КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Рязанцев Алексей Фёдорович |
Алексей Рязанцев 15 Октября 1915 года в посёлке Баулино, ныне Раменского района Московской области, в семье лесника. Отец был уважаемым человеком, потомственным егерем - лесником. В их доме не раз останавливались, приезжая на охоту, видные деятели партии и государства. В детстве Алексей разговаривал с В. И. Лениным, став старше ходил на охоту с М. И. Калининым. После окончания 8-го класса сельской школы поступил в школу фабрично - заводского ученичества при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста. По окончанию школы ФЗУ весной 1934 года Алексей получил назначение в город Горький ( ныне - Нижний Новгород ), на машиностроительный завод "Новое Сормово", работал термистом. Летом того же года был призван в ряды Красной Армии и по путёвке Сормовского райкома комсомола направлен в школу лётчиков. В Августе был зачислен в 9-ю объединённую военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в городе Харьков. В юности Алексей не собирался летать. В те годы много писали, что стать лётчиком может лишь тот, кто имеет особый талант и божий дар. И вдруг неожиданно многих студентов и тех, кто уже закончил средние учебные заведения, вызвали в горком партии и сообщили, что принято решение о призыве в лётные школы большого числа молодёжи. Мол, считайте себя мобилизованными. Среди этого, специального партийно - комсомольского, набора было и несколько добровольцев. Один из них - Алексей Рязанцев. Тогда считалось, что стать лётчиком может лишь человек богатырского здоровья, но Алексей не подходил под такой эталон. Вот что вспоминает о тех днях дважды Герой Советского Союза, известный советский лётчик Арсений Васильевич Ворожейкин. "Это был щупленький паренёк с бледным лицом и постоянной смешинкой в тёмных глазах. Чёрные волосы делали его похожим на цыганёнка. Он очень боялся, что не пройдёт мандатную комиссию, которая проверяла теоретическую подготовку кандидатов, особенно знание истории партии. С дрожью Алексей вошёл в кабинет. Необходимо было сначала представиться, но он так растерялся, что не мог произнести ни слова. Председатель комиссии понял состояние парня и приветливо завёл с ним разговор. Оказалось, что отец Алексея - Фёдор Фёдорович Рязанцев был хорошим охотником. К нему в дом не раз приезжали М. И. Калинин и В. И. Ленин, чтобы вместе отдохнуть и поохотиться на зверя..." После выпуска в 1937 году Лейтенант А. Ф. Рязанцев был оставлен в школе инструктором. Готовил кадры для авиации республиканской Испании, освоил несколько типов самолётов: бомбардировщики ТБ-1, СБ, истребители И-15 и И-16. Написал несколько рапортов об отправке добровольцем в Испанию, но безрезультатно. Когда началась Великая Отечественная война, за плечами Старшего лейтенанта Рязанцева были 3,5 года инструкторской работы в Харьковской ( с 1938 года - Чугуевской ) военной авиационной школе лётчиков. В первые дни войны написал рапорт об отправке на фронт. 7 Июля он прибыл на должность заместителя командира 3-й эскадрильи в 296-й истребительный авиационный полк, действовавший на Южном фронте, летал на И-16. В первом боевом вылете сбил немецкий бомбардировщик. Затем одержал ещё 2 победы. Неоднократно летал на разведку, провёл 11 штурмовок живой силы и техники противника. Лично уничтожил на земле до 30 автомашин с грузами, 25 повозок с боеприпасами и более сотни солдат и офицеров противника. За бои начального периода войны был награждён орденом Красного Знамени. 20 Августа в воздушном бою был ранен в руку ( потерял большой и средний палец правой руки ), с трудом посадил избитую машину на вынужденную и попал в госпиталь. После излечения был признан негодным к лётной работе. Несмотря не решение врачей, вернулся в свой полк и продолжил летать. Вскоре был переведён в 297-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи, летал на ЛаГГ-3. С этим полком он прошёл всю войну. В воздушном бою над Сталинградом был сбит и снова ранен в правую руку. Во время вынужденной посадки около Мамаева кургана, лётчик повредил позвоночник, 12 суток находился без сознания. Несколько месяцев провёл в госпиталях и вернулся в свой полк, получивший в Декабре новые истребители Ла-5 и вошедший в вновь формируемую 302-ю истребительную авиационную дивизию. В составе этой дивизии Рязанцев воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, в Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишиневской, Дебреценской, Будапештской наступательных операциях. От боя к бою росло мастерство лётчика - истребителя, увеличивался счёт сбитых вражеских самолётов. 16 Октября в районе Мишурин Рог - Лиховка пятёрка Ла-5 под командованием Майора А. Ф. Рязанцева вылетела на прикрытие наземных войск. Лётчики встретили 20 немецких бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 6 истребителей Me-109. Ожесточённый бой длился 15 минут, было сбито 7 вражеских самолётов, 2 из которых на счету ведущего. Это были его 10 и 11 победы. Только за 2 недели Октября он уничтожил в воздушных боях с превосходящим противником 5 "Юнкерсов" и 1 "Мессер". За образцовое выполнение боевых заданий был награждён вторым орденом Красного Знамени. К Сентябрю 1944 года штурман 179-го Гвардейского истребительного Трансильванского ордена Суворова авиационного полка ( 14-я Гвардейская истребительная Кировоградско - Будапештская Краснознамённая ордена Суворова авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный Ясский Краснознамённый ордена Суворова авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии майор А. Ф. Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 1 - в составе группы. 13 Сентября 1944 года командир полка Гвардии майор Мавсенко, заполняя наградной лист, писал: "В каждом из боёв ярко проявилось замечательное личное мастерство, искусство руководить воздушным боем группы, высокая тактическая грамотность и непреклонная воля к победе. Дерзость, отвага и вместе с тем расчёт, основанный на большом боевом опыте, - таковы отличительные черты боевой работы Гвардии майора Рязанцева. Всюду, где бы он ни участвовал со своей группой в воздушных схватках, враг нёс большие потери. В воздухе он всегда ищет противника, а обнаружив, уничтожает его". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии майору Алексею Фёдоровичу Рязанцеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( №" 4926 ). О высокой награде он узнал в госпитале, где лечился после очередного ранения. Уговорил врачей досрочно выписать его и вернулся в свой полк. Через несколько дней командующий 5-й Воздушной армией Генерал С. К. Горюнов вручил Рязанцеву орден Ленина и "Золотую Звезду" Героя. В дальнейшем ходе войны он сбил ещё несколько самолётов во время боёв над Веной и Брно. Последнюю победу Гвардии Майор А. Ф. Рязанцев одержал над Будапештом, схватившись с известным немецким асом - на фюзеляже его FW-190 был изображён "червовый туз". Боевым разворотом Алексей пошёл вверх, немец ринулся за ним. Резко изменив траекторию полёта, Рязанцев зашёл противнику в хвост и сбил его. К концу Великой Отечественной войны он выполнил около 200 успешных боевых вылетов. Проведя 53 воздушных боя, уничтожил лично и в группе с товарищами 24 самолёта противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 1 групповую победу лётчика. ] На груди появилась новая награда - орден Отечественной войны 1-й степени. Окончание войны застало Рязанцева в Чехословакии, в городе Брно. В Июле 1945 года медицинская комиссия признала Рязанцева инвалидом 2-й группы, и он был демобилизован. Приехал домой, но стремился вернуться в авиацию, если не в военную, то хотя бы в гражданскую. Через 3 года, добившись замены группы инвалидности на 3-ю, дающую право работать, он поехал в Москву. В отделе кадров Гражданского Воздушного Флота ему предложили областной центр Западной Украины, город Станислав ( ныне это Ивано - Франковск ). Медицинская комиссия в Киеве признала Рязанцева годным к лётной работе. Сам он ничего не сказал о наличии инвалидности и постоянных болях. Его назначили командиром звена, работавшего на самолётах По-2. Задачи выполнялись самые разнообразные: борьба с вредителями сельского хозяйства на полях, защита леса от пожара, перевозка пассажиров и больных, почты. В страдную пору приходилось бывать в командировках в Узбекистане и Таджикистане, опылять удобрениями с воздуха хлопковые поля. В 1948 году он уже был командиром авиаотряда. Награждён знаком "Отличник Аэрофлота". В Сентября 1951 года он стал слушателем партийной школы ГВФ в Ленинграде. После её окончания в 1954 году получил назначение командиром авиаотряда в город Ворошиловград ( ныне - Луганск ). В том же году очередная медицинская комиссия признала его негодным к лётной службе. Рязанцева перевели на должность начальника службы движения в аэропорту, где он работал до выхода на пенсию в 1977 году. В 1965 году заочно окончил педагогический институт. 8 лет подряд был депутатом Ворошиловградского городского Совета народных депутатов. Вёл активную военно - патриотическую работу. Был главным редактором радио - телевизионного журнала "Патриот". Алексей Фёдорович Рязанцев умер 31 Марта 1984 года. Похоронен в городе Луганске ( в 1970 - 1990 года - Ворошиловград ). Его имя высечено на обелиске в Луганске. В Нижнем Новгороде память о Герое увековечена мемориальной плитой, установленной на памятнике у Вечного огня на территории Нижегородского машиностроительного завода. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Список всех известных побед Гвардии
майора А. Ф. Рязанцева:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |