Гучек Пётр Иосифович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Гучек Пётр Иосифович

П.И.Гучек

Пётр Гучек родился 18 Марта 1923 года в деревне Лысовщина Пуховичского района Минской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и Минский аэроклуб. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков имени А. К. Серова.

С Августа 1943 года Младший лейтенант П. И. Гучек в действующей армии. В составе 45-го истребительного авиационного полка  ( вскоре ставшего 100-м Гвардейским ИАП )  сражался на 1-м, 2-м, 4-м Украинских фронтах.

19 Сентября 1943 года, освоив новый для себя самолёт, американскую "Аэрокобру", он сбил истребитель Ме-109. 10 Октября 1943 года - ещё один "Мессер".

Долгое время Пётр Гучек летал ведомым у прославленного советского аса, Героя Советского Союза, Ивана Ильича Бабака. Спустя некоторое время стал его близким другом. Но начинались эти взаимоотношения совсем не так просто.

...Долго не мог Иван Бабак свыкнуться с мыслью о гибели своего первого ведомого Караваева. Стоит он как живой перед глазами. Не верится, что его нет. Вот сейчас, кажется, откроется дверь, и войдёт он, улыбнется... Из-за этого, должно быть, и была неприязнь к новому ученику - Петру Гучеку. Сам Бабак понимал, что он несправедлив, но ничего не мог с собой сделать. Всё казалось ему в нём не таким: и внешность, и манера держать себя  ( он был очень застенчив ), и действия в воздухе. В полёте бывший ведомый словно угадывал мысли Бабака и соответственно строил свой маневр. Такое взаимодействие обеспечивало успех в бою в любых самых сложных ситуациях.

С Петром Гучеком не клеилась у него работа. Одним словом, чужой он был для него. Прилетят, бывало, с задания, подойдёт Гучек к Бабаку и несмело, с виноватым видом обращается:

- Товарищ командир !   Разрешите получить замечания о вылете...

Стоит он перед своим командиром в нерешительности. Десятки раз вылетал уже Бабак с новым ведомым на задания, не один десяток боёв провели совместно с ним над Донбассом, а отношение его к своему ученику не менялось.

Перелом в их отношениях наступил неожиданно, но уже навсегда. Ещё перед вылетом, когда обратился Гучек к Бабаку за указаниями по выполнению задания, тот, испытывая к нему прежние чувства, дал формально какие-то напутствия. Но уже после вылета Гучек стал одним из самых близких людей для Ивана Бабака...

А дело было так. Вылетели они четвёркой на задание. Южнее Большого Токмака встретили 9 "Юнкерсов". Бабак своей парой сразу же пошёл в атаку на них, надеясь, что вторая пара прикрывает их. Но ведущий второй пары то ли не заметил маневр Бабака, то ли ввязался в бой с другими самолётами, не передав об этом по радио. Только Бабак начал было готовиться к прицельному огню по бомбардировщику, как в его наушниках раздался взволнованный голос напарника:

И.И.Бабак.
И. И. Бабак.  1944 год.

- Командир !   Резко влево !   Нас атакуют !..

Трасса от атакующего "Мессера" прошла совсем рядом. Предупреждение ведомого оказалось очень своевременным. Бабак быстро осматривается: выше в разных направлениях находятся 4 пары Ме-109. Второй пары их группы нигде не видно. Вот "Мессеры" изготавливаются к атаке, одна из пар бросается камнем на них. Резким противоманевром наша пара уклоняется, но при этом попадает под удар другой пары "Мессеров". В эфир несется взволнованный голос ведомого:

- Командир, что будем делать ?   Мы остались одни, без прикрытия... А "худых" - восьмёрка !

Но Бабак уже оценил обстановку. Сложилась она для них неблагоприятно. То обстоятельство, что фашистов было 8, а их - только двое, особенно его не беспокоило. С численно превосходящим противником вести бой приходилось уже не раз. Волновало другое. По характеру маневра и атак Бабак сразу же понял: перед ними очень опытный противник, бой предстоит тяжёлый, исход его для них будет зависеть от слаженности и быстроты взаимодействия пары. Поэтому он передает ведомому:

- Не волнуйся, Петя !   Будь внимателен, точно выполняй команды !   Ничего нам фашисты не сделают, хотя их и восемь !

Даже сам удивился, как легко и с какой нежностью произнёс он впервые в адрес своего напарника это душевное и ласковое - Петя.

И Пётр словно преобразился: такими зрелыми, уверенными и опытными стали его действия. Чего только не предпринимали фашисты, чтобы зажать пару наших истребителей в смертельное кольцо. Небо сплошь исчерчено огненными трассами. Вот-вот одна из них настигнет их. Но нет !   Словно чудом выйдя из-под удара одной пары фашистов, наша пара стремительно бросается в атаку на другую...

Р-39 П.И.Гучека.

"Как быть дальше ?   По напористости атак противника видно, что он не прекратит бой до тех пор, пока не расправится с нашей парой. Надо выходить из боя, применив обманный маневр", - решает Бабак. Своё решение передаёт Гучеку:

П.И.Гучек

- Петя !   Атакуем эту пару снизу. Как только вывернутся они из-под атаки в сторону, мы с переворота пикированием выходим из боя. Смотри внимательно за маневрами, не отставай !

Маневр удался. Враг своевременно их замысел не разгадал, поэтому они оторвались от него и благополучно вернулись на аэродром. После посадки Бабак подошёл к своему ведомому. Он... плакал.

Бабак и сам волновался не меньше, но, стараясь быть спокойным, сказал:

- Младший лейтенант Гучек, вытрите слезы ?   Откуда у вас эта слабость ?   Вы - победитель !   Вы храбро вели себя в бою !

А затем - уже нежно:

- Петя !   Я горжусь тобой. Прости меня, что только теперь я по-настоящему понял тебя...

Этот бой сдружил Бабака и Гучека. В последующих боях они проникались друг к другу всё большим уважением. Дружба росла и крепла...

Р-39 Пётра Гучека

Истребитель Airacobra P-39N Гвардии лейтенанта П. Гучека.  100-й ГвИАП, весна 1944 года.

Особенно отличился Пётр Гучек в период Яссо - Кишенёвской операции  ( Июнь - Июль 1944 года ), где лишь за неделю боёв одержал 6 воздушных побед. Некоторое время был ведомым Ивана Бабака - одного из лучших лётчиков полка. Участвовал в боях на Азовском море и в Крыму, позднее - в Молдавии, летом 1944 года - в Львовско - Сандомирской операции.

3 Июня 1944 года командир звена 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант П. И. Гучек в районе города Броды Львовской области, в составе 10 самолётов P-39 "Аэрокобра", вступил в бой с большой группой вражеских пикировщиков Ju-87, прикрываемых истребителями Me-109. Ударная группа атаковала "Юнкерсы". Те поспешили сбросить бомбы, не доходя до цели, и с пикированием стали уходить в разные стороны. Наши истребители продолжали их преследовать.

Г.Дольников и П.Гучек.

Гучек во главе группы прикрытия сковал боем "Мессершмитты". Меткими очередями он сразил двух из них. В это время из облаков выскочил третий Me-109. Гучек сошёлся с ним на параллельных курсах. Несколько секунд оба самолёта летели рядом. Стрелять ни из пушки, ни из пулемётов не было возможности, а для маневра не хватало времени. Немецкий пилот попытался опять уйти в облака. Тогда Гучек довернул свой самолёт и правым крылом отрубил плоскость "Мессера". Кувыркаясь, тот пошёл к земле. На повреждённом самолёте Гучек произвёл посадку в расположении наших войск. Это была его 15-я воздушная победа.

18 Апреля 1945 года группа из 10 истребителей, под командованием Майора Калачёва, наносила штурмовой удар по артиллерийским позициям на окраине Шпрембурга. Они прорвались сквозь плотный зенитный огонь и поразили цель, но несколько снарядов попало в машину Гучека. Не желая попасть в руки противника, отважный лётчик направил свой горящий самолёт на скопление вражеских бронетранспортёров.

К тому времени Гвардии старший лейтенант П. И. Гучек, уже представленный к званию Героя Советского Союза, совершил 209 боевых вылетов. Проведя 56 воздушных боёв, сбил лично 18 и в группе 3 самолёта противника.

Личный состав 100-го Гвардейского ИАП тяжело переживал гибель отважного пилота. Умелый воздушный боец, Пётр Гучек пользовался в полку большим уважением товарищей. Его ближайший друг, Григорий Дольников, на правой стороне своей "Аэрокобры" сделал надпись - "За Петю Гучка"  ( а на левой - "За Ваню Бабака" ).

Р-39 Г.У.Дольникова.

Иван Ильич Бабак до конца своих дней бережно хранил фотографию с надписью: "Другу и командиру Ване Бабаку, с которым много раз довелось "угощать" фашистов свинцом. Вспомни, Ваня, "охоту" за паровозами, "рамами". У нас будет что вспомнить. Ещё повоюем !   Спасибо за учёбу. От Петра Гучека. Март 1944 года. Черниговка".

27 Июня 1945 года Пётру Иосифовичу Гучеку посмертно было присвоено Звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Пётр Гучек похоронен в городе Чернстохова  ( Польша ). Его именем названа улица в городе Пуховичи, а также Голецкая и Лешницкая средние школы Пуховичского района.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта П. И. Гучека:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Ивановка"Аэрокобра".
229.08.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Федоровка
31  Ме-109сев. - вост. Федоровка
430.08.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Щербаков
531.08.1943 г.1  Ме-109зап. Федоровка
611.09.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Ново - Карань
719.09.1943 г.1  Ме-109Большой Токмак
803.10.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )зап. Мелитополь
910.10.1943 г.1  Ме-109зап. Мордвиновка
1007.11.1943 г.1  FW-189юж. Турецкий Вал
1130.05.1944 г.1  FW-190Яссы
1231.05.1944 г.1  FW-190Яссы
1301.06.1944 г.1  FW-190Яссы
1403.06.1944 г.1  Ме-109Хорлешти
1505.06.1944 г.1  FW-190Яссы
161  Ме-109Яссы
1716.07.1944 г.1  FW-190Стоянув
181  FW-190Лучице
1901.08.1944 г.1  Ju-87Тарнобжег
2002.08.1944 г.1  FW-190вост. Борки
2126.01.1945 г.1  FW-189Бриг - Олау

      Всего сбитых самолётов - 18 + 3;  боевых вылетов - 209;   воздушных боёв - 56.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz