КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 4 Февраля 1906 года. Лётчик - истребитель, Гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, воевал в составе 13-го ( 4-го Гвардейского ) истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Был командиром звена, заместителем командира 1-й эскадрильи. Совершил 363 боевых вылета, из них 30 на штурмовку. Участвовал в 46 воздушных боях, сбил в группе 7 самолётов противника. 30 Марта 1942 года возглавлял шестёрку И-16 в вылете на разведку. В районе деревень Вериговщины - Новинка самолёты были обстреляны зенитной артиллерией. Самолёт Шишацкого был сбит и упал в лес в одном км северо - восточнее деревни Вериговщины. Лётчик погиб. Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды. Его имя увековечено на мемориале Борки. Некоторые эпизоды его боевой деятельности удалось получить из воспоминаний однополчанина, Героя Советского Союза Василия Фёдоровича Голубева. "19 Августа 1941 года, в день начала наступления на Таллин, лейтенант Васильев со своим звеном вылетел на разведку дороги, идущей от Пярну на Таллин. Вся дорога была забита колоннами машин, артиллерии и танков. Противник подтягивал свежие силы. Генерал Петрухин приказал истребителями 71-го и 13-го полков ещё до наступления темноты нанести по колоннам 2 - 3 штурмовых удара. К вечеру удалось подготовить всего 8 исправных самолётов, командир полка Романенко, часто летавший на боевые задания, повел группу на штурмовку самой большой колонны фашистских войск, шедшей на Таллин. При подлете к Рапла лётчики увидели, что первые машины вражеской колонны приближались к мосту через небольшую речку. Первая внезапная атака истребителей вызвала сумятицу и панику у фашистов. Более 20 РС-82 разорвались, накрыв авангард колонны. А потом лётчики из пушек и пулемётов прочесали дорогу на протяжении 5-ти километров. Много машин горело, что - то взрывалось. Гитлеровские зенитчики открыли огонь... После 3-й атаки в группе уже не хватало 3-х самолётов... Самолёты Байсултанова и Васильева вскоре приземлились на аэродроме. Их так изрешетило зенитным огнём, что трудно было представить, как они держались в воздухе. Байсултанов не смог выпустить шасси и сел на краю аэродрома на фюзеляж. Самолёт загорелся, лётчик едва успел отбежать, как взорвался бензиновый бак. Самолёт Васильева был повреждён несколько меньше. Третий лётчик из группы, Пётр Шишацкий, не вернулся... Лейтенант Шишацкий явился на следующее утро. Оказалось, что на пушечном И-16 третьим заходом он атаковал группу бензозаправщиков. И тут же - сильный удар в мотор. Самолёт начало трясти так, что невозможно было рассмотреть показания приборов. Вблизи от линии фронта мотор заглох. Самолёт прополз на фюзеляже метров 40 и остановился. Шишацкий выскочил из кабины, осмотрелся. В 2 - 3-х километрах слышались артиллерийская пальба, пулемётные очереди. Лейтенант забросил парашют за спину и побрел заболоченным кустарником на север. Местность он знал хорошо и на рассвете вышел к железнодорожной станции, а затем на попутных машинах добрался до Лагсберга. А часа через 3 грузовик ЗИС-5 с группой техников и механиков, возглавляемых инженером эскадрильи Метальниковым, мчался к линии фронта. С ними ехал и лётчик к своей покалеченной машине. Ему не терпелось скорей отремонтировать её и - опять в бой... Подъехать к самолёту днём было невозможно, противник вёл по этому месту ружейный и пулемётный огонь, но как только наступила темнота, группа незаметно подобралась к самолёту. Но как его погрузить на машину ? Находчивый инженер предложил выкопать яму под самолётом. Сделали это быстро. Потом грузовик с опущенными бортами подвели под самолёт, закрепили истребитель тросами, увезли из зоны обстрела и доставили на аэродром. Через 2 дня Пётр Шишацкий на сввём самолёте опять полетел на боевое задание. ...7 Декабря полк провёл 2 примечательных боя. В одном отличились лётчики Шишацкий и Дмитриев, схватившиеся с 8 самолётами Ме-109, штурмовавшими наш автотранспорт, в другом - Петров и Бакиров - с 6 Ме-109. В обоих случаях опытность и инициатива лётчиков не позволили противнику нанести удар по ледовой трассе, избежав потерь. Один из истребителей 13-го ИАП имел на борту надпись "За Васю Захарова !". Лётчик этого полка Василий Николаевич Захаров погиб в 1942 году в одной из воздушных схваток. В память о нём товарищи и сделали соответствующую надпись на борту И-16. ...Во второй половине дня 14 Марта 1942 года враг усилил напор с воздуха, нанося удары по нашим войскам, и в частности по артиллерии. Это были налёты больших групп пикирующих бомбардировщиков Ю-87. В 15 часов на отражение налёта поднялась шестёрка Михаила Васильева. С ним шли опытные лётчики: Творогов, Лагуткин, Байдраков, Шишацкий и Ефим Дмитриев. В верхней паре находились энергичные, с острым зрением Шишацкий и Дмитриев. Когда время патрулирования уже подходило к концу, Васильев обнаружил вдали чуть ниже себя около 20 Ю-87 и 8 Ме-109. Васильев принял решение нанести удар по противнику над его войсками и дал команду атаковать их на встречном курсе. 4 Ме-109 попытались задержать атакующих "Ишачков", но Шишацкий и Дмитриев, не отставая от ударного звена, сумели отбить атаки и, не ввязываясь в бой с истребителями, тоже кинулись на бомбардировщиков. Дерзкая атака увенчалась успехом: ведущий группа Ю-87 был сбит. Плотный строй начал распадаться, часть самолётов повернула назад. А наши истребители, умело взаимодействуя между собой, принялись атаковать другие "Юнкерсы", ещё не оставившие попытки сбросить бомбы на наши войска. Однако и эти упрямцы потеряли 2 самолёта и стали со снижением уходить. Теперь, когда удар противника был сорван, наши истребители, продолжая бои с "Мессерами", отошли за линию фронта. Подбив ещё один "Мессер", группа Васильева с малым запасом горючего поспешила на посадку". 26 Ноября 1941 года 6 И-16 из 13-го ИАП вели воздушный бой с 6 Ме-109. Лётчики П. Я. Шишацкий, Д. Л. Соценко и Ф. С. Когут сбили 2 "Мессера". 23 Марта 1942 года 8 И-16 из 4-го Гвардейского ИАП КБФ вылетали на штурмовку. В районе Кондуя - Макарьевская пустынь на высоте 1400 метров встретили 7 Ju-88 и 4 Ме-109, которые направлялись к линии фронта. Увидев советские истребители, противник со снижением на большой скорости развернулся и ушёл на свою территорию. Сделав круг, самолёты противника вновь стали подходить к линии фронта в районе Шапки на высоте 1600 метров. Советские самолёты находились на высоте 400 метров, и лётчики погнались за бомбардировщиками сзади снизу с набором высоты. Противник сбросил бомбы на Макарьевское болото. Один Ju-88, атакованный Васильевым, стал уходить с резким снижением. В это время 2 Ме-109 сверху атаковали Васильева, который развернулся на 90 градусов и в свою очередь атаковал в лоб одного из них. После этого истребители противника ушли вверх. Уходящий со снижением Ju-88 был вторично атакован П. Я. Шишацким, вошёл в вираж, на высоте 500 метров сорвался в штопор и врезался в землю. 29 Марта 1942 года в 15:50 группа из 10 И-16 ( ведущий П. Я. Шишацкий ), в районе Виняголово вела воздушный бой с 4 Ме-109. Истребители противника держались со стороны солнца, поочередно парами атаковали наши фланги. Советские самолёты ходили встречными курсами, имея разницу в высоте 300 - 500 метров. Шишацкий и Литвиненко снизу спереди с дистанции 300 - 30 метров атаковали один "Мессер", ему же в хвост дал очередь Агуреев, после чего самолёт противника с чёрным дымом ушел на солнце и больше не появлялся. Остальные Ме-109 также ушли на солнце. При возвращении на аэродром в 16:20 южнее озера Тянегожское 3 Ме-109 пытались зайти группе в хвост. Пятёрка И-16 развернулась на 180 градусов и поочередно пушечно - пулемётным огнём атаковала одного "Мессера", который с дымом и снижением ушёл в южном направлении и упал в районе озера Тянегожское. Вторая пятерка И-16 также развернулась и атаковала пулемётным огнём и РСами 2 оставшихся Ме-109. РСы разорвались около самолётов противника. Один "Мессер", сделав 2 горки, с сильным дымом и снижением пошёл вниз и упал в 6 - 8 км юго - западнее станции Жихарево. Третий Ме-109 боя не принял и ушёл на свою территорию. В этом бою Шишацкий, Литвиненко и Агуреев предположительно сбили один Ме-109. Второго "Мессера", который упал в районе озера Тянегожское, сбили в группе Дмитриев, Кириллов и Литвиненко. Вспоминается ещё один эпизод, произошедший в 1942 году. В один из дней, вслед за командиром звена Младшим лейтенантом Шишацким стал взлетать с аэродрома его ведомый сержант Горгуль. В тот момент, когда он ещё не успел убрать шасси, на него навалились 2 Ме-109. Благодаря высокой бдительности Шишацкий вовремя заметил атаку противника и прямо с первого разворота устремился навстречу атакующим. Это спасло Горгуля от верной гибели. В течение 15 минут над аэродромом шёл воздушный бой. Неожиданно у Шишацкого заклинило пулемёты. Но лётчик не растерялся и продолжал маневрировать, отвлекая на себя внимание врагов. Видя безуспешность своих атак против ведущего, "Мессеры" снова стали наседать на Горгуля с двух сторон одновременно - снизу и сверху. Шишацкий резко снизился, его примеру последовал и Горгуль. Этим маневром наши лётчики лишили противника возможности атаковать их снизу. Бой прекратили взлетевшие с аэродрома и прибывшие на помощь самолёты с ледовой трассы. Противнику ничего не оставалось делать, как ретироваться, не добившись цели. По некоторым сведениям, опубликованным в советские времена, на счету Петра Шишацкого числилась 21 воздушная победа. По другим данным, опубликованным в наши дни, его боевой счёт значительно скромнее - 7 групповых побед. Список известных побед Старшего
лейтенанта П. Я. Шишацкого:
Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..." |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |