КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Нихамин Давид Ефимович |
Лётчик - истребитель, Гвардии полковник. С Июня 1941 года Старший лейтенант Д. Е. Нихамин на фронтах Великой Отечественной войны. По Август 1941 года служил в составе 32-го ИАП ЧФ; по Ноябрь 1941 года - в 101-й ОИАЭ ЧФ; по Сентябрь 1943 года - в 9-м ИАП ЧФ; по Ноябрь 1943 года - в 11-м Гвардейском ИАП ЧФ; по 1945 год - в 43-м ИАП ЧФ. К концу войны Гвардии подполковник Д. Е. Нихамин сбил в воздушных боях 12 самолётов противника лично и 4 - в составе группы, ещё 8 - уничтожил на земле при штурмовке аэродромов. Участник Советско - Японской войны 1945 года. После войны продолжал служить в морской авиации. Умер 19 Мая 2000 года. Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но так и не получил эту награду страны, которую отважно защищал. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени; медалями. Среди лётчиков - истребителей ВВС Черноморского флота наряду с наиболее известными пилотами, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, были и десятки других, не менее известных воздушных бойцов. Имена Давида Нихамина, Петра Краснова, Сурена Тащиева, Семёна Карасёва и других Черноморских асов были хорошо известны в годы войны. По тем, или иным причинам, они не стали Героями, хотя и одержали в воздухе по десятку и более побед. Об одном из таких "забытых" лётчиков и будет этот рассказ. Давид Ефимович Нихамин встретил войну Старшим лейтенантом, в рядах 32-го истребительного авиаполка. Потом его назначили командиром вновь сформированной 101-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота. Она состояла из молодых лётчиков, едва научившихся самостоятельно летать. Поэтому командиру и военкому части старшему политруку Ивану Батуре пришлось немало потрудиться, чтобы из этой зелёной молодёжи подготовить настоящих бойцов. Летали лётчики на самолётах И-16. Осенью 1941 года, в составе Фрайдорфской авиационной группы, защищали северные районы Крымского полуострова. О подвигах лётчиков и их командира, сбившего 6 самолётов, неоднократно сообщали фронтовые газеты. Так, 19 Октября 1941 года, в ходе одного из штурмовых ударов, 4 И-16 из 101-й ОИАЭ ВВС ЧФ случайно встретили группу из 15 бомбардировщиков Ju-88. В ходе завязавшегося боя, лётчики Нихамин и Попруженко сбили по одному "Юнкерсу". Летом 1942 года Капитан Д. Е. Нихамин, будучи уже командиром 3-й эскадрильи 9-го истребительного авиаполка, защищал небо над Севастополем. Здесь в неравных схватках с врагами он сбил 3 самолёта. В условиях превосходства противника в воздухе достигнуть этого было трудно. Каждый раз смерть охотилась за ним. За первый год войны Д. Е. Нихамин сбил 9 самолётов и несколько уничтожил на аэродромах. Очень тяжёлым для наших лётчиков оказалось 3 Июня 1942 года. Вот что пишет об этом Мирослав Морозов в своей книге - "Воздушная битва за Севастополь. 1941 - 1942 гг." "Днём с Кавказа на Херсонесский маяк должны были перелететь 9 ЛаГГ-3 и 2 Як-1 из состава последней эскадрильи 9-го ИАП ВВС Черноморского Флота. Для прикрытия перелёта с аэродрома взлетело несколько "Яков" из 6-го Гвардейского ИАП. Всё это привело к крупному воздушному бою с Ме-109 из группы II/JG 77 и прибывшими им на помощь коллегами из III/JG 3. Советские истребители, у которых после длительного перелёта почти не осталось бензина, не смогли оказать достойного противодействия. Один за другим к земле потянулись 3 "Лавочкина" и 1 "Як". Это сопровождалось серьёзными потерями в лётном составе. Лейтенант Сохунов попытался выпрыгнуть с парашютом, но тот не раскрылся, а Лейтенант Федоренко погиб в воздухе. Младший лейтенант Лощинский совершил удачный прыжок, но всё равно вышел из строя, поскольку получил серьёзные ожоги. В строю остался только Лейтенант Грибин, который сел в море и был спасён катером. Наши лётчики доложили о 3-х сбитых Ме-109, но немцы не признают ни одного, хотя и не скрывают, что потеряли 2 машины из II и III/JG 77 в лётных происшествиях. Удивление от результатов боя проходит, если посмотреть, кто из немецких пилотов претендует на воздушные победы. Это обер-лейтенант Хакль ( Hackl; 52-я победа ), обер-лейтенант Фрейтаг ( Freytag; 50-я ), фельдфебель Шульте ( Schulte; 26-я ), унтер-офицер Эберт ( Ebert; 14-я ) и обер-лейтенант Мертенс из III/JG 3 ( Mertens; 31-я ). Ни один из противостоявших им советских лётчиков, даже асы из эскадрильи Михаила Авдеева на тот момент не имели более 8 побед. Но это не значит, что в тот день немцы не понесли потерь от действий советских истребителей. В последующих вылетах пилоты Хряев и Головко сбили "Юнкерс", командир перелетевшей 3-й эскадрильи 9-го ИАП капитан Нихамин - другой, а лётчики Безеров и Буряков - корректировщик Hs-126. Противная сторона признает потерю 2-х Ju-88 из 4/KG 51 и I/KG 76 с полными экипажами, но считает первый пропавшим без вести, а второй - сбитый огнём зениток. Поскольку последние претендуют только на сбитый Ju-87 ( не подтверждено ), можно считать, что Нихамин, Хряев и Головко неплохо поквитались за погибших товарищей". 8 Июня 1942 года Капитан Д. Е. Нихамин во главе четвёрки "Яков" сопровождал лётчиков 18-го штурмового полка наносящих удар по скоплению вражеских войск в Альминской долине. В районе мыса Лукулл, что севернее Севастополя, черноморцев атаковали 12 Ме-109. Рассчитывая на помощь наших зенитчиков, Нихамин сражался с превосходящими силами, оттягивая немецкие истребители к Херсонесу. Однако добраться туда ему не удалось. В результате атаки четвёрки Ме-109 его самолёт был повреждён, а один из снарядов разорвался в кабине. Истребитель загорелся. Не дотянув до берега, Давид Ефимович приводнился на парашюте в 3-х километрах от берега на траверзе Камышовой бухты. Здесь его подобрал торпедный катер. "Гроза воздушных пиратов", как прозвали Давида Нихамина товарищи за отличные боевые действия ещё под Перекопом, на этот раз сильно пострадал: лицо его и руки обгорели. Его отправили в госпиталь, а потом на Кавказ. Но, подлечившись, он вскоре вновь вступил в строй. Осенью 1943 года Гвардии майор Д. Е. Нихамин - был назначен начальником штаба сводной истребительной авиагруппы, включавшей в себя 11-й Гвардейский и 25-й авиационные полки. Вечером 31 Октября 1943 года на небе начали появляться тёмные тучи, кое - где прошли дожди, обильно смочившие землю Таманского и Керченского полуострова. В море третье сутки штормило. На рассвете 1 Ноября десантные отряды 318-й стрелковой дивизии и войска 56-й армии начали высадку десанта на побережье, занятое противником. Для прикрытия крупного бота с управлением 318-й дивизии, который вышел из Тамани на Эльтиген, в воздух была поднята пара истребителей во главе с начальником штаба 11-го Гвардейского ИАП Гвардии майором Д. Е. Нихаминым. Отправляя его на задание, командир полка Герой Советского Союза Гвардии майор К. Д. Денисов шутя напутствовал Давида Ефимовича: - Ну, "гроза пиратов", ты имеешь шанс завалить очередного "Мессера" для коллекции ! - Завалю, командир, только бы плохонький немец не подвернулся. Я ведь собираю только породистых. Неизвестно, какой именно "экстерьер" был у немецкого пилота, подвернувшегося под горячую руку Нихамина, но именно ему удалось открыть боевой счёт самолётам противника, сбитым полком над Керченским проливом. Две "Аэрокобры" встретились с парой Ме-109, пытавшимися на малой высоте подкрасться к мотоботу и внезапно атаковать его, но от зоркого глаза Нихамина эта уловка противника не ускользнула. Ведущий нашей пары немедленно атаковал врага, и на глазах командира дивизии Полковника В. Ф. Гладкова один из "Мессеров", задымив, рухнул в воду, а другой на полном газу удрал восвояси... Вслед за Нихаминым в этот же день отличились Капитан Б. М. Литвинчук, Лейтенанты Г. П. Колонтаенко и П. А. Краснов, сбившие в группе два Ju-87 и один Ме-109. Ещё двух "Мессеров" сбили лётчики 25-го полка и 214-й штурмовой авиационной дивизии. В Ноябре 1943 года Гвардии майор Д. Е. Нихамин был назначен командиром вновь формируемого 43-го истребительного авиационного полка, в котором и продолжил свою службу. С Марта 1944 года лётчики полка, летающие на американских истребителях Р-39 "Аэрокобра", сражались в составе 13-й бомбардировочной авиационной дивизии ( куда, кроме 43-го ИАП, входили 40-й и 29-й БАП ), возглавляемой Героем Советского Союза Подполковником И. Е. Корзуновым. Войну Гвардии подполковник Д. Е. Нихамин закончил имея на своём счету 24 победы: 12 вражеских самолётов он сбил лично и 4 - в группе с товарищами, ещё 8 уничтожил на земле. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 3 групповые победы лётчика. ] За успехи, проявленные на заключительном этапе боевых действий, возглавляемый им 43-й истребительный авиационный полк был удостоен почётного наименования "Сулинский". Сам Д. Е. Нихамин дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. После войны Давид Ефимович продолжал служить в морской авиации. Командовал 59-м истребительным авиационныи полком ВВС ВМФ ( Сформирован в начале 1945 года, в Июле 1945 года вошёл в состав 15-й САД ВВС Северной Тихоокеанской флотилии. На 8 Августа 1945 года базировался на аэродроме Николаевска-на-Амуре. Основное назначение - ПВО объектов, флота и прибрежных коммуникаций от устья реки Амур до Татарского пролива. На вооружении имел истребители Як-9 ). Гвардии полковник в запасе Д. Е. Нихамин умер 19 Мая 2000 года. Еврейский совет Украины ещё при жизни Давида Ефимовича подал ходатайство в наградной отдел администрации президента о присвоении Д. Е. Нихамину звания Героя Украины. Список известных побед Гвардии подполковника
Д. Е. Нихамина:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |