Кривошеев Ефим Автономович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Кривошеев Ефим Автономович

Е.А.Кривошеев

Ефим Кривошеев родился 12 Апреля 1916 года в селе Николаевка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье рабочего. По окончании 8 классов работал на заводе имени Карла Либкнехта, окончил Криворожский аэроклуб. В Красную Армию его призвали в 1939 году. Затем была Харьковская военная авиационная школа, после окончания которой  ( в 1940 году ) Ефим служил на Дальнем Востоке.

С 7 Мая 1942 года Младший лейтенант Е. А. Кривошеев на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка, в каждом полёте проявляя незаурядное мастерство, находчивость, дерзость и отвагу.

В первых же схватках с врагом Кривошеев показал себя напористым воздушным бойцом, вдумчивым и осмотрительным. Как губка, впитывал он опыт старших товарищей, тщательно анализировал каждый бой, творчески подходил к решению поставленной задачи.

Не раз в свободное от полётов время собирались молодые лётчики вокруг своего командира Гвардии майора П. С. Кутахова, чтобы поговорить о технике воздушного боя, о приёмах атаки, маневрирования и взаимной поддержке. Учёба эта давала свои плоды.

26 Мая 1942 года 6 истребителей во главе с П. С. Кутаховым перехватили в районе станции Кица  ( примерно в 50 км южнее Мурманска )  12 двухмоторных самолётов Ме-110 и 8 сопровождавших их Ме-109, пытавшихся бомбить наш поезд. Несколько раз они пытались прорваться к станции, но каждый раз получали отпор. Неожиданным маневром, выполненным по команде Кутахова, строй вражеских самолётов был разбит, один Ме-110 запылал. И тут в воздухе завертелась настоящая карусель, продолжавшаяся 45 минут. Советские лётчики - Капитаны П. С. Кутахов, В. С. Мироненко, К. Ф. Фомченков, Лейтенант Е. А. Кривошеев и Младший лейтенант И. И. Ибрагимов сбили 4 "Мессера". К железной дороге ни один вражеский самолёт не был допущен. Наша группа вернулась без потерь.

Массированные налёты на Мурманск и железнодорожные объекты враг пытался совершить и 15 Июня. Западнее города 6 самолётов "Аэрокобра" 19-го ГвИАП, пилотируемых Капитанами И. В. Бочковым, К. Ф. Фомченковым, Старшими лейтенантами И. Д. Гайдаенко, Н. П. Губиным, Лейтенантом Е. А. Кривошеевым и Младшим лейтенантом И. И. Ибрагимовым, перехватили 6 вражеских бомбардировщиков и 16 истребителей. Командир группы Гвардии капитан И. В. Бочков передал по радио: "Внимание, атака !   Иду на ведущего !" - и повёл группу на врага.

Немецкий самолёт Ме-110Е-2.

После первой же атаки строй немецких самолётов рассыпался. Капитан Бочков, круто развернувшись, меткой пулемётной очередью поджёг Ме-110. Успешно атаковали вражеские самолёты и другие наши лётчики. Теперь в воздухе со всех сторон раздавался треск пулемётов, ревущий гул нескольких десятков моторов. Вихрем проносились краснозвёздные истребители и машины с чёрными крестами. Этот огненный вихрь из района Ура - Губа за 45 минут боя переместился в район Мурмаши, Юркино. А на земле по всему пути то там, то здесь догорали "Мессеры". В этом сражении отважная шестёрка сбила 9 вражеских самолётов. Фомченков и Кривошеев сбили по 2 самолёта, по одному истребителю уничтожили Бочков, Гайдаенко и Ибрагимов. Один бомбардировщик Ju-88 и один истребитель Ме-110 были сбиты группой.

Не прошло и месяца с первого боевого вылета, а Гвардии младший лейтенант Е. Кривошеев уже считался в полку зрелым воздушным бойцом. Он стал командиром звена, умело обучал прибывших на пополнение необстрелянных лётчиков.

С Мая по Сентябрь 1942 года командир звена 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт )  Гвардии лейтенант Е. А. Кривошеев совершил 96 успешных боевых вылетов, в 29 воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 15 в группе с товарищами.

Истребитель P-400

Истребитель P-400 "Aircobra I"  Гвардии лейтенанта Е. А. Кривошеева.  Карелия, 1942 год.

9 Сентября 1942 года большая группа бомбардировщиков и истребителей противника шла на Мурманск. Навстречу ей поднялась пятёрка наших истребителей, возглавляемая Гвардии капитаном П. С. Кутаховым. Враг, пользуясь численным преимуществом, пытался расчленить строй нашей группы и уничтожить самолёты поодиночке. Но не зря лётчики отрабатывали взаимодействие в бою ещё на земле. Они атаковали врага дружно, оборонялись, поддерживая друг друга.

Е.А.Кривошеев

Искусно маневрировал и Ефим Кривошеев. На него насели 2 "Мессера". От одного он увернулся, а в другого послал длинную очередь из пушки. Вражеский самолёт задымил и со снижением скрылся в облаках. Обозлённые немецкие лётчики набросились на Кривошеева. Но на выручку пришёл Павел Кутахов. Дерзкими атаками он отогнал "Мессеров".

Тут уже в хвост самолёта Кутахова зашёл немецкий истребитель. Враг приготовился для атаки. Кривошеев устремился на противника. Вот он поймал "Мессер" в перекрестие прицела и нажал на гашетку. Пулемёты молчали. "Кончились боеприпасы", - в отчаянии подумал лётчик. И Кривошеев пошёл на таран. Он должен был спасти командира, боевого товарища. Он уничтожил "Мессер", но и сам пал смертью храбрых. Пилот Ме-109F-4, обер - ефрейтор Гюнтер Хоффман из состава 6./JG5, также погиб.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Февраля 1943 года Гвардии лейтенант Кривошеев Ефим Автономович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени. Навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названо судно Морского речного хозяйства.

*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта Е. А. Кривошеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.05.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )оз. Медвежье - г. Брицкен"Аэрокобра".
226.05.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )ст. Кица
328.05.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 7 )Урд - озеро  -  Мурмаши
415.06.1942 г.1  Ме-109зап. Мурмаши
515.06.1942 г.1  Ме-110оз. Пак - Явр
615.06.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )зап. Мурманск
718.06.1942 г.1  Ме-110оз. Калп - Явр
823.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )зап. Мурманск
929.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 7 )зап. Мурмаши
1029.06.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 7 )оз. Тюхменское
1108.07.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )юго - вост. аэр. Шонгуй
1212.07.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )оз. Медвежье
1302.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 7 )Мурмаши
1409.09.1942 г.1  Ме-109  ( сбит таранным ударом )Мурманск

      Всего сбитых самолётов - 5 + 15  [ 4 + 12 ];  боевых вылетов - 96;  воздушных боёв - 29.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz