Люсин Владимир Николаевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Люсин Владимир Николаевич

В.Н.Люсин

Родился 27 Апреля 1918 года в деревне Барын, ныне Судиславского района Костромской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов, школу фабрично - заводского ученичества и Костромской аэроклуб. Работал кузнецом на заводе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года сержант В. Н. Люсин в действующей армии. По Август 1941 года служил в 170-м ИАП; с Октября 1941 года по Июнь 1942 года - в 437-м ИАП; по Август 1942 года - во 2-м ИАП; по 1943 год - во 2-й ОИАЭ; по Май 1945 года - в 85-м Гвардейском ИАП. Отличился в боях за Крымский полуостров.

К Маю 1944 года командир звена 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант В. Н. Люсин совершил 205 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника.

19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично и в составе группы 20 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС, освоил реактивную технику. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, в 1955 году - Центральные курсы усовершенствования офицерского состава. С 1956 года Гвардии майор В. Н. Люсин - в запасе. Жил и работал в Костроме.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Костромская земля - родина Ивана Сусанина - по праву считается колыбелью русского патриотизма. Костромичи свято хранят и приумножают героические традиции своих прославленных земляков. Среди 160 костромичей, удостоенных высшей награды Родины за мужество и отвагу в Великой Отечественной войне, 11 Героев Советского Союза являются воспитанниками и выпускниками аэроклуба ОСОАВИАХИМа.

В портретной галерее заслуженного художника России А. И. Рябикова "Герои - костромичи" особое место занимает портрет Владимира Николаевича Люсина. В его биографии, как в зеркале, отражён путь большинства мальчишек, полюбивших небо и авиацию, мечтающих о подвиге и совершивших его во славу Родины.

С детских лет Володя Люсин бредил авиацией. Когда он подрос, его кумиром стал великий лётчик Валерий Чкалов. В 1930 году из деревни Барын Судиславского района семья переехала в Кострому. Здесь Володя окончил 8 классов, затем школу ФЗУ. Поступил работать кузнецом на завод "Рабочий металлист". Одновременно занимался в аэроклубе ОСОАВИАХИМа, где прошёл начальную лётную подготовку и освоил азы, необходимые будущему лётчику.

В Ноябре 1938 года Люсин стал курсантом школы военных лётчиков. Окончив её в 1940 году, молодой пилот прибыл для прохождения службы в одну из авиационных частей Орловского военного округа. Здесь - то его и застала война.

С первого дня войны Младший лейтенант Владимир Люсин на истребителе И-16 в составе 170-го авиационного полка сражается на Западном фронте, участвует в боях под Могилёвом.

Вскоре его посылают переучиваться на новый тип самолёта. А в Мае 1942 года он снова на Западном фронте, в районе города Козельска. Когда летом 1942 года развернулись жаркие бои в донских степях и на подступах к Волге, авиаполк, в котором служил Люсин, перебросили под Сталинград. Здесь в период летних боёв он познал радость первых воздушных побед над врагом и горечь первого поражения.

Свою первую победу он одержал летая на ЛаГГ-3. 24 Июля 1942 года в районе села Осиповки молодой лётчик сбил истребитель Ме-109, 8 Августа над Красноармейском уничтожил бомбардировщик Ju-88. А вот 28 Августа Люсину не повезло. Во время налёта немецкой авиации на военный аэродром он поднял свой истребитель в воздух. Но не успел Младший лейтенант набрать высоту, как по машине резанула пулемётная очередь. Лицо залило кровью, острая боль пронзила ноги. Подбитый самолёт начал резко терять высоту.

Отлежавшись в госпитале, Владимир Люсин вернулся в часть. Он быстро освоил новый самолёт Як-1 и в составе войск Южного фронта принял участие в разгроме немецких войск в Донбассе и на юге Левобережной Украины.

Теперь, познав тактические приёмы врага, блестяще освоив технику пилотирования, Люсин стал грозой для неприятеля. Он часто любил повторять хорошо запомнившиеся ему крылатые слова Валерия Чкалова: "Я должен быть всегда готов к тому, чтобы самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идёт в бой".

Число сбитых Люсиным самолётов непрерывно росло. 21 Августа 1943 года над Саур - Могулевским он сбил истребитель Ме-109F, через 10 дней над селом Бадья - корректировщик FW-189, ещё через 6 дней в районе Ясиноватой - бомбардировщик Ju-87.

6 Сентября группа штурмовиков Ил-2 в сопровождении шестёрки истребителей, где ведущим шёл Владимир Люсин, в районе цели встретила в воздухе 40 вражеских бомбардировщиков и 12 истребителей. Несмотря на явное превосходство сил противника, Люсин принял дерзкое решение - подал команду своей группе и группе сопровождаемых штурмовиков атаковать вражеские бомбардировщики. Штурмовики ринулись в лобовую атаку на "Юнкерсы", в то время как истребители, обороняя их, вели бой с "Мессерами".

Сам Люсин в первой же атаке сбил "Юнкерс". Ещё 3 вражеских самолёта поразили штурмовики. Всего в этом бою было уничтожено 11 немецких машин. Остальные бомбардировщики развернулись и, беспорядочно сбросив бомбы, пустились наутёк. С советской стороны потерь не было.

Командир полка назначил Люсина на должность командира звена и ходатайствовал о присвоении ему очередного звания - Лейтенанта. В боевой аттестации пилоту он написал: "Дисциплинирован. Как лётчик - истребитель подготовлен отлично. Летает на самолётах разных типов. Образцово выполняет боевые задания".

К концу Сентября 1943 года на боевом счету Владимира Люсина числилось уже 7 сбитых самолётов - прибавилось ещё 2 "Хейнкеля", сбитых им под Андреевкой и в районе Копани.

Приказом по 8-й Воздушной армии Гвардеец В. Н. Люсин в Августе и Октябре 1943 года был награждён орденами Красного Знамени.

С конца 1943 года развернулись бои за освобождение Крыма. В этих боях 85-й Гвардейский истребительный авиаполк, в котором командиром звена служил Гвардии лейтенант Владимир Люсин, покрыл себя неувядаемой славой. За боевые успехи в Крыму полку было присвоено наименование "Севастопольский". В этих боях Люсин снова показал своё высокое лётное мастерство и беспримерное мужество. В Мае 1944 года в районе Сапун - горы под Севастополем он уничтожил 15-й по счёту немецкий самолёт.

Часто Владимиру Николаевичу приходилось сопровождать бомбардировщики и штурмовики, вступать в яростные воздушные бои с немецкими асами, ходить на "свободную охоту". И нередко, возвращаясь на аэродром, Люсин радостно улыбался - в этот день немцы недосчитались ещё одного своего самолёта.

Два Ме-109 сбил Люсин под Каховкой и в районе Шевченково. 24 Февраля 1944 года в районе Армянска он зажёг Ju-87. А с 8 Апреля 1944 года - со дня наступления в Крыму - начался самый "урожайный" для Люсина месяц: 5 воздушных побед - в районах Тархана, Кирка, Херсонеса, посёлка 6-я верста, Сапун - горы; уничтожены паровоз, 8 автомашин, 145 солдат и офицеров противника - такому итогу позавидовали бы и опытнейшие советские асы.

Лётчики 85-го Гвардейского истребительного авиаполка в те горячие дни сопровождали тяжёлые самолёты, сами наносили удары по врагу. Победы доставались нелегко. 8 Апреля 1944 года шестёрка штурмовиков под прикрытием четырёх "Яков", которыми командовал Гвардии лейтенант Люсин, вылетела в район скопления вражеской техники. В момент штурмовки на советские "Илы" наскочили 6 вражеских истребителей. Умелым маневром Люсин вывел свои истребители в нужный сектор и отбил все атаки противника.

Не прошло и 10 минут, как на помощь первой группе немцев прилетели ещё 10 истребителей. Чувствуя своё численное превосходство, противник нагло атаковал выходящие из боя штурмовики. Но этой атаке снова помешали "ястребки", которых вёл Гвардии лейтенант В. Н. Люсин.

Вдруг Люсин заметил за истребителями до 40 немецких бомбардировщиков, шедших бомбить наши боевые порядки. Он принимает решение атаковать своими небольшими силами вражеские "Юнкерсы". Ожесточённый неравный бой мог закончиться плачевно для группы Люсина. Но в это время возвращалась с боевого задания шестёрка наших истребителей. Она поспешила на выручку товарищей.

Бой, которым руководил Люсин, окончился полной победой советских истребителей. Боевые порядки бомбардировщиков были расстроены, 4 "Юнкерса" и 2 "Мессера" упали на землю. Один из них сбил Люсин. Остальные повернули назад, а наши самолёты без потерь вернулись на свою базу.

Представляя заместителя командира эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта Люсина к званию Героя, командование полка и дивизии так характеризовало отважного лётчика:

"Бесстрашный воздушный боец. На боевые задания летает смело, с желанием. Выполняет любые боевые задачи. В воздушном бою личным примером показывает, как надо бить врага, не считаясь с его численным превосходством. Всегда ищет боя. Из боя выходит победителем".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Владимиру Николаевичу Люсину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его боевом счету было уже 17 сбитых вражеских самолётов.

Грудь отважного сокола к концу войны украшали 11 государственных наград. Его "ястребок" в 1945 году видел небо Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии. Количество сбитых Люсиным самолётов приблизилось к 20-ти...

С 1956 года покинувший авиацию по состоянию здоровья Гвардии майор в отставке Владимир Николаевич Люсин был частым и желанным гостем воспитанников Костромского аэроклуба РОСТО имени дважды Героя Советского Союза Главного маршала авиации А. А. Новикова, в стенах которого он начинал свой славный лётный путь.

...На Первомайских и Октябрьских демонстрациях в последние годы костромичи не раз видели открывающую праздничное шествие колонну знатных людей города и области - Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. В их рядах был и Гвардии майор запаса В. Н. Люсин.

Сегодня прославленного лётчика уже нет в живых, но память о его верном служении Родине остаётся в сердцах костромичей, а его героизм и мужество служат примером для подражания тем, кто готовится достойно выполнить свой воинский долг.

*     *     *

Список известных побед Гвардии старшего лейтенанта В. Н. Люсина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )р-н КупянскаИ-16, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-9.

208.08.1942 г.1  Ju-88сев - вост. Тундутово
331.08.1943 г.1  FW-189совх. "Металлист"
406.09.1943 г.1  Ju-87Обушек
527.09.1943 г.1  Не-111Михайловка
629.09.1943 г.1  Не-111Васильевка
729.10.1943 г.1  Ме-109Каховка
822.11.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Шевченко
924.02.1944 г.1  Ju-87Армянск
1008.04.1944 г.1  Ме-109юж. Тархан
1110.04.1944 г.1  Ju-87сев - вост. Кирк
1216.04.1944 г.1  FW-190зап. Севастополь
1324.04.1944 г.1  Ме-1096-я Верста
1407.05.1944 г.1  FW-190зап. Сапун - Гора
1501.11.1944 г.1  FW-190сев - зап. Надькереш
1608.12.1944 г.1  FW-190юго - зап. Моца
1716.01.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Будаерш
1818.02.1945 г.1  Ме-109зап. Эстергом

      Всего сбитых самолётов - 19 + 1  [ 17 + 1 ];  боевых вылетов - 294;  воздушных боёв - 67.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz