КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Макаров Сергей Васильевич |
Родился 8 Мая 1919 года в деревне Нестерово, ныне Вяземского района Смоленской области, в семье крестьянина. В 1931 году семья переехала в город Гатчину Ленинградской области. Окончив здесь 8 классов средней школы № 4, поступил на Ленинградский завод подъёмных сооружений электросварщиком. Вечерами без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1938 году призван в ряды Красной Армии и направлен в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил на кануне Великой Отечественной войны. С Июля 1941 года Младший лейтенант С. В. Макаров в действующей армии. По Июль 1941 года сражался в составе 122-го истребительного авиационного полка, летал на И-16. С Июля по Август 1941 года - в отдельной авиационной эскадрилье, затем - в 180-м истребительном авиационном полку. Летая на МиГ-3, он сражался в небе Смоленщины, над Подмосковьем, на Калининском фронте. С первых вылетов показал себя умелым и грамотным воздушным бойцом. Уже в Сентябре 1941 года был награждён орденом Красного Замени. От боя к бою росло воинское мастерство молодого лётчика - истребителя. Только с 3 по 14 Октября 1941 года Сергей Макаров уничтожил в районах станций Нелидово - Канютино - Чертолино 4 вражеских самолёта лично и 8 - в группе с боевыми друзьями. К Ноябрю 1941 года он был уже одним из лучших асов полка. Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, ветеран 3-х войн Александр Фёдорович Семёнов: "К вечеру 10 Октября 1941 года положение под Ржевом стало критическим. Немцы вышли к Волге. От нас их отделяло всешл 3 - 4 километра. Ночью мы перетащили все исправные самолёты на северо - восточную окраину лётного поля и, как могли, замаскировали. Людей разместили по отрытым здесь же щелям. Всех предупредили о необходимости соблюдать строжайшую светомаскировку. Движение машин и людей по аэродрому днём было запрещено. С рассветом начали боевые вылеты. Взлетать приходилось под огнём противника. С противоположного берега Волги наши самолёты подвергались обстрелу даже из пулемётов и винтовок. Но рвавшегося к столице врага надо было бить в любых условиях. Поначалу вылетели четвёркой: Долгушин, Макаров, Боровой и я. Миновав Волгу, взяли курс вдоль шоссе Ржев - Великие Луки. Через несколько минут обнаружили длинную колонну немецких войск. Впереди на белом коне гарцевал командир. Мы взяли несколько в сторону от шоссе, а затем, построившись гуськом, обрушились на колонну с тыла. Огонь открыли из всех пулемётов с небольшой высоты. Было хорошо видно, как валятся фашисты. Но почему-то не разбегаются. Очевидно, внезапность нашей атаки на какое-то мгновение парализовала их. Делаем второй заход. Теперь уже противник заметался. Однако прятаться некуда: по обе стороны шоссе - поле. И мы почти не отрываем пальцев от гашеток. Израсходовав боеприпасы, разворачиваемся на обратный курс. А где же Макаров ? Пришлось вернуться. Вскоре я увидел самолёт Макарова, выходивший из пикирования. Не без злости подумал: из-за недисциплинированности одного можем все попасть в беду. Ведь патроны мы расстреляли до последнего. Что делать, если навалятся "Мессеры" ? По возвращении на место я, не скрывая своего недовольства, спросил Макарова: - Почему оторвался ? - Виноват, товарищ командир, - последовал ответ. - За тем, что на белом коне, погнался. Уж очень захотелось уничтожить эту сволочь... Истребитель МиГ-3. На таких самолётах летали лётчики 180-го ИАП в 1941 - 1942 гг. Конечно, Макаров получил нагоняй за самовольство. Но в душе я ему сочувствовал. И даже восхищался его постуцком. Этот круглолицый, сероглазый, всегда весёлый крепыш нравился мне с самого начала нашей совместной службы. Парень с обаятельной улыбкой, большой самостоятельностью в суждениях и не с меньшей сноровистостью в делах. На первых порах он безупречно выполнял обязанности ведомого. Потом ему стали доверять водить на задания группу. К концу боевого дня, после 5 - 6 вылетов, у него как-то неестественно вытягивалось лицо. А наутро, после крепкого сна, оно снова приобретало округлый вид и на нём по-прежнему сияла улыбка..." 30 Ноября 1941 года группа истребителей 180-го ИАП вылетела на сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в район Клина. В это время немцы предприняли своё второе "Генеральное" наступления на Москву. Борьба на земле и в воздухе шла не на жизнь, а на смерть. Налёт "Мессеров" был успешно отбит. Противник потерял 3 самолёта. Но пострадала и машина Сергея Макарова. Лётчик, помня о том, что вражеские истребители стараются добивать повреждённые самолёты и варварски расстреливать экипажи при спуске с парашютами, не спешил оставить кабину. Он начал снижение в сторону полевого аэродрома, куда ещё не успела передислоцироваться немецкая авиация. Его напарник, Сергей Долгушин, понял намерение товарища. Но к аэродрому уже мчались 2 автомашины с вражескими солдатами. "А что, если вслед за Сергеем сесть и попытаться забрать его ?" - подумал Долгушин. Он решительно повёл истребитель на посадку. Макаров бросился к приземлившемуся самолёту и нырнул за бронеспинку. Немцы ударили из автоматов с окраины аэродрома, но было уже поздно: машина взлетела... Вскоре оба лётчика благополучно вернулись на свой аэродром. К 26 Января 1942 года командир звена 180-го истребительного авиационного полка ( 46-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт ) Лейтенант С. В. Макаров совершил 260 успешных боевых вылетов. Проведя 35 воздушных боёв, сбил лично 10 самолётов противника и 13 - в группе с товарищами. Многократно участвовал в штурмовках скоплений вражеских войск, подбил и сжёг 27 автомашин, подавил 2 зенитно - пулемётные точки и нанёс противнику большой урон в живой силе и технике. 10 Февраля 1942 года Лейтенант С. В. Макаров погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника. Вспоминает Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов: "В конце Декабря 1941 года мне предложили должность командира истребительного полка. Я не хотел расставаться с моими боевыми товарищами, начал отнекиваться. Сослался на то, что заместителем командира части работаю недавно, основательного командирского опыта ещё не приобрел, а тут незнакомый полк, новые люди... - Тогда вот что, - строго сказал начальник отдела кадров, - поедете на курсы командиров полков. Против этого я пытался выставить ещё какие-то аргументы, но безуспешно. Так или иначе, а со 180-м истребительным полком, уже ставшим для меня родным, пришлось расстаться. Перед отъездом заглянул проститься в бывшую свою эскадрилью. На месте застал Сергея Долгушина, Никиту Борового и Сергея Макарова. Посидели, вспомнили, какими неоперившимися птенцами начинали они свою службу здесь. Вместе порадовались их боевым успехам. К тому времени каждый из них пользовался уже репутацией опытного воздушного бойца.
По-разному сложилась дальнейшая судьба этих дорогих мне людей. Они продолжали храбро сражаться в составе 180-го полка, но не всем довелось дожить до победы. В начале Февраля 1942 года погиб Никита Боровой. Вскоре, в том же месяце - Сергей Макаров. А с Долгушиным мы ещё встретились, и он рассказал мне тогда о последнем вылете Макарова. 10 Февраля 1942 года четвёрка МиГ-3, возглавляемая Сергеем Макаровым, патрулируя над нашими позициями, завязала бой с 18 многоцелевыми самолётами Ме-110. Несмотря на большое численное превосходство противника, наши лётчики действовали смело, напористо. Сбив двух "Мессершмиттов", Макаров пошёл в атаку на третьего. Точная очередь - и тот задымил. Посчитав, что стрелок на Ме-110 выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до 20 - 30 метров, намереваясь добить его. Но пулемётная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит. Его самолёт упал в районе села Воскресенское". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Макарову Сергею Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени. Похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области. Там же Герою воздвигнут памятник. На здании школы, в которой учился Герой, установлена памятная доска. Список всех известных побед
Лейтенанта С. В. Макарова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |