КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шокуров Александр Алексеевич |
Родился 17 ноября 1920 года в городе Барнауле, ныне Алтайского края, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. Работал слесарем паровозного депо на станции Тайга Кемеровской области, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. С Июня 1941 года младший лейтенант А. А. Шокуров в действующей армии. Сражался на Южном, Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Особенно отличился летом и осенью 1944 года, в боях за освобождение Украины и Польши. Ранений и контузий не имел. К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 156-го Гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная Знаменская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский Краснознамённый ордена Суворова корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 463 боевых вылета, провёл 58 воздушных боёв, сбил 19 самолётов противника лично и 1 в группе. 27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в Войсках ПВО. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в войсках ПВО. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Жил в Челябинске. Работал инженером гражданской обороны в автотранспортном предприятии. Умер 19 июля 1994 года. Похоронен на Успенском кладбище. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле. Включён в Энциклопедию Алтайского края. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями. - Сокол, прикрой, атакую ! - передал Гвардии лейтенант Александр Шокуров своему ведомому Михаилу Кузнецову. Сам же, стремительно устремился к "Фокке - Вульфу", сблизился с ним и меткой очередью сбил машину врага. Шокуров осмотрел воздушное пространство, кинул взгляд вниз. На зелёном фоне поля, где - то между Золочёвом и Бродами, ходили наши "Илы", штурмуя оборону противника. А в голубом небе в стремительной карусели носились истребители. Четыре "Яка" дрались с десяткой FW-190. Вслед за первым загоревшимся "Фоккером" пошёл в отвесное пике второй, подбитый Кузнецовым. Шокуров снова смелым маневром приблизился к FW-190 и точной очередью отрубил ему хвостовое оперение. Командуя звеном, он видел, как смело лётчики второй пары "Яков" атаковали самолёты противника. Выйдя из очередной атаки, Александр не обнаружил возле себя ведомого. "Где же Миша ?" - встревожился он и вдруг заметил, что горящий самолёт Михаила идёт к земле. Шокуров мгновенно спикировал. Внезапным ударом отогнал врага, который шёл вслед за горящим "Яком", намереваясь расстрелять лётчика, как только тот выбросится с парашютом. И дейстрвительно, в это время парашютист отделился от машины. Но теперь он был в безопасности. Кружась над Кузнецовым, Шокуров спасает его от неприятельского огня. А затем сам отбился от 6 "Фокеров" и благополучно вернулся на свой аэродром... Свою боевую деятельность Александр Шокуров начал с первого же дня войны, 22 июня 1941 года. По 16 июня 1942 года сражался на Крымском фронте. 2 июня 1942 года во время прикрытия Севастополя от налётов авиации противника сбил 1 пикировщик "Юнкерс-87". Затем, до 24 декабря 1942 года, сражался на Южном и Закавказском фронтах. С 25 мая 1943 года по 5 июля 1943 года - на Воронежском фронте. Затем, по 1 июля 1944 года - на Степном и 2-м Украинском фронтах. За успешную боевую работу на Крымском фронте и лично сбитые 2 самолёта противника 22 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени. В воздушных боях на Степном фронте при Белгородско - Харьковской операции лично сбил 4 самолёта противника и 1 в составе группы. 8 июля 1943 года 12 Як-1 при сопровождении 10 Ил-2 в район Тетеревино встретили до 80 Ju-88 и Не-111 в сопровождении 20 Mе-109. В воздушном бою Шокуров лично сбил 1 Mе-109 и 1 Не-111 в группе. 4 августа 1943 года 10 Як-1 сопровождали 20 Ил-2 в район Стрелецкое, где встретили одиночный Mе-109, который был сбит Шокуровым. 10 августа 1943 года 10 Як-1 сопровождали 11 Ил-2 в район Циркуны, где встретили 2 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер". 18 августа 1943 года 8 Як-1 сопровождали 17 Ил-2 в район Мерефа, встретили 4 Mе-109. B ходе завязавшегося воздушного боя Шокуров лично сбил 1 Mе-109. За произведённые 71 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков Ил-2 и сбитые 2 самолёта противника на Степном фронте 17 сентября 1943 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В воздушных боях на 2-м Украинском фронте при форсировании рек Днепр и Днестр лично сбил 5 самолётов противника. Так, 15 сентября 1943 года 4 Як-1 сопровождали 12 Ил-2 в район Лиховка - Ключеводск, встретили 2 Mе-109. B воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер". 29 сентября 4 Як-1 сопровождали 12 Ил-2 в район Лиховка, встретили 4 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 Mе-109. За 45 успешных боевых вылетов и сбитые 3 самолёта противника на 2-м Украинском фронте 9 января 1944 года награждён вторым орденом Красного Знамени. В тот же день, 9 января 1944 года 4 Як-1 сопровождали 9 Ил-2 в район Большие Виски, встретили 1 разведчик - корректировщик FW-189, которого был сбит Шокуровым. 16 января 4 Як-1 сопровождали 9 Ил-2 в район Большие Виски, встретили 4 Mе-109 и 2 FW-190. В ходе воздушного боя Шокуров сбил 1 Mе-109. 1 февраля 5 Як-1 сопровождали 7 Ил-2 в район Ярославка. Встретили 6 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер". Летом - осенью 1944 года командир 2-й эскадрильи 156-го Гвардейского авиационного полка Александр Шокуров сражался в небе Украины и Польши на самолёте Як-1Б с бортовым номером "38". На передней части капота его "Яка" красовалось красное сердце в белой окантовке. В Яссовской операции на 2-м Украинском фронте сбил 1 самолёт противника. 28 апреля 1944 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Тэтэр. Встретили 15 Ju-87, 20 FW-190 и 6 Mе-I09. В ходе боя Шокуров лично сбил 1 пикировщик Ju-87. С 1 июля 1944 года Александр Шокуров сражался 1-м Украинском фронте. В воздушных боях при Львовской операции и при форсировании реки Висла сбил 7 самолётов противника. 16 июля 1944 года 4 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Плугов, встретили 12 FW-190 и Шокуров лично сбил 1 "Фоккер". 16 июля 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Белый Камень, встретили 8 FW-190 и Шокуров снова сбил 1 самолёт. 16 августа 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Павлув, встретили 2 Mе-109 и 2 FW-190, в завязавшемся бою Шокуров сбил 1 "Фоккер". 18 августа 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Войцеховице, встретили 4 Mе-109, из которых один был сбит Шокуровым. 22 августа 4 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Шляхецьке, встретили 2 Mе-109, в воздушном бою Шокуров лично сбил Mе-109. За 79 успешных боевых вылетов и 6 сбитых самолётов противника 24 августа 1944 года награждён орденом Красной Звезды. 1 сентября 1944 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Подлесье, вели бой с 2 Mе-109 и 2 FW-190, Шокуров лично сбил 1 Mе-109. 12 сентября 2 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Осек, встретили 2 Mе-109, в ходе боя Шокуров сбил 1 "Mессер". За 115 боевых вылетов и 5 лично сбитых самолётов противника 25 апреля 1945 года награждён орденом Александра Невского. После получения последней награды, произвёл ещё 50 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, провёл 5 воздушных боёв с истребителями противника, пытавшимися атаковать Ил-2. По итогам боевой деятельности был представлен к званию Героя Советского Союза. В материалах наградного листа указывается: "Смелый, волевой командир лётчик - истребитель. В воздушном бою инциативен, в любой сложной воздушной обстановке принимает правильные решения и выходит победителем над врагом. Отлично владеет радиосвязью и имеет квалификацию 1-го класса по радиосвязи. Своими боевыми подвигами и опытом боевой работы в воздушных боях увлекает молодой лётный состав на разгром немецко - фашистских захватчиков. За время участия в Отечественной войне произвёл 460 боевых вылетов с налётом 440 часов, из них: на сопровождение Ил-2 - 364, на прикрытие наземных войск - 41, на разведку войск и аэродромов противника - 20, на перехват самолётов противника - 11, на штурмовку войск противника - 24. Провёл 53 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника, по типам: 12 Ме-109, 3 ФВ-190, 1 ФВ-189, 1 Ю-87, 1 Ю-88. В групповом бою сбил 1 Xе-111". 463 успешных боевых вылета совершил в Отечественную войну Александр Шокуров. Он провёл 58 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 1 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Шокурову Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4841 ). После войны А. А. Шокуров продолжал службу в Войсках ПВО страны. В 1955 году он окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Жил в городе Челябинск. До ухода на заслуженный отдых работал инженером гражданской обороны в автотранспортном предприятии. Скончался 19 июля 1994 года. Похоронен в Челябинске на Успенском ( Цинковом ) кладбище. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в Барнауле. Биография А. А. Шокурова включена в Энциклопедии Алтайского края и города Челябинска. Истребитель Як-1 из состава 247-го истребительного авиационного полка, закреплённый за командиром части подполковником Я. Н. Кутихиным. В период лета - осени 1943 года на этой машине совершали боевые вылеты и сбивали немецкие самолёты многие лётчики полка, в том числе капитан Николай Васильевич Смагин ( 10 личных и 2 групповые победы ), лейтенант Александр Алексеевич Шокуров, младший лейтенант Анатолий Фёдорович Шаманский ( 18 личных и 1 групповая победы ), младший лейтенант Николай Анисимович Сметана ( 6 личных побед ), младший лейтенант Геннадий Иванович Гриневич ( 8 личных и 2 групповые победы ) и конечно сам подполковник Яков Назарович Кутихин ( 8 личных и 4 групповые победы ). * * *Летом 1942 года лётчики 247-го ИАП отважно сражались в небе Крыма. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов в книге "Под нами - Чёрное море": "К лету 1942 года произошли коренные изменения на Крымском фронте. Враг, перейдя в наступление, 18 мая ворвался в Керч, а на следующий день полностью овладел и Керченским полуостровом. Севастопольцы остались в Крыму одни... В условиях нарастающей активности авиации противника увеличилась и напряжённость в работе нашей истребительной авиации. Всё ощутимее стали потери, а пополнение поступало лишь периодически, причём одновременно не более эскадрильи. 28 мая я получил задание в ночь на 29-е вылететь на гидросамолёте в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й Воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да ещё и на современных истребителях ! Но, как потом выяснилось, в полку - то насчитывалось всего 10 Як-1, причём ни один лётчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Когда я объявил в полку маршрут их перелёта, некоторые пилоты заметно "скисли". Вот тут - то и выручил командир, слово и пример которого всегда имеют в авиации особое значение. Майор Я. Н. Кутихин подбодрил подчинённых, сказав, что полёты над морем доверяют только мужественным и надёжным пилотам и таким доверием нужно гордиться. - Я сам поведу вас вслед за лидером, - заявил он, как бы ставя точку в разговоре. И возникшее было у лётчиков напряжение словно растаяло. Забегая вперёд, хотелось бы добавить, что командир полка был неразлучен со своими лётчиками почти до самого конца обороны Севастополя и очень многое сделал для того, чтобы его подчинённые быстро вошли в боевой строй. Воевали они хорошо... К утру 25 июля 1942 года в 3-й особой авиагруппе ВВС Черноморского флота осталось всего 32 исправных самолёта разных типов. Поэтому было решено весь личный состав 6-го Гвардейского, 247-го истребительных авиационных полков и некоторых эскадрилий отправить на Кавказ. Оставшиеся самолёты были переданы 9-му полку, а 4 машины Як-1 достались 45-му ИАП. Войска Севастопольского оборонительного района и авиаторы - черноморцы остались навсегда благодарны воинам 247-го и 45-го истребительных авиационных полков 5-й Воздушной армии, которые оказали им помощь в тяжёлое время. Первый из них сбил в воздушных боях 10, а второй - 25 самолётов врага. Почти все лётчики этих полков, воевавшие в составе 3-й особой авиагруппы, награждены боевыми орденами". Список побед Гвардии старшего
лейтенанта А. А. Шокурова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |