КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Прошенков Николай Иванович |
Николай Прошенков родился 7 января 1918 года в деревне Путятино, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье крестьянина. Отец его был участником Гражданской войны, потерял ногу, часто болел. Основная мужская работа легла на плечи Николая. В 1925 году пошёл в 1-й класс в деревне Харино, учился прилежно. В 1932 году окончил 7 классов, следующие 2 года учился в ФЗУ и работал на фабрике в Вязниках. Был помощником мастера на ткацкой фабрике "Свободный пролетарий". Одновременно занимался в аэроклубе. В 1938 году поступил на военную службу. В 1939 году окончил Чкаловское авиационное училище лётчиков. С 13 августа 1941 года младший лейтенант Н. И. Прошенков на фронтах Великой Отечественной войны. По декабрь 1941 года сражался в составе 13-го ИАП, летал на И-153 и Як-1; с марта по июнь 1941 года - в 774-м ИАП, где летал на Як-1; по осень 1944 года - в 21-м Гвардейском ИАП, на Як-1 и "Аэрокобре"; по май 1945 года - в 69-м Гвардейском ИАП, на "Аэрокобре". За годы войны сражался на следующих фронтах: Северо - Западном ( с 13.08.1941 по 1.09.1941 ), Южном ( с 1.09.1941 по 15.12.1941 ), снова Северо - Западном ( с 15.12.1941 по 18.05.1943 ), Степном ( с 10.08.1943 по 20.10.1943 ), 2-м Украинском ( с 20.10.1943 по 6.07.1944 ), 1-м Украинском ( с 8.07.1944 по май 1945 ). Дважды он был ранен: 25.04.1942 года - осколочное ранение в надбровную область; 19.07.1942 года - осколочное ранение правой лопаточной области. В августе 1941 года Прошенков открывает боевой счёт. В неравном бою с 4 вражескими самолётами он сбивает один Ме-109. Оставшиеся 3 немецких истребителя пытались атаковать самолёт Прошенкова, но советский лётчик сам атаковал фашистов и обратил их в бегство. От Москвы до Берлина пролёг боевой путь лётчика - истребителя Н. И. Прошенкова. Около 400 боевых вылетов, десятки боёв, таких, как, например, 3 февраля 1944 года. В тот день 5 советских лётчиков, среди которых был Н. И. Прошенков, приняли бой с 50 самолётами противника и победили: 6 вражеских машин было сбито ( 3 из них - лично Прошенков ), остальные спаслись бегством. 14 апреля 1942 года группа в составе 4 самолётов Як-1 под командованием Прошенкова вылетала на прикрытие наземных вайск в районе Старая Русса. В это время 10-я немецкая армия была окружена нашими войсками в районе Демянска. Немецкое командование старалось всеми силами вывести свои войока из окружения, бросая на поддержку наземных войск всё новые и новые эскадры бомбардировочной и иотребитильной авиации. Группы немецких истребителей постоянно патрулировали над линией фронта, немецкие бомбардировщики бомбили боевые порядки наших войск. Прошенков, зная тактику противника, приступил к выполнению поставленной задачи, преследуя цель встретить вражеских бомбардировщиков на подходах к линии фронта. Через несколько минут он заметил в воздухе группу до 15 Ju-87 идущих к линии фронта без прикрытии истребителей. Прошенков своей группой в составе 4 Як-1 смело и решительно атаковал вражеских бомбардировщиков. В результате дерзких и решительных атак были сбиты 4 Ju-87, из которых одного сбил лично сам Прошенков. Остальные самолёты противника сбросив свой бомбовый груз на свои же войска, позорно покинули поле боя, а прошенков в составе своей группы без потерь возвратился на свой аэродром. В марте 1943 года в Красноярск на Енисее был отведён для переформирования 21-й Гвардейский истребительный авиаполк. Здесь часть получила новые самолёты - Р-39 "Аэрокобра". Первоначально новая неизученная техника создавала проблемы - в Красноярске потерпели крушение 2 самолёта. Но Красноярская учёба пошла впрок, и в октябре полк выступил на фронт. 3 февраля 1944 года группа в составе 5 самолётов "Аэрокобра" под командованием Прошенкова прикрывала наземные войака в районе Шпола. На высоте 2500 метров Прошенков заметил группу пикировщиков Ju-87 до 15 самолётов, а с интервалом до 15 км подходила и вторая группа немецких бомбардировщиков. Прошенков, имея преимущество в высоте, приказал одной паре находится на той же высоте, а сам в составе 3 самолётов решительно атаковал самолёты противника и с первой же атаки сбил лично одного "Юнкерса". Выйдя из атаки снова атаковал Ju-87 и в результате атаки сбил второго вражеского бомбардировщика. Видя, что "Юнкерсы" идут без прикрытия истребителей, Прошенко приказал верхней паре вступить в бой с бомбардировщиками. В результате смелых и дерзких атак истребителей группы под командованием Прошенкова, немецкие бомбардировшяки не выполнили свою задачу, в беспорядке ушли на свою территорию потеряв при этом 5 самолётов. После этого Прошенков заметил ешё одну группу Ju-87 до 18 самолётов и вступил с ними в бой. С первой же атаки сбил ещё одного "Юнкерса" и умело командуя своей группой, разогнал немецких бомбардировщиков. Так 5 наших лётчиков под командованием Прошенкова сорвали массированный налёт немецких бомбардировщиков на наши боевые порядки наземных войск, сбив при этом 6 самолётов противника типа Ju-87, из которых 3 лично сбил сам Прошенков. 24 марта 1944 года Прошенков парой прикрывал наземные войака в районе Первомайска. Вскоре заметил группу бомбардировщиков противника до 30 Ju-87. Не считаясь с превосходящими силами противника, решительно атаковал вражеские самолёты, в результате чего со своим ведомым сбили по одному "Юнкерсу". Окончив время патрулирования над целью, при возвращении на свой аэродром Прошенков получил приказание со станции наведения возвратиться обратно в тот же район, так как к цели подходила вторая группа Ju-87 до 35 самолётов под прикрытием 8 Mе-109. Прошенков решительно атаковал и эту группу самолётов противника, в результате атаки лично сбил один Ju-87, а подоспевшей восьмёркой наших истребителей группа бомбардировщиков была разогнана не выполнив задание. Благодаря отличной осмотрителъноати Прошенков вскоре заметил и третью группу Ju-87 дo 6 самолётов под прикрытием 2 Ме-109. Не имея боеприпасов, Прошенков своими дерзкими атаками обманул противника, разогнал и эту группу самолётов, недопустив бомбить наши боевые порядки наступающих наземных войск. В этом тяжёлом бою с превосходящими силами противника в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника, Прошенков в течение 40 минут парой отражал налёт 3-х групп немецких бомбардировщиков и лично сбил 2 Ju-87. 28 апреля 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Прошенкова сопровождала 16 штурмовиков Ил-2 в район Яссы. После отличного выполнения боевой задачи штурмовиками, Прошенков заметил в воздухе 2 группа Ju-87 до 40 самолётов под прикрытием 8 Ме-109, которые пытались бомбить боевые порядки наших наземных войск. Приказав по радио четвёрке самолётов связать боем истребителей противника, сам совместно со штурмовиками решительно атаковал немецких бомбардировщиков. В этом сложном бою комбинированной группы наших самолётов Прошенков проявил исключительное мастерство и умение в управлении боем. В результате обе группы "Юнкерсов" были разогнаны, сбито при этом 8 Ju-87 из них 3 - сбили штурмовики и 1 - лично сбил сам Прошенков. В июне 1944 года молодёжь Красноярского края собрала для фронта 2 миллиона рублей. На эти деньги была куплена эскадрилья "Аэрокобр", названная "Красноярский комсомолец". Самолёты передали пилотам 21-го Гвардейского ИАП. Фронтовые лётчики получают новые "Аэрокобра" в Красноярске: В. Н. Якимов, Леонов и Гвардии капитан Н. И. Прошенков ( справа ). Лётчики Н. И. Прошенков ( слева ) и В. Н. Якимов. 21-й ГвИАП, июнь 1944 г. Надписи на самолётах - "Красноярский колхозник" и "Красноярский рабочий". Во время уничтожения Корсунь - Шевченской группировки немцев лётчики полка сбили 19 самолётов противника, потеряв 2 своих. В Уманской операции сбили 41, потеряли ещё 2. В Ясской - 8 и 3 соответственно. 4 августа 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Прошенкова прикрывала переправу через реку Висла. Сo станции наведения Прошенков был предупреждён о подходе группы самолётов противника к цели, которые из-за облачности пытались бомбить переправу. Обнаружив 10 FW-190, Прошенков приказал по радио паре набрать высоту и прикрыть атаку, а сам четвёркой атаковал самолёты противника. В результате атаки сбил лично один FW-190, а второго сбил ведущий второй пары. Остальные самолёты противника сбросив бомбы вне цели ушли на свою территорию. За умелую организацию этого боя и решительные атаки, лётчикам группы Прошенкова была объявлена благодарность командиром 7-го истребительного авиационного корпуса. 4 апреля 1945 года группа в составе 4 самолётов "Аэрокобра" под командованием Гвардии майора Прошенкова сопровождала 8 бомбардировщиков Пе-2 в район Герлиц. В районе цели было замечено 8 FW-190, которые питались атаковать наших бомбардировщиков. Отсекая наглые атаки истребителей противника от бомбардировщиков и благодаря умелому руководству боем, было сбито 3 FW-190, из них одного "Фоккера" сбил лично сам Прошенков. Остальные самолёты противника испытав неприступность к бомбардировщикам Пе-2, ушли на свою территорию. Наши бомбардировщики, отлично выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром. Потерь со стороны истребителей сопровождения не было. К маю 1945 года командир эскадрильи 69-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка ( 23-я Гвардейская истребительная авиационная Черкасская Краснознамённая дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии майор Н. И. Прошенков совершил 375 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Р-39N-1 комэска Н. И. Прошенкова, 69-й ГвИАП, весна 1945 года. После окончания войны Николай Иванович продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1960 года Гвардии полковник Н. И. Прошенков - в запасе. Жил в Киеве. Умер 27 апреля 1963 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями. Список всех известных побед Гвардии
майора Н. И. Прошенкова:
Из наградного листа на Гвардии майора Н. И. Прошенкова:Тов. Прошенков за период Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками с 13.08.1941 г. по 1.05.1945 г. произвёл 375 успешных боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 19 самолётов противника типа: 8 Ю-87, 6 МЕ-109, 3 ФВ-190, 1 Ю-88, 1 ФВ-189 и 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109, 1 Ю-88 в групповых воздушных боях. В период с 13.08.1941 г. по 7.01.1943 г. произвёл 192 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, лично сбил 8 самолётов противника типа: 5 Mе-109, 2 Ю-87, 1 Ю-88 и 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109, 1 Ю-88 в групповых воздушных боях: 18.08.1941 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе СПАС - ДЕМЯНСК; 19.10.1941 г. сбил один самолёт противника типа Mе-109, который упал в районе станции ИШУНЬ; 26.11.1941 г. сбил один самолёт противника типа Ю-88, который упал в районе ИСЛАНТЕРЕК; 18.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе ГОРШКОВИЦЫ; 21.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал в районе ПЕННО; 26.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе СТАРИКОВО; 14.04.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал в районе КОЗЛОВО; 17.04.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе БОРИСОВО. За лично обитые 8 самолётов противника типа: 5 Mе-109, 2 Ю-87, 1 Ю-88, 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109 и 1 Ю-88 в групповых воздушных боях и произведённые 192 успешных боевых вылетов - награждён двумя орденами Красного Знамени 15.05.1942 г. и 10.02.1943 г. В период с 7.01.1943 г. по 14.03.1944 г. произвёл 47 успешных боевых вылетов, провёл 6 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника типа 3 Ю-87, 1 ФВ-190, 1 ФВ-189: 15.10.1943 г. сбил один самолёт противника типа ФВ-190, который упал в районе АННОВКА - MИХАЙЛОВКА; 11.12.1943 г. сбил один самолёт противника типа ФВ-189, который упал в районе СТЕПАНИНО; 3.02.1944 г. сбил три самолёта противника типа: Ю-87, которые упали в районах: КИСЕЛЁВА, СТУПИЧНОЕ, КОКРЕНОЕ. За лично сбитые 5 самолётов противника типа: 3 Ю-87, 1 ФВ-190 и 1 ФВ-189, произведённые 47 успешных боевых вылетов - награждён орденом Отечественной войны 1-й степени 20.04.1944 года. В период с 14.03.1944 г. по 1.09.1944 г. произвёл 58 успешных боевых вылетов, провёл 7 вздушных боёв, лично сбил 4 самолёта противника типа: 3 Ю-87, 1 ФВ-190: 24.03.1944 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войок в районе ПЕРВОМАЙСК, лично сбил два самолёта противника типа Ю-87, которые упали в районе ПЕРВОМАЙСК, что подтверждают лётчики: Гвардии майор Носов, Гвардии майор Рожков; 28.04.1944 г. выполняя боевое задание на сопровождение штурмовиков Ил-2 в район ЯССЫ лично сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал возле города ЯССЫ, что подтверждают лётчики: Ефимов, Коваленко, Тушков, Байдиков; 4.08.1944 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе БАРАНУВ - СУХОЖУВ, лично обил один самолёт противника типа ФВ-19О, который упал в районе ПАЦАНУВ, что подтверждают лётчики: Мальцев, Гусев, Бубнов и станция наведения от 9-й ГИАМД гвардии майор Макеев. В период с 1.09.1944 г. по 7.03.1945 г. произвёл 33 успешных боевых вылетов, из них 30 боевых вылетов в период с 12.01.1945 г. по 7.03.1945 г. За этот же период эскадрилья под руководством тов. Прошенккова произвела 170 успешных боевых вылетов, не имея своих потерь и за присвоенную квалификацию "МАСТЕР ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ" - награждён орденом Александра Невского 25.04.1945 г. В период с 7.03.1945 г. по 1.05.1945 г. произвёл 45 успешных боевых вылетов, из них 5 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 на столицу Германии гор. БЕРЛИН, провёл 10 воздушных боёв, лично сбил два самолёта противника типа: 1 Ме-109 и 1 ФВ-190: 16.03.1945 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войок в районе НЕИССЕ, лично сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе НЕИССЕ, что подтверждают наземные войока, воинская часть № 67641; 24.04.1945 г. выполняя боевое задание на сопровождение бомбардиривщиков Пе-2 в район ГЕРЛИЦ, лично сбил один самолёт противника типа ФВ-190, который упал в районе аэродрома ГЕРЛИЦ, что подтверждают лётчики: Кудлик, Акулович, Соколенк и экипажи Пе-2 из 81-го ГБАКП. За произведённые 45 успешных боевых вылетов, лично сбитые 2 самолёта противника типа: 1 Ме-109 и 1 ФВ-190, отличные штурмовые действия по войскам и технике противника, и надёжное сопровождение бомбардировщиков - предатавлен к награждению орденом Красного Знамени 3.05.1945 г. Гвардии майор Прошенков своим мужеством, стойкостью и геройством в воздушных боях воодушевляет на боевые подвиги лётный состав эскадрильи, в результате чего эскадрилья, под его командованием в период о 7.10.1943 г. по 15.12.1944 г. произвела 893 боевых вылетов, в воздушных боях лётчиками эскадрильи сбито 46 самолётов противника, имея при этом свои потери: самолётов - 4, лётчиков - 3. За период с 12.01.1945 г. по 1.04.1945 г. эскадрилья под его командованием произвела 308 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбито 4 самолёта противника, имея при этом одну свою боевую потерю. Имея большой боевой опыт и отличные организаторские способности, Гвардии майор Прошенков за время командования эскадрильей обучил, воспитал и ввёл в бой 50 молодых лётчиков прибывших из запасных авиационных полков. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками имеет 29 благодарностей от командира полка, командира дивизии, командира корпуса, Командующего 5-й ВА и Верховного главнокомандующего тов. Cталина. Отличный воздушный боец и командир - организатор боя. В ожесточённых боях с врагом показал чудеса мужества, отваги и геройства. Особо отличался в боях во Львовской операции 1944 года и завершающей операции 1945 года по окончательному разгрому врага в его собственной берлоге. Являясь постоянным ведущим групп истребителей, умело организует и управляет воздушным боем. Отлично попользует радиоовязь в воздухе, как основное средство для управления боем. За отличное овладение воздушной радиосвязью, приказом Командующего войсками 2-й Воздушной Армии № 00120 от 5.12.1944 года Гвардии майору Прошенкову приавоена квалификация "МАСТЕР ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ". Лётчики, летающие на выполнение боевых заданий в группе под командованием тов. Прошенкова всегда уверены в силе и способности своего командира, зная, что любое боевое задание будет выполнено только на отлично с нанесением больших потерь врагу. Полк, в операции 1945 года по окончательному разгрому немецких оккупантов, в основном выполнял боевые задания на сопровождение бомбардировщиков. И здесь, как и всегда тов. Прошенков показал своё мастерство и умение воевать. Группы по 6 - 8 самолётов под командованием тов. Прошенкова бомбардировщиков сопровождали отлично, потерь со стороны бомбардировщиков и своих самолётов не было, за что лётчикам от ведущих групп бомбардировщиков объявлено 35 благодарностей. Смелость и геройство, мужество и отвага и вся жизнь Гвардии майора Прошенкова принадлежат славным делам на поле боя с врагом за честь и независимость нашей Родины. За лично уничтоженные 19 самолётов противника, 4 самолёта противника в групповых боях, произведённые 375 успешных боевых вылетов, умелое командование группами истребителей в бою, воспитание мужества и отваги у своих подчинённых, отличную организацию боевой работы эскадрильи, проявленные в боях мужество, отвагу и геройство - достоин представления к званию - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГОГ СОЮЗА. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |