Фашистские лётчики, видимо,
ждали подкрепления, надеясь, что Mе-109 и недавно появившиеся в кубанском небе
FW-190 помогут отразить натиск советских истребителей. Вскоре действительно
подошло полтора десятка вражеских машин.
Однако это не смутило Фадеева. Он противопоставил численному
превосходству противника точный и смелый маневр, тесное взаимодействие пар
группы. На вертикали сбил один истребитель, на вираже - второй, вслед за ними
поджёг Ju-87. Иван Савин разделался с 2 "Мессерами". По одному самолёту сбили
Владимир Бережной и Николай Искрин. Удача сопутствовала и Михаилу Сутырину: он
уничтожил новейший немецкий истребитель с двигателем воздушного охлаждения FW-190.
Этот воздушный бой показал, что вражескую новинку - истребители
с мощным вооружением - можно бить. В этих победах была заслуга комэска. Его
личное мастерство, отвага, какая-то особая, русская удаль вдохновляли боевых
друзей.
Таким на всю жизнь и запомнился однополчанам Вадим Иванович
Фадеев. С августа 1941 по май 1943 года он совершил 434 боевых вылета,
участвовал в 51 воздушном бою, сбил около 20 вражеских самолётов, штурмовыми
действиями уничтожил 80 автомашин, 15 орудий, до 200 солдат и офицеров
противника. В паре со своим ведомым А. Трудом, ставшим впоследствии Героем
Советского Союза, он сбил 44 вражеских самолёта.
Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к
опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно -
мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным "Мессером"; включить в
полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом "цирковые"
трюки на малой высоте. Озорства ради отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх
врагам", как он говорил. Его широкая волжская натура и уверенность в своих
незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.
Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 мая 1943 года. В
последнем боевом вылете он, проявив часто присущюю ему самоуверенность, решил
действовать самостоятельно и в этом была его роковая ошибка. Оторвавшись от
основной группы наших истребителей, ведомой А. И. Покрышкиным, он со своим
ведомым Андреем Трудом встретил группу из 12 истребителей Ме-109. В этом бою
Фадеев сбил 2 самолёта, но был тяжело ранен и погиб возвращаясь на свой
аэродром.
К тому времени на его счету числилась 21 личная и 1 групповая
победа [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает
на 17 личных и 3 групповые победы. ]
24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, Вадиму Ивановичу Фадееву посмертно было присвоено звание
Героя Советского Союза.
Имя В. И. Фадеева Указом Совета Министров СССР Куйбышевскому
авиационному клубу ДОСААФ. Об этом напоминают и вывеска на здании, и большой
портрет в зрительном зале, и аншлаг над галереей мастеров спорта.
В свой родной аэроклуб Вадим Фадеев вернулся в рассказах тех,
кто учился вместе с ним искусству полёта, в коротких и, вместе с тем,
всеобъемлющих строках постановления правительства о присвоении клубу его
имени. Состоялся митинг. Затаив дыхание, слушали спортсмены взволнованные
слова матери Героя Варвары Федоровны: повышайте свои знания, изучайте военное
дело, будьте достойными продолжателями дела ваших отцов и старших братьев,
свято чтите погибших за Отчизну, берегите Родину.
В устах матери эти слова звучали как призыв. И каждое слово
запомнилось, запало в сердце. Они, эти слова, в мыслях спортсменов, в их делах...
* * *
Список известных побед Гвардии
капитана В. И. Фадеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 15.06.1942 г. | 1 Ju-88 | Каменск | И-16, Як-1, "Аэрокобра". |
2 | 11.04.1943 г. | 1 Ме-109 | юж. Абинская |
3 | 16.04.1943 г. | 2 Ме-109 | Крымская - Абинская |
4 | 17.04.1943 г. | 2 Ме-109 | Мысхако |
5 | 1 Ju-87 | Мысхако |
6 | 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) | сев. - зап. Новороссийск |
7 | 20.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Цемесская бухта |
8 | 21.04.1943 г. | 1 Ме-109 | сев. Кабардинка |
9 | 1 Ме-109 | сев. Адербиевка |
10 | 23.04.1943 г. | 1 Ме-109 | сев. Федотовка |
11 | 24.04.1943 г. | 1 Ме-109 | свх. Мысхако |
12 | 29.04.1943 г. | 1 Ме-109 | вост. Неберджаевская |
13 | 30.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Крымская |
14 | 03.05.1943 г. | 1 Ме-109 | Семенцовский - Гостогаевский |
15 | 04.05.1943 г. | 1 Ме-109 | юго - зап. Крымская |
Всего сбитых самолётов - 17 + 3 [ 16 + 1 ]; боевых
вылетов - около 400; воздушных боёв - более 50.
|